Церковный календарь

23 октября. Преподобного Амвросия Оптинского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 октября. Преподобного Амвросия Оптинского

20-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 10 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Евлампия и Евлампи́и (303–311). Святителя Иннокентия, епископа Пензенского (1819). Преподобного Амвросия Оптинского (1891).

Святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых. Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Мученика Феотекна (III–IV). Преподобного Вассиана (V). Преподобного Феофила исповедника (VIII).

Мученики Евлампий и Евлампия

В начале IV века в Никомидии император Максимиан (284–305) издал указ об осуждении на смерть христиан. Узнав об этом, Евлампий открыто возмутился борьбе императора со своими подданными, когда вокруг так много врагов отечества. Его схватили и отправили на суд, требуя отречения от веры, а после отказа подвергли мучениям. Вскоре страдалец попросил отвести его на капище. Мучители, радуясь, что сломили волю мученика, исполнили его желание. В языческом храме святой Евлампий призвал Господа Иисуса Христа, и, согласно повелению святого, идол Марса рассыпался в прах. Так молящиеся убедились в силе Божией. Внезапно в судилище явилась Евлампия, сестра святого, и исповедала себя христианкой. После многих мучений брата обезглавили, а дева скончалась от мук.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев причислен к лику святых. Ученик старцев Льва и Макария, он выполнял старческое служение в течение 30 лет. 45 лет, то есть большую часть своей монашеской жизни, преподобный тяжело болел и неоднократно был при смерти. Из-за болезни он еле передвигался, не выносил холода и сквозняков, употреблял только жидкую пищу. Тяжёлый крест болезни не повлиял на жизнерадостность старца. Наставления его всегда были простыми, меткими, с добрым юмором; когда ему однажды заметили: «Вы, батюшка, очень просто говорите» — старец улыбнулся: «Да я 20 лет этой простоты у Бога просил». Последний год жизни старец провёл в Шамордине, в основанном им женском монастыре. Проведя там лето 1890 года, он не смог уже вернуться в Оптину из-за болезни и в 1891 году почил.

Священное Писание

Флп., 245 зач., III, 8-19

8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: || для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.

12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.

13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.

17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.

18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

19 Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.

Лк., 32 зач., VII, 31-35

31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Подвижничество означает несение духовного подвига, а подвиг всегда предполагает самоотречение. Подвиг не может совершаться тем, кто заботится о самом себе, о своем благополучии, о деньгах, о карьере, кто погружен в суету. Подвиг всегда требует отдачи себя во имя ближних и дальних, во имя решения многих дел, земных и небесных, требует отдачи от человека. Подвиг есть некое сораспятие Христу. Если мы хотим жить так, как Господь нам повелел, если хотим следовать великим угодникам Божиим, то должны научиться совершать подвиг, большой или маленький, — все зависит от того, сколько у нас сил, какое положение мы занимаем. Но мы должны его совершать через отречение от самих себя, через жертвенность, через способность служить Божиему делу и высшим идеалам.

Как побороть стыд на Исповеди?

Стыд — способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью и дан нам как иммунитет от греха. На Исповеди же стыд бывает от гордости: люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии, освобождении от совершённого греха. Гордость проявляется в том, что стыдятся исповедать Богу, при свидетельстве священника слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т. п.

Священника не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наверняка Вы не первый, кто свидетельствует батюшке о такой форме падения, богоотступничества. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в опытном священнике особенную заботу об этом человеке (Лк.15:7).

Притча об осуждении

Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братьев и вынуждал гневаться игумена. Иноки роптали и даже просили настоятеля изгнать его.

И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братья, что погибнет душа несчастного. Собрались они у одра его, чтобы облегчить предсмертные страдания своей молитвой, но что же видят они? Этот монах умирал смертью праведника. Лицо его выражало спокойствие и радость.

Когда он немного очнулся, братия спросили:

— Какое утешение получил ты от Бога? С кем ты беседовал, как с близкими родными своими?

И умирающий, собрав последние силы, отвечал:

— Братья, вы знаете, что я жил недостойно, и вот я увидел, как демоны окружили мой одр, в руках их была хартия — лист, сверху донизу исписанный моими грехами. Они приблизились ко мне, Ангел же хранитель мой стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» — и тотчас хартия в руках демонов загорелась, и они с воплями исчезли. Подошёл ко мне Ангел и приветствовал меня, и я говорил с ним. Братья, — продолжал он, — после принятия монашества я не осудил ни одного человека! Братья, — сказал он ещё, — вы осуждали меня и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого.

Некоторые правила чтения Библии

Для христианина одинаково важно и знание Евангелия, и жизнь по нему; чтение само по себе, в отрыве от Церкви, не спасительно.

Библию не просто читают, но изучают. Христос говорит: «Исследуйте Писания» (Ин.5:39). Её невозможно прочитать от начала до конца и поставить на полку, как исторический роман.

Читать её следует предварительно помолившись, с благоговением, вдумчиво, используя, в первую очередь, толкования святых отцов. С рассудительностью следует относиться к толкованиям авторов, находящихся вне Церкви. Они могут быть интересны, познавательны, но в них царствует иной дух. Кроме того, нужно иметь определённый опыт, чтобы различить ложь, содержащуюся в толкованиях еретиков.

В Православии правильное понимание Библии учеником идет через учителя и проповедника — «вера от слышания» (Рим.10:17), а не от собственного мнения.

Главным образом Библия рассказывает о ключевых героях и принципиальных эпизодах. Пример (Быт.4), когда Каин говорит Богу: первый же встречный убьет меня, хотя ранее в этой же главе говорилось только 2-х детях Адама и Евы — о Каине и Авеле. О детстве Христа сказано только самое необходимое. Или убийство ослиной челюстью Самсоном тысячи филистимлян (Суд.15:15) следует понимать в том же ключе, что и фразу «маршал Жуков занял Берлин».

Евангельская истина предельно концентрирована, Христос даёт нам образец, идеал христианской жизни. Например, он призывает не заботиться о будущем или причиной развода устанавливает только прелюбодеяние.

Молитвословия

Тропарь преподобного Амвросия Оптинского

глас 5

Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Амвросия Оптинского

глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тя сущи, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас недостойных чад твоих (имена), чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского

глас 4

От мирскаго мятежа изшед,/ в пещерах Киевских Феодосия блаженнаго Богомудренно вселился еси./ святителю Христов, отче Амфилохие,/ и отсюду во епископа Богоспасаемей пастве Владимиро-Волынстей поставленный,/ в трудех, бдениих и пощениих свято подвизался еси./ И тако достиг добродетелей совершенства,/ паки в пещеры святыя возвратился еси,/ идеже и дух свой благочестно предал еси Господеви, всечестне,/ к лику преподобных Печерских причтен,/ с ними же молися Христу, всечестне, / спастися душам нашим.

Кондак святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского

глас 8

Звезду Волынскую, из пещернаго мрака от Киева возсиявшую,/ и от Волыни второе пещеры заветныя житием своим/ и блаженною кончиною, и прославлением своим озарившаго,/ всеблаженнаго Амфилохия, архипастыря Владимиро-Волынскаго почтим,/ просяще его, да в лике преподобных Печерских водворялся,/ молится купно с ними о душах наших.

Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского

глас 4

Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/ в посте и бдении пребывая,/ тягость зноя летняго понесл еси,/ и мразы зимния терпя,/ темнее и ныне приходящим с верою к тебе,/ исцеление неоскудно подавши,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого

глас 8

Вышния красоты желая,/ и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира,/ Ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне,/ с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Молитва блаженному Андрею, Христа ради юродивому

О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее! Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь. 

Тропарь мучеников Евлампия и Евлампии

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников Евлампия и Евлампии

глас 3

Доблия мученики и братию по плоти,/ мудраго Евлампия и Евлампию, почтим:/ тии бо пребеззаконных кознодейства посрамиша силою Распеншагося:/ сего ради явишася мучеников слава, купно и похвала.

Тропарь Собора Волынских святых

глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ людии Волынстии радуются,/ и с ними вся Российская Церковь ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ святых и Богомужных угодников и чудотворцев Волынских/ святителя Стефана чуднаго,/ иерархом Волынским первопрестольника,/ и святаго благовернаго Ярополка/, блаженнаго страдальца Богомужнаго,/ и с ними Амфилохия, святителя Волынскаго,/ и победоноснаго Феодора, Острбжскаго князя Богодарованнаго,/ и преподббнаго Иова Почаевскаго присноблаженнаго/, ихже молитвами, Господи,/ землю отеческую нашу в Православии и мире утверди,/ и спаси всех имуще купно о нас Молитвенницу усердную,/ Пресвятую Матерь Свою Богородицу,/ благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней иконе на горе Почаевстей/ и заступленьми прочих угодников Волынския паствы,/ Иулиании, блаженный девы Ольшанския,/ и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго.

Кондак Собора Волынских святых

глас 8

Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли,/ похвальная восписуем вам, святии:/ Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре,/ Иулиание, Иове и Макарие, присноблаженнии!/ Тем яко имущий благодать и милость у Христа Бога нашего,/ от всяких нас бед свободите/ да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарив:/ радуйтеся, преславнии угодницы Божий и земли Волынския украшение.

Теги:
Мученики Евлампий и Евлампия
преподобный Амвросий Оптинский
православный календарь

Все публикации