30 декабря. Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

5838
Фото

Седмица 28-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р. Х.).

Преподобного Даниила исповедника, в схиме Стефана (X).

Священномучеников Александра Савелова, Николая Бельтюкова и Сергия Флоринского пресвитеров (1918); священномучеников Петра Покровского и Иоанна Земляного пресвитеров (1937).

Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил

Выходец из царского рода пророк Даниил и его друзья Анания, Мисаил и Азария в отрочестве вместе с другими иудеями были уведены в вавилонский плен при завоевании Навуходоносором Иерусалима. Как знатных юношей, их стали готовить к придворной службе. Они освоили язык и знания Вавилона, но сохранили веру отцов. Однажды друзей Даниила, отказавшихся поклониться золотому идолу, бросили в раскаленную печь, но Ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Сам Даниил был брошен в яму со львами, но звери не тронули его. Даниил занимал высокие посты при трех царях, включая Кира Персидского, завоевавшего Вавилон и освободившего еврейский народ. Пророк предсказал падение Вавилона, а в более далеком будущем — явление Спасителя, Распятие и разрушение Иерусалима. Сам Христос не раз напоминал о его пророчествах.

Преподобный Даниил Исповедник

Преподобный Даниил Исповедник, в схиме Стефан, был испанским вельможей, начальником острова Ниверта. Пользуясь счастливым положением своего владения на главном в то время пути морского плавания, он приобрел много богатства, но, оставив все детям, удалился в Рим и там принял монашество. Оттуда он затем отправился к святым местам в Константинополь и Иерусалим, где принял схиму. Затем поехал в Египет, но был схвачен и, отказавшись принять ислам, стяжал мученический венец от сарацин.

Евангелие дня

Грехи, как мы все знаем, бывают разными по своей тяжести. Так, никто не поставит знак равенства между осуждением в мыслях и убийством, или же между недостаточно внимательной молитвой и воровством. Но есть среди грехов и те, которые имеют тяжесть значительно большую, чем любой из подпадающих под осуждение уголовным кодексом грехов. Причём грех этот для государственного закона и вовсе незаметен, однако он прекрасно заметен для Бога. О нём мы можем услышать в том отрывке из 9-й и 10-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня во время Литургии в православных храмах. Имя этому греху — соблазн, источником которого может по неосторожности стать любой человек.

Глава 9.

42А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,

44где червь их не умирает и огонь не угасает.

45И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,

46где червь их не умирает и огонь не угасает.

47И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

48где червь их не умирает и огонь не угасает.

49Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10.

01Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Из контекста только что прозвучавшего отрывка Евангелия от Марка ясно, что не только один грех от другого отличается своей тяжестью, но и соблазны тоже отличаются друг от друга. Можно, скажем, соблазнить человека съесть недозволенный постным уставом кусочек молочного шоколада, а можно лишить человека веры во Христа. Спаситель здесь упомянул второй вид соблазна, сказав так: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня» (Мк. 9:42).

Многие толкователи Евангелия от Марка отмечали, что эти Свои слова Христос адресовал не широкому кругу учеников, не фарисеям и не книжникам, а апостолам. Легко понять, почему Он поступил таким образом.

Всем нам прекрасно известно, что ничто так не отторгает людей от Церкви, как грехи христиан, особенно же священнослужителей, и чем выше в церковной иерархии находится человек, тем разрушительнее будут его грехи. Конечно же, Спаситель это прекрасно понимал, а потому Его предостережение — в первую очередь предостережение всем нам, тем, кто имеет честь перед своим именем произносить слово, указывающее на священный сан.

В продолжение размышления о соблазнах Господь сказал, что человека соблазнить может не только другой человек, но и само наше тело. Было бы слишком вульгарным понимать слова Спасителя как указание лишь на те грехи, которые именуются плотскими, нет, речь идёт о значительно более серьёзных вещах, в частности, о том, что избыточное попечение о теле заставляет нас идти на нравственные преступления, которые становятся соблазном для других людей.

Ответственность за такие грехи чрезвычайно высока, а потому нам стоит всеми силами стараться их избегать. Но как это сделать? Ответ довольно прост, он содержится в аскетическом учении Церкви: мы не должны позволять плоти диктовать свои условия, но, чтобы начать над ней господствовать, нам необходимо научиться делать то малое, что рекомендует делать Церковь всем своим чадам: регулярно молиться дома, участвовать в церковных таинствах, не пренебрегать постами и помнить, что всё перечисленное мы должны исполнять до той поры, пока по воле Божией не разлучимся с нашими телами.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Еще хуже поступают и еще большую ответственность несут те, кто обрушивает на человека информацию, разрушающую нравственность. Вот почему Господь говорит, что лучше было бы человеку, который вносит соблазн, если бы повесили ему жернов мельничный на шею и потопили в пучине морской, потому что развращение другого человека является величайшим грехом пред Богом (см. Мф. 18, 6). А отсюда проистекает огромная ответственность для властей, для средств массовой информации, для культуры, для всех тех, кто влияет на мир. Можно и нужно говорить людям правильные, умные слова, помогающие им расти умственно, нравственно, духовно, улучшать условия жизни. Но величайший грех, когда мы распространяем мысли или слова, разрушающие нравственную природу человека.

Авва Макарий и дьявол

Некогда авва Макарий проходил от озера в свою келью. Он нёс пальмовые ветви, и вот на пути встретился с ним дьявол с косой. Дьявол хотел ударить Макария, но не мог. И говорит ему:

— Много силы в тебе, Макарий. Я не силён против тебя. Всё, что ты делаешь, и я сделаю. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним ты побеждаешь меня.

— Чем же? — спросил Макарий.

— Смирением, — ответил дьявол. — Вот почему я не силён против тебя.

«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Притч.15:33)

Может ли человек избавиться от греховных страстей собственными силами?

Сегодня нередко можно слышать, что греховные страсти возможно преодолеть самостоятельно, вне религии, важно лишь захотеть, а потом приложить к своему желанию некоторые усилия. Случается, что подобные заявления подкрепляются утверждением: человек — творец своего совершенства, если хочет — грешит, если хочет — отворачивается от греха и живет в соответствии с морально-этическими общественными нормами.

Эта точка зрения соответствует учению еретика Пелагия, которое в своё время было осуждено Церковью.

Согласно Св. Писанию, человек, без помощи Божьей, не может делать добро. Эта мысль хорошо отражена в евангельской аллегории о лозе и её ветвях, где под образом лозы предстаёт Сам Господь Иисус Христос, а под ветвями — прочие люди. Несмотря на то, что Спасителю единосущны все люди вообще, подобно тому как ветви лозы имеют единую сущность с лозой, живыми плодоносными ветвями являются только те, которые питаются живительными соками лозы, то есть, переводя на людей, причастны спасительных благодатных даров, спасающей Божественной благодати (под плодами деятельности этих людей подразумеваются дела добра). В свою очередь те ветви, которые не питаются соками лозы (образ людей, отвергающих Христа, живущих не по Христу, не во Христе), засыхают и погибают (Ин.15:4-6).

Если бы люди могли освободиться от власти греха самостоятельно, если бы они только могли самостоятельно восходить по лествице духовных совершенств, ведущей в мир горний, небесный, для чего тогда были бы нужны страдания и смерть воплощенного Сына Божия? Итак, борьба со страстями подразумевает как необходимость личных усилий спасаемого, так и необходимость Божественной помощи.

Но ведь Библию много раз переписывали...

Мы можем использовать слово «переписывать» в двух разных значениях. Первое — «делать копии». Например, в советские годы верующие переписывали от руки в толстые тетради Евангелие и Молитвослов.

Второе значение слова — менять. Например, автор научной работы может переписать её после того, как появились новые данные.

Переписывали ли Библию в первом смысле? Конечно. До появления книгопечатания любые книги именно переписывали вручную. Обычно этим занимались в монастырях.

Переписывали ли Библию в значении «меняли»? Делать это было бы невозможно даже при всем желании. Библия с самого начала в истории Церкви (а до этого, если говорить о Ветхом Завете, и в истории Израиля) много раз копировалась, её экземпляры находились во многих общинах и у частных лиц. Её постоянно читали во время богослужений, цитировали в проповедях и других текстах, многие из которых до нас дошли.

Чтобы изменить текст Библии, было бы необходимо внести изменения не только во все копии самого Писания и во все тексты, где соответствующие библейские фрагменты как-то цитировались, но и более того — как-то изгладить эти фрагменты из памяти людей. Сделать это было невозможно, даже если бы кто-то и ставил себе такую задачу.

Молитвословия

Тропарь пророка Даниила и трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 2

Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святии трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил/ львом пастырь, яко овцам, являшеся./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.

Кондак трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 6

Рукописаннаго образа не почетше,/ но неописанным существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся;/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый!/ и потщися, яко милостив, в помощь нашу,/ яко можеши хотяй.

Кондак пророка Даниила

глас 3

Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище,/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ львы укротил еси, ввержен в ров.// Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил (600 г. до Р. Х.)
Жития святых 30 декабря 2016
Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил (600 г. до Р. Х.)

Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Р. X. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен.