Церковный календарь

30 декабря. Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 декабря. Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

29-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 17 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р. Х.).

Преподобного Даниила исповедника, в схиме Стефана (X).

Священномучеников Александра Савелова, Николая Бельтюкова и Сергия Флоринского пресвитеров (1918); священномучеников Петра Покровского и Иоанна Земляного пресвитеров (1937).

Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил

Выходец из царского рода пророк Даниил и его друзья Анания, Мисаил и Азария в отрочестве вместе с другими иудеями были уведены в вавилонский плен при завоевании Навуходоносором Иерусалима. Как знатных юношей, их стали готовить к придворной службе. Они освоили язык и знания Вавилона, но сохранили веру отцов. Однажды друзей Даниила, отказавшихся поклониться золотому идолу, бросили в раскаленную печь, но Ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Сам Даниил был брошен в яму со львами, но звери не тронули его. Даниил занимал высокие посты при трех царях, включая Кира Персидского, завоевавшего Вавилон и освободившего еврейский народ. Пророк предсказал падение Вавилона, а в более далеком будущем — явление Спасителя, Распятие и разрушение Иерусалима. Сам Христос не раз напоминал о его пророчествах.

Преподобный Даниил Исповедник

Преподобный Даниил Исповедник, в схиме Стефан, был испанским вельможей, начальником острова Ниверта. Пользуясь счастливым положением своего владения на главном в то время пути морского плавания, он приобрел много богатства, но, оставив все детям, удалился в Рим и там принял монашество. Оттуда он затем отправился к святым местам в Константинополь и Иерусалим, где принял схиму. Затем поехал в Египет, но был схвачен и, отказавшись принять ислам, стяжал мученический венец от сарацин.

Священное Писание

Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19

5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; 6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, 8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; 11посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. [...]

17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?

19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.

Мк., 42 зач., IX, 42 — X, 1

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50 Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 9, 42-10, 1

«Всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится». Перед этим говорил Господь о том, что должно быть готовым на всякого рода пожертвования и на всякие дела самоотвержения, лишь бы устоять на добром пути. Хоть бы жертвы эти были дороги нам, как глаз, или необходимы, как правая рука, надо принести их не задумываясь; ибо если пожалеешь принести такую жертву, и вследствие того увлечешься с правого пути на неправый, то принужден будешь в будущей жизни страдать вечно. Итак, принеси жертву, болезненную и скорбную здесь, чтоб избежать мучений там. Без огненного очищения здесь нельзя быть спасену от огня вечного. Всякий, желающий быть спасенным, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы, по закону сотворения, должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва приятная Богу. Но стань себя очищать, отрывать страсти от души, будет больно, как от обожжения огнем. Это действие внутреннего самоочищения похоже на действие огня, очищающего металл. Металл безчувствен. Если бы дать ему чувство, то он и очищение и жжение чувствовал бы одновременно; это самое происходит и в самоочищающемся человеке. Пройдя это действие, он бывает как бы весь пережжен огнем. Очистительный огонь проходит по всем частям его, как соль проникает осоляемое тело. И только тот, кто подвергается этому действию, бывает настоящею богородною жертвою; потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому как в Ветхом Завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее на всесожжение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Еще хуже поступают и еще большую ответственность несут те, кто обрушивает на человека информацию, разрушающую нравственность. Вот почему Господь говорит, что лучше было бы человеку, который вносит соблазн, если бы повесили ему жернов мельничный на шею и потопили в пучине морской, потому что развращение другого человека является величайшим грехом пред Богом (см. Мф. 18, 6). А отсюда проистекает огромная ответственность для властей, для средств массовой информации, для культуры, для всех тех, кто влияет на мир. Можно и нужно говорить людям правильные, умные слова, помогающие им расти умственно, нравственно, духовно, улучшать условия жизни. Но величайший грех, когда мы распространяем мысли или слова, разрушающие нравственную природу человека.

Авва Макарий и дьявол

Некогда авва Макарий проходил от озера в свою келью. Он нёс пальмовые ветви, и вот на пути встретился с ним дьявол с косой. Дьявол хотел ударить Макария, но не мог. И говорит ему:

— Много силы в тебе, Макарий. Я не силён против тебя. Всё, что ты делаешь, и я сделаю. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним ты побеждаешь меня.

— Чем же? — спросил Макарий.

— Смирением, — ответил дьявол. — Вот почему я не силён против тебя.

«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Притч.15:33)

Молитвословия

Тропарь пророка Даниила и трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 2

Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святии трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил/ львом пастырь, яко овцам, являшеся./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.

Кондак трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 6

Рукописаннаго образа не почетше,/ но неописанным существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся;/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый!/ и потщися, яко милостив, в помощь нашу,/ яко можеши хотяй.

Кондак пророка Даниила

глас 3

Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище,/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ львы укротил еси, ввержен в ров.// Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.

Теги:
Пророк Даниил
преподобный Даниил исповедник
православный календарь

Все публикации