Церковный календарь

30 декабря. Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 декабря. Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

30-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 17 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р. Х.).

Преподобного Даниила исповедника, в схиме Стефана (X).

Священномучеников Александра Савелова, Николая Бельтюкова и Сергия Флоринского пресвитеров (1918); священномучеников Петра Покровского и Иоанна Земляного пресвитеров (1937).

Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил

Выходец из царского рода пророк Даниил и его друзья Анания, Мисаил и Азария в отрочестве вместе с другими иудеями были уведены в вавилонский плен при завоевании Навуходоносором Иерусалима. Как знатных юношей, их стали готовить к придворной службе. Они освоили язык и знания Вавилона, но сохранили веру отцов. Однажды друзей Даниила, отказавшихся поклониться золотому идолу, бросили в раскаленную печь, но Ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Сам Даниил был брошен в яму со львами, но звери не тронули его. Даниил занимал высокие посты при трех царях, включая Кира Персидского, завоевавшего Вавилон и освободившего еврейский народ. Пророк предсказал падение Вавилона, а в более далеком будущем — явление Спасителя, Распятие и разрушение Иерусалима. Сам Христос не раз напоминал о его пророчествах.

Преподобный Даниил Исповедник

Преподобный Даниил Исповедник, в схиме Стефан, был испанским вельможей, начальником острова Ниверта. Пользуясь счастливым положением своего владения на главном в то время пути морского плавания, он приобрел много богатства, но, оставив все детям, удалился в Рим и там принял монашество. Оттуда он затем отправился к святым местам в Константинополь и Иерусалим, где принял схиму. Затем поехал в Египет, но был схвачен и, отказавшись принять ислам, стяжал мученический венец от сарацин.

Священное Писание

Евр., 323 зач., X, 1-18

1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. 2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, 4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,— которые приносятся по закону,— Ты не восхотел и не благоизволил", 9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.

10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

11 И всякий священник ежедневно стои́т в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

Мк., 36 зач., VIII, 30-34

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 10, 1-18; Мр. 8, 30-34

Пригласив следовать за собою с крестом, Господь указывает при этом путь сей, устраняя главные к нему препятствия не внешние, а внутренние, коренящиеся в сердце человеческом. Хочешь, как бы говорит Он, идти вслед Меня, — во-первых, не жалей себя; ибо кто будет жалеть себя, тот погубит себя; во-вторых, не связывайся корыстолюбием, ибо "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" В-третьих, не стесняйся тем, что скажут или как смотреть на тебя будут другие: "ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами". Саможаление, корыстолюбие и стыдение лица человеческого главные цепи, которыми держится человек в жизни небогоугодной, на пути страстей и греха. они — главные препятствия к обращению грешника; они же главный предмет борьбы духовной в человеке кающемся и в начавшем уже приносить плоды покаяния. Пока эти нити не отрезаны, жизнь христианская в нас ненадежна, полна преткновений и падений, если не всегда внешних, то внутренних. Вот и присмотрись всякий к себе хорошенько, и если есть что в нем из сказанного — позаботься отрешиться от того: иначе не надейся взойти к совершенству о Христе, хоть внешне будешь и очень исправен.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Еще хуже поступают и еще большую ответственность несут те, кто обрушивает на человека информацию, разрушающую нравственность. Вот почему Господь говорит, что лучше было бы человеку, который вносит соблазн, если бы повесили ему жернов мельничный на шею и потопили в пучине морской, потому что развращение другого человека является величайшим грехом пред Богом (см. Мф. 18, 6). А отсюда проистекает огромная ответственность для властей, для средств массовой информации, для культуры, для всех тех, кто влияет на мир. Можно и нужно говорить людям правильные, умные слова, помогающие им расти умственно, нравственно, духовно, улучшать условия жизни. Но величайший грех, когда мы распространяем мысли или слова, разрушающие нравственную природу человека.

Авва Макарий и дьявол

Некогда авва Макарий проходил от озера в свою келью. Он нёс пальмовые ветви, и вот на пути встретился с ним дьявол с косой. Дьявол хотел ударить Макария, но не мог. И говорит ему:

— Много силы в тебе, Макарий. Я не силён против тебя. Всё, что ты делаешь, и я сделаю. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним ты побеждаешь меня.

— Чем же? — спросил Макарий.

— Смирением, — ответил дьявол. — Вот почему я не силён против тебя.

«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Притч.15:33)

Может ли человек избавиться от греховных страстей собственными силами?

Сегодня нередко можно слышать, что греховные страсти возможно преодолеть самостоятельно, вне религии, важно лишь захотеть, а потом приложить к своему желанию некоторые усилия. Случается, что подобные заявления подкрепляются утверждением: человек — творец своего совершенства, если хочет — грешит, если хочет — отворачивается от греха и живет в соответствии с морально-этическими общественными нормами.

Эта точка зрения соответствует учению еретика Пелагия, которое в своё время было осуждено Церковью.

Согласно Св. Писанию, человек, без помощи Божьей, не может делать добро. Эта мысль хорошо отражена в евангельской аллегории о лозе и её ветвях, где под образом лозы предстаёт Сам Господь Иисус Христос, а под ветвями — прочие люди. Несмотря на то, что Спасителю единосущны все люди вообще, подобно тому как ветви лозы имеют единую сущность с лозой, живыми плодоносными ветвями являются только те, которые питаются живительными соками лозы, то есть, переводя на людей, причастны спасительных благодатных даров, спасающей Божественной благодати (под плодами деятельности этих людей подразумеваются дела добра). В свою очередь те ветви, которые не питаются соками лозы (образ людей, отвергающих Христа, живущих не по Христу, не во Христе), засыхают и погибают (Ин.15:4-6).

Если бы люди могли освободиться от власти греха самостоятельно, если бы они только могли самостоятельно восходить по лествице духовных совершенств, ведущей в мир горний, небесный, для чего тогда были бы нужны страдания и смерть воплощенного Сына Божия? Итак, борьба со страстями подразумевает как необходимость личных усилий спасаемого, так и необходимость Божественной помощи.

Молитвословия

Тропарь пророка Даниила и трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 2

Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святии трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил/ львом пастырь, яко овцам, являшеся./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.

Кондак трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 6

Рукописаннаго образа не почетше,/ но неописанным существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся;/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый!/ и потщися, яко милостив, в помощь нашу,/ яко можеши хотяй.

Кондак пророка Даниила

глас 3

Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище,/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ львы укротил еси, ввержен в ров.// Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.

Теги:
Пророк Даниил
преподобный Даниил исповедник
православный календарь

Все публикации