30 декабря. Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

4251
Фото

Седмица 30-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р. Х.).

Преподобного Даниила исповедника, в схиме Стефана (X).

Священномучеников Александра Савелова, Николая Бельтюкова и Сергия Флоринского пресвитеров (1918); священномучеников Петра Покровского и Иоанна Земляного пресвитеров (1937).

Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил

Выходец из царского рода пророк Даниил и его друзья Анания, Мисаил и Азария в отрочестве вместе с другими иудеями были уведены в вавилонский плен при завоевании Навуходоносором Иерусалима. Как знатных юношей, их стали готовить к придворной службе. Они освоили язык и знания Вавилона, но сохранили веру отцов. Однажды друзей Даниила, отказавшихся поклониться золотому идолу, бросили в раскаленную печь, но Ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Сам Даниил был брошен в яму со львами, но звери не тронули его. Даниил занимал высокие посты при трех царях, включая Кира Персидского, завоевавшего Вавилон и освободившего еврейский народ. Пророк предсказал падение Вавилона, а в более далеком будущем — явление Спасителя, Распятие и разрушение Иерусалима. Сам Христос не раз напоминал о его пророчествах.

Преподобный Даниил Исповедник

Преподобный Даниил Исповедник, в схиме Стефан, был испанским вельможей, начальником острова Ниверта. Пользуясь счастливым положением своего владения на главном в то время пути морского плавания, он приобрел много богатства, но, оставив все детям, удалился в Рим и там принял монашество. Оттуда он затем отправился к святым местам в Константинополь и Иерусалим, где принял схиму. Затем поехал в Египет, но был схвачен и, отказавшись принять ислам, стяжал мученический венец от сарацин.

Евангелие дня

Что нужно сделать для того, чтобы вырастить в своей душе Царство Небесное? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 13.

18Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

В основе двух притч о Царствии Небесном, которые Господь приводит в начале прозвучавшего отрывка, лежит одна и та же идея. Нечто великое всегда начинается с малого и незначительного. Семечко горчичного дерева — одно из самых мелких семян, однако, когда дерево вырастает, множество птиц находит приют в его ветвях. То же самое касается и закваски. Её необходимо совсем чуть-чуть, чтобы приготовить тесто для большого количества хлеба.

Эта мысль о глубоком духовном содержании незначительности много раз звучит в Евангелии. Именно эта мысль открывает Нагорную проповедь Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». И в других местах мы встречаем слова Спасителя о том, что слабое и немощное по человеческим меркам, нередко составляет для Бога наибольшую ценность. Почему? Да потому что лишь тогда, когда человек осознаёт своё бессилие перед жизнью, когда начинает отчётливо видеть, что нет у него власти, чтобы ей управлять, когда он на собственном опыте удостоверится, что он не хозяин даже собственного внутреннего мира, или, как говорит Христос, не может ни одного волоса сделать ни белым ни чёрным, ни росту себе прибавить хотя бы на локоть, вот именно тогда в душе человека рождается настоящая потребность в Боге. В Том, Кто может дать ему силу для того, чтобы не просто влачить жалкое существование, но жить полноценно, наполнено и счастливо.

Именно такое состояние мы и называем смирением. Древний славянский корень этого слова подсказывает нам, что смиренный — тот, кто познал свою меру. Кто отказался самонадеянно и по собственному произволу управлять своей жизнью. Отказался потому, что увидел, понял, почувствовал, как это приносит боль ему самому и его близким. А потому он всё чаще и чаще старается посоветоваться с Богом. На практике это выглядит так, что перед всяким своим действием он спрашивает Господа, как поступить в той или иной ситуации. Всякий раз, когда необходимо среагировать на человека или ситуацию, он сверяет свои мысли, чувства, слова и поступки с Евангелием. А будет ли моя реакция согласна с волей Бога? А принесёт ли это реальную пользу людям или же может навредить им и мне в конечном счёте? Вот что означает незначительность и смирение. Такой человек как бы заявляет: я не могу больше жить по своим правилам, отныне я, как ребёнок, держу за руку своего Небесного Отца и следую за Ним шаг в шаг.

Это очень и очень нелегко и требует от меня мужества и решительности. Ведь всякий раз какой-то голос внутри нашёптывает мне: зачем себя ограничивать? Зачем отказываться от своих желаний? Ведь ты достоин простого человеческого счастья. Поживи для себя. Это моя больная самость сопротивляется попыткам стать незначительным. И каждый раз мне приходится делать усилие, чтобы установить меру в своих мыслях, чувствах, словах и делах. Это весьма болезненно. Неслучайно в притче присутствует идея умирания. И семечко умирает, прежде чем дать росток, и процесс закваски теста — это процесс брожения, процесс распада и гниения. Однако, если этого не будет, не произойдёт и существенной трансформации. Так же и во мне, если не умрёт ощущение самодовольной значимости, новой жизни не будет. Ведь Бог находит Себе место в душе лишь того человека, который сознательно отодвигает своё зацикленное на себе «я» на второй план, делает себя маленьким и незначительным, расчищая таким образом пространство для Царства Небесного.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Еще хуже поступают и еще большую ответственность несут те, кто обрушивает на человека информацию, разрушающую нравственность. Вот почему Господь говорит, что лучше было бы человеку, который вносит соблазн, если бы повесили ему жернов мельничный на шею и потопили в пучине морской, потому что развращение другого человека является величайшим грехом пред Богом (см. Мф. 18, 6). А отсюда проистекает огромная ответственность для властей, для средств массовой информации, для культуры, для всех тех, кто влияет на мир. Можно и нужно говорить людям правильные, умные слова, помогающие им расти умственно, нравственно, духовно, улучшать условия жизни. Но величайший грех, когда мы распространяем мысли или слова, разрушающие нравственную природу человека.

Авва Макарий и дьявол

Некогда авва Макарий проходил от озера в свою келью. Он нёс пальмовые ветви, и вот на пути встретился с ним дьявол с косой. Дьявол хотел ударить Макария, но не мог. И говорит ему:

— Много силы в тебе, Макарий. Я не силён против тебя. Всё, что ты делаешь, и я сделаю. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним ты побеждаешь меня.

— Чем же? — спросил Макарий.

— Смирением, — ответил дьявол. — Вот почему я не силён против тебя.

«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Притч.15:33)

Может ли человек избавиться от греховных страстей собственными силами?

Сегодня нередко можно слышать, что греховные страсти возможно преодолеть самостоятельно, вне религии, важно лишь захотеть, а потом приложить к своему желанию некоторые усилия. Случается, что подобные заявления подкрепляются утверждением: человек — творец своего совершенства, если хочет — грешит, если хочет — отворачивается от греха и живет в соответствии с морально-этическими общественными нормами.

Эта точка зрения соответствует учению еретика Пелагия, которое в своё время было осуждено Церковью.

Согласно Св. Писанию, человек, без помощи Божьей, не может делать добро. Эта мысль хорошо отражена в евангельской аллегории о лозе и её ветвях, где под образом лозы предстаёт Сам Господь Иисус Христос, а под ветвями — прочие люди. Несмотря на то, что Спасителю единосущны все люди вообще, подобно тому как ветви лозы имеют единую сущность с лозой, живыми плодоносными ветвями являются только те, которые питаются живительными соками лозы, то есть, переводя на людей, причастны спасительных благодатных даров, спасающей Божественной благодати (под плодами деятельности этих людей подразумеваются дела добра). В свою очередь те ветви, которые не питаются соками лозы (образ людей, отвергающих Христа, живущих не по Христу, не во Христе), засыхают и погибают (Ин.15:4-6).

Если бы люди могли освободиться от власти греха самостоятельно, если бы они только могли самостоятельно восходить по лествице духовных совершенств, ведущей в мир горний, небесный, для чего тогда были бы нужны страдания и смерть воплощенного Сына Божия? Итак, борьба со страстями подразумевает как необходимость личных усилий спасаемого, так и необходимость Божественной помощи.

Но ведь Библию много раз переписывали...

Мы можем использовать слово «переписывать» в двух разных значениях. Первое — «делать копии». Например, в советские годы верующие переписывали от руки в толстые тетради Евангелие и Молитвослов.

Второе значение слова — менять. Например, автор научной работы может переписать её после того, как появились новые данные.

Переписывали ли Библию в первом смысле? Конечно. До появления книгопечатания любые книги именно переписывали вручную. Обычно этим занимались в монастырях.

Переписывали ли Библию в значении «меняли»? Делать это было бы невозможно даже при всем желании. Библия с самого начала в истории Церкви (а до этого, если говорить о Ветхом Завете, и в истории Израиля) много раз копировалась, её экземпляры находились во многих общинах и у частных лиц. Её постоянно читали во время богослужений, цитировали в проповедях и других текстах, многие из которых до нас дошли.

Чтобы изменить текст Библии, было бы необходимо внести изменения не только во все копии самого Писания и во все тексты, где соответствующие библейские фрагменты как-то цитировались, но и более того — как-то изгладить эти фрагменты из памяти людей. Сделать это было невозможно, даже если бы кто-то и ставил себе такую задачу.

Молитвословия

Тропарь пророка Даниила и трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 2

Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святии трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил/ львом пастырь, яко овцам, являшеся./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.

Кондак трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 6

Рукописаннаго образа не почетше,/ но неописанным существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся;/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый!/ и потщися, яко милостив, в помощь нашу,/ яко можеши хотяй.

Кондак пророка Даниила

глас 3

Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище,/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ львы укротил еси, ввержен в ров.// Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил (600 г. до Р. Х.)
Жития святых 30 декабря 2016
Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил (600 г. до Р. Х.)

Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Р. X. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен.