Публикации

О духовной силе великого подвижника преподобного Амвросия Оптинского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит Феофан
О духовной силе великого подвижника преподобного Амвросия Оптинского

Сегодня мы празднуем память преподобного старца Оптинского Амвросия, жившего в XIX веке. Имя преподобного оптинского старца Амвросия (Гренкова) известно сегодня всей православной России. Родом из бедной многодетной семьи пономаря, юноша был очень талантлив. Окончил сначала училище, потом семинарию. Как вспоминал позже сам святой, в юности он любил петь и танцевать. В семинарии он тяжко заболел, был при смерти и дал обет Богу, если выздоровеет, принять монашество.

Он выздоровел, но мирская суета вновь затянула. Юноша жил в миру, не принимая сана, был учителем — то детей богатых помещиков учил, то в училище преподавал, то в семинарии. Однажды, вспомнив о данном обете, он почувствовал угрызения совести. Ни у кого не отпрашиваясь, он направился в Оптину пустынь, где подвизались известные старцы Лев, Моисей, Макарий. Посоветовавшись, он принял твердое решение остаться в монастыре. По прошествии некоторого времени Амвросий принял монашество. В монастыре, который посещало множество народа, он нёс послушание в трапезной — чистил картошку, мыл посуду, на столы накрывал, полы мыл. Однако через некоторое время он вновь тяжело заболел и оказался практически прикован к постели…
В чём была сила этого великого подвижника, к которому шли за советом и Лев Толстой, и Алексей Толстой, и Достоевский, и Гоголь, и Леонтьев? В чём была его сила, мудрость, откуда находил он нужные слова? Благодаря молитве. Пробовали ли вы по-настоящему молиться? Именно молиться, чтобы не бегать по строчкам глазами, а быть сосредоточенным на Боге? Когда читаешь слова молитвы вечерней «неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днём», чётко понимая, что можешь не встать с постели и прося: «Господи, я ещё не готов, сохрани меня». Мы редко так молимся. Иногда даже от монахов или от священников слышишь: «Прочитал правило». Прочитать можно книгу, в интернете что-то…

«Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение»

Амвросий рос через этот подвиг молитвы, через послушание, через рассудительность и терпеливое, со смирением несение тягот болезней. Господь просветил его разум и шли к нему тысячами люди, стояли часами, ожидая, чтобы старец Амвросий вышел на крыльцо и благословил. Святой же всегда был весел и на вопрос «как надо жить?» отвечал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Вроде, как шутка, но давайте вдумаемся в эти слова.

«Жить не тужить» — это не разухабистая беспечность, но жизнь без уныния, когда несешь свой крест и имеешь твердое намерение и волю исполнять Божие повеление.

«Никого не осуждать» — тут и говорить нечего. Мы в этом такие мастаки, всех разложим по косточкам, что есть и чего нет найдем. Особенно же мы любим рассуждать о наших близких. Двое собрались, о третьем обязательно скажут. И это стало ненормальной нормой… Соринку выискиваем в глазах чужих, а бревно в своём не видим.

«Никого не осуждать, никому не досаждать». Каждый стоящий здесь, открывай книгу своей совести и читай. Соответствует ли твоя жизнь советам святого старца Амвросия Оптинского? Или же находится в полном противоречии? Если в противоречии, то начинай исправляться, чтобы получить мир, покой и благословение Божие, которые даруются исполняющим заповеди.

«И всем мое почтение». Уважительное отношение к людям — самый большой дефицит нашего времени. Нам прививается психология эгоистов. «Человек — это звучит гордо», — внушали нам раньше и сейчас внушают. Человек свободен — в своих мыслях, в своих делах, в своём безобразии. Эта свобода уже привела к окаянным однополым «бракам» и иной мерзости и гадости под названием «свободы и достоинства». Это не свобода и не достоинство, а рабство греху и пороку. Какого же тогда почтения от нас дождешься? Надо хранить образ Божий, данную Богом человеческую сущность.

Грех — семя болезней

Вышеприведенное высказывание святого очень ёмкое, практически воплощает в простой, человеческой форме Евангельский смысл жизни. Нелегка была жизнь старца Амвросия: тяжелейшие болезни, мучения, которые он нёс терпеливо. Когда же его спрашивали о причинах болезней, он отвечал, что причина — грех и (сейчас необычное вам скажу) любовь Божия к человеку. Если бы человек вовсе не имел болезней, то в силу развращенности шёл по пути разврата безостановочно. Но часто болезни, скорби и сама смерть останавливают, пресекает распространение зла.

Об этом мы должны помнить, когда же болеем — особенно. Идти к врачам, лечиться, но и обращаться к своей совести, там искать корни болезней. Нередко грех связан с болезнью физической. У пьяницы больная печень, у блудника — истощенный организм и многие другие болезни. Каковы последствия наркомании, тоже знаем.

Грех — это семя болезней и самой смерти, начиная с первородного Адама. Поэтому, дорогие мои, если уж мы называем себя христианами, то давайте относиться внимательно к своей жизни, к своим поступкам, к своим мыслям, к человеческим взаимоотношениям. Ориентир — конечно, Евангелие, а практический пример нам дают житие преподобного Амвросия Оптинского, других святых. Там найдешь многое для подражания и предостережения от неверного пути. Всем вам моё почтение! 

Из проповеди митрополита Феофана в день памяти преподобного Амвросия Оптинского

Теги:
преподобный Амвросий Оптинский
молитва
грех
духовная жизнь

Все публикации