31 декабря. Прославление праведного Симеона Верхотурского

5934
Фото

Седмица 28-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Севастиана и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287).

Преподобного Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500). Прославление праведного Симеона Верхотурского (1694). Святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского (633—634). Преподобного Флора, епископа Амийского (VII). Преподобного Михаила исповедника (ок. 845). Преподобного Даниила Пустынника (Румын.).

Мученика Виктора Матвеева (1937); священномучеников Фаддея, архиепископа Тверского, Николая, архиепископа Великоустюжского, Илии Бенеманского, Иоанна Миронского, Владимира Преображенского и Николая Кобранова пресвитеров (1937); священномученика Сергия Астахова диакона и мученицы Веры Трукс (1942).

Праведный Симеон Верхотурский

Праведный Симеон имел дворянское происхождение, но, оставив почести и земное богатство, удалился за Урал. В Сибири он жил как простой странник, чаще всего посещая село Меркушинское, недалеко от Верхотурья. По окрестным селам он проповедовал иноверцам о Триедином Боге и с помощью Божией пробудил в их сердцах стремление к добродетельной жизни. Он хорошо умел шить шубы, но, избегая похвалы, часто недоделывал свою работу, за что смиренно принимал побои и оскорбления. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства. И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, всем с верою к Нему прибегающим. Мощи святого почивают в Верхотурском монастыре во имя святителя Николая.

Мученик Севастиан и дружина его

Мученик Севастиан был начальником дворцовой стражи в эпоху гонений. Свою веру он исповедовал тайно, помогая христианам. Так продолжалось, пока два узника-христианина не поколебались в вере под влиянием их семей. Тогда Севастиан пришел к темнице и показал пример, открыто убеждая узников быть стойкими, говоря: «Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь, в которой царствует непрестающая радость, то пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную». Вскоре он был схвачен вместе с теми, кто служил под его началом и принял Крещение. Севастиана допрашивал сам император и приказал пронзить его стрелами, привязав к дереву. Святой выжил и был укрыт. Оправившись от ран, он, придя к императору, вновь обличил того в языческом нечестии, за что и принял мученическую смерть.

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей (в миру Иван Успенский) родился в 1872 году в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье священника. Учился в Московской духовной академии. В 1897 году принял монашество, за 5 лет прошел путь от иеродиакона до архимандрита. Будучи с 1919 года управляющим Волынской епархией, претерпел все тяготы оккупации. В 1921 году — первый арест, вскоре его освободили. По возведении в сан архиепископа владыка был назначен на Астраханскую кафедру. Вскоре его вновь арестовали и отправили в ссылку в Зырянский край. В 1923 году освобожден, прибыл на служение в Астрахань. С 1928 года — на Саратовской кафедре, в ноябре этого же года переведен в Тверь. Влияние владыки на паству было огромно. В 1936 году власти лишили его регистрации, но он продолжал служить. В 1937 году арестован по обвинению в «руководстве церковно-монархической организацией». Тридцать первого декабря 1937 года, по одним данным, расстрелян, по другим — утоплен в яме с нечистотами.

Евангелие дня

Довольно симптоматично, что вопросы о расторжении брака с течением времени не теряют своей актуальности: такие вопросы задавали Спасителю фарисеи, такие вопросы задают священнослужителям и современные христиане. Столь яркое и настойчивое постоянство свидетельствует о довольно банальной вещи: люди верны самим себе, верны тому пути развития, который был избран нашими прародителями Адамом и Евой. Однако именно на них и на данный им от Бога закон ссылался Христос в Своём ответе фарисеям относительно допустимости разводов. Давайте прочитаем эти слова Спасителя, они звучат сегодня во время литургии в православных храмах, и взяты они из 10-й главы Евангелия от Марка.

Глава 10.

02Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07Посему оставит человек отца своего и мать

08и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

К сожалению, у нас нет статистики, говорящей о том, каким был процент разводов в иудейской среде времён земной жизни Господа Иисуса Христа. Однако сам тот вопрос, который адресовали Спасителю фарисеи, свидетельствует, что разводы не были единичным явлением. Ну а если мы вспомним евангельские истории о Рождестве Спасителя, то мы вспомним и о том, что праведный Иосиф, узнав о беременности Пречистой Девы, намеревался с Ней развестись, однако был остановлен ангелом (см. Мф. 1:18—20). Получается, что мысль о расторжении брака мы встречаем в самом начале Евангелия, а точнее — в 1-й главе первого Евангелия — Евангелия от Матфея.

Мысль праведного Иосифа о разводе понятна: он подозревал свою юную Жену в нечистоте, и потому не хотел продолжать с Ней только что начатую семейную жизнь. Однако Иосиф ошибался в отношении Божией Матери, и он, будучи человеком с чистой совестью, сумел понять свою ошибку. Важно же здесь то, что размышления Иосифа о разводе вызваны подозрением в грехе, собственно, всегда и везде разводу предшествует либо подозрение в грехе, либо сам грех. Представить, что расторжение брака — следствие высокой нравственной жизни, довольно непросто, хотя и не невозможно: такое бывает тогда, когда супруги пришли к мысли о монашестве и приняли решение о разводе ради служения Христу в монашеском чине. Конечно, такое решение предполагает, что у них либо нет детей, либо дети уже взрослые и самостоятельные. Во всех же прочих случаях расторжение брака всегда имеет своей основой неисцелённый грех.

Всем нам свойственно оправдывать свои слабости и свои грехи. Мы преуспели в этом деле. Мы владеем удивительно глубоко проработанной терминологией, которая позволяет нам описывать свои грехи и страсти так, чтобы они приобретали в наших глазах оттенок благородства. Мы неплохо научились обманывать самих себя, но возможно ли обмануть Бога? Евангельские фарисеи пытались это сделать, но ответом им было указание Спасителя на их жестокосердие и на изначальную божественную заповедь, которая предполагала, что люди, вступая в брак, будут это делать не для удовлетворения своей похоти или же своих амбиций, а по любви к Богу и человеку, и что брак для них будет тем инструментом, который позволяет восходить к постижению воли Божией и приближаться ко спасению.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Возрастание человека, борьба с грехами, стремление к совершенству с опорой только на собственные силы не могут быть успешными, потому что нам бросают вызов силы, многократно нас превосходящие. И внешние искушения и соблазны, и естественные проявления человеческой плоти, и многое другое ставят наш разум, нашу волю в очень стесненные условия, не дают возможности раскрыть в полной мере внутренний духовный потенциал, победить злые помыслы, страсти и пороки. Почему же мы все-таки не складываем рук, почему не отказываемся от борьбы, почему у нас есть надежда? А потому что в движении к совершенству, если мы готовы идти по этому пути, с нами Сам Господь. Он передает нам Свою благодать, Свою силу. Именно благодаря Его силе, Его благодати мы и способны подниматься вверх к небу, несмотря на тяжесть земного притяжения.

Молитва в день Нового года

Полезно для христианина под бой курантов прочесть молитву «Царю Небесный, Утешителю...». Это можно сделать и про себя, если вы находитесь в компании временно далёких от Бога людей. Также предлагаем молитву в день Нового года и желаем провести наступающий год в любви, мире и духовном здравии:

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святoго Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздухoв дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

Молитвословия

Тропарь праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведного Симеона Верхотурского

глас 2

Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Севастиана и дружины его

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Тропарь святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского

глас 4

Преподобно пожив, Богомудрие Модесте,/ и святительскою одеждою украшен,/ пастырю Иерусалима блаженнейший,/ в веселии ныне Христу предстоиши/ и концы озаряеши чудесы,/ помощник убо буди тя призывающим,/ моляся, отче, о всех нас.

Кондак святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского

глас 3

Светлых подвигов твоих твердость/ и сострадания ко всем богатство видя,/ Всеблагий Подвигоположник Бог/ богатых дарований Своих сподоби тя, Модесте,/ славный иерарше и чудотворче./ Тем, молящеся тебе, вопием:/ свобождай нас от лютых обстояний/ и недугом нашим подаждь исцеление.

Тропарь преподобному Севастиану Пошехонскому

глас 4

Удалився мира и водворився в пустыни, добрым подвигом подвизася, злостраданием, и вниманием, и молитвами, отнюдуже и по смерти источаеши исцеления, Севастиане, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Севастиану Пошехонскому

глас 3

Сиянием Духа Пресвятаго, мудре Севастиане, просвещся, оставил еси яже в житии молвы, пустыню же достиг, преподобне отче, воз­веселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя. Сего ради прославляет тя Христос, блаженне, Великий Дародатель.

Новости по теме

В день памяти праведного Симеона Верхотурского митрополит Кирилл совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре Казани
В день памяти праведного Симеона Верхотурского митрополит Кирилл совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре Казани

31 декабря, в праздник прославления праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию во Введенском храме Иоанно-Предтеченского мужского монастыря города Казани.

В Неделю пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию и молебен на новолетие в Казанском кафедральном соборе
В Неделю пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию и молебен на новолетие в Казанском кафедральном соборе

31 декабря, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в день памяти праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В субботу пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе
В субботу пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

31 декабря, в субботу пред Рождеством Христовым, праздник прославления праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В канун дня памяти праведного Симеона Верхотурского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе
В канун дня памяти праведного Симеона Верхотурского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

30 декабря, в канун дня памяти праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.