Церковный календарь

31 декабря. Прославление праведного Симеона Верхотурского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
31 декабря. Прославление праведного Симеона Верхотурского

30-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 18 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Севастиана и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287).

Преподобного Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500). Прославление праведного Симеона Верхотурского (1694). Святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского (633–634). Преподобного Флора, епископа Амийского (VII). Преподобного Михаила исповедника (ок. 845). Преподобного Даниила Пустынника (Румын.).

Мученика Виктора Матвеева (1937); священномучеников Фаддея, архиепископа Тверского, Николая, архиепископа Великоустюжского, Илии Бенеманского, Иоанна Миронского, Владимира Преображенского и Николая Кобранова пресвитеров (1937); священномученика Сергия Астахова диакона и мученицы Веры Трукс (1942).

Праведный Симеон Верхотурский

Праведный Симеон имел дворянское происхождение, но, оставив почести и земное богатство, удалился за Урал. В Сибири он жил как простой странник, чаще всего посещая село Меркушинское, недалеко от Верхотурья. По окрестным селам он проповедовал иноверцам о Триедином Боге и с помощью Божией пробудил в их сердцах стремление к добродетельной жизни. Он хорошо умел шить шубы, но, избегая похвалы, часто недоделывал свою работу, за что смиренно принимал побои и оскорбления. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства. И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, всем с верою к Нему прибегающим. Мощи святого почивают в Верхотурском монастыре во имя святителя Николая.

Мученик Севастиан и дружина его

Мученик Севастиан был начальником дворцовой стражи в эпоху гонений. Свою веру он исповедовал тайно, помогая христианам. Так продолжалось, пока два узника-христианина не поколебались в вере под влиянием их семей. Тогда Севастиан пришел к темнице и показал пример, открыто убеждая узников быть стойкими, говоря: «Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь, в которой царствует непрестающая радость, то пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную». Вскоре он был схвачен вместе с теми, кто служил под его началом и принял Крещение. Севастиана допрашивал сам император и приказал пронзить его стрелами, привязав к дереву. Святой выжил и был укрыт. Оправившись от ран, он, придя к императору, вновь обличил того в языческом нечестии, за что и принял мученическую смерть.

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей (в миру Иван Успенский) родился в 1872 году в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье священника. Учился в Московской духовной академии. В 1897 году принял монашество, за 5 лет прошел путь от иеродиакона до архимандрита. Будучи с 1919 года управляющим Волынской епархией, претерпел все тяготы оккупации. В 1921 году — первый арест, вскоре его освободили. По возведении в сан архиепископа владыка был назначен на Астраханскую кафедру. Вскоре его вновь арестовали и отправили в ссылку в Зырянский край. В 1923 году освобожден, прибыл на служение в Астрахань. С 1928 года — на Саратовской кафедре, в ноябре этого же года переведен в Тверь. Влияние владыки на паству было огромно. В 1936 году власти лишили его регистрации, но он продолжал служить. В 1937 году арестован по обвинению в «руководстве церковно-монархической организацией». Тридцать первого декабря 1937 года, по одним данным, расстрелян, по другим — утоплен в яме с нечистотами.

Священное Писание

Евр., 326 зач., X, 35 - XI, 7

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души.

Глава 11.

1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2 В ней свидетельствованы древние.

3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Мк., 39 зач., IX, 10-16

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 9, 10-16

История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события. Сколько было подготовок к принятию Спасителя!.. Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что? С Иоанном «поступили, как хотели»; и Сын Человеческий уничижен и пострадал. Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое. Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя. Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое, при таком порядке событий? Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся; на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека. Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят. Доказательство тому на лицо: среди доброго общего бывают частности худые; и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего зарождаются частности, которые, разрастаясь и укрепляясь более и более, пересиливают прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы. Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось? Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы. То же и в худом направлении: как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи - и развратились. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа Запада, и перенесли в себя дух его, кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного христианства. Но во всем этом ничего нет необходимо определяющего на дело свободы: захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Возрастание человека, борьба с грехами, стремление к совершенству с опорой только на собственные силы не могут быть успешными, потому что нам бросают вызов силы, многократно нас превосходящие. И внешние искушения и соблазны, и естественные проявления человеческой плоти, и многое другое ставят наш разум, нашу волю в очень стесненные условия, не дают возможности раскрыть в полной мере внутренний духовный потенциал, победить злые помыслы, страсти и пороки. Почему же мы все-таки не складываем рук, почему не отказываемся от борьбы, почему у нас есть надежда? А потому что в движении к совершенству, если мы готовы идти по этому пути, с нами Сам Господь. Он передает нам Свою благодать, Свою силу. Именно благодаря Его силе, Его благодати мы и способны подниматься вверх к небу, несмотря на тяжесть земного притяжения.

Молитва в день Нового года

Полезно для христианина под бой курантов прочесть молитву «Царю Небесный, Утешителю...». Это можно сделать и про себя, если вы находитесь в компании временно далёких от Бога людей. Также предлагаем молитву в день Нового года и желаем провести наступающий год в любви, мире и духовном здравии:

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святoго Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздухoв дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

Молитвословия

Тропарь праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведного Симеона Верхотурского

глас 2

Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Севастиана и дружины его

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Тропарь святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского

глас 4

Преподобно пожив, Богомудрие Модесте,/ и святительскою одеждою украшен,/ пастырю Иерусалима блаженнейший,/ в веселии ныне Христу предстоиши/ и концы озаряеши чудесы,/ помощник убо буди тя призывающим,/ моляся, отче, о всех нас.

Кондак святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского

глас 3

Светлых подвигов твоих твердость/ и сострадания ко всем богатство видя,/ Всеблагий Подвигоположник Бог/ богатых дарований Своих сподоби тя, Модесте,/ славный иерарше и чудотворче./ Тем, молящеся тебе, вопием:/ свобождай нас от лютых обстояний/ и недугом нашим подаждь исцеление.

Тропарь преподобному Севастиану Пошехонскому

глас 4

Удалився мира и водворився в пустыни, добрым подвигом подвизася, злостраданием, и вниманием, и молитвами, отнюдуже и по смерти источаеши исцеления, Севастиане, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Севастиану Пошехонскому

глас 3

Сиянием Духа Пресвятаго, мудре Севастиане, просвещся, оставил еси яже в житии молвы, пустыню же достиг, преподобне отче, воз­веселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя. Сего ради прославляет тя Христос, блаженне, Великий Дародатель.

Теги:
Праведный Симеон Верхотурский
священномученик Фаддей (Успенский)
православный календарь

Все публикации