«Для всех я сделался всем»

3558
Фото

Преподобный Амвросий Оптинский жил в XIX столетии. И простые крестьяне, и столичные интеллигенты, и опытные монахи, и знаменитые писатели почитали Амвросия как святого ещё при жизни, и спешили к нему за духовным советом и помощью. Каким он был, этот удивительный старец? Что такого особенного в этом человеке находили его современники?

Известно, что сразу после рукоположения в иеромонахи ещё довольно молодой отец Амвросий тяжело заболел, и до конца своих дней из-за полученных во время той болезни тяжёлых осложнений уже практически не мог служить Литургии. Кого бы не подкосила такая беда? Но батюшка без ропота принял крест болезни, почти приковавшей его к постели, и вскоре после смерти своего учителя старца Макария стал духовно окормлять Оптину пустынь.

Можно было бы подумать, что жизнь его состояла из бесконечного лечения телесной немощи, которая, должна была бы лишить его полноценной духовной жизни. Но, напротив, распорядок дня старца был таков, что среди долгих, внимательных молитв и общения с людьми, ищущими у него духовной поддержки, преподобному Амвросию просто не оставалось времени для того, чтобы предаваться болезни. Да и сам недуг свой он, похоже, считал даром от Бога, помогающим ему подниматься к духовным вершинам, потому, что однажды сказал: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!»

Удивительно, но болезнь не уничтожила в отце Амвросии его жизнерадостность, и многим, беседовавшим с ним, запомнилось лицо этого человека, которое буквально светилось умными и живыми глазами, когда он давал кому-нибудь какие-либо важные советы, порой, в самой простой и даже шутливой форме. Он мог найти общий язык с каждым: и столичный чиновник, и неграмотная крестьянка, и великие деятели культуры в равной степени были ему дороги, и находили в нём духовную поддержку.

В последние десять лет жизни преподобный Амвросий взял на себя ещё один труд — он стал основателем знаменитой Шамординской женской обители, что недалеко от Оптиной. Здесь он и закончил свой земной путь.

Тело преподобного было погребено в его родном монастыре, а на могиле была сделана надпись на церковно-славянском языке, которая переводится как: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Эти слова апостола Павла как нельзя лучше отразили суть жизненного пути старца Амвросия, который своим удивительным смирением и радостным послушанием воле Божией, своей любовью к людям, своей глубокой духовной жизнью нам, христианам XXI века, показывает вернейшее направление, по которому только и можно прийти к Богу.

Новости по теме

Русский святой Иоанн босой: подвижник, которого предстоит полюбить
Публикации 2 июля 2024
Русский святой Иоанн босой: подвижник, которого предстоит полюбить

Пожалуй, Россия ещё не открыла для себя имя этого святого. Его образа не висят на стене каждой православной квартиры. Житие и чудеса знают далеко не все верующие. Не так много молитв возносится ему в отчаянных ситуациях и нежданных горестях.

В рамках Всероссийского крестного хода в Казань будет принесён недавно обретенный московский список Казанской иконы Божией Матери В рамках Всероссийского крестного хода в Казань будет принесён недавно обретенный московский список Казанской иконы Божией Матери

6 мая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось принесение недавно обретенного московского списка Казанской иконы Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года