Седмица 3-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.). Мученика Христофора (ок. 250). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Преподобного Иосифа Оптинского (1911).
Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.).
Священномученика Димитрия Воскресенского пресвитера (1938); священномученика Василия Колосова пресвитера (1939).
Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар
К XI веку город Миры и всю Ликийскую страну захватили сарацины. Развалины храма с гробницей святителя Николая были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Так как мусульмане покушались уничтожить мощи великого угодника Божия, сам святитель Николай в 1087 году явился во сне одному священнику города Бари и повелел перенести его мощи в этот город. В 1087 году пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Достигнув города Миры, они вооружились и отправились в храм святителя Николая, где связали сторожей, разбили гробницу, переложили мощи в заготовленный ковчег и привезли их в Италию. 9 мая мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь Святого Стефана, расположенную на берегу моря.
Пророк Исаия
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Эти слова, так знакомые нам по Божественной Литургии, впервые были произнесены пророком Исаией. Он услышал их в видении от шестикрылых Серафимов, один из которых взял клещами уголь с небесного жертвенника и коснулся им его уст. Так Исаия восприял пророческий дар такой неслыханной силы, исключительной глубины и поэтической красоты, что был назван царем пророков. Время его служения пришлось на трудный исторический период: Израиль терзали войны и нестроения. В тяжелых кризисах, которые переживает его народ, Исаия являет себя пророком веры — он требует, чтобы люди полагались только на Бога — единственную возможность спастись. Однако потомкам Исаия более известен как пророк-евангелист. Никто другой не предсказывал с такой ясностью о пришествии Христа Спасителя.
Преподобный Шио Мгвимский
Преподобный Шио Мгвимский, выходец из Сирии, был учеником преподобного Иоанна Зедазнийского. Вместе с учителем он пришёл в Иверию, где удалился в глубокое и безводное ущелье на берегу реки Куры, полное зверей и ядовитых змей, и поселился в пещере, упражняясь в непрестанной молитве. Без пищи и воды он провёл 40 дней. На сороковой день множество бесов с ужасным шумом и криком обрушились на него, пытаясь уничтожить, но блаженный Шио продолжал молиться. Всю ночь он провёл в молитве, а на рассвете его осиял чудесный свет, и он увидел у пещеры Божию Матерь с Иоанном Крестителем и множеством Ангелов. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами, которые будут ублажать его имя вовеки. После этого преподобный Шио, подобно пророку Илие, питался хлебом, который ему приносил голубь. Постепенно вокруг него стали собираться ученики, и была основана иноческая обитель.
Священное Писание
Священное Писание — это текст, который наполнен разнообразными символами. Один из них — это образ хлеба. Как в европейской культуре, так и в мире Библии, хлеб — не просто один из основных продуктов питания. Хлеб — это основа самой жизни. Особое внимание этому символу уделяет отрывок из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 6.
35Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
36Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
37Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
38ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
Очевидно, что, когда Христос в только что прозвучавшем отрывке говорит о хлебе, Он подразумевает жизнь не только внешнюю, физическую. В первую очередь речь идёт о жизни внутренней, сокровенной. А потому смысл Его слов предельно ясен: «Я — источник и основа всего вашего существования. Тот, кто связан со Мной, не будет испытывать духовного голода. Как хлеб наполняет ваше тело физической силой, так Я могу наполнить всю вашу жизнь высоким смыслом». О чём же именно идёт речь?
Один современный мыслитель сравнивал жизнь человека с прогулкой по озеру вулканической лавы, покрытому жёсткой коркой. Нам кажется, что у нас под ногами твёрдая почва. Мы уверено шагаем вперёд. Однако в каждый момент рискуем с головой погрузиться в кипящую магму. Ведь корочка на самом деле очень тоненькая и ненадёжная. Лишь чудом Божиим мы держимся на поверхности, балансируем, сами того не понимая, на кромке света и тьмы.
Пока идёшь по поверхности, нет особой необходимости в поддержке. Во свете дня мы не привыкли всерьёз задумываться о Боге. Нам достаточно пищи телесной. Питаешься привычными эмоциями, надеждами, мечтами, фантазиями. Строишь планы, зарабатываешь на хлеб насущный, развлекаешься. Одним словом, двигаешься в потоке. И кажется, что всё контролируешь. И всё надежно, предсказуемо и в некотором смысле стабильно. Если и наступает какой дискомфорт, ощущение внутренней пустоты, сразу же его заедаешь, запиваешь, забалтываешь, гасишь разнообразными впечатлениями, порой замаливаешь, одним словом, находишь, чем себя на время насытить и наполнить.
Но однажды в жизни всякого из нас это ощущение пустоты достигает критической массы. Приходит ночь и внутри человека разверзается бездна. Как писал об этом Фёдор Тютчев, «Но меркнет день — настала ночь; // Пришла — и, с мира рокового // Ткань благодатную покрова // Сорвав, отбрасывает прочь... // И бездна нам обнажена // С своими страхами и мглами, // И нет преград меж ей и нами — // Вот отчего нам ночь страшна!» Страшна, потому что привычный мир начинает рушится. Всё, во что верил, теряет смысл. Самые близкие и родные оказываются далёкими и чужими. Душа погружается во тьму. Не на что опереться. То, что раньше насыщало, больше не насыщает. В мире словно происходит сбой системы, гигантская поломка. И сам я начинаю ощущать себя в нём просто лишней деталью.
Вот тогда у человека и появляется прекрасная возможность ощутить, почему же Христос — истинный хлеб, который даёт жизнь. Лишь Он один способен утолить наш голод и жажду. Лишь Он один может стать между нами и тьмой небытия. Вернуть нас к свету. Одухотворить наше тело, нашу душу, наш ум. Сообщить нашим поступкам, нашим чувствам и эмоциям, а также нашим мыслям глубину и широту. Избавить от пустоты. Всю нашу жизнь наполнить высоким и непреходящим смыслом. От нас требуется лишь одно: обратиться к Нему в эти тяжкие минуты с просьбой о помощи и поддержке. И получив эту помощь, больше никогда не менять Хлеб Небесный на бледные, как тени, земные суррогаты.
священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Добрые дела, к которым Господь нас призывает, — это и есть поклонение в духе. Давайте зададим самим себе простой вопрос: а как я поклоняюсь Богу? И тогда сразу отойдут на второй план такие понятия, как количество совершаемых молитв, количество посещаемых богослужений. Это не значит, что первое и второе незначительны для дела человеческого спасения. Но это значит, что без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие. Как мы поклоняемся Богу? Насколько мы живем Божественной истиной? Насколько мы готовы эту истину защищать? Насколько мы готовы в соответствии с этой истиной творить добрые дела, чтобы в истине и в духе поклоняться Богу? Это очень критические вопросы, которые каждый пред собой должен поставить, потому что эти же вопросы и Бог поставит перед нами на Страшном суде.
Иконография святого мученика Христофора
Святой мученик воин Христофор пострадал при императоре Декии в 250 году. В иконографии есть несколько вариантов изображения святого. Наиболее часто встречается образ юноши, облачённого в римские одежды или в воинские доспехи. Но существовала греческая и русская традиция изображать святого в зооморфном облике, с головой собаки или лошади. Самое известное сохранившееся изображение песьеглавца находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске (XVI век). Необычная иконография святого Христофора, возможно, связана с преданием о его уродливом лике (по одной версии, мученик был таким от рождения, по другой — он, имея прекрасную внешность, но желая избежать соблазнов, молился о том, чтобы Господь даровал ему звероподобный облик). Святейший Синод Русской Церкви не раз принимал решение о запрещении таких икон, «противных естеству, истории и истине». Некоторые «звериные» изображения святого Христофора исправили, но отдельные иконы остались — вероятно, в связи с народным почитанием.
Свойство Божие — премудрость
Божественная премудрость выражается в том, что Бог совершеннейшим образом знает цели всех Своих действий, знает лучшие средства к достижению этих целей, умеет совершеннейшим образом применять эти средства для достижения целей. Бог всегда поступает наилучшим образом, Он никогда не ошибается, поэтому мы Ему всецело верим. Премудрость Божья обнаруживается в делах Его Творения и Промысла, в частности, в деле Спасения людей. Можно сказать, что премудрость Божья — это всеведение Божье по отношению к действиям.
Молитвословия
Тропарь пророка Исаии
глас 2
Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.
Кондак пророка Исаии
глас 2
Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/ всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/ возгласив велегласно концем:/ се Дева во чреве приимет.
Тропарь святителя Николая Чудотворца
глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.
Кондак святителя Николая Чудотворца
глас 3
Взыде, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/ море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/ нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.
Молитва святителю Николаю Чудотворцу
О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо, осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси и миро приснотекущее благодати Божия источаяй. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизрядный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею, вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по Преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем. Ты нас соблюди, яко бодрый и теплый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия: понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мученика Христофора
глас 4
Одеждами от кровей украшался,/ Господеви предстоиши, Царю сил, Христофоре приснопамятне,/ отонудуже со Безплотными и мученики поеши/ трисвятым и страшным сладкопением./ Темже молитвами твоими спасай стадо твое.
Кондак мученика Христофора
глас 2
Свыше, премудре, звание приял еси,/ Христу тезоименит быв, Христофоре славне,/ мучеником Божественная доброто./ С ними же всегда моли/ согрешений разрешение даровати нам.
Тропарь преподобного Шио Мгвимского
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Шио, дух твой.
Кондак преподобного Шио Мгвимского
глас 4
Житие твое служением Господним исправил еси/ и, взем крест, оставил еси вся житейская,/ красото пустыни, преподобне Шио./ Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/ страна Иверская почитает/ и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,/ темже не престай моляся о нас ко Господу.