14 июля. Память бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

4778
Фото

Неделя 3-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284).

Мученика Потита (II). Преподобного Петра патрикия (854). Преподобной Ангелины, деспотисы Сербской (XVI).

Священномученика Аркадия Гаряева пресвитера (1918); священномуеника Алексия Дроздова диакона (1942).

Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие

Святые бессребреники Косма и Дамиан упоминаются в молитвах Таинства Елеосвящения как ходатаи о болящих. Мученики Косма и Дамиан, родные братья по плоти, происходили из благочестивой семьи римских христиан. Лекари по профессии, они сопровождали свою безмездную врачебную практику евангельской проповедью. По приказу императора Карина (283—284) они были схвачены и приведены на судилище. Во время допроса императора поразила внезапная болезнь, и он стал просить братьев об исцелении. По молитве мучеников Карин выздоровел, и святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу. Братья продолжили своё служение, которое становилось всё более известным среди язычников. Но их прежний учитель, позавидовав врачебной славе своих бывших любимых учеников, завёл святых братьев в горы и предательски убил.

Преподобная Ангелина, деспотиса Сербская

Праведная Ангелина была супругой святого Стефана, короля Сербии. В то время Сербия была завоевана турками, и супруги претерпели изгнание в Италию. После смерти мужа святая приняла монашеский постриг и посвятила себя молитве и благотворительности. Особенно она заботилась о сербских и русских монастырях. Видя, что уже не в силах помогать всем обителям, она обратилась с посланием к московскому князю Василию III: «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». На средства, пожертвованные князем, святая построила Крушедольскую лавру, где ныне покоятся ее нетленные мощи, мощи ее супруга и двух сыновей.

Священное Писание

Как изменить мир вокруг себя? Как, наконец-то, прекратить суетиться, выбраться из привычной колеи, решить бытовые проблемы и начать жить полноценной, осмысленной жизнью? Прямой ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 6.

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Слово «маммона», которое сегодня использует Христос, арамейского происхождения. Перевести его на русский язык можно как «богатство», «имущество». Отсюда центральная мысль прозвучавшего отрывка предельна ясна: нельзя служить Богу и при этом постоянно думать и заботится о том, как бы улучшить своё материальное положение. Вполне можно понимать это и в более широком смысле. Речь идёт не только о стяжании имущества. Маммона — это всё, что даёт мне ощущение внутреннего довольства и самодостаточности, но при этом не является Творцом. Это всё, что я ставлю во главу угла. То, вокруг чего вращается моя жизнь.

Как проверить, кому служу я? Это очень просто. Проведём эксперимент. Всего лишь на протяжение одного дня понаблюдаем за собой. И отметим, куда бегут мои мысли, к чему привязаны мои чувства, о чём мои слова, какую цель преследуют мои поступки. Очевидно, что среди массы вещей что-то будет в центре. Как магнит. Вот это и есть моё божество. Помимо хлеба насущного это могут быть мои родные, моя работа, моё будущее, моё прошлое. Это может быть я сам со своими желаниями. Одним словом, люди, вещи, эмоции, состояния, вещества. Всё что угодно. Это может быть целый пантеон божков, каждый из которых пищит у меня внутри, словно голодный птенец, весь день и требует положенную ему жертву. И, по сути, вся моя дневная суета и беготня — это исполнение их прихотей.

В такой ситуации внутреннего раздрая некогда думать о том, чего хочет Бог. Его время — воскресная служба. Если повезёт, пойду в храм, там и поговорим, задумаемся о высоком. Ещё могу обратиться к Нему в течение рабочей недели. Если мне что-то нужно. Но постоянно думать о Его воле и регулярно спрашивать Его: «Господи, а что Ты хочешь? А что я сейчас должен сделать? А как мне поступить с этим человеком?» — это кажется странным и непривычным. Но задавать всё время подобные вопросы и призывает меня Христос. Именно на это должны быть направлены все мои мысли и действия.

Кто-то может возразить: «Наверное, это только для монахов. И то для тех, кто живёт в пустыне, в одиночестве. Если так буду жить я, то вскоре всей семьей пойдем по миру». Нет, Спаситель обращался к простым людям. Многодетным, работающим, не богатым. Он призывает их рискнуть. Не бойтесь. Верьте. Хотя бы попробуйте, и вы увидите, что, если на протяжении всего дня вы будете сосредоточены на том, как применить Евангелие к конкретным ситуациям своей жизни, Бог начнёт Сам решать ваши бытовые проблемы. Это не означает, что Он исполнит все наши желания. Но это гарантированно означает, что Он закроет наши потребности. Чтобы мы ещё более эффективно служили Ему и ближним. Вот, какой образ жизни наполняет человека. Прогоняет серость, уныние и тоску. Делает его дни насыщенными. И радость приходит в его сердце. И благодать покрывает его самого и тех, кто ему дорог.

священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог никогда не навязывает Своей воли человеку, Он остается как бы в тени. Иногда это приводит современного человека, привыкшего опираться на силу ума, силу власти, силу денег, силу науки, силу образования, к мысли, что Бога вообще нет: «Где Он? Я Его не вижу. Я знаю, что такое власть; я знаю, что такое деньги; я знаю, что такое мое здоровье и мои способности; а вот что такое Бог, я не знаю, потому что я все делаю сам для себя. Так и где же Он, на каком месте в жизни?» Но от этих вопросов никак не зависит само существование Бога. Он в тени, Его не видно, но в любой момент в ответ на нашу просьбу к Нему Он выходит из этой тени и совершает с нами дела непостижимые, когда мы с удивлением говорим: «Это чудо!»

Последняя встреча преподобного Венедикта Нурсийского с сестрой

У преподобного Венедикта была сестра-близнец по имени Схоластика. Один день в году он гостил в её монастыре, но вечером уходил, так как его устав запрещал ночевать вне обители. Во время последнего визита ему уже нужно было уходить, но Схоластика попросила брата сделать исключение: «Не оставляй меня в эту ночь, прошу тебя: так мы сможем до утра говорить о радостях небесной жизни». Но преподобный возмущённо ответил: «Что такое ты говоришь, сестра!» На вечернем небе не было ни облачка. Схоластика скрестила руки на столе и опустила на них голову. В короткое время небо покрылось тучами и разразилась такая буря, что Венедикт не мог ступить за порог. «Да простит тебя Бог, сестра моя, — сказал он, — что ты сделала?» Схоластика сказала: «Я просила тебя, и ты не захотел меня послушать. Тогда я попросила моего Господа, и Он меня услышал ». Через три дня Схоластика умерла. Преподобный Венедикт распорядился похоронить её в своей могиле, так что их тела оказались соединены и утробой матери, и гробом.

Об искуплении

Под искуплением в широком значении слова понимается всё, что для нашего спасения сделал Бог. Под искуплением в узком значении подразумевается действие Господа Иисуса Христа, направленное на спасение человека (и мира), совершенное через Его Крестные страдания и смерть.

Слово искупление имеет прямым своим значением: избавление ценою чего-то (избавление за выкуп), скажем, избавление от рабства, от плена. Господь искупил нас Своей Кровью (1Пет.1:18-20). Благодаря Его Крестным страданиям и смерти, которые носили жертвенный характер, люди обрели возможность избавляться от рабства дьяволу, от плена греха.

В этом ключе следует осмысливать выражения: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9); «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23); «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6:19-20).

Следствиями искупления, в частности, стали: победа над дьяволом, адом и смертью; создание Церкви; открытие Царства Небесного; дарование людям образцового примера послушания Богу «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8); обнаружение высочайшей любви Бога к человеку (Ин.3:16); примирение человека и Бога (Кол.1:20); пробуждение в людях любви к Богу и к ближним (1Ин.4:11).

Искупление не может рассматриваться в качестве мгновенного акта, некоего однократного действия. Вся земная жизнь Христа Спасителя от момента Боговоплощения и до Вознесения имеет искупительное значение: Христос спас нас Своим учением, жизнью (личным примером), смертью (сошествием во ад), воскресением. Высшим показателем исцеления природы человека и одновременно подтверждением Божественности Христа стало преодоление Им смерти через Воскресение.

Чтобы вы не поступали, как язычники

Мы все воспринимаем наши взгляды, убеждения, представления о том, что хорошо и плохо, от общества, в котором мы выросли. Некоторые из этих представлений хороши и правильны. Некоторые — нет. Кроме того, в наши дни мы неизбежно находимся под влиянием массовой культуры, которая незаметно всевает в умы людей свои ценности и примеры.

Когда мы становимся христианами, мы пересматриваем наши взгляды в соответствии со словом Божьим. Там, где взгляды общества, в котором мы выросли, противоречат учению Церкви, мы принимаем решение слушаться Церкви, а не внешнего мира.

В нашем обществе, например, принято считать блуд и (что особенно ужасно) аборты, лишение жизни детей во чреве, чем-то вполне приемлемым. Когда мы приходим в Церковь, мы признаем, что это глубоко неправильно, отрекаемся от наших прежних взглядов. Мы признаем наши прошлые грехи именно грехами и принимаем прощение от Господа. Мы принимаем решение повиноваться Богу, а не миру сему.

Молитвословия

Тропарь бессребреников Космы и Дамиана

глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

Кондак бессребреников Космы и Дамиана

глас 2

Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах, врачеве,/ чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.

Молитва безсребреникам Косме и Дамиану

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

Собор Тверских святых. Тропарь

глас 4

Иже в земли Тверской прославльшиися,/ святителие, мученицы,/ преподобнии, праведнии/ и вси святии,/ верою, подвиги благочестия,/ любовию, кротостию, словом и житием/ Богу благоугодившии/ и венцы нетления и славы украсившиися,/ молите Христа Бога нашего/ даровати мир стране нашей/ и душам нашим в мире спастися.

Собор Тверских святых. Кондак

глас 4

На земли благочестно пожившии,/ святии, в земли Тверской просиявшии,/ и ныне на Небесех со Ангелы радуетеся/ и Троицу Святую — Отца, и Сына, и Святаго Духа во Едином Божестве прославляете./ Мы же, земнороднии, молитвенно ублажающе вас/ и святую память совершающе, молим:/ принесите наша молитвы к Небесному Престолу Господа Вседержителя,/ да Вашим ходатайством/ дарует мир и спасение душам нашим.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года