Церковный календарь

14 июля. Память бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 июля. Память бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

4-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 1 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284).

Мученика Потита (II). Преподобного Петра патрикия (854). Преподобной Ангелины, деспотисы Сербской (XVI). 

Священномученика Аркадия Гаряева пресвитера (1918); священномуеника Алексия Дроздова диакона (1942).

Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие

Святые бессребреники Косма и Дамиан упоминаются в молитвах Таинства Елеосвящения как ходатаи о болящих. Мученики Косма и Дамиан, родные братья по плоти, происходили из благочестивой семьи римских христиан. Лекари по профессии, они сопровождали свою безмездную врачебную практику евангельской проповедью. По приказу императора Карина (283–284) они были схвачены и приведены на судилище. Во время допроса императора поразила внезапная болезнь, и он стал просить братьев об исцелении. По молитве мучеников Карин выздоровел, и святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу. Братья продолжили своё служение, которое становилось всё более известным среди язычников. Но их прежний учитель, позавидовав врачебной славе своих бывших любимых учеников, завёл святых братьев в горы и предательски убил.

Преподобная Ангелина, деспотиса Сербская

Праведная Ангелина была супругой святого Стефана, короля Сербии. В то время Сербия была завоевана турками, и супруги претерпели изгнание в Италию. После смерти мужа святая приняла монашеский постриг и посвятила себя молитве и благотворительности. Особенно она заботилась о сербских и русских монастырях. Видя, что уже не в силах помогать всем обителям, она обратилась с посланием к московскому князю Василию III: «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». На средства, пожертвованные князем, святая построила Крушедольскую лавру, где ныне покоятся ее нетленные мощи, мощи ее супруга и двух сыновей.

Священное Писание

Рим., 105 зач.,XI, 2–12

2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.

Мф., 42 зач.,XI, 20–26

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 11, 2-12; Мф. 11, 20-26

Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, - в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся? И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других... А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог никогда не навязывает Своей воли человеку, Он остается как бы в тени. Иногда это приводит современного человека, привыкшего опираться на силу ума, силу власти, силу денег, силу науки, силу образования, к мысли, что Бога вообще нет: «Где Он? Я Его не вижу. Я знаю, что такое власть; я знаю, что такое деньги; я знаю, что такое мое здоровье и мои способности; а вот что такое Бог, я не знаю, потому что я все делаю сам для себя. Так и где же Он, на каком месте в жизни?» Но от этих вопросов никак не зависит само существование Бога. Он в тени, Его не видно, но в любой момент в ответ на нашу просьбу к Нему Он выходит из этой тени и совершает с нами дела непостижимые, когда мы с удивлением говорим: «Это чудо!»

Последняя встреча преподобного Венедикта Нурсийского с сестрой

У преподобного Венедикта была сестра-близнец по имени Схоластика. Один день в году он гостил в её монастыре, но вечером уходил, так как его устав запрещал ночевать вне обители. Во время последнего визита ему уже нужно было уходить, но Схоластика попросила брата сделать исключение: «Не оставляй меня в эту ночь, прошу тебя: так мы сможем до утра говорить о радостях небесной жизни». Но преподобный возмущённо ответил: «Что такое ты говоришь, сестра!» На вечернем небе не было ни облачка. Схоластика скрестила руки на столе и опустила на них голову. В короткое время небо покрылось тучами и разразилась такая буря, что Венедикт не мог ступить за порог. «Да простит тебя Бог, сестра моя, — сказал он, — что ты сделала?» Схоластика сказала: «Я просила тебя, и ты не захотел меня послушать. Тогда я попросила моего Господа, и Он меня услышал ». Через три дня Схоластика умерла. Преподобный Венедикт распорядился похоронить её в своей могиле, так что их тела оказались соединены и утробой матери, и гробом.

Об искуплении

Под искуплением в широком значении слова понимается всё, что для нашего спасения сделал Бог. Под искуплением в узком значении подразумевается действие Господа Иисуса Христа, направленное на спасение человека (и мира), совершенное через Его Крестные страдания и смерть.

Слово искупление имеет прямым своим значением: избавление ценою чего-то (избавление за выкуп), скажем, избавление от рабства, от плена. Господь искупил нас Своей Кровью (1Пет.1:18-20). Благодаря Его Крестным страданиям и смерти, которые носили жертвенный характер, люди обрели возможность избавляться от рабства дьяволу, от плена греха.

В этом ключе следует осмысливать выражения: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9); «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23); «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6:19-20).

Следствиями искупления, в частности, стали: победа над дьяволом, адом и смертью; создание Церкви; открытие Царства Небесного; дарование людям образцового примера послушания Богу «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8); обнаружение высочайшей любви Бога к человеку (Ин.3:16); примирение человека и Бога (Кол.1:20); пробуждение в людях любви к Богу и к ближним (1Ин.4:11).

Искупление не может рассматриваться в качестве мгновенного акта, некоего однократного действия. Вся земная жизнь Христа Спасителя от момента Боговоплощения и до Вознесения имеет искупительное значение: Христос спас нас Своим учением, жизнью (личным примером), смертью (сошествием во ад), воскресением. Высшим показателем исцеления природы человека и одновременно подтверждением Божественности Христа стало преодоление Им смерти через Воскресение.

Чтобы вы не поступали, как язычники

Мы все воспринимаем наши взгляды, убеждения, представления о том, что хорошо и плохо, от общества, в котором мы выросли. Некоторые из этих представлений хороши и правильны. Некоторые — нет. Кроме того, в наши дни мы неизбежно находимся под влиянием массовой культуры, которая незаметно всевает в умы людей свои ценности и примеры.

Когда мы становимся христианами, мы пересматриваем наши взгляды в соответствии со словом Божьим. Там, где взгляды общества, в котором мы выросли, противоречат учению Церкви, мы принимаем решение слушаться Церкви, а не внешнего мира.

В нашем обществе, например, принято считать блуд и (что особенно ужасно) аборты, лишение жизни детей во чреве, чем-то вполне приемлемым. Когда мы приходим в Церковь, мы признаем, что это глубоко неправильно, отрекаемся от наших прежних взглядов. Мы признаем наши прошлые грехи именно грехами и принимаем прощение от Господа. Мы принимаем решение повиноваться Богу, а не миру сему.

Молитвословия

Тропарь бессребреников Космы и Дамиана

глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

Кондак бессребреников Космы и Дамиана

глас 2

Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах, врачеве,/ чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.

Молитва безсребреникам Косме и Дамиану

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

Собор Тверских святых. Тропарь

глас 4

Иже в земли Тверской прославльшиися,/ святителие, мученицы,/ преподобнии, праведнии/ и вси святии,/ верою, подвиги благочестия,/ любовию, кротостию, словом и житием/ Богу благоугодившии/ и венцы нетления и славы украсившиися,/ молите Христа Бога нашего/ даровати мир стране нашей/ и душам нашим в мире спастися.

Собор Тверских святых. Кондак

глас 4

На земли благочестно пожившии,/ святии, в земли Тверской просиявшии,/ и ныне на Небесех со Ангелы радуетеся/ и Троицу Святую — Отца, и Сына, и Святаго Духа во Едином Божестве прославляете./ Мы же, земнороднии, молитвенно ублажающе вас/ и святую память совершающе, молим:/ принесите наша молитвы к Небесному Престолу Господа Вседержителя,/ да Вашим ходатайством/ дарует мир и спасение душам нашим.

Теги:
Бессребренники Косма и Дамиан Римские
православный календарь

Все публикации