Церковный календарь

31 мая. Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
31 мая. Память святых отцов семи Вселенских Соборов

5-я седмица по Пасхе
Поста нет. 18 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Память святых отцов семи Вселенских Соборов. Мученика Феодота Анкирского и мученицы семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249–251). Преподобного Макария Алтайского (1847).

Праведного Иоанна Кормянского (1917). Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима. Мучеников Давида и Тиричана (Таричана) отроков (693) (Груз.).

Святого Михаила Виноградова исповедника, пресвитера (1932); священномученика Василия Крылова пресвитера (1942).

Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Со времени императора Константина Великого, когда были прекращены гонения на христианскую веру в Римской империи и Церковь получила невиданную доселе свободу и даже покровительство властей, началась эпоха Вселенских Соборов. Это время, когда были сформулированы основные вероисповедные истины Православия. Поводом к созданию точных словесных определений этих истин стали ереси: арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство и другие. Отцы семи Вселенских Соборов исповедали Христа единосущВсекным Отцу, Единым по Ипостаси и познаваемым в двух естествах — Божественном и человеческом. Завершилась эпоха Вселенских Соборов в 843 году окончательной победой над ересью иконоборчества. Это событие, называемое Торжеством Православия, святая Церковь отмечает в первое воскресенье Великого поста.

Преподобный Макарий Алтайский

Преподобный Макарий Алтайский подвизался в первой половине XIX века, проповедуя Евангелие среди языческого населения Сибири и Алтая. В 1830 году он основал в Томске Алтайскую духовную миссию, которая на протяжении десятков лет способствовала обращению к истинной вере многих язычников. В 1839 году святой Макарий опубликовал трактат, где излагал свои предложения о «методах распространения христианской веры среди евреев и магометан Российской империи». Он предложил также основать в Казани при монастыре миссионерский центр, который имел бы целью распространять православное учение и духовную жизнь среди мусульманского населения. Преподобный Макарий также был ревностным сторонником перевода Священного Писания на русский язык. Скончался подвижник в 1847 году в Волховском монастыре Орловской епархии.

Мученик Феодот Анкирский

Святой Феодот жил в Анкире в правление императора Диоклетиана. Он был женат и содержал гостиницу, где укрывал гонимых христиан. Еще он тайно собирал тела погибших и хоронил их. Гонения возросли, усилился голод среди скрывавшихся христиан, и тогда Феодот открыл свои житницы и превратил гостиницу и в странноприимницу, и в храм молитвенный, и в алтарь, где иереи совершали Бескровную Жертву. В то время были мучимы, поруганы и утоплены в озере семь благочестивых девственниц, достигших старости, за их отказ омыть идолов. Ночью одна из них явилась Феодоту и попросила похоронить их по-христиански, что святой и сделал. Игемон, жрецы и все язычники пришли в ярость и замучили множество людей. Феодот сам явился на суд, его подвергли невиданным пыткам и усекли мечом. Идя на  казнь, мученик утешал плачущих христиан.

Священное Писание

Деян., 30 зач., XII, 12-17

12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, 14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.

15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

Ин., 32 зач., VIII, 42-51

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.

46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 12, 12-17; Ин. 8, 42-51

Господь объяснял иудеям почему они не веруют в Него, чем бы вы думали? Тем, что Он истину им говорит: «А как Я истину говорю, то не верите Мне». Ложь обратилась, как говорится, в плоть и кровь их и сделала истину невместимой для них. Отчего и ныне не веруют? Оттого же; Господь истину говорит, потому и не веруют. Но как же это? Ведь они все ученые и только у них речей, что об истине? Речей-то много, да дела никакого. Плетение систем их то же, что плетение паутинное; только они не замечают, этой непрочности. Начала систем их без оснований, и последующие повороты их без доказательств; а они все-таки удовлетворяются ими. На предположения такой образовался позыв, что, кажется, они одни составляют все содержание их умов; и, однако, это слывет солидным образованием. Туман мечтаний напущен ими на немногие добытые ими факты; и эти последние восстают в этом тумане совсем в другом виде, чем они есть на самом деле; однако, это слывет областью истины непреложной. Так-то ум стал гнил, и так-то испортили его вкус! Как вместиться в него истине? Вот и не веруют они Господу, Который говорит одну только истину.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Добрые дела, к которым Господь нас призывает, — это и есть поклонение в духе. Давайте зададим самим себе простой вопрос: а как я поклоняюсь Богу? И тогда сразу отойдут на второй план такие понятия, как количество совершаемых молитв, количество посещаемых богослужений. Это не значит, что первое и второе незначительны для дела человеческого спасения. Но это значит, что без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие. Как мы поклоняемся Богу? Насколько мы живем Божественной истиной? Насколько мы готовы эту истину защищать? Насколько мы готовы в соответствии с этой истиной творить добрые дела, чтобы в истине и в духе поклоняться Богу? Это очень критические вопросы, которые каждый пред собой должен поставить, потому что эти же вопросы и Бог поставит перед нами на Страшном суде.

Добродетель милосердия

Господь Бог, придя на землю, Собственной жизнью явил пример любви и милосердия к Своему творению. Господь Иисус Христос учил людей милосердию проповедью (Мк.6:34) и личным примером (кормил, исцелял, воскрешал); всё служение Иисуса Христа можно назвать служением милосердия. Даже смерть Спасителя является примером Божьего милосердия. Своей смертью на Кресте за грехи всего мира Бог проявил совершенное милосердие к погибающему человечеству.

Божественное учение и Божественный пример призывают людей к милосердию. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7). Источник истинного милосердия — Божественная благодать; собственные усилия человека ограничены, причём не столько количественно, сколько качественно (связаны с тщеславием, самоутверждением и иными страстями).

Молитвословия

Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним

глас 2

Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Теги:
Вселенские соборы
преподобный Макарий Алтайский
православный календарь

Все публикации