31 мая. Память святых отцов семи Вселенских Соборов

7180
Фото

Седмица 4-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Память святых отцов семи Вселенских Соборов. Мученика Феодота Анкирского и мученицы семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249—251). Преподобного Макария Алтайского (1847).

Праведного Иоанна Кормянского (1917). Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима. Мучеников Давида и Тиричана (Таричана) отроков (693) (Груз.).

Святого Михаила Виноградова исповедника, пресвитера (1932); священномученика Василия Крылова пресвитера (1942).

Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Со времени императора Константина Великого, когда были прекращены гонения на христианскую веру в Римской империи и Церковь получила невиданную доселе свободу и даже покровительство властей, началась эпоха Вселенских Соборов. Это время, когда были сформулированы основные вероисповедные истины Православия. Поводом к созданию точных словесных определений этих истин стали ереси: арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство и другие. Отцы семи Вселенских Соборов исповедали Христа единосущВсекным Отцу, Единым по Ипостаси и познаваемым в двух естествах — Божественном и человеческом. Завершилась эпоха Вселенских Соборов в 843 году окончательной победой над ересью иконоборчества. Это событие, называемое Торжеством Православия, святая Церковь отмечает в первое воскресенье Великого поста.

Преподобный Макарий Алтайский

Преподобный Макарий Алтайский подвизался в первой половине XIX века, проповедуя Евангелие среди языческого населения Сибири и Алтая. В 1830 году он основал в Томске Алтайскую духовную миссию, которая на протяжении десятков лет способствовала обращению к истинной вере многих язычников. В 1839 году святой Макарий опубликовал трактат, где излагал свои предложения о «методах распространения христианской веры среди евреев и магометан Российской империи». Он предложил также основать в Казани при монастыре миссионерский центр, который имел бы целью распространять православное учение и духовную жизнь среди мусульманского населения. Преподобный Макарий также был ревностным сторонником перевода Священного Писания на русский язык. Скончался подвижник в 1847 году в Волховском монастыре Орловской епархии.

Мученик Феодот Анкирский

Святой Феодот жил в Анкире в правление императора Диоклетиана. Он был женат и содержал гостиницу, где укрывал гонимых христиан. Еще он тайно собирал тела погибших и хоронил их. Гонения возросли, усилился голод среди скрывавшихся христиан, и тогда Феодот открыл свои житницы и превратил гостиницу и в странноприимницу, и в храм молитвенный, и в алтарь, где иереи совершали Бескровную Жертву. В то время были мучимы, поруганы и утоплены в озере семь благочестивых девственниц, достигших старости, за их отказ омыть идолов. Ночью одна из них явилась Феодоту и попросила похоронить их по-христиански, что святой и сделал. Игемон, жрецы и все язычники пришли в ярость и замучили множество людей. Феодот сам явился на суд, его подвергли невиданным пыткам и усекли мечом. Идя на казнь, мученик утешал плачущих христиан.

Священное Писание

С Евангелием, как и с любым иным произведением древней литературы, есть одна серьёзная проблема: многие очевидные для современников Евангелия смыслы остаются нами незамеченными или же непонятыми. Зачастую бывает, что нам непросто увидеть логику в евангельском повествовании и понять, каким образом одно утверждение вытекает из другого. Сегодня в православных храмах во время Литургии звучит отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, этот отрывок нельзя назвать простым и кристально ясным, нельзя назвать очевидным и его конечный вывод.

Глава 8.

21Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?

23Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

27Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Только что мы услышали довольно необычное евангельское повествование: Господь Иисус Христос в диалоге с фарисеями говорил о Самом Себе, о Боге-Отце, и о том, что произойдёт в ближайшем будущем, то есть о Распятии, о Крестной Смерти, о Воскресении и Вознесении. Все эти слова Христа не были подтверждены какими-либо чудесами, не было и прямых ссылок на Священное Писание Ветхого Завета. Вообще, с точки зрения убедительности речи вряд ли можно назвать этот диалог образцовым, однако финал его совершенно неожиданный: апостол и евангелист Иоанн Богослов засвидетельствовал, что речь Спасителя привела к тому, что «многие уверовали в Него». Но чем обусловлена убедительность этих слов Христа? Почему многие люди, услышав их, обрели веру?

Конечно, в полной мере ответить на этот вопрос невозможно, но попытаться всё же стоит.

В только что прозвучавших словах Господа нашего Иисуса Христа обращает на себя особое внимание та фраза, которой Спаситель отвечает на вопрос фарисеев «кто же Ты?». Спаситель не повторяет исповедание апостола Петра и не говорит, что Он — «Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16), не определяет Господь Себя и привычным нам из Евангелия словосочетанием «Сын Человеческий». Спаситель говорит нечто странное, то, чего мы не можем найти в других местах Евангелия: «От начала Сущий» (Ин. 8:25). Большинство исследователей Евангелия от Иоанна полагают, что здесь мы имеем дело с испорченным текстом, ещё святитель Иоанн Златоуст утверждал, что это выражение не что иное, как отказ Спасителя отвечать на вопрос фарисеев, причём отказ довольно грубый, здесь Господь сделал отсылку на начало своей речи, ведь именно так — как простое «начало» — было бы правильнее перевести эти евангельские слова.

Многие наблюдали за дискуссией Христа с фарисеями, и люди не могли не удивляться не только содержательной стороне слов Спасителя, но и их внутренней силе, а также той смелости, с которой Господь говорил с привыкшими повелевать фарисеями.

Интересно, что в дальнейшем в истории Церкви будет немало схожих случаев: люди будут обретать веру не столько из-за содержания проповеди, сколько по причине смелости проповедников перед лицом могущественной земной силы, к примеру, перед лицом враждебно настроенных к христианам императоров языческой Римской империи.

епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Облачившись в терпение как в духовную броню, нужно защищать наш внутренний мир, дабы ничто входящее в нас извне не смогло поколебать его. И тогда мы не станем жертвой тех, кто желал бы победить и покорить нашу душу, используя против нас зло своей души. Терпение, которое непросвещенному взору видится как явная слабость, знающему является как великая сила, способная действенно помогать человеку в обретении истинного счастья и мира, сделаться сильным и неуязвимым для человеческой злобы, неправды и любого диавольского искушения. «Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели», — говорит преподобный Нил Синайский.

Добродетель милосердия

Господь Бог, придя на землю, Собственной жизнью явил пример любви и милосердия к Своему творению. Господь Иисус Христос учил людей милосердию проповедью (Мк.6:34) и личным примером (кормил, исцелял, воскрешал); всё служение Иисуса Христа можно назвать служением милосердия. Даже смерть Спасителя является примером Божьего милосердия. Своей смертью на Кресте за грехи всего мира Бог проявил совершенное милосердие к погибающему человечеству.

Божественное учение и Божественный пример призывают людей к милосердию. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7). Источник истинного милосердия — Божественная благодать; собственные усилия человека ограничены, причём не столько количественно, сколько качественно (связаны с тщеславием, самоутверждением и иными страстями).

Молитвословия

Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним

глас 2

Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Верующие Казани поклонились мощам преподобного Макария Алтайского
Верующие Казани поклонились мощам преподобного Макария Алтайского

Вечером 26 мая в столицу Татарстана были принесены мощи преподобного Макария Алтайского.

В столицу Татарстана будут принесены мощи преподобного Макария Алтайского В столицу Татарстана будут принесены мощи преподобного Макария Алтайского

26 мая в Казань будут принесены мощи преподобного Макария (Глухарева) – просветителя Алтая.

Включаем мозги, или Зачем помнить Первый Вселенский собор
Публикации 28 мая 2023
Включаем мозги, или Зачем помнить Первый Вселенский собор

В седьмое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем святых отцов Первого Вселенского собора. Почему так важно не забывать об этом событии, что Церковь даже установила особое празднование в воскресный день между Вознесением и Пятидесятницей?

Первый Вселенский Собор — первый шаг в формулировании догмата о Боге едином в Троице
Публикации 5 июня 2022
Первый Вселенский Собор — первый шаг в формулировании догмата о Боге едином в Троице

В эти дни Православная Церковь продолжает празднование Вознесения Господня, которое отмечалось в прошлый четверг. Воскресный день после этого праздника имеет особую богослужебную тему. Он посвящен памяти святых отцов Первого Вселенского Собора.