Церковный календарь

31 мая. Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
31 мая. Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325).
Поста нет. 18 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325).

Память святых отцов семи Вселенских Соборов. Мученика Феодота Анкирского и мученицы семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249–251). Преподобного Макария Алтайского (1847).

Праведного Иоанна Кормянского (1917). Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима. Мучеников Давида и Тиричана (Таричана) отроков (693) (Груз.).

Святого Михаила Виноградова исповедника, пресвитера (1932); священномученика Василия Крылова пресвитера (1942).

Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление», икон Божией Матери (переходящие празднования в Неделю 7-ю по Пасхе).

I Вселенский Собор (325)

I Вселенский Собор. В 325 году имп. Константином Великим был созван Собор для осуждения ереси александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению. 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. На Соборе был утвержден православный Символ веры (первые семь членов). После решения главного догматического вопроса Собор установил также 20 канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия. А также были зафиксированы преимущества епископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалим.

Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Со времени императора Константина Великого, когда были прекращены гонения на христианскую веру в Римской империи и Церковь получила невиданную доселе свободу и даже покровительство властей, началась эпоха Вселенских Соборов. Это время, когда были сформулированы основные вероисповедные истины Православия. Поводом к созданию точных словесных определений этих истин стали ереси: арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство и другие. Отцы семи Вселенских Соборов исповедали Христа единосущВсекным Отцу, Единым по Ипостаси и познаваемым в двух естествах — Божественном и человеческом. Завершилась эпоха Вселенских Соборов в 843 году окончательной победой над ересью иконоборчества. Это событие, называемое Торжеством Православия, святая Церковь отмечает в первое воскресенье Великого поста.

Преподобный Макарий Алтайский

Преподобный Макарий Алтайский подвизался в первой половине XIX века, проповедуя Евангелие среди языческого населения Сибири и Алтая. В 1830 году он основал в Томске Алтайскую духовную миссию, которая на протяжении десятков лет способствовала обращению к истинной вере многих язычников. В 1839 году святой Макарий опубликовал трактат, где излагал свои предложения о «методах распространения христианской веры среди евреев и магометан Российской империи». Он предложил также основать в Казани при монастыре миссионерский центр, который имел бы целью распространять православное учение и духовную жизнь среди мусульманского населения. Преподобный Макарий также был ревностным сторонником перевода Священного Писания на русский язык. Скончался подвижник в 1847 году в Волховском монастыре Орловской епархии.

Мученик Феодот Анкирский

Святой Феодот жил в Анкире в правление императора Диоклетиана. Он был женат и содержал гостиницу, где укрывал гонимых христиан. Еще он тайно собирал тела погибших и хоронил их. Гонения возросли, усилился голод среди скрывавшихся христиан, и тогда Феодот открыл свои житницы и превратил гостиницу и в странноприимницу, и в храм молитвенный, и в алтарь, где иереи совершали Бескровную Жертву. В то время были мучимы, поруганы и утоплены в озере семь благочестивых девственниц, достигших старости, за их отказ омыть идолов. Ночью одна из них явилась Феодоту и попросила похоронить их по-христиански, что святой и сделал. Игемон, жрецы и все язычники пришли в ярость и замучили множество людей. Феодот сам явился на суд, его подвергли невиданным пыткам и усекли мечом. Идя на  казнь, мученик утешал плачущих христиан.

Священное Писание

Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36

16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, 19 работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; 20 как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, 21 возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

22 И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что́ там встретится со мною; 23 только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.

24 Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.

25 И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.

26 Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, 27 ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

Ин., 56 зач., XVII, 1-13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 20, 16-18, 28-36; Ин. 17, 1-13

Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее — и христианству конец.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Люди, незнакомые с православной аскезой, с православным образом жизни, иногда задают вопрос: «А как все то, чем вы занимаетесь, эти долгие службы, молитвы, соотносится с действительностью? Насколько это востребовано? Не является ли это лишь рудиментом того, что было некогда присуще нашей культуре, нашей общественной жизни?» Наш ответ: нет! Все, что делала Церковь в прошлом, что делаем сегодня мы, все, что, верим, Церковь будет делать до скончания века, всегда актуально, всегда имеет отношение к реальной жизни, ибо всегда актуально то послание, которое Господь оставил нам. Через мудрость святых отцов мы обретаем способность обрести особый взгляд на самих себя, на свою внутреннюю жизнь, а значит, стяжать мудрость, способность реально видеть окружающую нас жизнь и делать из этого видения правильные выводы.

Молитвословия

Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним

глас 2

Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Теги:
Вселенские соборы
преподобный Макарий Алтайский
православный календарь

Все публикации