18 мая. Память великомученицы Ирины Македонской

6207
Фото

Седмица 5-я по Пасхе
Поста нет. 5 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Великомученицы Ирины (I—II).

Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского. Преподобного Варлаама Серпуховского (1377). Преподобномученика Ефрема Нового (1426).

Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878).

Великомученица Ирина Македонская

Святая Ирина жила в I веке и была дочерью знатных язычников. Однажды девушке было видение: к ней прилетали три птицы — голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Ее учитель, христианин, объяснил значение виденного. Голубь, означавший добродетели — смирение, кротость и целомудрие, — принес масличную ветвь — благодать Божию, получаемую в Крещении. Орел — знамение высоты духа, достигаемой через Богомыслие, — принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять скорби и гонения. После этого Ирина приняла Крещение от апостола Тимофея и стала проповедовать Евангелие, за что подвергалась многочисленным страданиям. Проповедь святой сопровождалась чудесами. Ирина привела ко Христу более 10 тысяч язычников.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленный 1878 году в Серпуховском Владычнем монастыре, после его закрытия был перенесён в кафедральный Никольский собор, а в 1929 году бесследно исчез. В 80-х годах XX века настоятель Серпуховской Ильинской церкви архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский, возобновил традицию местного братства трезвости совершать по воскресеньям молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста образу «Неупиваемая Чаша». Когда в 1991 году был возрождён Высоцкий монастырь, архимандрит Иосиф стал его настоятелем и перенёс это служение в обитель. В 1991 году иконописец Александр Соколов написал для обители ныне известный во всём православном мире список чудотворной иконы, ставший всероссийской святыней. В 1997 году образу «Неупиваемая Чаша» установили празднование, внесённое в Православный церковный календарь для всероссийского почитания, а в Высоцком монастыре святыне составили службу и издали акафист, ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

Священное Писание

Деян., 35 зач., XIV, 20-27

20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.

21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.

27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

Ин., 35 зач., IX, 39 — X, 9

39И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

40Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

41Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

Глава 10.

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам.

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 14, 20-27; Ин. 9, 39-10, 9

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Не видящие — это простой народ, в простоте сердца веровавший Господу; а видящие — это тогдашние книжники, ученые, которые по гордости ума и сами не веровали, и народу возбраняли. Умники наши себя считают зрячими, и, потому что считают себя такими, чуждаются веры в Господа, которой крепко держатся простые сердцем и умом. И стало быть, по истине-то Господней слепы они, а народ видит. Они точь в точь как те птицы, которые ночью видят, а днем не видят. Истина Христова им темна, а противное этой истине — ложь, им кажется ясною; тут они в своей стихии. Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: «неужели и мы слепы?» Нечего скрывать: слепы. А так как слепы по своей вине, то грех слепоты и невидения света на вас лежит. Можете видеть, да не хотите, полюбивши обманчивую, но прелестную ложь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Спасение во Христе нужно понимать не как магическое действие, автоматически спасающее человека вне каких-либо усилий с его стороны, но как открытую дверь, за которой — путь, ведущий к полноте жизни, к Царствию Небесному. Дверь в преграде между Небом и землей, Богом и человеком открыта для каждого через рождение, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа. И вот что жизненно важно: эта открытая дверь предназначена не только для тех, кто ею воспользовался и идет по пути спасения, но и для тех, кто еще блуждает во мраке и не знает пути. Ибо эта дверь никогда и ни перед кем не закроется, но будет открыта до скончания века, даруя надежду всем, кто, казалось бы, совсем потерял ее. И в самой этой надежде — спасение. Как и говорит о том апостол: ...Мы спасены в надежде (Рим. 8, 24).

Свойство Божье — неизменяемость

Неизменяемость Божья есть такое Божественное свойство, согласно которому Бог всегда пребывает тем же, всегда тождественен Самому Себе, ни Сам Он не принимает ни малейших перемен, и никто и ничто не в состоянии Его изменить. Допустить хотя бы малейшую изменяемость в Боге — значит допустить, что Он не всесовершенен, так как любое изменение приводило бы либо к увеличению, либо к уменьшению степени совершенства. Неизменяемость Божия — безусловна.

Возможно ли полноценное соблюдение нравственного закона без содействия Божьего?

Говоря о духовно-нравственном совершенстве человека, атеисты, что и понятно, утверждают, что при желании каждый может возрастать в совершенстве без помощи какого-то там воображаемого бога, опираясь на собственный опыт, на опыт и советы других, в конце концов, используя достижения психологии и иных светских наук.

В своё время учение о том, что человек может преображаться своими силами (роль благодати при этом минимизировалась ими до неприличия), отстаивали и распространяли пелагиане. Так это или не так?

Согласно словам Искупителя — не так. Недаром Он предостерегал Своих учеников: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

В деле спасения от человека, конечно, зависит многое, а иначе зачем нужны были бы аскетические упражнения (посты, молитвенное делание, бдения и т. д.)? Но всё же спасение человека — дело и Бога, и человека. Можно сказать, что оно осуществляется в соработничестве Бога и человека, главная роль — конечно, Божья.

Молитвословия

Тропарь мученицы Ирины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Ирина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Ирины

глас 4

Девства добротами преиспещренна, дево,/ страдальчеством была еси краснейшая, Ирино,/ кровьми твоими истекшими обагрена,/ прелесть же низложившая безбожия.// Сего ради и прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.

Молитва великомученице Ирине

О многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иакова Железноборовского

глас 4

Небеснаго желая,/ земная возненавидел еси/ и, взем крест свой, последовал еси Христу/ и от Него прием дарования чудес,/ исцеляти недужныя;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ испроси православным Христианом здравие и спасение,/ на враги же победу/ и не забуди, посещая чад своих,/ припадающих к цельбоносному гробу твоему,/ Иакове, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Иакова Железноборовского

глас 8

Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/ и телесныя страсти из корене исторгая,/ неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/ болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе,/ темже молим тя, досточудне,/ исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Иакове Богомудре, отче наш.

Молитва преподобному Иакову Железноборовскому

О, Преподобне и Богомудре отче наш Иакове! Вемы, яко с лики Ангельскими и всеми святыми предстоиши присно Престолу Господа Вседержителя, и велие имаши к Нему дерзновение молитися о всех, с верою и умиленными слезами в помощь тя призывающих. Не премолчи убо, вопия за ны, недостойныя, ко Господу Богу, да отвратит гнев свой, праведно за беззакония наша на ны движимый, и да избавимся всяких скорбей, бед же и напастей, и злых обстояний, и благочестно поживем в будущем веце, ходяще в заповедех и оправданиих Господних непорочно. О, Преблаженне и Боголюбезне отче наш Иакове! Умоли Господа, да не оскудеют во обители твоей истинные ревнители иноческаго жития и подражатели святому и богоугодному житию твоему; сохрани предстательством твоим к Богу обитель и страну сию от огня, глада, меча, нашествия иноплеменных и от всякаго зла, и всем, с верою и любовию притекающим во твою обитель испроси у Господа Бога грехов прощение, телесем здравие, исправление греховнаго жития и вечное спасение; да с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице Славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая Чаша»

глас 4

Днесь притецем вернии/ к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/ напояющей верных сердца/ небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/ и людем верным чудеса показующей./ Яже мы видяще и слышаще/ духовно празднуем и тепле вопием:/ Владычице премилостивая,/ исцели наша недуги и страсти/ молящи Сына Твоего Христа Бога нашего/ спасти души наша.

Молитвы Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая Чаша»

О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Новости по теме

В Введенском Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» В Введенском Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Испросить заступничества Божией Матери в борьбе со страстями винопития и наркомании приглашаются страждущие и их близкие.

В Введенском Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» В Введенском Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

В Введенском Кизическом монастыре города Казани еженедельно совершаются молебны с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Испросить заступничества Божией Матери в борьбе со страстями винопития и наркомании приглашаются

В Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» В Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша»

В Кизическом монастыре города Казани еженедельно совершаются молебны с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Представители елабужского общества трезвости провели субботник на территории национального парка Представители елабужского общества трезвости провели субботник на территории национального парка

Члены елабужского общества «Трезвение» и представители елабужского сестричества милосердия провели субботник на территории национального парка «Нижняя Кама».