Церковный календарь

18 мая. Память великомученицы Ирины Македонской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 мая. Память великомученицы Ирины Македонской

3-я седмица по Пасхе
Поста нет. 5 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученицы Ирины (I–II).

Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского. Преподобного Варлаама Серпуховского (1377). Преподобномученика Ефрема Нового (1426).

Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878).

Великомученица Ирина Македонская

Святая Ирина жила в I веке и была дочерью знатных язычников. Однажды девушке было видение: к ней прилетали три птицы — голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Ее учитель, христианин, объяснил значение виденного. Голубь, означавший добродетели — смирение, кротость и целомудрие, — принес масличную ветвь — благодать Божию, получаемую в Крещении. Орел — знамение высоты духа, достигаемой через Богомыслие, — принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять скорби и гонения. После этого Ирина приняла Крещение от апостола Тимофея и стала проповедовать Евангелие, за что подвергалась многочисленным страданиям. Проповедь святой сопровождалась чудесами. Ирина привела ко Христу более 10 тысяч язычников.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленный 1878 году в Серпуховском Владычнем монастыре, после его закрытия был перенесён в кафедральный Никольский собор, а в 1929 году бесследно исчез. В 80-х годах XX века настоятель Серпуховской Ильинской церкви архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский, возобновил традицию местного братства трезвости совершать по воскресеньям молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста образу «Неупиваемая Чаша». Когда в 1991 году был возрождён Высоцкий монастырь, архимандрит Иосиф стал его настоятелем и перенёс это служение в обитель. В 1991 году иконописец Александр Соколов написал для обители ныне известный во всём православном мире список чудотворной иконы, ставший всероссийской святыней. В 1997 году образу «Неупиваемая Чаша» установили празднование, внесённое в Православный церковный календарь для всероссийского почитания, а в Высоцком монастыре святыне составили службу и издали акафист, ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

Священное Писание

Деян., 18 зач., VIII, 5-17

5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8 И была радость великая в том городе.

9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Ин., 20 зач., VI, 27-33

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28 Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?

29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?

31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 8, 5-17; Ин. 6, 27-33

"Уверовал и сам Симон и крестившись не отходил от Филиппа". И веровал и крестился, а ничего не вышло из него. Надо думать, что в строе веры его было что либо недолжное. Вера искренняя - отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая между действиями веры и мудрствования ума. Таков и был Симон - образ для всех еретиков; таковы и все, с своими мудрованиями вступающие в область веры, как прежде, так и теперь. Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда: для себя - когда они остаются безгласными, для других - когда не удерживается в них одних эта путаница, а прорывается наружу, по их жажде быть учителями. Отсюда всегда выходит партия лиц более или менее погрешающих в вере, с несчастною уверенностью в непогрешимости и бедственным позывом всех переделать на свой лад.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для того чтобы иметь чувство радости, нужно постоянно пребывать в общении с Богом. Постоянно — значит никогда не прерывать этой связи ни на работе, ни в транспорте, ни в свободное время. Это не значит, что мы должны все время молиться и читать какие-то длинные молитвы, — это означает, что Бог никогда не должен уходить из нашей жизни и мы не должны отдаляться от Него. И для того чтобы эту связь с Богом восстановить, достаточно просто сказать: «Господи, прости меня», когда мы чувствуем, что делаем что-то неправильное, когда мыслим греховно, когда произносим неверные, греховные слова.

Свойство Божье — неизменяемость

Неизменяемость Божья есть такое Божественное свойство, согласно которому Бог всегда пребывает тем же, всегда тождественен Самому Себе, ни Сам Он не принимает ни малейших перемен, и никто и ничто не в состоянии Его изменить. Допустить хотя бы малейшую изменяемость в Боге — значит допустить, что Он не всесовершенен, так как любое изменение приводило бы либо к увеличению, либо к уменьшению степени совершенства. Неизменяемость Божия — безусловна.

Возможно ли полноценное соблюдение нравственного закона без содействия Божьего?

Говоря о духовно-нравственном совершенстве человека, атеисты, что и понятно, утверждают, что при желании каждый может возрастать в совершенстве без помощи какого-то там воображаемого бога, опираясь на собственный опыт, на опыт и советы других, в конце концов, используя достижения психологии и иных светских наук.

 В своё время учение о том, что человек может преображаться своими силами (роль благодати при этом минимизировалась ими до неприличия), отстаивали и распространяли пелагиане. Так это или не так?

 Согласно словам Искупителя — не так. Недаром Он предостерегал Своих учеников: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

 В деле спасения от человека, конечно, зависит многое, а иначе зачем нужны были бы аскетические упражнения (посты, молитвенное делание, бдения и т. д.)? Но всё же спасение человека — дело и Бога, и человека. Можно сказать, что оно осуществляется в соработничестве Бога и человека, главная роль — конечно, Божья.

Молитвословия

Тропарь мученицы Ирины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Ирина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Ирины

глас 4

Девства добротами преиспещренна, дево,/ страдальчеством была еси краснейшая, Ирино,/ кровьми твоими истекшими обагрена,/ прелесть же низложившая безбожия.// Сего ради и прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.

Молитва великомученице Ирине

О многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иакова Железноборовского

глас 4

Небеснаго желая,/ земная возненавидел еси/ и, взем крест свой, последовал еси Христу/ и от Него прием дарования чудес,/ исцеляти недужныя;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ испроси православным Христианом здравие и спасение,/ на враги же победу/ и не забуди, посещая чад своих,/ припадающих к цельбоносному гробу твоему,/ Иакове, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Иакова Железноборовского

глас 8

Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/ и телесныя страсти из корене исторгая,/ неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/ болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе,/ темже молим тя, досточудне,/ исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Иакове Богомудре, отче наш.

Молитва преподобному Иакову Железноборовскому

О, Преподобне и Богомудре отче наш Иакове! Вемы, яко с лики Ангельскими и всеми святыми предстоиши присно Престолу Господа Вседержителя, и велие имаши к Нему дерзновение молитися о всех, с верою и умиленными слезами в помощь тя призывающих. Не премолчи убо, вопия за ны, недостойныя, ко Господу Богу, да отвратит гнев свой, праведно за беззакония наша на ны движимый, и да избавимся всяких скорбей, бед же и напастей, и злых обстояний, и благочестно поживем в будущем веце, ходяще в заповедех и оправданиих Господних непорочно. О, Преблаженне и Боголюбезне отче наш Иакове! Умоли Господа, да не оскудеют во обители твоей истинные ревнители иноческаго жития и подражатели святому и богоугодному житию твоему; сохрани предстательством твоим к Богу обитель и страну сию от огня, глада, меча, нашествия иноплеменных и от всякаго зла, и всем, с верою и любовию притекающим во твою обитель испроси у Господа Бога грехов прощение, телесем здравие, исправление греховнаго жития и вечное спасение; да с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице Славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая Чаша»

глас 4

Днесь притецем вернии/ к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/ напояющей верных сердца/ небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/ и людем верным чудеса показующей./ Яже мы видяще и слышаще/ духовно празднуем и тепле вопием:/ Владычице премилостивая,/ исцели наша недуги и страсти/ молящи Сына Твоего Христа Бога нашего/ спасти души наша.

Молитвы Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая Чаша»

О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Теги:
Великомученица Ирина
икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша»
православный календарь

Все публикации