13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

4516
Фото

Седмица 3-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление святителя Софрония, епископа Иркутского (1918). Собор святых Биробиджанской епархии.

Священномученика Тимофея Петропавловского пресвитера, преподобномученика Никандра Прусака (1918); преподобномученика Феогена Козырева (1939); мученика Иоанна Демидова (1944).

Балыкинской (1711) и Горбаневской (1786) икон Божией Матери.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов — древний праздник, установленный Церковью на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга» — и все они были посланниками и слугами Христовыми. Чтобы открыть миру Свое всемогущество, Христос избрал и наделил чудесною силою людей из бедных, незнатных родов. Будучи призваны, они оставили родных, дома, занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, разделяя с Ним все лишения и страдания. Почти все они мученически окончили свою жизнь: кто-то был распят, другие обезглавлены, лишь апостол Иоанн Богослов скончался своей смертью, хотя и претерпел много страданий.

Преподобный Петр, царевич Ордынский

Преподобный Пётр, царевич Ордынский, племянник хана Золотой Орды Бергая, был обращён в православную веру святителем Кириллом, епископом Ростовским. Вслед за епископом царевич последовал в Ростов, где крестился с именем Пётр. В Ростове Пётр жил в кафедральном доме и усердно посещал храм Божий. По временам он забавлялся соколиной охотой. Однажды на охоте Пётр заснул на берегу озера Неро. Во сне ему явились апостолы Пётр и Павел и вручили серебро и золото для построения монастыря в их честь. С благословения нового Ростовского епископа Игнатия, тоже получившего во сне указание от апостолов основать обитель, Пётр построил Петропавловский монастырь на месте явления апостолов. Вскоре святой женился, и после смерти супруги, незадолго до своей кончины в 1290 г., принял иночество в построенной им обители.

Священное Писание

В прежние времена большая часть знаний человека соответствовала его опыту, от чего сами знания носили зачастую практический характер. В наши дни, напротив, объём наших теоретических знаний так велик, что кажется просто несопоставимым с опытом. Мы привыкли обладать информацией и часто не спешим проверять её на опыте. Среди прочих знаний у нас есть знания религиозные. Но задумывались ли мы, какой характер носят они? И какой должны носить? Теоретический или опытный? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7-й и 8-й глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храме во время богослужения.

Глава 7.

24Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

25и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

27и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

28И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

29ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Глава 8.

01Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.

02И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

03Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

04И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

С чего начинается знакомство с христианством для большинства из нас? Кто-нибудь скажет, что с чего-то мистического или духовного, с опыта встречи с Богом, с переживания чуда. С кем-то, конечно, случается и такое, но всё же в жизни подавляющего большинства из нас всё проще. Мы узнаём о христианстве совершенно случайно, практически в фоновом режиме: на улицах видим храмы, по телевидению или в интернете встречаем религиозные сюжеты, элементарные вероучительные истины узнаём от верующих родственников и друзей. За две тысячи лет христианство глубоко проникло в наш быт и культуру, но вошло ли оно в наше сердце?

Обращаясь к иудеям, Христос указывает на два пути восприятия Его слов: есть те, кто слушают его слова, но не исполняют на практике, другие же не только слушают, но и живут ими, поступая так, как Он повелел. Разница между этими путями не только формальная, но вполне реальная, потому что они приводят к совершенно разным результатам. Те, кто не только слушает слова Христа, но и живёт в соответствие с ними, находят в них твёрдую почву, отчего их мировоззрение и само здание их жизни оказываются прочными и не повреждаются испытаниями. Для других, напротив, слова «вера», «заповедь», «грех», «праведность» — знакомы, но никакой роли в их жизни они не играют, почему, когда приходят испытания, их внутренний мир рушится.

Судя по социальным опросам, большинство людей, которые живут вокруг нас, верят в Бога, но не практикуют жизни по вере. Если поговорить с ними всерьёз, после всех формальных отговорок об отсутствии времени и чём-нибудь подобном, выясняется, что они не ходят в храм, потому что не понимают какой в этом толк... В известном смысле они попадают в замкнутый круг, потому что, бывая в церкви крайне редко, от случая к случаю, они ничего от этих посещений не получают, и, не получая, не знают, для чего ходить чаще. Подобная логика понятна, но в случае с верой она совершенно ошибочна. От того, что человек раз в год занимается спортом или изучением иностранного языка, эффекта не будет, но он будет и будет значительным, если не просто нечто знать о спорте или языке, а заняться ими на практике. Подобным образом устроена и религиозная жизнь. Если не только слушать слова Христа, но и стараться исполнять их на практике, они станут реальным опытом и твёрдой опорой в жизни.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Как святитель Тихон смирением обуздал дерзость богохульника

Святитель Тихон Задонский по своей природе был горячим и нервным человеком, но эти качества сочетались у него с глубоким смирением, любовью и уважением к людям. По свидетельству келейников, он мог до земли поклониться им, если видел, что те обиделись на какое-нибудь его замечание. Однажды в доме знакомых святитель встретился с молодым помещиком, увлёкшимся модной в XVIII веке философией Вольтера. Начался спор на богословские и философские темы. Святитель говорил твёрдо и спокойно, основательно, веско опровергая безбожные идеи. Вольнодумец же постепенно раздражался и, видя себя побеждённым в споре, пришёл в ярость и ударил святителя по щеке. Неожиданно для всех святитель Тихон встал, поклонился обидчику в ноги и стал просить прощения: «Простите меня, ради Бога, что ввёл вас в искушение». Беспримерная кротость святого так потрясла оскорбителя, что он сам со слезами кинулся к ногам святителя и с этого момента стал добрым христианином.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что страдания, которые испытывали исповедники и мученики, были легкими в очах Божиих, скоро преходящими; и мы уже не столько говорим об этих страданиях, а просто отмечаем, что через них люди обрели спасение, потому что взирали на вечное — и в тюрьмах, застенках, и будучи оскорбляемы и угнетаемы, подвергаясь лжи и клевете, будучи презираемы и отвержены обществом. Они были сором, как в другом месте говорит апостол Павел, для мира (см. 1 Кор. 4, 13), но страдания их оказались скоропреходящими и легкими в масштабах вечности, и сегодня они, в подтверждение слов апостола Павла, вместе с Богом утверждают вечную славу.

О трояком служении Христа

Земное служение Господа Иисуса Христа рассматривается в богословской литературе с трех сторон: как пророческое, царское и первосвященническое. Усматриваемая тройственность сторон Его служения связана с тройственностью соответствующих им видов служения ветхозаветного периода. Слово «Христос», как известно, означает «Помазанник». Во времена Ветхого Завета помазанниками Божьими именовались пророки (3 Цар.19:16), цари (1 Цар.10:1) и первосвященники (Лев.8:12). Это связано с совершавшимся над ними обрядом помазания, когда они посвящались на соответствующее служение (пророческое, царское, первосвященническое).

Спаситель именуется Помазанником в исключительном смысле. Если на ветхозаветных пророках, царях, первосвященниках и почивали особые благодатные дары, то во Христе обитала и «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).

Как Пророк (Втор.18:15) Христос открывал людям волю Божью, преподал спасительное учение (Мф.23:8). Как Царь (Ин.18:36) Он исцелял болезни, укрощал стихии, повелевал демонами, изгоняя их из людей. К царскому служению Спасителя относят Его сошествие во ад и выведение оттуда праведных душ (1Пет.13:18-19). Как Первосвященник (Евр.4:14) Он принёс Себя в Крестную Жертву (по человеческому естеству); принял же Он эту Жертву, с Отцом и Святым Духом, как Бог (то есть по Божескому естеству).

Не все пути ведут к Богу

«Все пути ведут к Богу» — мы слышим эти слова так часто, что они воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Но так ли это?

Все пути могут быть одинаково хороши только до тех пор, пока мы никуда не идем. Если вы действительно отправляетесь в дорогу, не просто прогуливаетесь, а хотите достичь какой-то цели, вам понадобятся точные указания.

Если вы спросите: «Как мне добраться до такого-то места?», а вам ответят: «Да туда ведут все пути», — такой ответ вас явно не устроит по причине его явной бессмысленности.

Слово Божье говорит о том, что Бог создал нас для вечного, бесконечного, немыслимого счастья, которое мы здесь, на земле, не можем и представить. Чтобы обрести это счастье, мы должны, прежде всего, его захотеть — и захотеть всем сердцем. А когда мы всерьез хотим что-то обрести, безразличное «все пути» нас не устроит.

Нам необходимо знать как можно более точно, какой путь ведет в небесный Иерусалим, а какой — нет.

Молитвословия

Тропарь Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Молитва двунадесяти апостолам

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши: тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем недостойнии в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, моляще их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, Евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный (учениче) Андрее, водружением Креста Россию благословивый, Апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии богоизбрании Апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского)

глас 8

Отечества своего, блаженне Петре, удалився,/ и богомерзкую веру отнюд возненавидев,/ от тьмы во свет пришел еси/ и вселился еси во славный и многонародный град Ростов,/ в немже житие честно пожив,/ церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию,/ и сию чудными иконами, яко невесту, украсив,/ святителя же, и князя, и вся люди житием своим удивил еси,/ темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского)

глас 4

Явися велие солнце Христовой Церкви,/ просвещая учения светлостьми, всечестне,/ яко черпалом златым,/ от кладязя неископаннаго чудес почерпл еси,/ от источника неистощимаго,/ на память успения твоего пришедшим, всеблаженне Петре,/ ныне всем подававши грехов прощение, славо преподобным.

Тропарь святителя Софрония, епископа Иркутского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.

Тропарь святителя Софрония, архиепископа Иркутского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние,/ добре управил еси иноческия обители/ и, архиерейства саном почтен быв,/ упасл еси Иркутскую паству,/ темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси/ и молиши Христа Бога/ избавити нас от бед и спасти души наша.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года