История обретения образа святителя Николая Чудотворца в Куюках

291
Фото

Обретение образа святителя и чудотворца Николая в селе Куюки совершилось при следующих обстоятельствах. 11 июня 1897 года, часа в четыре вечера, над деревней пронеслась грозовая туча, разразившаяся страшным градом и небывалым в наших местах ливнем. Град был столь силен и крупен, что в несколько минут совершенно уничтожил часть озимых и яровых посевов, многим крестьянам, бывшим в поле, поранил головы и плечи, а ливень снес несколько крестьянских ворот и заборов и превратил пересохшую речку Куюковку в страшную бурную реку, быстро мчавшую все, что в нее попало, и сломавшую перекинутые через нее мосты.

На следующее утро, 12 июня, глазам куюковских крестьян представилась такая картина: берега речки смыты водой, русло ее изменило свое направление, и по сторонам русла показались огромные пласты крепкого бутового камня. Будучи крайне опечалены тем, что град уничтожил посевы, но не теряя веры в Бога и надежды на Его помощь во всех обстоятельствах жизни, куюковские крестьяне принялись добывать бутовый камень, нужный им как для собственного употребления, так и для продажи. Пришли в числе прочих добывать камень и братья Трофимовы: Гурий 23 лет и Алексей 14 лет. Гурий заступом раскалывал бутины, а Алексей эти бутины относил в сторону и складывал в кубические полусаженки.

Таким образом, разбивая один слой камня за другим, братья дошли, наконец, до того слоя, который был уже вровень с водою речки. Гурий разбил большую плиту камня на две части и, вынув одну часть его, понес к выкладываемому полусаженку, а Алексей остался на месте и смотрел, как вода из речки втекает в образовавшееся на месте камня углубление. Вдруг он увидел, что на поверхности воды, наполнившей углубление, плавает какая-то щепочка. Он взял эту щепочку, потер ее пальцами, и, к удивлению своему, увидел, что это не простая щепочка, а образ святителя Николая — не на дереве писаный, а на меди вычеканенный. Алексей тотчас же позвал Гурия, показал ему образ и рассказал о случившемся. Тут подошли и другие, рывшие камень крестьяне, а через некоторое время собрались и все куюковцы.

Образ святителя Николая, обретенный в Куюках — маленький, всего только 2,5 см в ширину и 3 см в длину. Толщина его не больше толщины листа плотной бумаги. Изображение Святителя вычеканено хорошо: Святитель изображен в митре, правой рукой он благословляет, а левой держит Евангелие. На обратной стороне образа вычеканен четырехконечный крест с надписью посередине: «Кресту твоему поклоняемся». Образ Святителя, очевидно, представлял собой одну половинку складня, и имел ушки и зацепки.

Находка необыкновенная и по месту, и по обстоятельствам (медный образ плавал поверх воды) заставила куюковцев задуматься, что делать с этим образом и куда его поставить? Послали за местным священником в село Богородское и, по прибытии его, тут же из камней соорудили нечто вроде аналоя, покрыли его белой скатертью и положили на нее обретенный образ. Затем затеплили лампаду и поставили блюдо для пожертвований на украшение образа. Вскоре по повелению Высокопреосвященного Архиепископа Казанского Владимира, была устроена над обретенным образом полотняная сень, принесен был подсвечник, стали возжигаться свечи и масло, жертвуемые богомольцами. Народ шел к святому образу, молился перед ним, лобызал его и клал на блюдо свои трудовые копейки. На эти пожертвования местные крестьяне за два года построили каменный храм, куда перенесли честную икону.

Образ прославился многими чудотворениями. Бывали дни, когда поклониться святителю Николаю собиралось до пяти тысяч богомольцев. В это время стали разноситься слухи о разных чудесах и знамениях от святого образа. Со времени своего явления Куюковский образ святителя Николая Чудотворца не однажды являл чудотворную силу и особо чтится верующими нашей епархии.

Ныне церковь восстанавливается верующими людьми. Возобновились регулярные богослужения. Каждый год 25 июня, на месте обретения иконы, где поставлен крест и часовня, служится молебен с водосвятием святителю Николаю. В этот день священник освящает озеро. Люди омываются в нем, причем бывают случаи исцеления от болезней. В данное время ведутся работы по реконструкции храма святителя Николая.

Вблизи места обретения иконы на берегу реки Куюковки в 2007 году выстроена деревянная часовня, в которой проводятся богослужения.

Новости по теме

На территории Троицкого храма в селе Кощаково прошёл семейный праздник, приуроченный ко дню памяти благоверных князей Петра и Февронии
На территории Троицкого храма в селе Кощаково прошёл семейный праздник, приуроченный ко дню памяти благоверных князей Петра и Февронии

15 сентября на территории Троицкого храма села Кощаково (Пестречинский район РТ) состоялся семейный праздник, приуроченный ко дню памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.

В старинном Вознесенском храме в урочище Елагино совершена первая Литургия после закрытия церкви в советское время В старинном Вознесенском храме в урочище Елагино совершена первая Литургия после закрытия церкви в советское время

14 сентября 2024 года, в день церковного Новолетия, в храме Вознесения Господня урочища Елагино (Пестречинский район РТ) совершена первая со времён закрытия Божественная литургия.

Троицкий храм села Кощаково организует семейный праздник, приуроченный ко дню памяти благоверных князей Петра и Февронии
Анонсы и объявления 14 сентября 2024
Троицкий храм села Кощаково организует семейный праздник, приуроченный ко дню памяти благоверных князей Петра и Февронии

15 сентября на территории Троицкого храма села Кощаково (Пестречинский район РТ) состоится семейный праздник, приуроченный ко дню памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.

О судьбе забытой казанской святыни — чудотворной иконы Божией Матери Паммакариста (Всеблаженная)
Публикации 14 сентября 2024
О судьбе забытой казанской святыни — чудотворной иконы Божией Матери Паммакариста (Всеблаженная)

1/14 сентября, в день церковного новолетия, Русская Православная Церковь совершает празднование иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Паммакариста или «Всеблаженная» (если быть более точным — «Всеблаженнейшая», однако вариант «Всеблаженная» прижился и получил всеобщее распространение).