4 октября. Память апостола от 70-ти Кодрата

4200
Фото

Седмица 15-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Апостола от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752).

Преподобного Даниила Шужгорского (XVI). Преподобного Иосифа Заоникиевского (1612). Священномучеников Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730—735). Святителей Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мучеников Евсевия и Приска.

Священномучеников Александра Федосеева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского, Иоанна Флерова пресвитеров (1918); преподобномученика Маврикия Полетаева и мученика Василия Кондратьева (1937); священномучеников Валентина Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова, Петра Сахаровского, Иоанна Никольского пресвитеров (1937); священномучеников Иоанна Быстрова пресвитера (1938); священномученика Василия Крымкина пресвитера (1942).

Апостол от 70-ти Кодрат

Святой Кодрат прославлен в лике 70-ти апостолов. Он был епископом в Афинах. Его служение закончилось мученичеством: его бросили в темницу, где он скончался от голода. В 126 году апостол Кодрат написал апологию в защиту христианства. Текст представили императору Адриану (117—138), гонителю христиан, который после знакомства с этой апологией издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик. Апология сохранилась частично; её цитирует историк IV века Евсевий Кесарийский: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцелённые Им и воскрешённые из мёртвых были видимы не только когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени».

Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Осенью 1752 года в Троицкой церкви Яковлевского монастыря города Ростова над могилой святителя Димитрия Ростовского осел чугунный пол. 21 сентября во время ремонтных работ после снятия плит, удаления земли и щебня открылся повреждённый бревенчатый сруб склепа и гроб, в котором обрели нетленные мощи митрополита Димитрия. Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич) освидетельствовал мощи и донёс о происшедшем в Синод. При гробе святителя совершалось множество чудотворений, исцелений, подлинность которых была тщательно проверена и документально подтверждена. С каждым годом слава чудотворца росла, и 22 апреля 1757 года при императрице Елизавете Петровне состоялась канонизация святого. Житие святителя Димитрия написал митрополит Арсений, а службу святителю — епископ Амвросий Переяславский. В 1763 году в присутствии императрицы Екатерины, пришедшей из Москвы пешком, мощи святителя Димитрия переложили в серебряную раку. Святитель Димитрий стал первым святым, канонизированным в синодальный период.

Евангелие дня

Верите ли вы в чудеса? И если да, знаете ли, как не спугнуть чудо? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 4.

22И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

24И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30но Он, пройдя посреди них, удалился.

Итак, после крещения от Иоанна в Иордане и победы над лукавым духом в пустыне, Спаситель приходит в родной город и проповедует в местной синагоге. При этом проповедует Он не на обычные для простого человека нравственные или бытовые темы, но читает мессианский отрывок из пророка Исаии и говорит, что пророчество исполнилось, причём исполнилось на Нём. Он — Мессия.

Теоретически то, что сказал Христос, было вполне возможно, ведь Мессия должен был когда-нибудь прийти. Поэтому некоторые из иудеев воодушевились проповедью Спасителя и, вероятно, поверили Ему. Но судя по реакции Христа, мы можем сказать, что внутренне они ждали от Него чудесных доказательств. Они уже слышали о том, что в Капернауме Он совершил чудо и теперь ждали доказательств. Ох как это было похоже на то, что Спаситель недавно пережил в пустыне. «Если Ты Сын Божий, — говорит Ему сатана, — сбросься вниз с крыла храма». Предложение очень заманчивое — чудом завоевать себе авторитет. Но что такое чудо и ради чего оно совершается? Оно есть проявление Божией любви, которая, «побеждая природные правила», снисходит к людям в виде исцеления болезней, насыщения голодных, освобождения бесноватых. Мы видим, как и в других евангельских местах после совершения чудес Христос скрывается или запрещает о Себе говорить, чтобы совершённое Им не становилось основанием веры. Потому что подлинная вера основывается не на чуде, а на встрече с Богом, переживаемой человеком в сердце. В таком случае требование чуда — это шантаж, по сути — признание ситуации, в которой Бог будто бы боится, что в Него не поверят, и должен оправдываться. Но Бог не оправдывается и не пытается доказать Своё существование чудесами, потому что это будет насилием над человеком. Чудо — это всегда ответ на готовность человеческого сердца.

Но просто поверить, без ожидания чудес, что Тот, Кто рос среди них, — Мессия, оказывается выше сил иудеев. «Чего уж там, по-свойски, соверши-ка нам чудо, без реальной нужды, просто ради доказательства Твоих слов», — будто бы говорят они. Но Спаситель не нуждается в дешёвом авторитете, ведь он на то и дешёвый, что ни подлинной любви, ни доверия под собой не имеет. В итоге Христос напоминает им истории пророков Илии и Елисея, которые являли чудеса язычникам и не являли соплеменникам, сердца которых были далеки от Бога. И это подспудное недоверие сразу сказывается на реакции слушающих Христа. Даже если они были настроены с интересом послушать Его и хотели посмотреть, что Он будет делать, весь их интерес быстро превратился в ярость...

Надо сказать, что ожидание чудес по отношению к Богу встречается довольно часто. Люди, скептически настроенные, ждут чуда не как проявления любви и поддержки, но как доказательства того, что Господь есть. Только Бог — не фокусник, и Ему ничего не надо доказывать. Он не приходит в жизнь человека, который на самом деле не хочет Его знать, но посещает лишь тех, кто действительно ждёт встречи.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Замечательные слова находим у преподобного Ефрема Сирина: «Без печали и скорби нет спасения». А у преподобного Марка Подвижника находим иные очень важные слова: «Не каждая скорбь посылается за грехи». Итак, с одной стороны, скорбь и печаль — некий фактор, необходимый для духовного роста человека. С другой стороны, скорбь может быть наказанием за наши грехи и наши проступки, но не всякая, как учит Марк Подвижник. Ведь есть скорби, происходящие от нашего неразумия. Есть скорби, которые происходят от незнания или заблуждения. А есть скорби, которые происходят с нами помимо нашей воли, когда мы вдруг сталкиваемся с тяжелыми жизненными обстоятельствами. В таком случае святые отцы говорят, что это и есть крест от Бога; и скорбь, которая не проистекает ни из наших ошибок, ни из нашего неразумия и нерадения, дается нам свыше.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит о пользе молитвы за людей

Как-то раз у меня возникло желание помочь одним людям в решении их серьезной проблемы, которую заметил старец, в то время как они ничего о ней не знали. Но я боялся, что они меня могут неправильно понять, обидеться и в конце концов вместо пользы мое вмешательство принесет им лишь духовный вред. Я высказал свои соображения отцу Порфирию, и он ответил мне: «Не говори с ними на эту тему. Они наверняка обидятся, станут осуждать тебя и таким образом согрешат. Однако не проявляй к ним и равнодушия. Помогай им на расстоянии своей молитвой. Тогда они не претерпят никакого духовного ущерба и от твоей молитвы получат бόльшую пользу, чем от твоих слов». Я последовал совету рассудительного старца, и это принесло мне покой. Отец Порфирий верил в несомненную ценность молитвы в духовной жизни человека. Он советовал своим духовным чадам не забывать молиться: «Молись просто, просто и смиренно, с простой верой, не ожидая, что Бог тебе ответит… Когда ты беседуешь с Богом, ты действительно беседуешь с Ним».

Восьмая заповедь Нового Завета: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

В 4-й заповеди уже говорилось о правде. Христос предупреждал христиан — Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:20).

В этой заповеди говорится о стеснениях, гонениях за правду Божию. Ещё до Своей крестной смерти Спаситель свидетельствовал, что «тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь и не многие находят их» (Мф.7:13).

Подчеркнем, речь в этой заповеди именно о гонениях за правду. Сын протоиерея Глеба Каледы рассказывал о советских временах: «Мы жили на первом этаже. Папа служил у нас на квартире тайно. Он требовал на время службы закрывать форточки и всячески старался, чтобы никто из соседей не услышал молитв. Мы сначала думали, что это выглядит как-то несмело. Потом поняли: пострадать за Христа — одно, а пострадать за самонадеянность и недальновидность — другое». Поэтому церковные каноны запрещают мученичество, как следствие провокации.

Ещё пример из книги «Записки пустынножителя». В Сухуми, в кладбищенском склепе приютился странник, по виду монах, который хранил обет молчания. Однажды его, как не имеющего документов (дело было в СССР), забрали в милицию. Там стали заводить дела на каждого. Дошла очередь и до него: спросили фамилию, он не отвечает. Видя, что он всё понимает, но просто не хочет отвечать, его зверски избили. Следователем овладело безрассудное упрямство и за 40 дней на молчальнике были испробованы все доступные способы истязаний. Совершил ли монах подвиг? Нам видится, что он проявил упрямство и ввёл в грех следователя. Подвиг молчания состоит не в том, чтобы не раскрывать уст ни при каких обстоятельствах, а в том, чтобы хранить внутреннюю тишину и молитвенную сосредоточенность.

Данную заповедь следует понимать не только в отношении исповедания веры в окружающем безбожном мире. И в церковной жизни бывают гонимые за правду. Великий учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст был несправедливо осужден собором епископов, сослан в Армению и там преставился.

Гонимым за правду, как и нищим духом, Господь обещает Царство Небесное, Царство любви. Отечество наше прежде всего на Небе, с Богом. У одного священника вечером спрашивают: Вы домой? — Нет, пока ещё на квартиру.

Молитвословия

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Тропарь святителю Димитрию Ростовскому

глас 8

Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Димитрия Ростовкого

глас 4

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Хрис­тов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и при­неси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангелы предстоиши! Умо­ли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем вся­кое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедрого Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия лица неизреченную доброту. Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и сла­ве Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружие Крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иосифа Заоникиевского

глас 5

Смиренномудрием наказание благодушие приемля,/ иже от Небес неизреченный дар приити сподобился,/и в плоти сый, преподобне,/ безплотен в служении своем к Богоматери трудолюбие подвизася,/ бдении, пощении, слезами и молитвами,/ имиже и пустыню многожительну устроил еси,/ благоухищренным же юродством человеческия славы избежа./ Сего ради Всевышний Мздовоздатель/ в конец века сего сугубо тя прослави,/ и гроб твой святый точением чудес обогатися,/ Егоже моли, преподобне отче наш Иосифе,/ даровати нам отпущение грехов и велию милость.

Тропарь преподобного Иосифа Заоникиевского

глас 4

Исперва житие твое, преподобне,/ хитростию благоюродства от человек утаено на небесех пред Ангелы явленно,/ и аще на земли тмою очес претыкаяся хождаше,/ но мысленными крилы на высоту возшед,/ Присносущным Светом облистаемь,/ во отечествии наследова,/ и земных мнящихся красных храмов не требовав,/ но в Небесных селех пресветлыя обители стяжал еси,/ ни ризами мягкими одеяся,/ но паче власяницу возлюбил еси,/ и сего ради паче всех имений земных небесная сокровища приобрел еси/ и на земли плотян сый со безплотными совокупляяся,/ Небесной Царице служа и Той приносимых Ангельских песней насладився,/ ихже многие людие желая насладитися не могут./ Сего ради Всевышний Творец образ Свой/ и Рождшия Его Богоматере/ с высоты воздуха на руце твоя,/ яко на Херувимская носила дарова тебе./ От Негоже Присносущным Светом очи твои уясни,/ и яко росоточащий облак молитвами твоими весь мир милованный напои./ И ныне в последняя времена святую персть твою, яко Едемский источник во исцеление недугов устрои,/ Егоже моли, наставниче наш, чудоносче Иосифе,/ даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобного Иосифа Заоникиевского

глас 8

Вышних благ желаяй,/ преобидел еси долу влекущая мудрования,/ ибо трудолюбивое свое тело/ острым власяным плетением стерл еси,/ и бысть благоугоден служитель Богоматере,/ страждущим в недузех являлся, скоро помогавши,/ и с верою притекающим к тебе неоскудное здравие подаеши./ Сего ради зовем ти:/ разреши наша болезни душевныя и телесныя/ еже к Богу молитвами твоими,/ началообразный смирению наставниче, отче наш Богомудре Иосифе,/ монахом удобрение.

Кондак преподобного Иосифа Заоникиевского

глас 8

От юности Бога возлюбив/ и простынею безгласие стяжал еси, преподобне./ Сего ради и с Небес сладкий Свет очию получил еси/ и росоточащии милости пресветлый образ Богоматери/ с высоты воздуха чрез святых безмездников во объятие приял еси,/ и Ей богоугодно послужил еси./ И обитель составил еси,/ власяными веригами тело свое удручил еси,/ от негоже каплями кровными диавола потопил еси./ Сего ради и в последняя времена/ гроб твой от Владыки нашего Христа точением чудес обогатися,/ тем и мы, чада твоя, любовию притекающе к тебе, умильно глаголем:/ радуйся, наставниче нашего спасения,/ радуйся, исцелений подателю;/ радуйся, отче наш Иосифе,/ монахом удобрение.

Тропарь апостола Кодрата

глас 3

Апостоле святый Кодрате,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Кодрата

глас 8

Яко священноначальника честна и страдальца твердейша,/ вселенная приносит Тебе, Господи, Кодрата апостола/ и песньми почитает честную его память,/ просящи всегда прегрешений оставления// тем дароватися поющим его, Благоутробне.

Новости по теме

Отличительные особенности творений святых отцов Церкви
Публикации 12 февраля 2022
Отличительные особенности творений святых отцов Церкви

Продолжаем публиковать ответ журнала «Троицкое слово» на вопрос, в каком порядке читать творения святых Отцов.

К 310-летию со дня преставления святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.)
Публикации 10 ноября 2019
К 310-летию со дня преставления святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.)

Слово студента Казанской духовной академии Ивана Удалова (будущего священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского), произнесенное 28 октября 1909 года, в память святителя Димитрия Ростовского по случаю 200-летия со дня его блаженной кончины.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.