Седмица 11-я по Пятидесятнице
Успенский пост. 6 августа по ст. ст.
В этот день празднуется:
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
На трапезе разрешается рыба.
За богослужением совершается освящение винограда и плодов.
Преображение Господне
В этот день вспоминается явление Спасителя еще во время Своей земной жизни в Божественной славе трем избранным ученикам. Иисус Христос взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору. Этой горой традиционно считается Фавор в Южной Галилее, но ряд исследователей склоняются к более высокой точке, находящейся севернее, — горе Ермон. На вершине горы Христос преобразился перед учениками: «И просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:12). «И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:30—31). «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7). Так впервые Спаситель засвидетельствовал ученикам в полной мере о Своей Божественной природе.
Установление праздника Преображения Господня
По древнему преданию Господь преобразился за 40 дней до Своих страданий, поэтому Преображение Господне должно было бы праздноваться в феврале. Но Святая Церковь перенесла его на август потому, что празднование в феврале приходилось бы на дни святой Четыредесятницы, что было бы несовместимо с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. 19 (6) же августа именно, а не в какой-нибудь другой день, Преображение Господне празднуется потому, что 27 (14) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается воспоминание Страстей Христовых; а так как Преображение было за 40 дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня ровно 40 дней, установили, чтобы Преображение Господне праздновалось 19 (6) августа, так как от 27 (14) сентября до 19 (6) августа ровно 40 дней.
Евангелие дня
Пожалуй, нет того христианина, который, размышляя о евангельских событиях, не пытался бы поставить себя самого на место того или иного евангельского персонажа. Это, действительно, очень любопытно: а как бы я повёл себя, если бы стал свидетелем воскрешения Лазаря? Или: изменился бы я, если бы увидел, как Христос претворил воду в вино во время свадьбы в Кане? А что бы я почувствовал, если бы оказался рядом со Христом в момент Его Преображения? Сегодня самое подходящее время, чтобы поразмышлять над последним из этих вопросов: мы вспоминаем Преображение Господне, мы всесторонне пытаемся его осмыслить и сделать для себя некоторые поучительные выводы. Давайте послушаем отрывок из 17-й главы Евангелия от Матфея, который рассказывает об этом событии и звучит сегодня за божественной литургией в православных храмах.
Глава 17.
1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
За истекшее со времени Преображения Господня время церковные мыслители написали множество глубоких трудов, в которых они предприняли попытку понять, что означало Преображение, каким образом оно соотносится с Распятием Христовым и с Его Воскресением, а также дать ответ на вопрос соотнесения Преображения Господня с личным преображением всякого верующего во Христа человека.
Одно из важнейших песнопений сегодняшнего праздника прямо говорит о связи Преображения и Страданий Христовых, а также о том, какие практические выводы должны были сделать Христовы ученики из Преображения: «Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твоё добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние».
В этом песнопении мы видим некоторую идеализацию того, что произошло у Креста Христова во время Распятия Спасителя: тогда ученики, включая и тех, кто был со Христом на горе Преображения, не смогли установить какую-либо связь между Преображением и Распятием, не смогли осознать, что Распятие было добровольным, что Христос Сам Себя предал на Распятие ради спасения человечества от греха и смерти, у Креста Христова ученики испугались и большинство из них предпочли скрыться там, где их не смогут найти распявшие Спасителя люди. Осознать связь между Преображением и Распятием апостолы сумели несколько позже, тогда, когда им явился Воскресший Христос.
Вместе с этим богослужебное песнопение не идёт дальше и не идеализирует реакцию учеников на само Преображение, а их реакция была, скажем так, немного странной: апостол Пётр внезапно предложил сделать для Христа и древних пророков три кущи, то есть три палатки, так, как будто бы Спаситель, Моисей и Илия нуждались в чем-то материальном. Это странно по той причине, что происходящее на горе должно было дать понять апостолам, что они стали свидетелями явления божественного порядка, они прикоснулись к иной реальности, в которой нет места ничему временному, материальному и тленному. Но апостолы были во многом подобны нам, они не могли даже на краткое время не считаться с требованиями физической природы человека, и потому предложили то, что могли предложить, и эти слова апостолов звучат как абсолютный диссонанс с происходящим. Впрочем, мало кто был бы способен при соприкосновении с божественной реальностью не прозвучать диссонансом и произнести те слова, которые оказались бы уместными. Конечно, реакция апостолов была вызвана и страхом, который упомянул евангелист Матфей, но ведь явление силы Божией — это и в самом деле страшно, и всем нам свойственно пугаться тогда, когда Бог напрямую вторгается в нашу жизнь, потому что в таком случае жизнь теряет одно из своих базовых свойств — предсказуемость. В целом же Евангелие говорит нам, что размеренность течения нашей жизни — иллюзия, что эта размеренность может быть в любой момент нарушена бесконечным множеством способов, можно, к примеру, попасть под проливной дождь по дороге на важную встречу и в конечном итоге не попасть на встречу по причине тотального повреждения делового костюма. Но есть иные размеренность и стабильность, их человеку может дать лишь Бог, они не имеют ничего общего с тем, что мы привыкли подразумевать под размеренностью и стабильностью жизни, и чтобы обрести уверенность нам нужно научиться доверять лишь Богу, и быть готовыми с благодарностью воспринимать то, что Он нам посылает на путях нашей жизни, памятуя, что все это существенно необходимо для нашего личного преображения.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Предание о Фаворе как горе Преображения
Преображение Господне пред тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном Богословом — произошло на некоей горе, не названной в Евангелии. Но, по церковному преданию, это было на горе Фавор в Галилее, что отражено в богослужебных текстах и святоотеческих толкованиях. Нетварный свет, который видели ученики, святитель Григорий Палама (XIV век) называет не просто светом Преображения, но светом Фаворским: «Свет Фаворский был Светом Божественным!» В Ветхом Завете псалмопевец Давид пророчествовал о славном предназначении Фавора: «Фавор и Ермон о имени твоём возрадуются» (Пс. 88:13). Как поясняет преподобный Исихий Иерусалимский (2-я пол. IV в. — ок. 451): «Поэтому и говорится, что оба они радуются о имени Его: первый — как удостоившийся воспринять такое таинство, второй — как получивший благословение от своего соседа».
Святитель Григорий Палама о Преображении Господнем
Великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, то есть будущего века, имеющего открыться после погибели сотворённого в течение шести дней мира. Везде присутствует Царь всяческих и везде — Царствие Его, так что пришествие Царства Его не обозначает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественнаго Духа, потому и сказано: «[Царствие Божие] пришедшее в силе». И эта сила явится не просто обыкновенным людям, но стоящим с Господом, то есть утверждённым в вере в Него и подобным Петру, Иакову и Иоанну… Свет Преображения Господня не рождается, и не исчезает, и не подлежит чувствовательной способности, и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведённого в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа, этот Неизреченный Свет.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Сущность христианского подвига всегда заключалась в преображении существующей действительности, в изменении нравственной атмосферы в обществе, в приведении ко Христу людей, не знающих Его. Подвигом апостолов, ставших свидетелями Преображения Господня, Евангелие было проповедано во многих странах. Примеру апостолов следовали многие поколения святых, во всех концах земли трудившихся над осуществлением явленного в Преображении идеала в непрерывно меняющихся исторических условиях. Этому примеру должны следовать и мы, современные христиане, ибо наш мир, претерпевший в минувшем столетии множество потрясений, забывший Христа, отвернувшийся от Него и лежащий во зле, должен преобразиться силой Божией и нашим подвигом, каким бы малым и скромным этот подвиг ни являлся и на каком бы месте ни судил нам Господь трудиться.
Молитвословия
Тропарь праздника Преображения Господня
глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника Преображения Господня
глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.
Молитва Преображению Господню
Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.