Церковный календарь

30 сентября. Память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 сентября. Память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

16-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 17 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).

Мучениц Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников 156-ти: Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных (310). Святителей Иоакима, патриарха Александрийского (1567).

Преподобномучеников Павла Моисеева, Феодосия Соболева, Никодима Щапкова и Серафима Кулакова (1918); преподобномучениц Ирины Фроловой (1931); мученика Иоанна Короткова (1941); преподобномученицы Александры Хворостянниковой (1943).

Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София пострадали в Риме при императоре Адриане в 137 году. София, знатная вдова-христианка, назвала дочерей именами трёх христианских добродетелей. Воспитанные в христианском благочестии, они открыто исповедовали себя христианками. Узнав об этом, император призвал их и обещанием различных почестей склонял принести жертву Артемиде, но девочки не поколебались в вере. Тогда на глазах матери их одну за другой подвергли страшным пыткам и усекли мечом. Идя на смерть, сёстры ободряли друг друга, а мать призывала их быть стойкими и не бояться мук. Вере было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — 9. София погребла тела дочерей, непрестанно молилась на их могиле и на третий день скончалась. Она тоже считается мученицей, хотя страдала за Христа не телом, а сердцем.

Священное Писание

Гал., 211 зач., IV, 28 — V, 10

28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.

29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

Глава 5

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, 5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?

8 Такое убеждение не от Призывающего вас.

9 Малая закваска заквашивает все тесто.

10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

Лк., 10 зач., III, 19-22

19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, 20 прибавил ко всему прочему и то́, что заключил Иоанна в темницу.

21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, 22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 4, 28-5, 10; Мк. 6, 54-7, 8

Господь укоряет фарисеев не за внешние, заведенные у них порядки и правила поведения, а за пристрастие к ним, за то, что они остановились на одном внешнем почитании Бога, не заботясь о том, что на сердце. Без внешнего нельзя. Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их. Но опять же очевидно, что одно внешнее — ничто; цена его от присутствия в нем внутреннего, так что коль скоро этого нет, то хоть и не будь. Между тем, мы падки на внешность и видимость, в которых воображается внутреннее и в которых оно принимает определенную форму до того, что исполнив внешнее мы остаемся покойны, не думая о том, бывает ли тут внутреннее или нет. А так как внутреннее труднее, чем внешнее, то очень натурально застрять на последнем, не простираясь к первому. Как же быть? Надо править собою, и иметь в виду внутреннее, всегда к нему напрягаться сквозь внешнее, и при внешнем считать дело делом только тогда, когда в нем внутреннее сочетается со внешним. Другого способа нет. Внимание к себе, трезвение и бодрствование — это единственные рычаги для поднятия дебелого и падкого на дольное естества нашего. Замечательно, у кого есть внутреннее, тот никогда внешнего не оставляет, хотя цены особенной ему не придает.

Лк. З, 19-22

Ирод — образ раздраженного самолюбия, от встревожения совести обличениями правды, чающего избавиться от этой неприятности насилием. Иоанн Предтеча — образ правды, гонимой самолюбием, когда оно обладает средствами к тому. Как ни умягчай правды снисхождением и оборотами речи, какие может изобретать нежность любви, не желающей наносить другому уязвление в сердце, лик правды предстанет перед очами совести, и там, внутри, подымает бурю обличения. Самость недальновидна и не может различить, что обличение не совне, а внутри, и всею своею силою восстает на внешнего обличителя. Заградив ему уста, она чает заглушить и внутренний голос. Не успевает, однако; не туда обращается забота. Надо совесть умиротворить; тогда, сколько ни будь внешних обличителей, мира внутреннего они не нарушат, а разве только углубят его, заставив собрать внутри успокоительные убеждения, — веру в распятого Господа, искренность покаяния и исповеди, и твердость решения не делать ничего против совести. Вот куда обратись, а Иоаннов всех не пересажать в темницы; ибо слово правды Божией всюду ходит по земле, и всякое из них для тебя Иоанн — обличитель.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Всякий раз, вспоминая древних мучеников, мы должны молиться им, чтобы по их молитвам Господь дал нам силы быть мужественными свидетелями о правде Божией. Контекст этого свидетельства может быть очень разным и сложным — это и сфера общественных отношений, и массмедиа, и социальные сети, и собственные семьи. И последнее иногда бывает сложнее, чем все остальное. Каждый родитель-христианин должен свидетельствовать перед детьми о правде Божией. А дети, получившие христианское воспитание, но которые живут в нерелигиозной или нехристианской семье, должны иметь способность свидетельствовать об этой правде перед своими родителями. Таким образом актуализируется великая идея мартирия (свидетельствования и мученичества. — Ред.) в наши дни. И она требует от нас сил и преданности Господу. Поэтому мы и создаем Божии храмы: когда мы молимся вместе, между нами стираются все границы и мы как один народ, как одна семья предстоим Богу — и это предстояние укрепляет нашу веру и дает силы для подлинного свидетельства о Христе современному миру.

Симеон Афонский о стремлении к спасению

Основа всех добрых дел — стремление к спасению и памяти о смерти, а молитва — их корень. Когда мы овладеваем непростым умением пребывать в благодати снова и снова, она становится для нас более ощутимой и реальной, чем этот преходящий и ненадежный мир, который кажется нам существующим независимо от нас и несущим угрозу нашему благополучию. Когда мы утверждаемся в благодати, ум перестает увлекаться своей мысленной деятельностью, связанной с чувственным миром. Он возвращается сам в себя, преображаясь под воздействием нетварного света благодати в новое существо во Христе. Когда мы перестаем отвлекаться на различные мысленные представления о мире, как отдельном от нас, и о самих себе, как отдельных эгоистических существах, это дает нам возможность опытно постичь действия Святого Духа и обрести обожение души, соединившейся со Христом и со всеми людьми.

Молитвословия

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь/ созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Теги:
Святые три мученицы
православный календарь

Все публикации