30 сентября. Память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

7667
Фото

Седмица 17-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).

Мучениц Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников 156-ти: Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных (310). Святителей Иоакима, патриарха Александрийского (1567).

Преподобномучеников Павла Моисеева, Феодосия Соболева, Никодима Щапкова и Серафима Кулакова (1918); преподобномучениц Ирины Фроловой (1931); мученика Иоанна Короткова (1941); преподобномученицы Александры Хворостянниковой (1943).

Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.

Престольные праздники

Храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Казани (К)

Храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Казанско-Богородицкого мужского монастыря г. Казани (К)

Храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Раифского Богородицкого мужского монастыря (К)

Храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Азнакаево (А)

Молитвенный дом мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с. Кривоозерки Аксубаевского района (Ч)

Храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с. Кырныш Тукаевского района (Н)

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София пострадали в Риме при императоре Адриане в 137 году. София, знатная вдова-христианка, назвала дочерей именами трёх христианских добродетелей. Воспитанные в христианском благочестии, они открыто исповедовали себя христианками. Узнав об этом, император призвал их и обещанием различных почестей склонял принести жертву Артемиде, но девочки не поколебались в вере. Тогда на глазах матери их одну за другой подвергли страшным пыткам и усекли мечом. Идя на смерть, сёстры ободряли друг друга, а мать призывала их быть стойкими и не бояться мук. Вере было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — 9. София погребла тела дочерей, непрестанно молилась на их могиле и на третий день скончалась. Она тоже считается мученицей, хотя страдала за Христа не телом, а сердцем.

Евангелие дня

Как найти баланс между духовной жизнью по заповедям Христа и своими повседневными обязанностями? Ответ на этот вопрос можно найти в том отрывке из 3-й и 4-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 3.

23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,

24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,

26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,

27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,

28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,

29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,

30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,

31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,

32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,

33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,

34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,

35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,

36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,

37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,

38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

Глава 4.

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

В отрывке, который только что прозвучал, говорится о том, что Господь начал Свою проповедь после 30 лет. Казалось бы, на фоне масштабной картины родословия Христа, уходящего вглубь веков, это незначительный факт. Однако, если вдуматься, этот факт имеет очень глубокий смысл.

Существует предание, согласно которому мнимый отец Спасителя Иосиф умер довольно рано. А потому юному Иисусу пришлось принять на Себя заботу о Своей Матери, а также сводных братьях и сёстрах, которые были ещё малы. Он жил в Назарете и зарабатывал на жизнь скромным плотницким ремеслом. Иными словами, перед тем как приступить к выполнению грандиозной миссии по спасению людей через проповедь Евангелия, Он жил жизнью простого человека со всеми её трудностями. Он служил Своим близким, Своей семье, исполняя рутинные бытовые обязанности. А о том, что Он относился к этим простым делам ответственно и внимательно, свидетельствует сам Евангелист Лука, по словам которого, живя в Назарете, Иисус «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».

Важный урок для каждого из нас. Нередко утомившись от ответственности, которая на нас лежит, мы начинаем думать, что вся эта будничная рутина никоим образом не связана с духовной жизнью. Нас начинает тяготить семья, работа, наш привычный круг общения. В нашем представлении, это тот груз, который мешает нашему духовному росту. Все они люди нецерковные, говорим себе мы. Мне тяжело с ними. Они меня не понимают. Они мешают мне поститься, не хотят со мной идти в храм, смеются над теми религиозными идеями, которые я пытаюсь до них донести. Незаметно мы начинаем жить собственной жизнью, не обращая внимания на то, что домашние всё больше и больше становятся чужими. Мы начинаем уклоняться от своих обязанностей, оправдывая это новым церковным распорядком дня. «Таков мой крест» — вздыхаем мы. А тем временем одиночество продолжает усугубляться всё больше и больше.

Это очень хитрая ловушка. Ведь так работает наш эгоизм. Он видит, что человек идёт к Богу. Он понимает, что на старые уловки нас не возьмёшь. И теперь он берёт на вооружение более сильное оружие. Начинает формировать в моей голове новый образ меня самого. Он нашёптывает мне: если бы не эти глупые, приземлённые людишки вокруг тебя, если бы не эта никчемная, духовно бесполезная работа, Бог сразу бы вошёл в твою жизнь. Ты бы летал на крыльях. А потому уйди от всего этого. Закройся. Так эгоизм всеми силами стремится ввергнуть нас в одиночество. В изоляцию. Вроде всё делаем правильно, а вокруг стена непонимания. И жизнь становится невыносимой. Не стоит думать, что это страдания ради Христа. Зачастую это страдания нашей больной самости, которая всё ещё держит нас в заложниках, просто использует для этого она новый материал.

Будем помнить об этой опасности. Евангелие свидетельствует о том, что подлинная духовная жизнь возможна в любых обстоятельствах. Человек, который при помощи исполнения Евангельских заповедей, при помощи таинств Церкви преодолевает свой эгоизм и растёт духовно, чувствует себя внутренне наполненным в самых обыденных, житейских условиях. В окружении неверующих людей, исполняя рутинные обязанности, он свидетельствует о той неземной Силе, которая действует в нём, и которая вызывает у окружающих уважение. Ведь во всех своих делах он преуспевает. В нём чувствуется бодрость духа, он открыт ко всякому человеку, в нём живёт снисхождение, милость, кротость, душевный мир и любовь. Неслучайно Сам Господь, Который не понаслышке знал, что такое жить среди простых людей, говорил: «Верный в малом и во многом верен». Именно тот человек, который научился являть свою веру в малом деле, если будет на то необходимость, окажется однажды готов к исполнению поистине великой миссии.

священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человеку, стремящемуся воспитать свои чувства, очень важно посещать богослужения, участвуя в которых он назидается не только умственно, воспринимая тексты молитвословий и псалмов, но и чувственно, созерцая прекрасные образы: святые иконы, дивную архитектуру храмов, священнические и епископские облачения. Находясь в храме, мы погружаемся в особый мир церковной эстетики, который создавался долгими столетиями, впитывая в себя высокий духовный строй подвижников, отцов, учителей, праведников Церкви. То же самое можно сказать и о церковной музыке, которая являет собой идеал гармонии и красоты. Сопровождая молитвословия, она благодатным образом воздействует на наш внутренний мир, преобразуя его.

Четвёртая заповедь Нового Завета: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

В Библии правда Божия — верность Бога Своим обещаниям (обетованиям), Своим словам, а правда для людей — верность крещальным обетам.

Правда, Истинa — это одно из имён, и, соответственно, качеств Бога. Правда Божия, как верность Бога Своим обещаниям о победе над силами зла, была в полной мере явлена Боговоплощением. Церковная гимнография поэтому именует Христа Солнцем Правды. Нет многих истин, Истинa предельно конкретна и единственна — Истиной является Сам Бог — «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6).

Под правдой Божией также понимают Божественную справедливость. В течение нашей земной жизни Господь милосердно ожидает нашего покаяния и направляет нас к нему, невзирая на тяжесть наших грехов, по окончании же нашей земной жизни нас ждёт Суд Божий, т.е. Его правда.

В нравственном понимании алчущие и жаждущие правды — это совестливые. Жажда правды свидетельствует о живой совести.

От слова правда происходят термины праведник и праведный. Праведники — исполняющие заповеди Божьи. А праведные — это и праведники, и тип святости (подвижники, которые, достигли святости, живя в браке, например, св. праведный Иоанн Кронштадтский).

Что значит насытятся? Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести.

Кто такие святые отцы?

Церковь Христова — не просто собрание единомышленников, но нечто несравненно большее. Она — живой организм, единое тело, которое Святой Дух наполняет сверхъестественной жизнью. Как говорит Господь, «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). Как говорит Священное Писание, «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12).

Святые отцы — это выдающиеся деятели Церкви, которым Святой Дух даровал премудрость и разум, для того чтобы они верно хранили, передавали, возвещали и защищали от лжеучений Божественное Откровение.

Им мы обязаны огромным вкладом в формирование догматики, богослужения и устроения Церкви. Их труды до сих являются для нас источником наставления в истине.

Молитвословия

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист святым мученицам Вере, Надежде и Любови, и матери их Софии →

***

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь/ созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Новости по теме

В Казанском Богородицком монастыре отметили 30-летие возрождения церковной жизни в обители
В Казанском Богородицком монастыре отметили 30-летие возрождения церковной жизни в обители

30 сентября, в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, престольный праздник отметил надвратный Софийский храм в Казанского Богородицком мужском монастыре. По случаю торжества в обители были совершены праздничные богослужения.

В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в одноимённом храме Казани состоялось архиерейское богослужение
В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в одноимённом храме Казани состоялось архиерейское богослужение

По просьбе митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла Божественную литургию возглавил епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил.

Митрополит Кирилл принял участие в престольных торжествах Софийского собора города Алма-Аты
Митрополит Кирилл принял участие в престольных торжествах Софийского собора города Алма-Аты

30 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты (Республика Казахстан) прошли церковные торжества.

«Надо каждый день призывать и стяжать веру, надежду, любовь»
Публикации 30 сентября 2023
«Надо каждый день призывать и стяжать веру, надежду, любовь»

Самые главные, краеугольные: вера, надежда, любовь и премудрость. Чтобы каждый из нас был трезвым духовно и с мудростью, осторожностью, проживал каждый день.