Церковный календарь

30 сентября. Память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 сентября. Память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

15-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 17 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).

Мучениц Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников 156-ти: Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных (310). Святителей Иоакима, патриарха Александрийского (1567).

Преподобномучеников Павла Моисеева, Феодосия Соболева, Никодима Щапкова и Серафима Кулакова (1918); преподобномучениц Ирины Фроловой (1931); мученика Иоанна Короткова (1941); преподобномученицы Александры Хворостянниковой (1943).

Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София пострадали в Риме при императоре Адриане в 137 году. София, знатная вдова-христианка, назвала дочерей именами трёх христианских добродетелей. Воспитанные в христианском благочестии, они открыто исповедовали себя христианками. Узнав об этом, император призвал их и обещанием различных почестей склонял принести жертву Артемиде, но девочки не поколебались в вере. Тогда на глазах матери их одну за другой подвергли страшным пыткам и усекли мечом. Идя на смерть, сёстры ободряли друг друга, а мать призывала их быть стойкими и не бояться мук. Вере было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — 9. София погребла тела дочерей, непрестанно молилась на их могиле и на третий день скончалась. Она тоже считается мученицей, хотя страдала за Христа не телом, а сердцем.

Священное Писание

Гал., 208 зач., III, 23 — IV, 5

23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Глава 4

1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Мк., 25 зач., VI, 30-45

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,— ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.

32 И отправились в пустынное место в лодке одни.

33 Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.

34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, - 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.

37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?

38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.

39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.

40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.

41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

42 И ели все, и насытились.

43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.

44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 6, 30-45

Если не отпустите другим согрешений против вас, то и Отец ваш небесный не отпустит вам согрешений ваших, сказал Господь. Кто не отпускает другим? Праведник или тот, кто сознает себя праведным. Такому ничего не остается, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других ли? Не повернется у него язык осудить другого и потребовать от него удовлетворения, когда совесть самого непрестанно обличает и непрестанно грозит праведным судом Божиим. Итак, не грешить ли лучше, чем праведничать? Нет, всячески ревнуй о праведности; но при всей твоей праведности, сознавай, что ты раб неключимый, и сознавай помыслом нераздвоенным, т. е. не так, что впереди стоит мысль о своей неключимости, а позади прячется чувство праведности, но полным сознанием и чувством имей себя неключимым. Когда дойдешь до этого (а до этого надо доходить, ибо оно не вдруг приобретается) — тогда, как бы ни согрешил против тебя брат твой, взыскивать не станешь, потому что совесть будет твердить: «и не того еще стоишь, мало тебе этого», — и простишь; а простивши, сам удостоишься прощения. Так всю жизнь: прощение за прощение, а на суде за это будет тебе всепрощение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что означает исповедовать Христа? Это означает оставаться верными Ему не только в легких обстоятельствах, но и тогда, когда обстоятельства жизни становятся трудными. Если человек теряет верность, он перестает исповедовать Господа и Спасителя, а происходит это обычно под влиянием внешних неблагоприятных обстоятельств. Мы знаем, как в первые столетия христианской истории появилось множество мучеников и исповедников, которые жизнью своею запечатлели верность Спасителю. Им предлагалось отречься от Господа, и тогда они могли бы остаться в живых. Очень многие, сотни и тысячи христиан, исповедовали пред лицом людей свою веру в Господа и Спасителя и лишались жизни, но они помнили Его слова: если вы исповедуете Меня пред людьми, и Я исповедую вас пред лицом Отца Моего Небесного (см. Мф. 10, 32), то есть если вы со Мной здесь, то вы со Мной и там, в вечной жизни.

Четвёртая заповедь Нового Завета: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

В Библии правда Божия — верность Бога Своим обещаниям (обетованиям), Своим словам, а правда для людей — верность крещальным обетам.

Правда, Истина — это одно из имён, и, соответственно, качеств Бога. Правда Божия, как верность Бога Своим обещаниям о победе над силами зла, была в полной мере  явлена Боговоплощением.  Церковная гимнография поэтому именует Христа Солнцем Правды.  Нет многих истин, Истина предельно конкретна и единственна — Истиной является Сам Бог — «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6).

Под правдой Божией также понимают Божественную справедливость. В течение нашей земной жизни Господь милосердно ожидает нашего покаяния и направляет нас к нему, невзирая на тяжесть наших грехов, по окончании же нашей земной жизни нас ждёт Суд Божий, т.е. Его правда.

В нравственном понимании алчущие и жаждущие правды — это совестливые. Жажда правды свидетельствует о живой совести.

От слова правда происходят термины праведник и праведный. Праведники — исполняющие заповеди Божьи. А праведные — это и праведники, и тип святости (подвижники, которые, достигли святости, живя в браке, например, св. праведный Иоанн Кронштадтский).

Что значит насытятся? Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести.

Кто такие святые отцы?

Церковь Христова — не просто собрание единомышленников, но нечто несравненно большее. Она — живой организм, единое тело, которое Святой Дух наполняет сверхъестественной жизнью. Как говорит Господь, «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). Как говорит Священное Писание, «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12).

Святые отцы — это выдающиеся деятели Церкви, которым Святой Дух даровал премудрость и разум, для того чтобы они верно хранили, передавали, возвещали и защищали от лжеучений Божественное Откровение.

Им мы обязаны огромным вкладом в формирование догматики, богослужения и устроения Церкви. Их труды до сих являются для нас источником наставления в истине.

Молитвословия

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист святым мученицам Вере, Надежде и Любови, и матери их Софии →

***

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь/ созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Теги:
Святые три мученицы
православный календарь

Все публикации