Седмица 17-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).
Мучениц Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников 156-ти: Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных (310). Святителей Иоакима, патриарха Александрийского (1567).
Преподобномучеников Павла Моисеева, Феодосия Соболева, Никодима Щапкова и Серафима Кулакова (1918); преподобномучениц Ирины Фроловой (1931); мученика Иоанна Короткова (1941); преподобномученицы Александры Хворостянниковой (1943).
Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София пострадали в Риме при императоре Адриане в 137 году. София, знатная вдова-христианка, назвала дочерей именами трёх христианских добродетелей. Воспитанные в христианском благочестии, они открыто исповедовали себя христианками. Узнав об этом, император призвал их и обещанием различных почестей склонял принести жертву Артемиде, но девочки не поколебались в вере. Тогда на глазах матери их одну за другой подвергли страшным пыткам и усекли мечом. Идя на смерть, сёстры ободряли друг друга, а мать призывала их быть стойкими и не бояться мук. Вере было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — 9. София погребла тела дочерей, непрестанно молилась на их могиле и на третий день скончалась. Она тоже считается мученицей, хотя страдала за Христа не телом, а сердцем.
Евангелие дня
Жизнь человека нередко сравнивается с процессом горения: мы можем гореть идеей, прожигать жизнь, выгорать на работе. Все эти формулировки предполагают, что в нас есть некоторый ресурс, который мы можем использовать по-разному. А что об использовании внутренних ресурсов говорит Господь? Ответ на этот вопрос можно получить в отрывке из 25-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня православных храмах во время богослужения.
Глава 25.
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
В своих притчах и проповедях Христос нередко употреблял выражения, связанные с горением и светом. Например, Он призывал учеников творить добрые дела и этим светить людям, побуждая их к прославлению Небесного Отца. Или в другом месте сравнивал проповедников с горящей свечой.
В сегодняшнем отрывке мы слышим историю дев, которые ждут жениха. Они выходят к нему навстречу со светильниками, но он медлит. Время проходит и выясняется, что одни девы оказались мудрыми и имели запас масла на такой случай, в то время как у других такого запаса в нужный момент не оказалось — и масло стало заканчиваться. Для первых встреча с женихом была важна, она занимала их мысли, и они к ней готовились. Другие вели себя совершенно иначе, жили как придётся.
Вероятно, если бы жених не замедлил, масла хватило бы и тем, и другим, но это произошло. Плохо это или хорошо? В притче о талантах хозяин, который дал слугам поручение, возвращается после долгого отсутствия, и мы воспринимаем это как положительный момент. Почему? Потому что у работников есть время проявить себя. Ведь они не просто рабы, они соработники своего хозяина и должны иметь возможность поучаствовать в его деле. То же самое происходит с девами. Жених медлит и его промедление создаёт простор для того, чтобы они проявили себя, но они засыпают. В принципе это свидетельствует о том, что нет никаких идеальных людей, и, оставшись один, человек теряет бдительность.
Но вот жених пришёл, и задремавшие девы проснулись. Благодаря тому, что мудрые девы вдумчиво и внимательно походили к грядущей встрече, готовились к ней — им оставалось всего лишь поправить светильники для того, чтобы они горели, как следует. В свою очередь равнодушие к жениху неразумных дев обернулось тем, что масла у них не хватило. Их ресурсы были потрачены неправильно и с этим уже ничего нельзя было поделать.
В жизни люди получают самые разные навыки. Кто-то занимается ручным трудом, кто-то умственным... при этом нельзя забывать, что существует также труд духовный, в котором человек получает духовный навык. И важнейшей частью этого навыка является память о Боге и вдумчивое отношение к Нему, внимание к Его словам и заповедям. Если мы думаем о Боге, если помним Его слова, если стараемся исполнять Его волю, то даже если мы задремали, внутренне мы всегда будем готовы к встрече с Ним.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Человеку, стремящемуся воспитать свои чувства, очень важно посещать богослужения, участвуя в которых он назидается не только умственно, воспринимая тексты молитвословий и псалмов, но и чувственно, созерцая прекрасные образы: святые иконы, дивную архитектуру храмов, священнические и епископские облачения. Находясь в храме, мы погружаемся в особый мир церковной эстетики, который создавался долгими столетиями, впитывая в себя высокий духовный строй подвижников, отцов, учителей, праведников Церкви. То же самое можно сказать и о церковной музыке, которая являет собой идеал гармонии и красоты. Сопровождая молитвословия, она благодатным образом воздействует на наш внутренний мир, преобразуя его.
Четвёртая заповедь Нового Завета: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
В Библии правда Божия — верность Бога Своим обещаниям (обетованиям), Своим словам, а правда для людей — верность крещальным обетам.
Правда, Истина — это одно из имён, и, соответственно, качеств Бога. Правда Божия, как верность Бога Своим обещаниям о победе над силами зла, была в полной мере явлена Боговоплощением. Церковная гимнография поэтому именует Христа Солнцем Правды. Нет многих истин, Истина предельно конкретна и единственна — Истиной является Сам Бог — «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6).
Под правдой Божией также понимают Божественную справедливость. В течение нашей земной жизни Господь милосердно ожидает нашего покаяния и направляет нас к нему, невзирая на тяжесть наших грехов, по окончании же нашей земной жизни нас ждёт Суд Божий, т.е. Его правда.
В нравственном понимании алчущие и жаждущие правды — это совестливые. Жажда правды свидетельствует о живой совести.
От слова правда происходят термины праведник и праведный. Праведники — исполняющие заповеди Божьи. А праведные — это и праведники, и тип святости (подвижники, которые, достигли святости, живя в браке, например, св. праведный Иоанн Кронштадтский).
Что значит насытятся? Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести.
Кто такие святые отцы?
Церковь Христова — не просто собрание единомышленников, но нечто несравненно большее. Она — живой организм, единое тело, которое Святой Дух наполняет сверхъестественной жизнью. Как говорит Господь, «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). Как говорит Священное Писание, «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12).
Святые отцы — это выдающиеся деятели Церкви, которым Святой Дух даровал премудрость и разум, для того чтобы они верно хранили, передавали, возвещали и защищали от лжеучений Божественное Откровение.
Им мы обязаны огромным вкладом в формирование догматики, богослужения и устроения Церкви. Их труды до сих являются для нас источником наставления в истине.
Молитвословия
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Молитва мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Акафист святым мученицам Вере, Надежде и Любови, и матери их Софии →
***
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Цареградской
глас 1
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Цареградской
глас 8
Препрославленная Вышняго Матерь/ созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.