Церковный календарь

3 октября. Память преподобного и благоверного князя Олега Брянского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 октября. Память преподобного и благоверного князя Олега Брянского

16-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 20 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245).

Преподобного и благоверного князя Олега Брянского (ок. 1285). Собор святых Брянской митрополии.

Священномучеников Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева пресвитеров (1937).

Великомученик Евстафий Плакида

Святой Евстафий (Плакида — имя до Крещения) был римским военачальником (стратилатом). Ещё до принятия веры во Христа Плакида всегда помогал нуждающимся. Однажды на охоте он преследовал оленя, который вдруг остановился на горе, и Плакида увидел на голове оленя сияющий крест, а на нём — Христа, Который спросил: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» Когда стратилат в страхе спросил: «Кто Ты, Господи, говорящий со мною?», то услышал: «Я — Иисус Христос, Бог, воплотившийся и претерпевший вольные страдания ради спасения людей. Ты, не зная, почитаешь Меня. Я здесь, чтобы присоединить тебя к верным рабам Моим, ибо не хочу, чтобы погиб человек, творящий праведные дела». После этого Плакида принял Крещение и в 118 году пострадал за Христа в Риме вместе с семьёй — женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом.

Благоверный князь Олег Брянский

Святой благоверный князь Олег Брянский был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского. Князь Олег был безразличен к богатству и мирской славе. Его больше привлекала монашеская жизнь. Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, он отказался от наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василий. Он подвизался в брянском Петро-Павловском монастыре, созданном им на собственные средства, и вел строгую подвижническую жизнь. Благоверный князь скончался около 1285 года и был погребен в монастырском храме. Честные мощи святого благоверного князя Олега Брянского почивают в кафедральном соборе города Брянска.

Мученики Михаил, князь Черниговский, и болярин его Феодор

Князь Михаил, с 1223 года правивший Черниговом, отличался справедливостью, милосердием и твердостью правления, чем снискал на Руси любовь и уважение. Он примирил Новгород и Владимир, искал союза с христианской Европой против татаро-монгол. Дипломатия потерпела крах, и князю Михаилу пришлось отправиться в Орду получать ярлык на княжение, с ним поехал его друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против нее совместно с Венгрией и другими европейскими державами и искали случая убить его. Перед встречей с ханом им было велено поклониться обожествляемым монголами стихиям — солнцу и огню, но они отказались. «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но как христианин не могу поклоняться идолам», — сказал князь Михаил. За это его жестоко избили, а затем отсекли голову. Боярину Феодору за исполнение языческого обряда предлагали ярлык на княжение, но он предпочел разделить судьбу князя и тоже принял мученический венец.

Священное Писание

Еф., 216 зач., I, 1-9

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем.

Лк., 13 зач., IV, 16-22

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедовать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У Бога нет пустых слов. Всё, что Господь говорит, есть истина и жизнь. Если мы основываем свою жизнь на Божественных словах, то мы способны построить счастливую семью, иметь прекрасных детей и наслаждаться их любовью и вниманием в старости, создавать сильные и открытые к другим сообщества — профессиональные, национальные, социальные и прочие; и не только укреплять свою собственную страну, но и пребывать в безопасности, при условии нравственного консенсуса в международных отношениях и внешней политике. Всё — и добро, и зло — происходит от человеческого сердца и от человеческого разума. Мы пытаемся найти объяснение в неких объективных причинах, в неких исторических процессах, но это пустые поиски. Смотреть нужно вглубь своего сердца, контролировать свои мысли.

Преподобный Варсонофий Оптинский о посещении храма

У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определённые признаки — хороши они или нет; когда, например, начинает гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные предметы начинают издавать дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче. Ну, а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурной запах или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил: первый признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестаёт посещать храм Божий.

Молитвословия

Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним

глас 4

Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша.

Кондак великомученика Евстафия

глас 2

Страсти Христовы яве подражав/ и Сего испив усердно чашу,/ общник, Евстафие, и славы снаследник был еси,/ от Самаго всех Бога// приемля с высоты божественное оставление.

Тропарь мучеников и исповедников Михаила и Феодора

глас 4

Жизнь вашу мученически совершивше,/ исповедания венцы украсившеся, к Небесным востекосте,/ Михаиле премудре с доблим Феодором,/ молите Христа Бога/ сохранити oтечество ваше,/ град же и люди,// по велицей Его милости.

Тропарь благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора

глас 8

Троичнаго Божества осиянием просветився,/ страстотерпче великий княже Михаиле,/ с премудрым болярином ти Феодором,/ самозванна к подвигом устремистася,/ сквозе огнь не идоста,/ кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/ и нечестиваго царя обличиста,/ Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./ И того ради кровей своих струями обагристася, славная./ Темже и венца от Него победная прилета,/ и нас свыше назираета,/ молим ва, святая, молите Того,/ яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/ и подаст нам вся благая,/ Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.

Кондак мучеников и исповедников Михаила и Феодора

глас 8

Царство земное в ничтоже вменив,/ славу, яко преходящую, оставил еси,/ самозван пришед к подвигом,/ Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем,/ страстотерпче Михаиле с доблим Феодором,/ Царю сил предстояще,/ молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди,// да вас непрестанно почитаем.

Теги:
Великомученик Евстафий Плакида
благоверный князь Олег Брянский
Мученики Михаил Черниговский
православный календарь

Все публикации