Седмица 13-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.).
Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).
Рождество Пресвятой Богородицы
Долгие века ждал Богом избранный народ и все человечество Ту, Которая олицетворяла Собой «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», «лествицу небесную, Еюже сниде Бог». И вот Матерь Спасителя мира родилась в маленьком городе Назарете от праведных и уже пожилых родителей Иоакима и Анны, которые долгие годы страдали бездетностью. Исключительно добродетельная жизнь Иоакима и Анны стала благодатным полем, на котором молитвы Ее родителей и всех праведников дали великий плод. Архангел Гавриил принес радостную весть: мольбы Иоакима и Анны услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы, избранной для воплощения Спасителя, приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и вечной жизни.
Священное Писание
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом событии ничего не сказано ни в одном из четырёх Евангелий, о нём мы знаем из церковного предания, в частности, из не включённого в список канонических книг Нового Завета Протоевангелия Иакова. Несмотря на общее скептическое отношение к информации, изложенной в этой книге, Церковь с доверием относится к рассказу о Рождестве Божией Матери. О причине доверия легко можно догадаться: рассказ о Её Рождестве совпал с древним устным церковным преданием. Но так как канонические Евангелия умалчивают об этом событии, то в качестве праздничного евангельского чтения Церковь избрала тот отрывок, который читается практически во все праздники, посвящённые Божией Матери. Этот отрывок взят из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки. Давайте послушаем его.
Глава 10.
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Глава 11.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
В нашем православном церковном лекционарии, то есть в круге богослужебных чтений из Священного Писания, есть те фрагменты, которые самим своим существованием обличают очень многих из нас. Так и с этим отрывком: он звучит в храмах настолько часто, что мы, когда слышим его в очередной раз, склонны «отключать» своё внимание, и начинать думать о чём-то совершенно постороннем, никоим образом не относящемся к произносимым священнослужителем евангельским словам. Вроде бы у нас есть оправдание: текст этот прекрасно известен любому воцерковлённому человеку, следовательно, есть ощущение, что очередное его прослушивание ничего не может нам дать, и оно по своей сути лишь дань церковной традиции и не более того.
Видимо, Марфа, сестра Марии, размышляла приблизительно так же. Она и её сестра уже давно были знакомы со Спасителем, они слушали Его слова неоднократно, и в общем-то Марфа понимала, о чём будет идти речь. Ну а раз так, то какой смысл сидеть и слушать, тем более что роль хозяйки предписывает определённые обязанности, а потому есть вполне законное основание для хлопот по угощению гостей. Кроме того, дома израильтян того времени не были большими по площади, и слова Христа можно было услышать из любой точки дома, то есть можно было и слушать, и что-то делать по хозяйству. Именно так Марфа и поступила. Вместе с этим её возмутило поведение сестры, которая предпочла всему прочему просто сидеть и слушать Христа. Господь мягко укорил Марфу и за её отношение к поступку сестры, и за избыточные хлопоты. Ну а мы, читая этот евангельский отрывок, конечно же, согласны со Спасителем и не согласны с Марфой.
Впрочем, наше согласие ограничивается рамками этих евангельских слов и не простирается дальше. В этом легко убедиться, если представить себе схожую ситуацию, представить, что некая семья ждёт к себе гостей, все готовятся, кто-то занят уборкой, кто-то погружён в приготовление праздничного угощения, кто-то ушёл в магазин за лаймом, о котором вспомнили совсем недавно, и без которого вкус рыбного стейка будет совсем не тем. Но как отреагирует семья на того ее члена, который посреди судорожной подготовки к встрече гостей решит уединиться с Евангелием и попросит его не тревожить? Вряд ли реакция будет благосклонной, скорее всего ему скажут, что он выбрал не то время и что слово Божие может подождать, тогда как гости ждать не будут. Вроде бы такая реакция вполне справедлива. А потому справедлива и реакция Марфы. Вместе с этим права и Мария, на что указал и Сам Христос.
Здесь мы видим столкновение двух взаимоисключающих подходов к жизни и к Богу. Их крайне непросто соединить друг с другом. Но тем не менее есть люди, у которых получилось это сделать, самый яркий пример такого рода людей — Божия Матерь. Она сумела соединить способность слушать и слышать Бога с обычной повседневной жизнью человека. Вряд ли без Её помощи возможно найти столь необходимый баланс, и если не обращаться к Ней в молитве, то мы неизбежно будем уклоняться то в одну сторону, то в другую, и так и не сможем обрести тот путь, который поможет нам достичь блаженной вечности со Христом. Сегодня, в день Рождества Пресвятой Богородицы, Церковь напоминает нам об этом, и через это напоминание надеется сделать нашу молитву к Пречистой Деве постоянным спутником каждого христианина.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
О тропаре праздника Рождества Богородицы
Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный» — древнейший из всех богослужебных текстов, посвящённых прославлению появления на свет Пречистой Девы от святых Иоаки ма и Анны. В тропаре объясняется причина вселенской радости от рождения Девы Марии. Рождённый от Неё Господь Иисус Христос назван Солнцем Правды, потому что Он исполнил Божественную правду, приняв на Себя проклятье, тяготевшее над всем человеческим родом вследствие преступления Адама, и получил возможность благословить всех верующих в Него. Вечная же смерть, после уничтожения проклятия, сменяется вечной жизнью во Христе.
Богословие праздника Рождества Пресвятой Богородицы
В богослужебных текстах праздника Рождества Пресвятой Богородицы открывается причина всемирной радости о рождении Матери Божией. В тропаре и кондаке говорится, что Господь, родившийся от Девы Марии, «разрушив проклятие, дал благословение и, уничтожив смерть, даровал жизнь вечную», и люди, «избавленные от виновности, которая тяготела на них», радуются о рождении Матери Жизни.
Проклятие, то есть осуждение первородного греха праведным судом Божиим, тяготело, прежде всего, над Адамом и Евой, которые вкусили от запретного плода, по этой причине они радуются и торжествуют, ибо Господь Иисус Христос избавляет их от осуждения вечной смерти: «Адам освобождён, и Ева торжествует, и взывают в Духе к Тебе, Богородица: “Тобою мы избавлены от первородного проклятия с явлением Христа!”»
Но проклятие вследствие первородного греха тяготело и над всем родом человеческим: «Празднуем и с верою поклоняемся, Пречистая, святому Твоему Рождеству, бывшему по обетованию, благодаря которому мы избавились от первородного проклятия с явлением Христа», — писал святитель Андрей Критский, автор второго праздничного канона.
Посему, как указывается в кондаке, все люди виновны перед Богом. Древнее осуждение тяготело над всеми потомками Адама, и для его отмены необходимо было принести жертву невинному безгрешному человеку, которого, однако, не было на земле, вследствие всеобщей вины. Тогда Бог стал человеком, воплотившись от Пречистой Девы, и разрушил древнюю клятву, избавил род человеческий от вечной смерти и примирил его с Творцом.
«Избавительницу от строгого древнего приговора и праматери исправление, Виновницу рода нашего с Богом примирения, к Творцу приводящий мост, мы Тебя, Богородица, величаем», — писал автор первого праздничного канона святой Иоанн Дамаскин.
Молитвословия
Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы
глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак праздника Рождества Пресвятой Богородицы
глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим святых Твоих родителей,/ и всеславное славим// рождество Твое.
Молитва в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамение
глас 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 5
Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 1
Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Глинской
глас 4
Днесь благовернии людие, осеняемии святым Богоматери образом, во умилении глаголем: Владычице, помози рабом Твоим в напастех, скорбех и болезнех, обременены бо грехми многими, и избави ны от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Глинской
глас 8
Аще и многажды икона Твоя, Богородице, уносима бысть с места явления, обаче чудесне в пустыню возвращашеся, отонудуже всем верным подает благо потребное.
Тропарь иконы Софии, Премудрости Божией
глас 1
Превечная Премудросте, Христе Боже наш! / Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, / благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, / средостение вражды разрушив, / освятил еси естество наше / и Царствие Твое нам отверзл еси; / сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, / и рождшую Тя, / спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.