
Седмица 17-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Благоверных князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских, чудотворцев. Преподобного Алексия Зосимовского (1928).
Мучеников Зосимы пустынника (IV). Благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147).
Священномученика Константина Голубева пресвитера и с ним двух мучеников (1918); священномученика Николая Искровского пресвитера (1919); священномученика Константина Богословского пресвитера (1937); священномученика Нила Смирнова пресвитера, преподобномученицы Марии Мамонтовой-Шашиной (1938); священномученика Никандра Гривского пресвитера (1940).
Благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский являлся правителем земли Бо́лгарской и Казанской (в составе Золотой Орды) в 1276-1290 гг. Скончался, приняв схиму, в Ярославле в 1299 г.
Священномученик Константин Богословский – выпускник Казанской духовной академии (1895). Расстрелян в Вологде 2 октября 1937 г.
Престольные праздники
Храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г. Казани (К)
Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт
Святые Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали за Христа при императоре Пробе (276—282). Однажды Трофим и Савватий пришли в Антиохию Сирийскую, где в это время был языческий праздник. Святые с ужасом смотрели на непристойное торжество и молили Бога наставить заблудших на путь спасения. Удалением от языческих бесчинств они обнаружили свою веру во Христа, их схватили и подвергли суду и пыткам. Святой Савватий не вынес истязаний и умер, а святого Трофима отослали для дальнейших мук в город Синад. Путь в этот город он проделал пешком, обутый в железные сапоги с гвоздями. В Синаде Трофим перенёс множество страданий. В тюрьме его посещал тайный христианин — сенатор Доримедонт. Когда это выяснилось, от Доримедонта потребовали отречься от Христа и за отказ усекли мечом вместе со святым Трофимом.
Чудо от мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина
В 1467 году Ростовский архиепископ Трифон, слыша о многих чудесах от нетленных мощей благоверного князя Феодора и его сыновей Давида и Константина, послал протопопа Константина в Ярославль для того, чтобы освидетельствовать святые мощи и убедиться в истинности совершающихся от них чудес. Гордый протопоп, будучи одержим неверием, прибыл в монастырь и потребовал себе почётной встречи как послу архиерея. Затем, неблагоговейно выражаясь о святых угодниках, он пошёл в храм Святого Спаса, открыл раку чудотворцев, начал дерзостно прикасаться к нетленным мощам и даже осмелился сорвать с благоверного князя Феодора часть схимнической одежды. Но внезапно нечестивец онемел, упал на землю, его тело помертвело. Ужас объял всех предстоявших. Когда о происшедшем донесли игумену, тот поспешил в церковь, совершил у нетленных мощей молебен с водоосвящением и окропил омертвевшего святой водой. Тот едва ожил через несколько часов, но так и остался немым и всю оставшуюся жизнь каялся в своём грехе.
Благоверный князь Игорь Черниговский
Благоверный князь Игорь Черниговский, живший в середине XII века, мученическим подвигом искупил наследственный грех княжеских усобиц. Он стал невинной жертвой народной ненависти. Желая отомстить роду Ольговичей, к которому принадлежал князь, киевское вече в 1147 году решило убить его. Ворвавшись в храм во время Литургии, его убили, а мертвое тело страдальца подвергли поруганию. Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в храм Святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».
Преподобный Алексий Зосимовский
Преподобный Алексий Зосимовский был усердным служителем Церкви. Он всегда приходил в храм первым, а уходил последним: перед уходом обходил весь храм и молился, кладя поклоны перед каждой иконой. Служил он благоговейно, неспешно, любил петь вместе с хором, читать Псалтирь и канон. Сам святой так вспоминал о своём служении в Успенском соборе: «Войдёшь, бывало, в собор в три часа ночи для служения утрени, и благоговейный трепет охватывает тебя. В таинственном полумраке храма перед тобой встаёт вся история России. Чудится покров Божией Матери от Владимирской иконы в годины бедствий, проходят тени святителей Московских — защитников Отечества и столпов Православия. И хотелось мне тогда молиться за Русь и всех верных чад её, хотелось всего себя посвятить Богу и уже не возвращаться в суетный мир».
Священное Писание
Как повысить свою самооценку? Как обрести уверенность в себе, в своих словах и поступках? Что христианство думает по этому поводу? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 4.
16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19проповедовать лето Господне благоприятное.
20И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
В субботний день в синагоге собирались все верующие и благочестивые иудеи города. В первых рядах находились те, кто имел в глазах жителей Назарета огромный авторитет. Это была самая почтенная и уважаемая публика. И отцы-управители города. И умудрённые опытом жизни седовласые старцы. И почтенные раввины. И книжники — знатоки закона. И представители фарисейской партии — ревнители и хранители религиозных преданий. Одним словом, все те, кто формировал духовную атмосферу нации и являлся фундаментом традиции веры и благочестия.
Иисусу было на тот момент около 30 лет. По законам того времени Он только-только получил право голоса в народном собрании. В глазах общества Он не имеет совершенно никакого веса. Более того. Это же его родной город. Это его родная синагога. Его тут все прекрасно знают. Все помнят, как Он приходил сюда ещё мальчиком со Своими родителями. Все в курсе, как Он живёт, как зарабатывает на жизнь. Очевидно, что даже если и относятся к Нему хорошо, то никто не воспринимает Его как религиозного или общественного деятеля. Он просто Иисус, сын Иосифа-плотника и Марии.
И вот, Этот всем хорошо известный молодой человек перед лицом сильных мира сего во всеуслышание заявляет, что Он Мессия. И делает это спокойно, уверенно, твёрдо. Оторопь присутствующих евангелист передаёт несколькими штрихами: люди переключили на Христа всё внимание; они начали перешёптываться и спрашивать друг друга: «не сын ли это Иосифа»; и, наконец, они дивились тому, с какой внутренней силой Иисус это всё сказал. И правда, откуда же такая сила? Такое спокойствие, уверенность в Себе и твёрдость? Как бы сейчас сказали, в чём источник такой здоровой самооценки, что позволяет человеку ощущать себя комфортно даже в той ситуации, когда большинство бы из нас стушевалось?
Сам Господь отвечает на это словами пророчества Исаии: «Дух Господень на Мне». Дух Божий, а вместе с Ним и Бог-Отец пребывали со Христом во всех Его делах. Поэтому Он прошёл Свой земной путь уверенно. В мыслях, словах, делах Спасителя не было ни капли колебаний. Даже моление о Чаше в Гефсиманском саду — свидетельство не Его сомнений, но скорее напряжения Бессмертного Существа перед лицом надвигающихся страданий и смерти, которые для Него совершенно противоестественны. Иными словами, секрет такой глубинной уверенности Христа заключается в том, что Его воля находилась в полном согласии с волей Бога.
Безусловно, у низкой самооценки могут быть различные психологические причины. Однако в конечном счёте корень неуверенности в том, что человек не ощущает надёжной точки опоры внутри себя. «Я потерял себя», — так мы характеризуем эту болезнь. Низкая самооценка — это внешнее проявление состояния сердечной пустоты. Мы словно растворяемся в глазах окружающих. И начинаем жить их жизнью, не своей. Слишком часто задаёмся вопросом: «Что же они думают обо мне?» Всё потому, что сердцевина нашей личности, наш дух спит. Мы его не чувствуем. Не чувствуем себя. А потому или заискиваем перед другими или, напротив, ведём себя вызывающе, эпатажно, агрессивно, чтобы доказать себе и всем вокруг, что я есть, я всё ещё существую. В обоих случаях нет в нас ровного спокойствия. Нет твёрдости, мира, безмятежности и благодушия.
Лекарство, которое предлагает Евангелие, очевидно. Наш дух должен соединиться с Духом Божиим. А для этого все свои мысли, слова и поступки нам необходимо согласовывать с волей Творца. На каждодневной основе приучить себя спрашивать Бога: «Господи, как мне поступить в этой ситуации? Господи, а что Ты хочешь от меня? Господи, помоги мне ещё усердней, ещё тщательней исполнять евангельские заповеди и в первую очередь заповедь служения окружающим меня людям». По мере того, как мы будем приобретать этот навык, Дух Божий будет вселяться в наши сердца. А вместе с Ним к нам придут уверенность, твёрдость, спокойствие и безмятежность.
священник Стефан Домусчи
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Нужна ли Богу чья-то слава? Наверное, нет. Что же означает это прославление ангельским миром Бога? Это означает только то, что ангелы особым образом с Богом связаны и что эта связь — вне всякой прагматической основы. Почему я говорю о прагматической основе? Потому что наша связь с Богом очень прагматическая. Давайте подумаем, сколько процентов в нашей молитве к Богу мы отводим прославлению Господа, тому, чтобы сказать, по крайней мере, «Слава Тебе, Боже, слава Тебе!»? Один процент. О чем мы молимся? О своем: дай, Господи! И Господь ведь не гневается, Он подает нам по немощи нашей, потому что мы не способны Бога прославлять. Неведомым для нас образом Бога прославляют ангелы. То есть они с Ним находятся в такой связи и в таких отношениях, которые исключают всякие просьбы и всякий человеческий прагматизм. Потому что они видят Бога. Мы верим в Него, а им вера не нужна: они Его видят.
Силуан Афонский о хранении ума
Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, то есть если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и, наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотри, в чем ты согрешил. Для мира душевного нужно быть воздержным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным; не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других, потому что часто случается, что, не зная человека, говорят о нем плохо, а он по уму подобен Ангелам. Не старайся знать чужих дел, кроме своего; заботься только о том, что тебе поручено старцами, и тогда за послушание Господь будет помогать тебе Своею благодатью, и ты увидишь в душе своей плоды послушания: мир и постоянную молитву.
Шестая заповедь Нового Завета: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
Каждый день христианин обращается к Богу словами псалмопевца: Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс.50). Сердце — духовный центр человека. «Блаженны чистые сердцем» — чистые от греховных мыслей и желаний. Для христиан важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от греховных помыслов, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие.
В Священном Писании говорится о том, насколько небезобидными могут быть мысли: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (1Ин.3:15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли — потенциальный совершитель потом уже видимых грехов.
Синоним чистоты сердечной — простота. Антоним — лукавство. Также чистота сердечная это и чистая совесть.
В связи с этой заповедью необходимо сказать о двух понятиях православной аскетики: Очищении ума и хранении ума и сердца (можно сказать гигиене ума). Что мы видим, слышим, читаем — о том и думаем. Если весь вечер смотреть ток-шоу или политические программы, или вернуться с шумного застолья, то о внимательной и сосредоточенной молитве можно только мечтать.
Можно провести аналогию с питанием: мы тщательно оцениваем то, что едим, боясь отравиться или принести вред организму. Аналогично и с душой. Как она питается? Через 5 чувств; у души 5 духовных «пищеводов», основной из них — зрительный, затем — слуховой. Как плохой пищей можно принести вред телу, так и вредной информацией — душе.
Результатом исполнения этой заповеди является богопознание. Религиозный человек осознаёт и ощущает присутствие Бога. Условием познания Бога кроме веры является нравственное состояние человека, очищение души от страстей. В этой заповеди речь не только о высшем состоянии — созерцании духовным зрением невидимого Бога, но и о том, чтобы и в окружающем мире осознавать Его присутствие, что доступно каждому.
Молитвословия
Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на преставление
глас 4
От юности вашея Христове любви прилепившеся, святии, / усердно закон и оправдания Того сохранисте, / отонудуже и чудесными даровании обогатившеся, / исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине, / о верою вас почитающих, / молите Христа Бога, спастися душам нашым.
Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на перенесение мощей
глас 8
Яко звезды многосветлыя от юности возсиявше, / осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, / во плоти, яко Ангелы на земли показастеся, / пощением насаждени бысте яко древа, при водах воздержания, / напоени струями слез ваших, и скверну омысте. / Сего ради явистеся приятелища Божия Духа, / Феодоре, и Давиде, и Константине, / молите Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на преставление
глас 4
Явися велие солнце Христове Церкви,/ просвещая учением светлостьми, всечестне,/ яко черпалом златым от кладязя неископаннаго чудес почерпл еси от Источника неистощимаго/ на успение свое приспел еси, всеблаженне Феодоре,/ ныне всем даеши грехов прощение.
Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на перенесение мощей
глас 8
Явистеся светильницы всесветлии во плоти яко Ангели,/ и яко жизни древеса райская,/ пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте,/ молитвами вашими небесныя благодати приемше,/ врачеве крепцы явльшеся, / исцеляете недугующих души,/ с верою прибегающих к вам чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине:/ молите Христа Бога, грехов оставление даровати/ верою и любовию чтущым память вашу.
Молитва благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам
О велиции угодницы Божии и чудотворцы, святии и благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, припадающе к святым и многоцелебным мощем вашим, молим вы со смирением, верою и любовию: прострите благоприятные молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему, и умолите Его благость, даровати нам вся нужная к житию сему временному, и потребная к вечному спасению нашему: веруем бо несумненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Сего ради просим вы: испросите нам у Царя царствующих и Господа господствующих страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите престольным градом, граду нашему и всем градом Российским благополучие, изобилие и от злых сохранение, всем же правоверным людем, почитающим вас, и на поклонение мощем вашим святым приходящим, милость Божию и благих прошений скорое исполнение. Ей, чудотворцы святии, не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова: да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ваше святое заступление во веки веков. Аминь.
Тропарь мучеников Трофима и Савватия и Доримедонта
глас 8
В Троице хвалимый Бог троицу мученик прослави,/ Трофима и Савватия и Доримедонта:/ в Того бо веровавше, врага низложиша.// Тех молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас.
Кондак мучеников Трофима и Савватия и Доримедонта
глас 8
Яко страдальцев основание и благочестия утверждение,/ Церковь чтит и славит твое светоносное страдание,/ приснопеваемый блаженне страдальче, доблемудре славне Трофиме,/ со страдавшими с тобою,// очищение поющим тя испроси, яко непобедим.
Тропарь блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского
глас 4
Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/ созывающая люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/ молитвенно празднуют святую память твою,/ и с верою взывают ти:/ молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом/ в мире и благоденствии спастися.
Кондак блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского
глас 6
Изменил еси земнаго княжения славу/ во иночества образ смиренный/ и страдальчески земное житие скончав,/ ныне на Небесех радуешися,/ усердие моляся/ о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало