Седмица 15-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Благоверных князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских, чудотворцев. Преподобного Алексия Зосимовского (1928).
Мучеников Зосимы пустынника (IV). Благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147).
Священномученика Константина Голубева пресвитера и с ним двух мучеников (1918); священномученика Николая Искровского пресвитера (1919); священномученика Константина Богословского пресвитера (1937); священномученика Нила Смирнова пресвитера, преподобномученицы Марии Мамонтовой-Шашиной (1938); священномученика Никандра Гривского пресвитера (1940).
Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт
Святые Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали за Христа при императоре Пробе (276—282). Однажды Трофим и Савватий пришли в Антиохию Сирийскую, где в это время был языческий праздник. Святые с ужасом смотрели на непристойное торжество и молили Бога наставить заблудших на путь спасения. Удалением от языческих бесчинств они обнаружили свою веру во Христа, их схватили и подвергли суду и пыткам. Святой Савватий не вынес истязаний и умер, а святого Трофима отослали для дальнейших мук в город Синад. Путь в этот город он проделал пешком, обутый в железные сапоги с гвоздями. В Синаде Трофим перенёс множество страданий. В тюрьме его посещал тайный христианин — сенатор Доримедонт. Когда это выяснилось, от Доримедонта потребовали отречься от Христа и за отказ усекли мечом вместе со святым Трофимом.
Чудо от мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина
В 1467 году Ростовский архиепископ Трифон, слыша о многих чудесах от нетленных мощей благоверного князя Феодора и его сыновей Давида и Константина, послал протопопа Константина в Ярославль для того, чтобы освидетельствовать святые мощи и убедиться в истинности совершающихся от них чудес. Гордый протопоп, будучи одержим неверием, прибыл в монастырь и потребовал себе почётной встречи как послу архиерея. Затем, неблагоговейно выражаясь о святых угодниках, он пошёл в храм Святого Спаса, открыл раку чудотворцев, начал дерзостно прикасаться к нетленным мощам и даже осмелился сорвать с благоверного князя Феодора часть схимнической одежды. Но внезапно нечестивец онемел, упал на землю, его тело помертвело. Ужас объял всех предстоявших. Когда о происшедшем донесли игумену, тот поспешил в церковь, совершил у нетленных мощей молебен с водоосвящением и окропил омертвевшего святой водой. Тот едва ожил через несколько часов, но так и остался немым и всю оставшуюся жизнь каялся в своём грехе.
Благоверный князь Игорь Черниговский
Благоверный князь Игорь Черниговский, живший в середине XII века, мученическим подвигом искупил наследственный грех княжеских усобиц. Он стал невинной жертвой народной ненависти. Желая отомстить роду Ольговичей, к которому принадлежал князь, киевское вече в 1147 году решило убить его. Ворвавшись в храм во время Литургии, его убили, а мертвое тело страдальца подвергли поруганию. Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в храм Святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».
Преподобный Алексий Зосимовский
Преподобный Алексий Зосимовский был усердным служителем Церкви. Он всегда приходил в храм первым, а уходил последним: перед уходом обходил весь храм и молился, кладя поклоны перед каждой иконой. Служил он благоговейно, неспешно, любил петь вместе с хором, читать Псалтирь и канон. Сам святой так вспоминал о своём служении в Успенском соборе: «Войдёшь, бывало, в собор в три часа ночи для служения утрени, и благоговейный трепет охватывает тебя. В таинственном полумраке храма перед тобой встаёт вся история России. Чудится покров Божией Матери от Владимирской иконы в годины бедствий, проходят тени святителей Московских — защитников Отечества и столпов Православия. И хотелось мне тогда молиться за Русь и всех верных чад её, хотелось всего себя посвятить Богу и уже не возвращаться в суетный мир».
Священное Писание
Библия воспринимается христианами как Слово Божее — это все знают. Но может ли это Слово быть опасным и вредоносным для человека? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается в храмах во время богослужения.
Глава 4.
01Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
02Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
03И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
04Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
05И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
06и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствамии славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
07итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
08Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
09И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
12Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
13И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.
14И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
Вопрос, поставленный нами в начале программы, звучит для верующего слуха провокационно и, может быть, даже оскорбительно. Очевидно, что Бог не стал бы говорить ничего, что было бы вредоносным и неправильным. Конечно, если задуматься, не все слова, которые мы находим в Священном Писании, принадлежат Самому Богу. В Библии мы слышим голоса не только праведников, но и грешников, и даже бесов, но дело не в этом. В XIX веке русский поэт Тютчев высказал мысль, которую в веке ХХ поддержали бы многие философы. Он сказал: «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Как автор, он прекрасно понимал, что читатель способен интерпретировать текст, как ему угодно.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим рассказ о том, как Христос после крещения ведётся Духом в пустыню, где после сорокадневного поста к нему приступает сатана, чтобы искушать Его. Конечно, как Бог Христос был для него совершенно недоступен. Но пред сатаной был Человек, тайны Которого он не знал и понять не мог. Лукавый искушает Спасителя извне, ведь Сам по Себе Христос, как воплотившийся Бог, не мог иметь никаких греховных помыслов. Но дело не только в этом, но и в том, с помощью чего сатана это делает. Как и в случае с прародителями, он начинает разговор с непрямой цитаты, которая сразу отсылает к авторитету самого Бога и Его слова.
Если ты Сын Божий, то есть если после крещения Тебе сказана правда, претвори камни в хлебы... Дальше больше, ведь тот, кого в конце евангельской истории Спаситель назовёт «князем мира сего», предлагает Христу власть над всем, чем он по собственной мысли владеет. Наконец, в третьем искушении, лукавый не только вновь цитирует Бога-Отца, но и вспоминает псалом, который предрекает Мессии неуязвимость. Сами по себе цели, которые сатана ставит перед Христом, нельзя назвать греховными. Слова, которые он говорит, так или иначе имеют основание в Писании... Но методы, которые лукавый предлагает, недопустимы, ведь они предполагают измену Богу. Будучи послушен Отцу во всём и намереваясь исполнить Его волю до конца, Спаситель отвергает искушения. Однако, всё услышанное нами — не просто иллюстрация из жизни Богочеловека, но схема, по которой искуситель стремится соблазнить любого человека. Цели обычно не звучат особенно ужасно и необходимость их достижения порой обосновывается вполне логично... Всё для того, чтобы, как и в раю, соблазнить людей на достижение прекрасной цели греховными средствами. Со Своей стороны Спаситель показывает нам, что сами по себе призывы и идеи могут быть сколь угодно прекрасными, но нам, как христианам, важно сделать так, чтобы средства, которыми они достигаются, тоже были Божьими.
священник Стефан Домусчи
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Нужна ли Богу чья-то слава? Наверное, нет. Что же означает это прославление ангельским миром Бога? Это означает только то, что ангелы особым образом с Богом связаны и что эта связь — вне всякой прагматической основы. Почему я говорю о прагматической основе? Потому что наша связь с Богом очень прагматическая. Давайте подумаем, сколько процентов в нашей молитве к Богу мы отводим прославлению Господа, тому, чтобы сказать, по крайней мере, «Слава Тебе, Боже, слава Тебе!»? Один процент. О чем мы молимся? О своем: дай, Господи! И Господь ведь не гневается, Он подает нам по немощи нашей, потому что мы не способны Бога прославлять. Неведомым для нас образом Бога прославляют ангелы. То есть они с Ним находятся в такой связи и в таких отношениях, которые исключают всякие просьбы и всякий человеческий прагматизм. Потому что они видят Бога. Мы верим в Него, а им вера не нужна: они Его видят.
Силуан Афонский о хранении ума
Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, то есть если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и, наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотри, в чем ты согрешил. Для мира душевного нужно быть воздержным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным; не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других, потому что часто случается, что, не зная человека, говорят о нем плохо, а он по уму подобен Ангелам. Не старайся знать чужих дел, кроме своего; заботься только о том, что тебе поручено старцами, и тогда за послушание Господь будет помогать тебе Своею благодатью, и ты увидишь в душе своей плоды послушания: мир и постоянную молитву.
Шестая заповедь Нового Завета: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
Каждый день христианин обращается к Богу словами псалмопевца: Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс.50). Сердце — духовный центр человека. «Блаженны чистые сердцем» — чистые от греховных мыслей и желаний. Для христиан важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от греховных помыслов, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие.
В Священном Писании говорится о том, насколько небезобидными могут быть мысли: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (1Ин.3:15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли — потенциальный совершитель потом уже видимых грехов.
Синоним чистоты сердечной — простота. Антоним — лукавство. Также чистота сердечная это и чистая совесть.
В связи с этой заповедью необходимо сказать о двух понятиях православной аскетики: Очищении ума и хранении ума и сердца (можно сказать гигиене ума). Что мы видим, слышим, читаем — о том и думаем. Если весь вечер смотреть ток-шоу или политические программы, или вернуться с шумного застолья, то о внимательной и сосредоточенной молитве можно только мечтать.
Можно провести аналогию с питанием: мы тщательно оцениваем то, что едим, боясь отравиться или принести вред организму. Аналогично и с душой. Как она питается? Через 5 чувств; у души 5 духовных «пищеводов», основной из них — зрительный, затем — слуховой. Как плохой пищей можно принести вред телу, так и вредной информацией — душе.
Результатом исполнения этой заповеди является богопознание. Религиозный человек осознаёт и ощущает присутствие Бога. Условием познания Бога кроме веры является нравственное состояние человека, очищение души от страстей. В этой заповеди речь не только о высшем состоянии — созерцании духовным зрением невидимого Бога, но и о том, чтобы и в окружающем мире осознавать Его присутствие, что доступно каждому.
Молитвословия
Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на преставление
глас 4
От юности вашея Христове любви прилепившеся, святии, / усердно закон и оправдания Того сохранисте, / отонудуже и чудесными даровании обогатившеся, / исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине, / о верою вас почитающих, / молите Христа Бога, спастися душам нашым.
Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на перенесение мощей
глас 8
Яко звезды многосветлыя от юности возсиявше, / осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, / во плоти, яко Ангелы на земли показастеся, / пощением насаждени бысте яко древа, при водах воздержания, / напоени струями слез ваших, и скверну омысте. / Сего ради явистеся приятелища Божия Духа, / Феодоре, и Давиде, и Константине, / молите Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на преставление
глас 4
Явися велие солнце Христове Церкви,/ просвещая учением светлостьми, всечестне,/ яко черпалом златым от кладязя неископаннаго чудес почерпл еси от Источника неистощимаго/ на успение свое приспел еси, всеблаженне Феодоре,/ ныне всем даеши грехов прощение.
Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на перенесение мощей
глас 8
Явистеся светильницы всесветлии во плоти яко Ангели,/ и яко жизни древеса райская,/ пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте,/ молитвами вашими небесныя благодати приемше,/ врачеве крепцы явльшеся, / исцеляете недугующих души,/ с верою прибегающих к вам чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине:/ молите Христа Бога, грехов оставление даровати/ верою и любовию чтущым память вашу.
Молитва благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам
О велиции угодницы Божии и чудотворцы, святии и благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, припадающе к святым и многоцелебным мощем вашим, молим вы со смирением, верою и любовию: прострите благоприятные молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему, и умолите Его благость, даровати нам вся нужная к житию сему временному, и потребная к вечному спасению нашему: веруем бо несумненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Сего ради просим вы: испросите нам у Царя царствующих и Господа господствующих страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите престольным градом, граду нашему и всем градом Российским благополучие, изобилие и от злых сохранение, всем же правоверным людем, почитающим вас, и на поклонение мощем вашим святым приходящим, милость Божию и благих прошений скорое исполнение. Ей, чудотворцы святии, не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова: да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ваше святое заступление во веки веков. Аминь.
Тропарь мучеников Трофима и Савватия и Доримедонта
глас 8
В Троице хвалимый Бог троицу мученик прослави,/ Трофима и Савватия и Доримедонта:/ в Того бо веровавше, врага низложиша.// Тех молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас.
Кондак мучеников Трофима и Савватия и Доримедонта
глас 8
Яко страдальцев основание и благочестия утверждение,/ Церковь чтит и славит твое светоносное страдание,/ приснопеваемый блаженне страдальче, доблемудре славне Трофиме,/ со страдавшими с тобою,// очищение поющим тя испроси, яко непобедим.
Тропарь блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского
глас 4
Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/ созывающая люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/ молитвенно празднуют святую память твою,/ и с верою взывают ти:/ молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом/ в мире и благоденствии спастися.
Кондак блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского
глас 6
Изменил еси земнаго княжения славу/ во иночества образ смиренный/ и страдальчески земное житие скончав,/ ныне на Небесех радуешися,/ усердие моляся/ о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало