Церковный календарь

2 октября. Память благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских, чудотворцев

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 октября. Память благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских, чудотворцев

17-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 19 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Благоверных князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских, чудотворцев. Преподобного Алексия Зосимовского (1928).

Мучеников Зосимы пустынника (IV). Благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147).

Священномученика Константина Голубева пресвитера и с ним двух мучеников (1918); священномученика Николая Искровского пресвитера (1919); священномученика Константина Богословского пресвитера (1937); священномученика Нила Смирнова пресвитера, преподобномученицы Марии Мамонтовой-Шашиной (1938); священномученика Никандра Гривского пресвитера (1940).

Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт

Святые Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали за Христа при императоре Пробе (276–282). Однажды Трофим и Савватий пришли в Антиохию Сирийскую, где в это время был языческий праздник. Святые с ужасом смотрели на непристойное торжество и молили Бога наставить заблудших на путь спасения. Удалением от языческих бесчинств они обнаружили свою веру во Христа, их схватили и подвергли суду и пыткам. Святой Савватий не вынес истязаний и умер, а святого Трофима отослали для дальнейших мук в город Синад. Путь в этот город он проделал пешком, обутый в железные сапоги с гвоздями. В Синаде Трофим перенёс множество страданий. В тюрьме его посещал тайный христианин — сенатор Доримедонт. Когда это выяснилось, от Доримедонта потребовали отречься от Христа и за отказ усекли мечом вместе со святым Трофимом.

Чудо от мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина

В 1467 году Ростовский архиепископ Трифон, слыша о многих чудесах от нетленных мощей благоверного князя Феодора и его сыновей Давида и Константина, послал протопопа Константина в Ярославль для того, чтобы освидетельствовать святые мощи и убедиться в истинности совершающихся от них чудес. Гордый протопоп, будучи одержим неверием, прибыл в монастырь и потребовал себе почётной встречи как послу архиерея. Затем, неблагоговейно выражаясь о святых угодниках, он пошёл в храм Святого Спаса, открыл раку чудотворцев, начал дерзостно прикасаться к нетленным мощам и даже осмелился сорвать с благоверного князя Феодора часть схимнической одежды. Но внезапно нечестивец онемел, упал на землю, его тело помертвело. Ужас объял всех предстоявших. Когда о происшедшем донесли игумену, тот поспешил в церковь, совершил у нетленных мощей молебен с водоосвящением и окропил омертвевшего святой водой. Тот едва ожил через несколько часов, но так и остался немым и всю оставшуюся жизнь каялся в своём грехе.

Благоверный князь Игорь Черниговский

Благоверный князь Игорь Черниговский, живший в середине XII века, мученическим подвигом искупил наследственный грех княжеских усобиц. Он стал невинной жертвой народной ненависти. Желая отомстить роду Ольговичей, к которому принадлежал князь, киевское вече в 1147 году решило убить его. Ворвавшись в храм во время Литургии, его убили, а мертвое тело страдальца подвергли поруганию. Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в храм Святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».

Преподобный Алексий Зосимовский

Преподобный Алексий Зосимовский был усердным служителем Церкви. Он всегда приходил в храм первым, а уходил последним: перед уходом обходил весь храм и молился, кладя поклоны перед каждой иконой. Служил он благоговейно, неспешно, любил петь вместе с хором, читать Псалтирь и канон. Сам святой так вспоминал о своём служении в Успенском соборе: «Войдёшь, бывало, в собор в три часа ночи для служения утрени, и благоговейный трепет охватывает тебя. В таинственном полумраке храма перед тобой встаёт вся история России. Чудится покров Божией Матери от Владимирской иконы в годины бедствий, проходят тени святителей Московских — защитников Отечества и столпов Православия. И хотелось мне тогда молиться за Русь и всех верных чад её, хотелось всего себя посвятить Богу и уже не возвращаться в суетный мир».

Священное Писание

Еф., 226 зач., IV, 17-25

17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, - 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего 24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

Мк., 53 зач., XII, 1-12

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.

3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; 11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 12, 1-12

В притче о винограднике изображена Церковь ветхозаветная и Божие о ней попечение. Новозаветная Церковь наследовала ветхозаветную, потому и к ней может относиться притча эта, а так как каждый христианин тоже церковь Бога жива, то и к нему. Последняя для нас нужнее. Что здесь виноградник? Душа, получившая отпущение грехов, благодать возрождения, дар Святого Духа, как залог наследия вечного царствия, слово Божие, св. таинства, ангела-хранителя. Кто делатели? Сознание и свобода. Они получают дары и дают обязательство возделывать их и плодоносить Господу. Кто неисправные делатели? Те, которые преимуществами христианскими хотят пользоваться и пользуются, сколько это уместно во внешнем порядке жизни, а достойных Господу плодов духовных не приносят. Кто послы от Господа? Совесть со страхом Божиим, слово Божие, учители и пастыри, которыми хочет Господь вразумить неисправимых. Нехотящие исправиться не внимают им; иные гонят их и стараются заглушить их голос; иные же доходят до того, что и против Самого Господа начинают враждовать, когда веру в Него отвергают в разных видах. Конец: «злые зле погибнут».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Кто-то сегодня говорит, что греха в принципе не существует, а есть лишь свобода проявления человеком его желаний и ничто, кроме закона, не может ее ограничить. Таким людям мы отвечаем: Если вы отрицаете присутствие греха, то вы точно идете в погибель. А если ваши голоса громко слышны, если вы можете проповедовать эти смертоносные идеи через так называемое современное искусство, через свободу выражения в Интернете, то вы ничем не лучше тех, кто подталкивает людей к физическому самоубийству, потому что разрушение сердца, разрушение нравственной природы человека есть духовная смерть.

Силуан Афонский о хранении ума

Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, то есть если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и, наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотри, в чем ты согрешил. Для мира душевного нужно быть воздержным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным; не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других, потому что часто случается, что, не зная человека, говорят о нем плохо, а он по уму подобен Ангелам. Не старайся знать чужих дел, кроме своего; заботься только о том, что тебе поручено старцами, и тогда за послушание Господь будет помогать тебе Своею благодатью, и ты увидишь в душе своей плоды послушания: мир и постоянную молитву.

Шестая заповедь Нового Завета: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Каждый день христианин обращается к Богу словами псалмопевца: Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс.50). Сердце — духовный центр человека. «Блаженны чистые сердцем»  — чистые от греховных мыслей и желаний. Для христиан важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от греховных помыслов, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие.

В Священном Писании говорится о том, насколько небезобидными могут быть мысли: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (1Ин.3:15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли — потенциальный совершитель потом уже видимых грехов.

Синоним чистоты сердечной – простота. Антоним – лукавство. Также чистота сердечная это и чистая совесть.

В связи с этой заповедью необходимо сказать о двух понятиях православной аскетики: Очищении ума и хранении ума и сердца (можно сказать гигиене ума). Что мы видим, слышим, читаем — о том и думаем. Если весь вечер смотреть ток-шоу или политические программы, или вернуться с шумного застолья, то о внимательной и сосредоточенной молитве можно только мечтать.
Можно провести аналогию с питанием: мы тщательно оцениваем то, что едим, боясь отравиться или принести вред организму. Аналогично и с душой. Как она питается? Через 5 чувств; у души 5 духовных «пищеводов», основной из них — зрительный, затем — слуховой. Как плохой пищей можно принести вред телу, так и вредной информацией — душе.

Результатом исполнения этой заповеди является богопознание. Религиозный человек осознаёт и ощущает присутствие Бога. Условием познания Бога кроме веры является нравственное состояние человека, очищение души от страстей.  В этой заповеди речь не только о высшем состоянии — созерцании духовным зрением невидимого Бога, но и о том, чтобы и в окружающем мире осознавать Его присутствие, что доступно каждому.

Молитвословия

Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на преставление

глас 4

От юности вашея Христове любви прилепившеся, святии, / усердно закон и оправдания Того сохранисте, / отонудуже и чудесными даровании обогатившеся, / исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине, / о верою вас почитающих, / молите Христа Бога, спастися душам нашым.

Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на перенесение мощей

глас 8

Яко звезды многосветлыя от юности возсиявше, / осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, / во плоти, яко Ангелы на земли показастеся, / пощением насаждени бысте яко древа, при водах воздержания, / напоени струями слез ваших, и скверну омысте. / Сего ради явистеся приятелища Божия Духа, / Феодоре, и Давиде, и Константине, / молите Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на преставление

глас 4

Явися велие солнце Христове Церкви,/ просвещая учением светлостьми, всечестне,/ яко черпалом златым от кладязя неископаннаго чудес почерпл еси от Источника неистощимаго/ на успение свое приспел еси, всеблаженне Феодоре,/ ныне всем даеши грехов прощение.

Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на перенесение мощей

глас 8

Явистеся светильницы всесветлии во плоти яко Ангели,/ и яко жизни древеса райская,/ пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте,/ молитвами вашими небесныя благодати приемше,/ врачеве крепцы явльшеся, / исцеляете недугующих души,/ с верою прибегающих к вам чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине:/ молите Христа Бога, грехов оставление даровати/ верою и любовию чтущым память вашу.

Молитва благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам

О велиции угодницы Божии и чудотворцы, святии и благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, припадающе к святым и многоцелебным мощем вашим, молим вы со смирением, верою и любовию: прострите благоприятные молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему, и умолите Его благость, даровати нам вся нужная к житию сему временному, и потребная к вечному спасению нашему: веруем бо несумненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Сего ради просим вы: испросите нам у Царя царствующих и Господа господствующих страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите престольным градом, граду нашему и всем градом Российским благополучие, изобилие и от злых сохранение, всем же правоверным людем, почитающим вас, и на поклонение мощем вашим святым приходящим, милость Божию и благих прошений скорое исполнение. Ей, чудотворцы святии, не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова: да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ваше святое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Трофима и Савватия и Доримедонта

глас 8

В Троице хвалимый Бог троицу мученик прослави,/ Трофима и Савватия и Доримедонта:/ в Того бо веровавше, врага низложиша.// Тех молитвами, Христе Боже наш, помилуй нас.

Кондак мучеников Трофима и Савватия и Доримедонта

глас 8

Яко страдальцев основание и благочестия утверждение,/ Церковь чтит и славит твое светоносное страдание,/ приснопеваемый блаженне страдальче, доблемудре славне Трофиме,/ со страдавшими с тобою,// очищение поющим тя испроси, яко непобедим.

Тропарь блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/ созывающая люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/ молитвенно празднуют святую память твою,/ и с верою взывают ти:/ молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом/ в мире и благоденствии спастися.

Кондак блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу/ во иночества образ смиренный/ и страдальчески земное житие скончав,/ ныне на Небесех радуешися,/ усердие моляся/ о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало

Теги:
Мученик Трофим
благоверные Ярославские чудотворцы
благоверный князь Игорь Черниговский
преподобный Алексий Зосимовский
православный календарь

Все публикации