22 мая. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

7126
Фото

Седмица 6-я по Пасхе
Поста нет. 9 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.). Мученика Христофора (ок. 250). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Преподобного Иосифа Оптинского (1911).

Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.).

Священномученика Димитрия Воскресенского пресвитера (1938); священномученика Василия Колосова пресвитера (1939).

Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар

К XI веку город Миры и всю Ликийскую страну захватили сарацины. Развалины храма с гробницей святителя Николая были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Так как мусульмане покушались уничтожить мощи великого угодника Божия, сам святитель Николай в 1087 году явился во сне одному священнику города Бари и повелел перенести его мощи в этот город. В 1087 году пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Достигнув города Миры, они вооружились и отправились в храм святителя Николая, где связали сторожей, разбили гробницу, переложили мощи в заготовленный ковчег и привезли их в Италию. 9 мая мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь Святого Стефана, расположенную на берегу моря.

Пророк Исаия

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Эти слова, так знакомые нам по Божественной Литургии, впервые были произнесены пророком Исаией. Он услышал их в видении от шестикрылых Серафимов, один из которых взял клещами уголь с небесного жертвенника и коснулся им его уст. Так Исаия восприял пророческий дар такой неслыханной силы, исключительной глубины и поэтической красоты, что был назван царем пророков. Время его служения пришлось на трудный исторический период: Израиль терзали войны и нестроения. В тяжелых кризисах, которые переживает его народ, Исаия являет себя пророком веры — он требует, чтобы люди полагались только на Бога — единственную возможность спастись. Однако потомкам Исаия более известен как пророк-евангелист. Никто другой не предсказывал с такой ясностью о пришествии Христа Спасителя.

Преподобный Шио Мгвимский

Преподобный Шио Мгвимский, выходец из Сирии, был учеником преподобного Иоанна Зедазнийского. Вместе с учителем он пришёл в Иверию, где удалился в глубокое и безводное ущелье на берегу реки Куры, полное зверей и ядовитых змей, и поселился в пещере, упражняясь в непрестанной молитве. Без пищи и воды он провёл 40 дней. На сороковой день множество бесов с ужасным шумом и криком обрушились на него, пытаясь уничтожить, но блаженный Шио продолжал молиться. Всю ночь он провёл в молитве, а на рассвете его осиял чудесный свет, и он увидел у пещеры Божию Матерь с Иоанном Крестителем и множеством Ангелов. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами, которые будут ублажать его имя вовеки. После этого преподобный Шио, подобно пророку Илие, питался хлебом, который ему приносил голубь. Постепенно вокруг него стали собираться ученики, и была основана иноческая обитель.

Священное Писание

Деян., 39 зач., XVII, 1-15

1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.

2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, 3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.

4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.

5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.

6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, 7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.

8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.

9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.

10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.

11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.

12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.

13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.

14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.

15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.

Ин., 40 зач., XI, 47-57

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53 С этого дня положили убить Его.

54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.

56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?

57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57

«Что нам делать? Этот Человек много чудес творит». Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это — вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: «лучше, чтобы один человек умер», а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви — неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Добрые дела, к которым Господь нас призывает, — это и есть поклонение в духе. Давайте зададим самим себе простой вопрос: а как я поклоняюсь Богу? И тогда сразу отойдут на второй план такие понятия, как количество совершаемых молитв, количество посещаемых богослужений. Это не значит, что первое и второе незначительны для дела человеческого спасения. Но это значит, что без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие. Как мы поклоняемся Богу? Насколько мы живем Божественной истиной? Насколько мы готовы эту истину защищать? Насколько мы готовы в соответствии с этой истиной творить добрые дела, чтобы в истине и в духе поклоняться Богу? Это очень критические вопросы, которые каждый пред собой должен поставить, потому что эти же вопросы и Бог поставит перед нами на Страшном суде.

Иконография святого мученика Христофора

Святой мученик воин Христофор пострадал при императоре Декии в 250 году. В иконографии есть несколько вариантов изображения святого. Наиболее часто встречается образ юноши, облачённого в римские одежды или в воинские доспехи. Но существовала греческая и русская традиция изображать святого в зооморфном облике, с головой собаки или лошади. Самое известное сохранившееся изображение песьеглавца находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске (XVI век). Необычная иконография святого Христофора, возможно, связана с преданием о его уродливом лике (по одной версии, мученик был таким от рождения, по другой — он, имея прекрасную внешность, но желая избежать соблазнов, молился о том, чтобы Господь даровал ему звероподобный облик). Святейший Синод Русской Церкви не раз принимал решение о запрещении таких икон, «противных естеству, истории и истине». Некоторые «звериные» изображения святого Христофора исправили, но отдельные иконы остались — вероятно, в связи с народным почитанием.

Свойство Божие — премудрость

Божественная премудрость выражается в том, что Бог совершеннейшим образом знает цели всех Своих действий, знает лучшие средства к достижению этих целей, умеет совершеннейшим образом применять эти средства для достижения целей. Бог всегда поступает наилучшим образом, Он никогда не ошибается, поэтому мы Ему всецело верим. Премудрость Божья обнаруживается в делах Его Творения и Промысла, в частности, в деле Спасения людей. Можно сказать, что премудрость Божья — это всеведение Божье по отношению к действиям.

Молитвословия

Тропарь пророка Исаии

глас 2

Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.

Кондак пророка Исаии

глас 2

Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/ всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/ возгласив велегласно концем:/ се Дева во чреве приимет.

Тропарь святителя Николая Чудотворца

глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак святителя Николая Чудотворца

глас 3

Взыде, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/ море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/ нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.

Молитва святителю Николаю Чудотворцу

О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо, осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси и миро приснотекущее благодати Божия источаяй. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизрядный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею, вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по Преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем. Ты нас соблюди, яко бодрый и теплый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия: понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Христофора

глас 4

Одеждами от кровей украшался,/ Господеви предстоиши, Царю сил, Христофоре приснопамятне,/ отонудуже со Безплотными и мученики поеши/ трисвятым и страшным сладкопением./ Темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Кондак мученика Христофора

глас 2

Свыше, премудре, звание приял еси,/ Христу тезоименит быв, Христофоре славне,/ мучеником Божественная доброто./ С ними же всегда моли/ согрешений разрешение даровати нам.

Тропарь преподобного Шио Мгвимского

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Шио, дух твой.

Кондак преподобного Шио Мгвимского

глас 4

Житие твое служением Господним исправил еси/ и, взем крест, оставил еси вся житейская,/ красото пустыни, преподобне Шио./ Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/ страна Иверская почитает/ и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,/ темже не престай моляся о нас ко Господу.

Новости по теме

В день памяти Николая Чудотворца митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме посёлка Красная Горка В день памяти Николая Чудотворца митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме посёлка Красная Горка

19 декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском храме казанского посёлка Красная Горка.

Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских
Публикации 19 декабря 2023
Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских

Празднуя славную память святителя и чудотворца Николая, вспоминайте, дорогие братья и сестры, и его богоугодную жизнь, его дивные дела веры и благочестия.

В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Никольском соборе Казани В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Никольском соборе Казани

18 декабря, в канун дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе Казани.

Никольский скит Раифского монастыря отметил престольный праздник Никольский скит Раифского монастыря отметил престольный праздник

11 августа, в день празднования Рождества святителя Николая Чудотворца, в храме святителя Николая Чудотворца в скиту Раифского Богородицкого мужского монастыря в селе Никольское (Зеленодольский район Татарстана) состоялась праздничная Божественная литургия.