Церковный календарь

22 мая. Преполовение Пятидесятницы. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 мая. Преполовение Пятидесятницы. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы
День постный, разрешается рыба. 9 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.). Мученика Христофора Ликийского (ок. 250). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Преподобного Иосифа Оптинского (1911). Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского (VI) (Груз.).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста. В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды.

Преполовение Пятидесятницы

В среду 4-й седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день Церковь воспоминает, как Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своём Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимается благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Преполовение святой Пятидесятницы — древний христианский праздник, установленный Церковью и существующий уже во времена святителя Иоанна Златоуста. Стоя между днём Пасхи и днём Сошес твия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжаю щимся чествованием Пасхи в службе Преполовения напоминается о приближении праздников Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня.

Богослужение Преполовения Пятидесятницы

Богослужебные тексты праздника несут на себе печать глубокой древности. Первым Преполовение в V веке воспел святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, а вслед за ним и многие святые: преподобный Андрей Критский в VII веке, преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке, преподобный Феофан Исповедник в IX веке. «Просветившеся, братие, Воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа», — говорится в одном из праздничных песнопений. По примеру ветхозаветной Церкви, вспоминающей на праздник Кущей чудесное напоение евреев в пустыне водою, изведённой Моисеем из скалы, и в знамение благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения, Святая Церковь установила в этот день совершать после литургии водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар

К XI веку город Миры и всю Ликийскую страну захватили сарацины. Развалины храма с гробницей святителя Николая были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Так как мусульмане покушались уничтожить мощи великого угодника Божия, сам святитель Николай в 1087 году явился во сне одному священнику города Бари и повелел перенести его мощи в этот город. В 1087 году пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Достигнув города Миры, они вооружились и отправились в храм святителя Николая, где связали сторожей, разбили гробницу, переложили мощи в заготовленный ковчег и привезли их в Италию. 9 мая мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь Святого Стефана, расположенную на берегу моря.

Пророк Исаия

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Эти слова, так знакомые нам по Божественной Литургии, впервые были произнесены пророком Исаией. Он услышал их в видении от шестикрылых Серафимов, один из которых взял клещами уголь с небесного жертвенника и коснулся им его уст. Так Исаия восприял пророческий дар такой неслыханной силы, исключительной глубины и поэтической красоты, что был назван царем пророков. Время его служения пришлось на трудный исторический период: Израиль терзали войны и нестроения. В тяжелых кризисах, которые переживает его народ, Исаия являет себя пророком веры — он требует, чтобы люди полагались только на Бога — единственную возможность спастись. Однако потомкам Исаия более известен как пророк-евангелист. Никто другой не предсказывал с такой ясностью о пришествии Христа Спасителя.

Священное Писание

Деян., 34 зач., XIV, 6-18

8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.

9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, 10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.

11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.

12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.

13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.

14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: 15 мужи! что́ вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, 16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, 17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.

18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, 19из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедовали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим.

Ин., 26 зач., VII, 14-30

14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.

15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; 17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?

21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.

23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,— на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?

24 Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным.

25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?

26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?

27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.

30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его.

Молитвословия

Тропарь пророка Исаии

глас 2

Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.

Кондак пророка Исаии

глас 2

Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/ всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/ возгласив велегласно концем:/ се Дева во чреве приимет.

Тропарь святителя Николая

глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак святителя Николая

глас 3

Взыде, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/ море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/ нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.

Тропарь мученика Христофора

глас 4

Одеждами от кровей украшался,/ Господеви предстоиши, Царю сил, Христофоре приснопамятне,/ отонудуже со Безплотными и мученики поеши/ трисвятым и страшным сладкопением./ Темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Иконография святого мученика Христофора

Святой мученик воин Христофор пострадал при императоре Декии в 250 году. В иконографии есть несколько вариантов изображения святого. Наиболее часто встречается образ юноши, облачённого в римские одежды или в воинские доспехи. Но существовала греческая и русская традиция изображать святого в зооморфном облике, с головой собаки или лошади. Самое известное сохранившееся изображение песьеглавца находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске (XVI век). Необычная иконография святого Христофора, возможно, связана с преданием о его уродливом лике (по одной версии, мученик был таким от рождения, по другой — он, имея прекрасную внешность, но желая избежать соблазнов, молился о том, чтобы Господь даровал ему звероподобный облик). Святейший Синод Русской Церкви не раз принимал решение о запрещении таких икон, «противных естеству, истории и истине». Некоторые «звериные» изображения святого Христофора исправили, но отдельные иконы остались — вероятно, в связи с народным почитанием.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 14, 6-18; Ин. 7, 14-30

В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Если так, то пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он — единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. — Сила кому нужна — у Него всякая сила. Слава ли — у Него слава премирная. Свобода ли — Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы вспоминаем святителя и чудотворца Николая — великого Божиего угодника, имя которого совершенно особым образом воспринимается нашим благочестивым народом. С ним связаны многочисленные истории, запечатленные как в исторических документах, так и в народном фольклоре, свидетельствующие о том, что у нашего благочестивого народа особая духовная связь со святителем и чудотворцем Николаем. Он отвечает на наши молитвы, и именно это является причиной столь горячего почитания. Не приходят люди к пустому колодцу за водой, а если кто и придет, то идти туда во второй раз его уже не заставишь. Но мы обращаемся с молитвами к святителю и чудотворцу Николаю, мы постоянно храним в своем сознании благоговейную память об этом угоднике Божием именно потому, что он являет нам неиссякаемый источник милости и чудес. Это колодец, от которого почерпают живительную влагу, дающую людям жизнь, здоровье и укрепление в вере.

Теги:
Преполовение Пятидесятницы
Святитель Николай Чудотворец
Пророк Исаия
православный календарь

Все публикации