2 декабря. Память святителя Филарета, митрополита Московского

6008
Фото

Седмица 26-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.). Мученика Варлаама (ок. 304). Преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Святителя Филарета, митрополита Московского (1867).

Преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (1626). Мучеников Азы и с ним 150-ти воинов (284—305). Мученика Илиодора (ок. 273). Преподобного Илариона Грузина, чудотворца (ок. 875) (Груз.). Преподобного Порфирия Кавсокаливита (1991).

Священномученика Иоанна Вишневского пресвитера (1920). Священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского (1937). Священномучеников Порфирия, епископа Симферопольского, Сергия Махаева, Михаила Дмитрева, Александра Мишутина, Иоанна Малиновского, Константина Михайловского, Александра Сереброва, Игнатия Теслина, Иоанна Пирамидина, Симеона Кривошеева, Иоанна Флоровского, Иакова Бриллиантова, Димитрия Куклина, Иакова Передерия пресвитеров, прмчч. Иоасафа Крымзина, Геннадия Ребезы, Петра Мамонтова, Герасима Сухова, Михаила Кванина, мучеников Валентина Корниенко, Петра Антонова, Леонида Салькова и Тимофея Кучерова (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Выпускник (1910) и помощник инспектора (1911-1912) Казанской духовной академии, начальник Миссионерских курсов в Казани, настоятель Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля (1912-1918), духовный сын прп. Гавриила Седмиезерного. Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Мамадышского (1920-1922) и епископа Чистопольского (1922-1929). Сподвижник сщмч. Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, в периоды его арестов временно управлял Казанской епархией с 21 марта 1921 по 4 января 1922 гг. и с 21 августа 1922 по 15 мая 1923 гг. Расстрелян во внутренней тюрьме НКВД г. Казани 2 декабря 1937 г., погребен в безвестной могиле на Архангельском кладбище.

Память убиенного митрополита Казанского и Свияжского Серафима (Александрова). Возглавлял Казанскую епархию с 11 августа 1933 по 15 ноября 1936 гг. Расстрелян около с. Рузаевка Северо-Казахстанской обл. 2 декабря 1937 г., погребен в безвестной могиле.

Престольные праздники

Храм новомчч. Чистопольских г. Чистополя (Ч)

Святитель Филарет, митрополит Московский

Выдающийся богослов и проповедник XIX века святитель Филарет оказал огромное влияние на духовное состояние России. Силу его авторитета признавали и власти, и народ, и просвещенное дворянство, зараженное безбожием. Еще до пострижения он показал немалые таланты, преподавая древние языки, а также поэзию и высшее красноречие. Став митрополитом, он основал девять монастырей, много заботился о духовном просвещении. Предстоятель Русской Церкви стал и одним из столпов Российского государства. Святитель короновал Александра II. К нему прислушивались императорский двор, министры и губернаторы, он живо откликался на политические события. Главным же трудом его жизни стал перевод Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на русский язык. Святитель радел о том, чтобы Слово Божие беспрепятственно дошло до каждого сердца.

Священномученик Иоасаф, епископ Чистопольский

Епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии Иоасаф (в миру Иван Удалов) родился в 1886 году в Уфе в купеческой семье. В 14 лет окончил Уфимское духовное училище, затем — духовную семинарию, а в 1910 году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Большое влияние на Иоасафа оказал архиепископ Антоний (Храповицкий), в том же году постригший его в монашество. После революции выступал против обновленчества. В 1932 году, после 3 ссылок, приговорен к 3 годам лишения свободы в лагере под Кемеровом, работал в рудниках, возил тачки с углем. В 1934 году срок наказания увеличили на 2 года. В ноябре 1937 года был арестован, обвинен в «организации контрреволюционного церковного подполья», виновным себя и на этот раз не признал. Приговорен к высшей мере наказания 29 ноября 1937 года.

Евангелие дня

Иной раз нам кажется, будто бы обрести спасение во Христе довольно просто — достаточно не быть совсем уж злодеями, достаточно быть приличными принимаемыми обществом людьми, и этого как будто бы должно хватить. Однако есть такой евангельский отрывок, который способен кого угодно лишить блаженного успокоения, это отрывок из 17-й главы Евангелия от Луки. Сегодня он звучит во время литургии в православных храмах.

Глава 17.

26И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:

27ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

28Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

29но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

30так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

31В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

32Вспоминайте жену Лотову.

33Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

34Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

35две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

36двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

37На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

В только что прозвучавшем отрывке не был упомянут ни один грешник, речь шла исключительно о приличных людях, которые ничего плохого не делали, они не убивали, не крали, не богохульствовали, все они ели, пили, женились, покупали, продавали, садили, строили, то есть жили обычной человеческой жизнью. Но в какой-то момент эта обычная человеческая жизнь привела к тому, что Бог решил их погубить.

Если мы вспомним библейское повествование об упомянутых сегодняшним отрывком Ное и Лоте, то вспомним и о том, что в случае с современниками Ноя книга Бытия причину их гибели описывает так: «Увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Люди развратились, развратились и их мысли. Это крайне важные слова книги Бытия, потому что они дают ключ к понимаю услышанных нами сегодня слов Христа: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмётся, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмётся, а другая оставится; двое будут в поле: один возьмётся, а другой оставится» (Лк. 17:34–36). Невозможно не заметить, что Христос не сказал о том, что один занимался чем-то греховным, а другой, напротив, делал доброе, и потому их судьба отлична, нет, и первый, и второй делали одно и то же, но Бог поступил с ними по-разному. История современников Ноя даёт нам ответ на столь странное решение Бога: все дело в мыслях и «помышлениях сердца». Иными словами, дело не в том, что именно делает человек в тот или иной момент времени, дело в наполнении его действий, в том, помнит ли человек о Боге и посвящает ли Ему свой труд.

Такой подход может показаться странным, ведь кажется, что грех — это некое совершенно объективное действие. Да, в ряде случаев это так, но чаще всего грех маскируется под свою противоположность и определяется внутренним наполнением того или иного действия. Скажем, помогать людям можно по любви к ним и к Богу, а можно ради собственного тщеславия или же ещё по каким-то, никак не связанным с Богом причинам. Фактически люди будут делать одно и то же, скажем, кормить бездомных, но внутреннее наполнение их действий будет радикально различным, а потому нет ничего удивительного в том, что Бог отнесётся к ним по-разному.

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святитель Филарет сочетал в себе замечательные способности, огромные таланты, трудолюбие, проницательность, смирение и твердость в осуществлении добрых дел. Все это сконцентрировалось в одной личности. Уже при жизни святитель Филарет обладал большим авторитетом. К нему прислушивались архипастыри и пастыри всей нашей Церкви, к нему прислушивалась высшая государственная власть. И когда в Отечестве нашем бурно развивался позитивизм, основанный на материалистическом восприятии мира, когда атеистические идеи взбудоражили сознание людей, когда считалось, что образованный, интеллигентный человек не может ходить в церковь и верить в Бога, ибо это удел безграмотных простых людей, тогда энциклопедические знания, колоссальные научные способности и даже церковно-политический авторитет митрополита Филарета оказали огромное влияние на наше российское общество.

Святитель Филарет о необходимости приходить в храм для молитвы

Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, но человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по склонностям и действиям богопротивным. Надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать Ему и праздновать в Его присутствии. А вам, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предаётся дремоте праздности, вам настоятельно говорю <…> оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, придите в одно из тех освящённых мест, где всё напоминает, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышит; где Голгофская жертва возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам и человеки тайно изобразуют Херувимов.

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского

Святитель Филарет 46 лет возглавлял Московскую кафедру и при жизни был почитаем как святой. Будучи епископом, он всегда оставался монахом. Для своего правила он составил такую молитву: «Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить — ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись».

Аскетизм — это не самосовершенствование

Аскетизм — только средство к достижению христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером здесь может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или сёрфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделаться восприимчивыми к действию Бога в нас. Мы не самосовершенствуемся, а открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах.

Без Божьей благодати невозможно одолеть никакую страсть (укоренённый грех). Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И человек никак не ухватит за корень.

Желательно отказаться от восприятия Бога как надзирателя, избрав образ Бога — Подателя благодати. И критерием своих поступков поставить не страх наказания, а благодать. Не был на службе — отказался от благодати, не молился — отверг благодать. Читал Св. Писание или помог ближнему — через это привлёк благодать. Итак, вся христианская духовная жизнь может оцениваться как потеря или приобретение Божьей благодати. И все победы в духовной жизни безусловно следует рассматривать не как личную заслугу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их.

Противоречат ли чудеса законам природы?

Христианство с необходимостью предполагает веру в чудеса — в самом его центре стоит такое очевидно сверхъестественное событие как Воскресение Христово. Атеисты часто говорят, что «чудеса противоречат законам природы», и поэтому их не может быть, потому что не может быть никогда.

На чём основано это соображение и где его ошибка? Мы действительно живём в высокоупорядоченном мире, и события в природе всегда подчиняются определенным законам: тяжелые тела падают, а горячие — остывают, вода не превращается в вино, девы не рожают, а мёртвые не воскресают. Мы можем полагаться на то, что законы природы выполняются всегда — вся наша наука и технологии основаны на этом, и неплохо работают.

Но дело в том, что чудо — это не «нарушение законов природы». Если я, вернувшись на дачу, обнаружил, что тяжелая гиря находится не под кроватью, где я ее оставил, а на шкафу, вряд ли я решу, что здесь нарушен закон всемирного тяготения, и гиря сама собой воспарила наверх.

Нет, я очевидно предположу, что в моё отсутствие на даче побывал кто-то достаточно сильный, чтобы водворить гирю на шкаф. Так и чудеса — это не сбой в законах природы, это вмешательство в природу некой внеприродной силы, способной эти чудеса произвести, личные действие Бога.

Они никак не ставят под вопрос общую упорядоченность мира — и то, что мы можем на неё полагаться. Они свидетельствуют о том, что Тот же, Кто упорядочил мир, может в поворотные моменты истории вмешиваться в него и творить чудеса.

Молитвословия

Тропарь святителя Филарета Московского

глас 4

Духа Святаго благодать стяжав,/ богомудре святителю Филарете,/ истину и правду разумом просвещенным/ людем проповедал еси,/ мир и милость сердцем умиленным/ страждущим явил еси,/ яко учитель веры и страж неусыпный/ паству российскую жезлом правости сохранил еси./ Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея,/ моли даровати Церкви утверждение// и душам нашим спасение.

Кондак святителя Филарета Московского

глас 2

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия,/ добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете,/ яко пастырь праведный и исповедник непорочный,/ по святем преставлении/ от безбожных поругание и поношения приял еси,/ Бог же знаменьми и чудесы тя прослави// и заступника Церкве нашея яви.

Молитва святителю Филарету Московскому

О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник: Василию Великому — яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель; Григорию Богослову — яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси; Иоанну Златоустому — яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси. И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити. Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 4

Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/ многия труды подъял еси в жизни временней,/ обитель иноческую созидая в пустыни,/ идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/ и мученическую смерть от них приял еси,/ Адриане славне,/ чудес благодатию обогатився,/ предстоиши всех Царю, Христу Богу,/ Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 4

Христа ради доблественне претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси страдания своего,/ приходящим же с верою к тебе подавши цельбы,/ о преподобномучениче Адриане, приснопамятне,/ молитвенниче о душах наших.

Кондак мученика Варлаама

глас 4

Явился еси преудивлен крепостию, всесожжения ливан благовонен себе принесл еси, жертву Христу, и венец почести приим Варлааме, присно моли за ны, страдальче.

Тропарь преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах

глас 1

Мира красная и славу его оставль,/ притекл еси в пещеру,/ идеже от силы преуспевая в силу,/ был еси вождь Христова стада, всеславне Варлааме,/ еже яко упас добре, упаси и нас, молим тя,/ сохраняя от всех зол, да тя ублажаем.

Кондак преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Отеческаго прещения не устрашился еси,/ ласканиям того не повинулся еси,/ ниже лестию низложился еси женскою, всечестне Варлааме,/ но непобедимь от тех пребыл еси,/ надеяся на Господа своего, Емуже молися о душах наших.

Новости по теме

В Чистополе почтили память священномученика Иоасафа (Удалова) В Чистополе почтили память священномученика Иоасафа (Удалова)

2 декабря, в день памяти священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского, в храме Новомучеников и Исповедников Чистопольских города Чистополя состоялось торжественное богослужение.

Учащиеся воскресных школ города Казани посетили дом священномученика Иоасафа Чистопольского
Учащиеся воскресных школ города Казани посетили дом священномученика Иоасафа Чистопольского

1 декабря, в канун дня памяти священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского, воспитанники воскресных школ первого благочинического округа города Казани посетили дом, где святитель провел последние дни своей жизни.

Глава Татарстанской митрополии и председатель Синодального миссионерского отдела совершили Литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Казанской семинарии
Глава Татарстанской митрополии и председатель Синодального миссионерского отдела совершили Литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Казанской семинарии

2 декабря, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, и святителя Иоасафа, епископа Чистопольского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий совершили Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии.

Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский

Временно управляющий Казанской епархией с 21 марта 1921 годам по 4 января 1922 года и с 21 августа 1922 года по 15 мая 1923 года