Церковный календарь

2 декабря. Память святителя Филарета, митрополита Московского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 декабря. Память святителя Филарета, митрополита Московского

Седмица 25-я по Пятидесятнице
День постный. 19 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.). Мученика Варлаама (ок. 304). Преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Святителя Филарета, митрополита Московского (1867).

Преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (1626). Мучеников Азы и с ним 150-ти воинов (284–305). Мученика Илиодора (ок. 273). Преподобного Илариона Грузина, чудотворца (ок. 875) (Груз.). Преподобного Порфирия Кавсокаливита (1991).

Священномученика Иоанна Вишневского пресвитера (1920). Священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского (1937). Священномучеников Порфирия, епископа Симферопольского, Сергия Махаева, Михаила Дмитрева, Александра Мишутина, Иоанна Малиновского, Константина Михайловского, Александра Сереброва, Игнатия Теслина, Иоанна Пирамидина, Симеона Кривошеева, Иоанна Флоровского, Иакова Бриллиантова, Димитрия Куклина, Иакова Передерия пресвитеров, прмчч. Иоасафа Крымзина, Геннадия Ребезы, Петра Мамонтова, Герасима Сухова, Михаила Кванина, мучеников Валентина Корниенко, Петра Антонова, Леонида Салькова и Тимофея Кучерова (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

Святитель Филарет, митрополит Московский

Выдающийся богослов и проповедник XIX века святитель Филарет оказал огромное влияние на духовное состояние России. Силу его авторитета признавали и власти, и народ, и просвещенное дворянство, зараженное безбожием. Еще до пострижения он показал немалые таланты, преподавая древние языки, а также поэзию и высшее красноречие. Став митрополитом, он основал девять монастырей, много заботился о духовном просвещении. Предстоятель Русской Церкви стал и одним из столпов Российского государства. Святитель короновал Александра II. К нему прислушивались императорский двор, министры и губернаторы, он живо откликался на политические события. Главным же трудом его жизни стал перевод Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на русский язык. Святитель радел о том, чтобы Слово Божие беспрепятственно дошло до каждого сердца.

Священномученик Иоасаф, епископ Чистопольский

Епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии Иоасаф (в миру Иван Удалов) родился в 1886  году в Уфе в купеческой семье. В 14 лет окончил Уфимское духовное училище, затем — духовную семинарию, а в 1910 году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Большое влияние на Иоасафа оказал архиепископ Антоний (Храповицкий), в том же году постригший его в монашество. После революции выступал против обновленчества. В 1932 году, после 3 ссылок, приговорен к 3 годам лишения свободы в лагере под Кемеровом, работал в рудниках, возил тачки с углем. В 1934 году срок наказания увеличили на 2 года. В ноябре 1937 года был арестован, обвинен в «организации контрреволюционного церковного подполья», виновным себя и на этот раз не признал. Приговорен к высшей мере наказания 29 ноября 1937 года.

Священное Писание

 2 Сол., 277 зач., III, 6-18

6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, 7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,- 9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Лк., 82 зач., XVI, 15-18; XVII, 1-4

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

ГЛАВА 17.

1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; 4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

 Лк. 16, 15-18; 17, 1-4

«Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят»! стало быть, жить с плеча, нараспашку нельзя. Надо осторожно осматриваться, как бы не соблазнить кого. Разум кичит и ни на кого не смотрит; а между тем возбуждает кругом соблазны делом, а более словом. Соблазн растет и увеличивает беду самого соблазнителя, а он того не чует и еще больше расширяется в соблазнах. Благо, что угроза Божия за соблазн здесь, на земле, почти не исполняется в чаянии исправления; это отложено до будущего суда и воздаяния; тогда только почувствуют соблазнители, сколь великое зло соблазн. Здесь же никто почти и не думает о том, соблазнит ли или не соблазнит он своими делами и речами окружающих. Два греха, в очах Божиих очень великие, ни во что вменяются людьми: это - соблазн и осуждение. Соблазнителю, по слову Господа, лучше не жить; осуждающий уже осужден. Но ни тот, ни другой не помышляют об этом и даже сказать не могут, грешны ли они в чем либо подобном. Какое, в самом деле, ослепление окружает нас и как беспечно ходим мы посреди смерти.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святитель Филарет сочетал в себе замечательные способности, огромные таланты, трудолюбие, проницательность, смирение и твердость в осуществлении добрых дел. Все это сконцентрировалось в одной личности. Уже при жизни святитель Филарет обладал большим авторитетом. К нему прислушивались архипастыри и пастыри всей нашей Церкви, к нему прислушивалась высшая государственная власть. И когда в Отечестве нашем бурно развивался позитивизм, основанный на материалистическом восприятии мира, когда атеистические идеи взбудоражили сознание людей, когда считалось, что образованный, интеллигентный человек не может ходить в церковь и верить в Бога, ибо это удел безграмотных простых людей, тогда энциклопедические знания, колоссальные научные способности и даже церковно-политический авторитет митрополита Филарета оказали огромное влияние на наше российское общество.

Святитель Филарет о необходимости приходить в храм для молитвы

Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, но человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по склонностям и действиям богопротивным. Надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать Ему и праздновать в Его присутствии. А вам, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предаётся дремоте праздности, вам настоятельно говорю <…> оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, придите в одно из тех освящённых мест, где всё напоминает, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышит; где Голгофская жертва возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам и человеки тайно изобразуют Херувимов.

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского

Святитель Филарет 46 лет возглавлял Московскую кафедру и при жизни был почитаем как святой. Будучи епископом, он всегда оставался монахом. Для своего правила он составил такую молитву: «Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить — ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись».

Аскетизм — это не самосовершенствование

Аскетизм — только средство к достижению христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером здесь может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или сёрфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделаться восприимчивыми к действию Бога в нас. Мы не самосовершенствуемся, а открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах.

Без Божьей благодати невозможно одолеть никакую страсть (укоренённый грех). Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И человек никак не ухватит за корень.

Желательно отказаться от восприятия Бога как надзирателя, избрав образ Бога — Подателя благодати. И критерием своих поступков поставить не страх наказания, а благодать. Не был на службе — отказался от благодати, не молился — отверг благодать. Читал Св. Писание или помог ближнему — через это привлёк благодать. Итак, вся христианская духовная жизнь может оцениваться как потеря или приобретение Божьей благодати. И все победы в духовной жизни безусловно следует рассматривать не как личную заслугу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их.

Противоречат ли чудеса законам природы?

Христианство с необходимостью предполагает веру в чудеса — в самом его центре стоит такое очевидно сверхъестественное событие как Воскресение Христово. Атеисты часто говорят, что «чудеса противоречат законам природы», и поэтому их не может быть, потому что не может быть никогда.

На чём основано это соображение и где его ошибка? Мы действительно живём в высокоупорядоченном мире, и события в природе всегда подчиняются определенным законам: тяжелые тела падают, а горячие — остывают, вода не превращается в вино, девы не рожают, а мёртвые не воскресают. Мы можем полагаться на то, что законы природы выполняются всегда — вся наша наука и технологии основаны на этом, и неплохо работают.

Но дело в том, что чудо — это не «нарушение законов природы». Если я, вернувшись на дачу, обнаружил, что тяжелая гиря находится не под кроватью, где я ее оставил, а на шкафу, вряд ли я решу, что здесь нарушен закон всемирного тяготения, и гиря сама собой воспарила наверх.

Нет, я очевидно предположу, что в моё отсутствие на даче побывал кто-то достаточно сильный, чтобы водворить гирю на шкаф. Так и чудеса — это не сбой в законах природы, это вмешательство в природу некой внеприродной силы, способной эти чудеса произвести, личные действие Бога.

Они никак не ставят под вопрос общую упорядоченность мира — и то, что мы можем на неё полагаться. Они свидетельствуют о том, что Тот же, Кто упорядочил мир, может в поворотные моменты истории вмешиваться в него и творить чудеса.

Молитвословия

Тропарь святителя Филарета Московского

глас 4

Духа Святаго благодать стяжав,/ богомудре святителю Филарете,/ истину и правду разумом просвещенным/ людем проповедал еси,/ мир и милость сердцем умиленным/ страждущим явил еси,/ яко учитель веры и страж неусыпный/ паству российскую жезлом правости сохранил еси./ Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея,/ моли даровати Церкви утверждение// и душам нашим спасение.

Кондак святителя Филарета Московского

глас 2

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия,/ добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете,/ яко пастырь праведный и исповедник непорочный,/ по святем преставлении/ от безбожных поругание и поношения приял еси,/ Бог же знаменьми и чудесы тя прослави// и заступника Церкве нашея яви.

Молитва святителю Филарету Московскому

О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник: Василию Великому — яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель; Григорию Богослову — яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси; Иоанну Златоустому — яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси. И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити. Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 4

Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/ многия труды подъял еси в жизни временней,/ обитель иноческую созидая в пустыни,/ идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/ и мученическую смерть от них приял еси,/ Адриане славне,/ чудес благодатию обогатився,/ предстоиши всех Царю, Христу Богу,/ Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 4

Христа ради доблественне претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси страдания своего,/ приходящим же с верою к тебе подавши цельбы,/ о преподобномучениче Адриане, приснопамятне,/ молитвенниче о душах наших.

Кондак мученика Варлаама

глас 4

Явился еси преудивлен крепостию, всесожжения ливан благовонен себе принесл еси, жертву Христу, и венец почести приим Варлааме, присно моли за ны, страдальче.

Тропарь преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах

глас 1

Мира красная и славу его оставль,/ притекл еси в пещеру,/ идеже от силы преуспевая в силу,/ был еси вождь Христова стада, всеславне Варлааме,/ еже яко упас добре, упаси и нас, молим тя,/ сохраняя от всех зол, да тя ублажаем.

Кондак преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Отеческаго прещения не устрашился еси,/ ласканиям того не повинулся еси,/ ниже лестию низложился еси женскою, всечестне Варлааме,/ но непобедимь от тех пребыл еси,/ надеяся на Господа своего, Емуже молися о душах наших.

Теги:
Святитель Филарет Московский
священномученик Иоасаф (Удалов)
православный календарь

Все публикации