Церковный календарь

11 октября. Память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 октября. Память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

17-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 28 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Харитона Исповедника (ок. 350). Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих. Преподобного Харитона Сянжемского (1509). Преподобного Иродиона Илоезерского (1541). Пророка Варуха (VI в. до Р. Х.). Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Благоверного князя Вячеслава Чешского (935).

Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы (1918). Мученицы Анны Лыкошиной (1925); преподобномученика Илариона Громова, преподобномученицы Михаилы Ивановой (1937); преподобномученицы Татианы Чекмазовой (1942).

Преподобный Харитон Исповедник

Преподобный Харитон Исповедник пострадал во время одного из гонений на христиан, устроенных римскими императорами в 305–324 годах. Святой был посажен в темницу за веру во Христа, перенёс мучения, но был освобождён и посвятил остаток жизни аскетическим подвигам. В исповедничестве его укрепил пример ученицы апостола Павла святой первомученицы Фёклы, которую он очень чтил. Однажды, направляясь в Иерусалим, он попал в руки разбойников. Они оставили преподобного связанным в пещере, собираясь позже его убить. Пока они отсутствовали, в пещеру заползла змея и стала пить вино из сосуда. По возвращении разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения.

Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии

До переселения в Радонеж боярин Кирилл служил у ростовских князей. Об особой благочестивости Кирилла и его жены Марии свидетельствует то, что оба их сына ушли в монахи, стали настоятелями монастырей (младший, Сергий Радонежский, в миру Варфоломей, — Троицкого, а брат его Стефан — Богоявленского в Москве, и к тому же Стефан стал духовником Московского князя Симеона Гордого), и оба просияли в святости. Кирилл и Мария оказывали немалую помощь бедным и отличались страннолюбием. На исходе дней они, по обоюдному согласию, приняли постриг в Хотьковском Покровском монастыре, имевшем тогда мужскую и женскую части. Там не раз посещал их сын Варфоломей, заботившийся о родителях до их кончины и лишь затем ушедший в пустынножительство. Там же, не без благого родительского влияния, еще до их пострига принял монашество и Стефан.

Священное Писание

Еф., 226 зач., IV, 17-25

17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, - 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего 24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

Лк., 24 зач., VI, 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 25, 1-13

Читается притча о десяти девах. Св. Макарий так изображает смысл ее: «мудрые пять дев трезвясь, поспешив к необычайному для своего естества, взяв елей в сосуде сердца своего, то есть подаваемую свыше благодать Духа, возмогли войти с Женихом в небесный чертог. Другие же юродивые девы, оставшиеся при собственном своем естестве, не трезвились, не постарались, пока были еще во плоти, взять в сосуды свои елей радости, но, по нерадению или по самомнению о своей праведности, предались как бы сну; за это и не допущены в чертог царства, не возмогши благоугодить небесному Жениху. Удерживаясь мирскими узами и земною как бы любовью, не посвятили они небесному Жениху всей любви своей и приверженности и не принесли с собою елея. А души, взыскавшие необычайного для естества святыни Духа, всею любовью привязаны к Господу, с Ним ходят от всего отвращаясь, к Нему устремляют молитвы и помышления, за что и сподобились приять елей небесной благодати. Души же, оставшиеся в естестве своем, по земле пресмыкаются помыслом, о земле помышляют и ум их на земле имеет жительство. Сами о себе думают они, что принадлежат Жениху и украшены плотскими оправданиями, но, не приняв елея радости, не возродились они Духом свыше».

Иосиф Исихаст об осуждении и прощении

Все мы — люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого. Поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату. Ибо вначале не так сотворил Бог человека, чтобы он страдал и мучился, но сотворил его равноангельным: малым чем от Ангелов отличил.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками, — это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики — только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Вячеслава Чешского

глас 4

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/ Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./ И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/ помолися к Владыце о нас,/ избавити ны от напасти/ видимых и невидимых враг,/ чтущих пресветлую память твою.

Кондак благоверного князя Вячеслава Чешского

глас 1

С лики Ангельскими предстоя,/ блаженне княже Вячеславе,/ наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/ всем, притекающим верою под твою святыню,/ источавши цельбам дарование.

Тропарь преподобного Иродиона Илоезерского

глас 4

Возсия днесь светло, радуется град Белоезеро,/ имея во области своей великаго светильника, блаженнаго отца Иродиона./ Сошедшеся убо людие и празднующе пресветлую память его, осиявающу многими деянии чудес дара./ Просящим с верою исцеления,/ страждущим от различных недуг подает здравие./ Яко финикс насажден в дому Божия Матере,/ яко кедр при водах благодатию Христовою растущ./ И яко же шипок благовонен обстоянии водами огражден./ И мы, чада твоя суще, припадающе, молимтися:/ моли Пресвятую Троицу,/ еже сохранитися граду нашему от нахождения иноплеменник/ и от враг видимых и невидимых./ Яко да твоими, отче, ко Господу молитвами спасаемии/ всегда просим с верою у тебе:/ моли о нас Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иродиона Илоезерского

глас 1

Слышавше, отцы и братия, немедленно притецем,/ и немолчно и усердно вопием ему, глаголюще:/ о пресветлый наш о Господе учителю, отче Иродионе./Во спасаемых подвигах ревнитель был еси,/ преподобному Корнилию и стопам последовал еси его./ И един Единому Богу изволи служити/ слезами, и постом, и бдением изнуряя тело свое вечныя ради жизни./ Господеви работая, Крест Господень на рамо взем, последовал еси Ему,/ бодренными своими молитвами вооружался невидимо на врага. И ныне зрети сподобися во свете неизреченныя радости Пресвятую Троицу./ Слава Богу, Вселыпемуся в тя,/ слава Укреплыпему тя,/ слава Деющу тобою всем исцеление.

Тропарь преподобных Кирилла и Марии

глас 3

Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.

Кондак преподобных Кирилла и Марии

глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся,/ восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/ тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ ко Единому во Святей Троице Богу,/ отечество наше в правоверии утвердити,/ домы миром оградити,/ юныя от напастей и соблазнов избавити,/ старость укрепити// и спасти души наша.

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону

глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь преподобнаго Сергия

глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь преподобного Харитона Исповедника

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенныя,/ сияя чудесы, Харитоне, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Харитона Исповедника

глас 2

Насладився, богомудре, воздержания/ и плоти твоея вожделения обуздав,/ явился еси верою возращаем/ и, яко жизни древо посреде рая, процвел еси,// Харитоне всеблаженне священнейший.

Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

глас 1

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

глас 2

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Тропарь Собора преподобных отцев Киево-Печерских

глас 4

Столп огнезрачный и светоносное солнце, возсиявшее на горе Печерской,/ великаго Антония со всем собором Богоносных отец приводим Тебе, Христе, в молитву,/ ихже ради молим, подаждь обители нашей благодать и душам нашим велию милость.

Кондак Собора преподобных отцев Киево-Печерских

глас 2

Лик постнический собрася умне,/ мысленныма зряще очима,/ приидите, людие, хвалами почтите,/ покланяющеся мощем их,/ любовныя принесите дары,/ тии бо суть к Богу ходатае и молитвенницы о душах наших.

Теги:
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские
преподобный Харитон Иконийский
православный календарь

Все публикации