Церковный календарь

10 октября. Память священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 октября. Память священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого

Седмица 17-я по Пятидесятнице
Поста нет. 27 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Преподобного Савватия Соловецкого (1435).

Апостолов от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мученицы Епихарии (284–305). Преподобного Игнатия (963–975). Священномученика Анфима Иверянина, митрополита Валашского (1716) (Румын.).

Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937). Священномученика Димитрия Шишокина пресвитера (1918); священномучеников Германа, епископа Вольского, и Михаила Платонова пресвитера (1919); священномучеников Феодора Богоявленского пресвитера (1937).

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

После ареста в 1925 году Патриарший Местоблюститель около года провёл в тюрьме в ожидании приговора, после чего был направлен в ссылку на Урал. Три года его содержали на Крайнем Севере, после чего вновь арестовали и уже не выпускали из одиночных камер сначала Свердловской, а затем Верхнеуральской тюрем. Священномученик Пётр годами не видел солнца и, как он писал, даже потерял ощущение его. Владыке предлагали освобождение в обмен на секретное сотрудничество с ОГПУ (осведомительство), но он ответил чекистам, что подобного рода занятия несовместимы с его званием и несходны его натуре, предпочтя и дальше страдать в нечеловеческих тюремных условиях. Проведя более 11 из 12 лет своего местоблюстительства в тюрьмах и ссылках, священномученик Пётр был расстрелян, но сломить его духовно гонители не смогли.

Священномученик Димитрий Шишокин

Священник Димитрий Шишокин с 1905 года был настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии, а с 1913 года — священником храма при губернской тюрьме в Казани. Это был умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый как в среде рабочих, так и заключенных, уважавших в батюшке добродушие и приветливость. Когда в 1918 году отца Димитрия арестовали, за него заступились не только прихожане церкви Параскевы Пятницы, располагавшейся рядом с его домом, но и служащие казанской тюрьмы и надзиратели Казанского исправительного отделения, чьи подписи были удостоверены печатями и подписями комиссаров губернской тюрьмы и арестантского дома. Из камеры он писал жене: «Милая Анечка! Выбор сделан, на днях все решится. Их условия невыполнимы… Утешаюсь мыслью, что такова Воля Божия и вы все уцелеете по милости Его. Обо мне не справляйся, ничего не выясняй, не скажут, и это опасно. Когда меня вывезут из Казани с приговором, поищи вдоль стены обломок химического карандаша. Димитрий». Расстрелян в 1918 году.

Священное Писание

Священное Писание

Еф., 227 зач., IV, 25-32

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу.

28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Лк., 16 зач., IV, 37-44

37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.

39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.

43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.

44 И проповедовал в синагогах галилейских.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 4, 37-44

"И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан". Это - "ибо на то Я послан" - священству нашему надобно, принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: "настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай" (11 Тим. 4, 2). Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы - и ходит она по земле. Проводники ее - уста Иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои, тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих. Оттого и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая, не получая исхода, тяготит их. Облегчись же, иерей Божий, от этой тяготы, испусти потоки Божеских словес, в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она - в святых писаниях; и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того, чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд – добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие.

О Шестопсалмии

Шестопсалмие — одна из самых важных частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов, «исполненых покаяния и утешения». Устав повелевает читать Шестопсалмие с особым благоговением и страхом Божиим, «яко Самому Богу беседующе невидимо». «Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение Шестопсалмия очень велико: это молитва Сына к Богу Отцу», — указывал преподобный Нектарий Оптинский. Согласно Студийскому уставу, Шестопсалмие пели тихим речитативом, подобно современному чтению нараспев: «поют же с умилением сердца, со страхом, со всем доброчинством, не кликом, но едва мало что слышати». Для того чтобы внимание слушаю щих ничем не развлекалось, в храме гасятся светильники и свечи, верующие остаются в полумраке. Во время чтения Шестопсалмия строго запрещается нарушение благоговейной тишины: «не имать кто власти шепты творити, но внимати глаголемым, руце имуще согбенны, главы же преклонены, о гресех молящеся». Устав запрещает даже поклоны в середине Шестопсалмия, во время чтения «Слава и ныне» и «Аллилуиа», а святые отцы не рекомендуют и креститься в этот момент: «Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М. во время Шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить», — наставлял преподобный Лев Оптинский. Так как перед чтением шестопсалмия возглашается ангельское славословие родившемуся Господу Иисусу Христу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», — то оно с древних времен связывалось с Пришествием Спасителя (Первым и Вторым) и Страшным Судом Божиим. «Мы не садимся во время Шестопсалмия, потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения Шестопсалмия ум идёт на час Страшного Суда», — указывал преподобный Паисий Афонский.

Молитвословия

Тропарь священномученика Петра митрополита Крутицкого

глас 2

Божиим смотрением к святительскому служению/ святым патриархом Тихоном призванный,/ стаду Христову явился еси страж неусыпный/ и защитник небоязненный,/ священномучениче Петре,/ жестокая заточения и дальная изгнания,/ страдание и смерть от богоборцев претерпел еси,/ венец мученический прияв,/ на Небеси ныне радуешися./ Моли милостиваго Бога,/ да сохранит Церковь нашу от нестроений,/ единомыслие и мир людем Своим дарует// и спасет души наша.

Кондак священномученика Петра митрополита Крутицкого

глас 4

Дух мирен и кроток стяжав,/ твердое упование на милосердие Божие имея,/ блюститель верный Церкве Российския/ и исповедник Христов явился еси,/ священномучениче Петре,/ присный о нас пред Богом предстателю// и молитвенниче о душах наших.

Тропарь мученика Каллистрата и дружины его

глас 4

Мученицы Твои Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами спаси души наша.

Кондак мученика Каллистрата и дружины его

глас 4

Всяк труд днесь Церковь ныне совершающи святии,/ восхваляет таинственно,/ яко за ню страдальчествовавшия мученицы Божественнии,/ добропобеднии всемудрии.

Тропарь преподобного Савватия Соловецкого

глас 3

Удалився мира и водворися в пустыни, / добрым подвигом подвизався, злостраданием, и вниманием, и молитвами. / Отнудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Савватия Соловецкого

глас 2

Житейския молвы отбег и вселися в морский остров, премудре./ И крест Господень на рамо взем, Христови последовал еси в молитвах и во бдениих, и в пощениих, злостраданием плоть свою изнуряя./ Тем бысть иноком удобрение./ Иже любовию память твою празднующим, преподобне Савватие,/ моли непрестанно о всех нас.

Теги:
Священномученик Пётр Крутицкий
Священномученик Димитрий (Шишокин)
православный календарь

Все публикации