10 октября. Память священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого

4454
Фото

Седмица 16-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Преподобного Савватия Соловецкого (1435).

Апостолов от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мученицы Епихарии (284—305). Преподобного Игнатия (963—975). Священномученика Анфима Иверянина, митрополита Валашского (1716) (Румын.).

Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937). Священномученика Димитрия Шишокина пресвитера (1918); священномучеников Германа, епископа Вольского, и Михаила Платонова пресвитера (1919); священномучеников Феодора Богоявленского пресвитера (1937).

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

После ареста в 1925 году Патриарший Местоблюститель около года провёл в тюрьме в ожидании приговора, после чего был направлен в ссылку на Урал. Три года его содержали на Крайнем Севере, после чего вновь арестовали и уже не выпускали из одиночных камер сначала Свердловской, а затем Верхнеуральской тюрем. Священномученик Пётр годами не видел солнца и, как он писал, даже потерял ощущение его. Владыке предлагали освобождение в обмен на секретное сотрудничество с ОГПУ (осведомительство), но он ответил чекистам, что подобного рода занятия несовместимы с его званием и несходны его натуре, предпочтя и дальше страдать в нечеловеческих тюремных условиях. Проведя более 11 из 12 лет своего местоблюстительства в тюрьмах и ссылках, священномученик Пётр был расстрелян, но сломить его духовно гонители не смогли.

Священномученик Димитрий Шишокин

Священник Димитрий Шишокин с 1905 года был настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии, а с 1913 года — священником храма при губернской тюрьме в Казани. Это был умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый как в среде рабочих, так и заключенных, уважавших в батюшке добродушие и приветливость. Когда в 1918 году отца Димитрия арестовали, за него заступились не только прихожане церкви Параскевы Пятницы, располагавшейся рядом с его домом, но и служащие казанской тюрьмы и надзиратели Казанского исправительного отделения, чьи подписи были удостоверены печатями и подписями комиссаров губернской тюрьмы и арестантского дома. Из камеры он писал жене: «Милая Анечка! Выбор сделан, на днях все решится. Их условия невыполнимы… Утешаюсь мыслью, что такова Воля Божия и вы все уцелеете по милости Его. Обо мне не справляйся, ничего не выясняй, не скажут, и это опасно. Когда меня вывезут из Казани с приговором, поищи вдоль стены обломок химического карандаша. Димитрий». Расстрелян в 1918 году.

Евангелие дня

Как понять для себя, какие правила церковного устава я должен исполнять обязательно, а какие могу на время отложить или даже игнорировать их? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 5.

33Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

34Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

35Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

36При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

37И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

38но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.

39И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Иудеи, наблюдая за тем, как ведут себя апостолы Спасителя, задают Христу закономерный вопрос: почему Твои ученики не соблюдают устав нашей веры? Упрёк внешне справедливый. Ведь любая религия предлагает своим последователям определённые правила благочестия. И если ты принадлежишь к определённой традиции веры, тебе необходимо соблюдать эти правила. А пост, то есть ограничение себя в установленные периоды времени в пище, — это одно из самых распространённых уставных предписаний. Если ты не постишься, но называешь себя иудеем, окружающие это сразу же видят. И, как правило первой, их реакцией будет недоумение, смущение и даже возмущение.

Своим ответом Господь указывает на важный закон духовной жизни. Этот закон гласит: здоровая религиозная жизнь возможна лишь в том случае, если в её основе лежит опыт личного общения с Богом. Христос как заботливый родитель водит апостолов за ручку, словно маленьких детей. Они только в начале своего духовного пути. А потому требовать от них многого пока не стоит. У них есть уникальное время, чтобы узнать, а каков же их Небесный Отец на самом деле. День за днём они напитываются Его Духом. Купаются в благодати Его непосредственного присутствия. Так Господь открывает им, что такое подлинный опыт Богообщения. Как это, быть с Богом.

Всё изменится, когда Родитель покинет их. Тогда они войдут в пору взросления и должны будут делать что-то сами. Но именно этот детский опыт подскажет им, какую дисциплину и как они должны соблюдать, чтобы возвращать себя в это состояние благодатного присутствия. Благодаря этому опыту их пост, молитва, любая другая аскетическая практика будут иметь правильный вектор. Ведь они будут чётко знать, куда они идут. Какие усилия они должны предпринимать. В них будет жить память, как всё было устроено в отчем доме.

Означает ли всё это, что в своей личной духовной жизни, мы можем игнорировать предписания церковного устава? Нет, не означает. Для нас Церковный Устав — замечательный образец. Икона. Она напоминает о том, на какой уровень может взойти человек, если в основу своей жизни он полагает опыт личного общения со Христом. Устав свидетельствует о том, как сбалансированно может быть устроена наша жизнь, как много в ней может быть мерности и ладности, если мы будем исполнять его предписания не механически, а соразмерно к своему духовному состоянию, из опыта общения с Небесным Отцом.

Главная проблема для нас заключается в том, как обрести этот опыт. Как найти, разглядеть в себе ту точку, где со мной говорит Господь? Как прикоснуться к этому благодатному присутствию, в котором я получаю тот же самый импульс, что и апостолы во время земного общения со Спасителем. В той или иной степени этот опыт есть у каждого из нас. Просто мы или не привыкли его замечать или теряем в будничной суете. Порой мы ощущаем его в таинствах Церкви и в минуты покоя. Но не можем удержать. Нас обкрадывает наш эгоизм. А потому единственная возможность осязаемо войти в этот опыт, расширить его — начать систематически, на ежедневной основе исполнять заповеди Евангелия. Организовать свою повседневную жизнь так, чтобы во всех своих делах и начинаниях постоянно искать волю Бога и стараться ради Его Святого имени послужить окружающим нас людям. Согласитесь, это серьёзная духовная задачка. И её решение требует кардинальных изменений и напряжённого внутреннего поиска. Но пока у нас не появится готовности решать эту задачу, все наши аскетические практики и следование формальным правилам будут всего лишь новой заплаткой на ветхой ткани или же молодым вином в скукоженных, задеревеневших от старости мехах. Ведь Дух Божий приходит лишь к тем, кто повторяет путь Христов. А это не путь дотошного исполнения уставных предписаний, но в первую очередь путь жертвенной любви и служения.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того, чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие.

О Шестопсалмии

Шестопсалмие — одна из самых важных частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов, «исполненых покаяния и утешения». Устав повелевает читать Шестопсалмие с особым благоговением и страхом Божиим, «яко Самому Богу беседующе невидимо». «Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение Шестопсалмия очень велико: это молитва Сына к Богу Отцу», — указывал преподобный Нектарий Оптинский. Согласно Студийскому уставу, Шестопсалмие пели тихим речитативом, подобно современному чтению нараспев: «поют же с умилением сердца, со страхом, со всем доброчинством, не кликом, но едва мало что слышати». Для того чтобы внимание слушаю щих ничем не развлекалось, в храме гасятся светильники и свечи, верующие остаются в полумраке. Во время чтения Шестопсалмия строго запрещается нарушение благоговейной тишины: «не имать кто власти шепты творити, но внимати глаголемым, руце имуще согбенны, главы же преклонены, о гресех молящеся». Устав запрещает даже поклоны в середине Шестопсалмия, во время чтения «Слава и ныне» и «Аллилуиа», а святые отцы не рекомендуют и креститься в этот момент: «Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М. во время Шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить», — наставлял преподобный Лев Оптинский. Так как перед чтением шестопсалмия возглашается ангельское славословие родившемуся Господу Иисусу Христу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», — то оно с древних времен связывалось с Пришествием Спасителя (Первым и Вторым) и Страшным Судом Божиим. «Мы не садимся во время Шестопсалмия, потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения Шестопсалмия ум идёт на час Страшного Суда», — указывал преподобный Паисий Афонский.

Молитвословия

Тропарь священномученика Петра митрополита Крутицкого

глас 2

Божиим смотрением к святительскому служению/ святым патриархом Тихоном призванный,/ стаду Христову явился еси страж неусыпный/ и защитник небоязненный,/ священномучениче Петре,/ жестокая заточения и дальная изгнания,/ страдание и смерть от богоборцев претерпел еси,/ венец мученический прияв,/ на Небеси ныне радуешися./ Моли милостиваго Бога,/ да сохранит Церковь нашу от нестроений,/ единомыслие и мир людем Своим дарует// и спасет души наша.

Кондак священномученика Петра митрополита Крутицкого

глас 4

Дух мирен и кроток стяжав,/ твердое упование на милосердие Божие имея,/ блюститель верный Церкве Российския/ и исповедник Христов явился еси,/ священномучениче Петре,/ присный о нас пред Богом предстателю// и молитвенниче о душах наших.

Тропарь мученика Каллистрата и дружины его

глас 4

Мученицы Твои Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами спаси души наша.

Кондак мученика Каллистрата и дружины его

глас 4

Всяк труд днесь Церковь ныне совершающи святии,/ восхваляет таинственно,/ яко за ню страдальчествовавшия мученицы Божественнии,/ добропобеднии всемудрии.

Тропарь преподобного Савватия Соловецкого

глас 3

Удалився мира и водворися в пустыни, / добрым подвигом подвизався, злостраданием, и вниманием, и молитвами. / Отнудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Савватия Соловецкого

глас 2

Житейския молвы отбег и вселися в морский остров, премудре./ И крест Господень на рамо взем, Христови последовал еси в молитвах и во бдениих, и в пощениих, злостраданием плоть свою изнуряя./ Тем бысть иноком удобрение./ Иже любовию память твою празднующим, преподобне Савватие,/ моли непрестанно о всех нас.

Новости по теме

В день памяти священномученика Димитрия Шишокина в Ризоположенском храме села Тихий Плёс совершена Литургия В день памяти священномученика Димитрия Шишокина в Ризоположенском храме села Тихий Плёс совершена Литургия

10 октября, в день памяти священномученика Димитрия Шишокина, в старинном храме Положения ризы Господней села Тихий Плёс (Верхнеуслонский район РТ) была совершена Божественная литургия.

10 октября — память священномученика Димитрия (Шишокина), пресвитера (1918 г.)
Публикации 10 октября 2023
10 октября — память священномученика Димитрия (Шишокина), пресвитера (1918 г.)

Димитрий Михайлович Шишокин родился в 1880 году. Окончив духовную семинарию и получив в 1904 г. священнический сан, Димитрий Шишокин с 1905 г. был настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии

В день памяти священномученика Димитрия Шишокина в старинном храме Ризоположения в селе Тихий Плёс совершена Литургия
В день памяти священномученика Димитрия Шишокина в старинном храме Ризоположения в селе Тихий Плёс совершена Литургия

10 октября, в день памяти священномученика Димитрия Шишокина, в восстанавливающемся храме Положения ризы Господней села Тихий Плёс (Верхнеуслонский район) была совершена Божественная литургия.

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Рождества Богородицы в посёлке Камское Устье
В Неделю 16-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Рождества Богородицы в посёлке Камское Устье

10 октября, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, день памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого, митрополит Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в посёлке Камское Устье Камско-Устьинского района Республики Татарстан.