Неделя 23-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (407).
Мучеников Антонина, Никифора и Германа (ок. 308). Мученицы Манефы (ок. 308).
Престольные праздники
Придел свт. Иоанна Златоуста Казанского собора Казанско-Богородицкого монастыря г. Бугульмы (А)
Придел свт. Иоанна Златоуста Сергиевского храма с. Нижний Услон Верхнеуслонского района (К)
Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст — один из трех Вселенских святителей. В юности, глубоко изучив Священное Писание, святитель стал блестящим проповедником, и за редкий дар боговдохновенного слова паства назвала его Златоустом. Для лучшего понимания христианами Священного Писания он создал множество бесед на отдельные тексты Библии и толкования на многие книги Священного Писания, а также составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя. Обличая распущенность столичных нравов, святитель вызвал ненависть со стороны знати и самой императрицы. В 404 году его приговорили к изгнанию, где он и скончался, истощенный болезнями. По преданию, его последними словами было: «Слава Богу за все!»
Евангелие дня
Сегодня Православная Церковь празднует память одного из самых известных святых, человека, оказавшего громадное влияние на все сферы церковной жизни и христианского учения, в том числе и на то, как мы понимаем Священное Писание. В историю и святцы этот человек вошёл как святитель Иоанн Златоуст. В день его памяти в православных храмах во время богослужения звучит отрывок из 10-й главы Евангелия от Иоанна.
Глава 10.
09Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
Только что мы услышали слова Христа о Нём Самом, здесь Господь назвал Себя одновременно и дверью, и пастырем добрым, то есть тем, кто вводит в Царство Небесное, и тем, через Кого проходит путь, ведущий к вечному блаженству. Здесь же мы услышали и о свойствах истинного Пастыря: Он пришёл дать пасомым жизнь, Он готов умереть за свою паству, Он не боится никаких врагов и готов встать на защиту Своего стада, но самое важное состоит в том, что Он знает Бога-Отца, и Бог-Отец знает Его.
Очевидно, что в полной мере эти слова могут быть применимы лишь ко Христу, ну а к человеку — даже самому совершенному — они относятся ровно в той степени, в которой человек способен подражать Спасителю. Церковь свидетельствует самим фактом выбора именно этого отрывка в день памяти святителя Иоанна Златоуста, что он в близкой к максимально возможной для человека степени сумел уподобиться Спасителю.
Действительно, если мы хотя бы мельком взглянем на жизнеописание святителя Иоанна, то мы увидим, что он обладал всеми признаками истинного пастыря. К нему можно применить слова только что прозвучавшего евангельского отрывка лишь с одной оговоркой: конечно, никакой человек не может быть дверью, ведущей в Царство Небесное, не может он быть и равным Христу пастырем, человеческий максимум — указывать на Христа и свидетельствовать о Нём. Именно это и делал в течение своей жизни святитель Иоанн. Он делал это бесстрашно и не взирая на лица, он не стал мучеником в прямом смысле этого слова, но его жизнь была преисполнена непонимания со стороны погрязшего в пороках мира и гонений со стороны нежелающих жить по слову Христову людей.
Современники зачастую не желали слышать слово святителя Иоанна. Христа, как мы знаем, тоже слушать готовы были далеко не все израильтяне, а потому Господь и сказал, что у Него есть «другие овцы, которые не сего двора». Это те люди, которые, не имея никакой связи с Израилем, слушают голос Христов через Евангелие и Церковь, откликаются на Его голос и стремятся жить так, как учит Господь. Подобное можно сказать и про святителя Иоанна: у него тоже есть те пасомые, которые не имеют никакого отношения к Византии времён жизни святителя Иоанна, и число таких людей приближается к общему числу христиан, ведь само христианство в известном нам виде несёт в себе отпечаток духовных и интеллектуальных дарований святителя Иоанна, отданных им на служение Христу.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Большинство грехов так или иначе связаны с искушениями, которые достигают нашего ума и сердца извне. Но уныние нередко наступает без видимой причины — это грех, который мы рождаем в своем сердце сами. Святитель Иоанн Златоуст называет уныние страшным наказанием и говорит, что это некая вершина человеческого страдания. В самом деле, даже при внешне благоприятных условиях уныние полностью разрушает внутренний мир человека. Он одержим тяжелыми мыслями, не находит спокойствия и не может сосредоточиться. Человек, объятый унынием, теряет свое целеполагание и не видит смысла в том, что делает и ради чего живет. Уныние поражает не только слабых в вере, хотя их в первую очередь, но и людей благочестивых. Известно, что и в монастырях у братьев или сестер бывают тяжелые периоды, когда уныние охватывает душу, — изнутри, из глубины души поднимается тяжелое чувство, которое разрушает мир и покой и действительно, по слову Златоуста, является страшным наказанием.
Что делать при раздражении и злобе?
Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя), и помоги мне, грешной. От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу. Можно молиться, если это происходит на людях, без внешних молитвенных проявлений: сидя, на ходу, стоя, лежа — ибо Бог зрит на сердце. А когда это искушение находит, тогда и молись, не медля и не стесняясь местом, хотя, конечно, лучше уединиться и тогда уже помолиться. Преподобный Никон Оптинский
Аскетика и аскетизм
Термин аскет из спортивной области. В Античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям. Апостол Павел сравнивает христиан с аскетами, говоря, что: все подвижники воздерживаются: те для получения венца тленного, а мы — нетленного (1Кор.9:25). Христианство есть религия аскетическая.
В чём состоит различие между терминами аскетизм и аскетика?
Аскетизм (аске́за) — практика духовной жизни, борьба за достижение христианского совершенства — святости. Аскетизм основан на опыте жизни христианских подвижников, аскетов.
Аскетика — наука, предметом которой является аскетизм. То есть аскетика — это наука, теоретическая дисциплина, а аскетизм — практика. Аскетика изучает опыт святых; болезни души (страсти) и здоровые состояния (добродетели); процесс исцеления повреждённого грехопадением человека (то, как совершается переход человека из царства диавола в Царство Божье). Аскетика говорит о том, как практически исполнить заповеди Христа.
Может ли вера в Воскресение быть результатом заговора?
Самая ранняя попытка выдвинуть «теорию заговора» — апостолы сознательно лгали — упоминается уже непосредственно в Евангелии (Матф.27:62-64).
Теория заговора разбивается о две трудности — отсутствие мотива и невозможность долгое время сохранять заговор в тайне.
Люди составляют заговоры и согласованно лгут с какими-то целями — приобрести деньги или власть, отомстить врагам и т.д. Люди не составляют заговор с единственной целью — подвергнутся гонениям и смерти. Перед лицом близкой и лютой смерти все предполагаемые выгоды, которые мог бы получить участник заговора, обращаются в ничто.
Конечно, есть много случаев, когда люди умирают за ложные убеждения, и добровольная смерть человека ещё не доказывает истинности того, во что он верит. Но смерть доказывает искренность его убеждений — по крайней мере, он не лжёт сознательно. Судьба апостолов доказывает, что они не были сознательными обманщиками.
Кроме того, всем апостолам было бы необходимо сохранять заговор в тайне всю оставшуюся жизнь, и достаточно было бы одного проболтавшегося, чтобы весь заговор рухнул. Это не выглядит сколько-нибудь правдоподобным, и в наши дни неверующие предпочитают «теорию галлюцинаций», которая, впрочем, сталкивается с не меньшими затруднениями.
Молитвословия
Тропарь святителя Иоанна Златоустого
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна Златоустого
глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.
Молитва святителю Иоанну Златоустому
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.