Седмица 12-я по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 18 августа по ст. ст.
В этот день совершается память:
Мучеников Флора и Лавра (II).
Мучеников Ерма, Серапиона и Полиена (II). Священномученика Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Святителей Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Преподобного Макария, игумена Пеликитского (ок. 830). Преподобного Иоанна Рыльского (946).
Священномученика Григория Бронникова пресвитера и мученика Евгения Дмитрева и Михаила Ерегодского (1937).
Мученики Флор и Лавр
Святые мученики Флор и Лавр были братьями по плоти и по духу и оба занимались строительством. Некто поручил им возвести каменный храм языческим богам. Сооружая его, святые братья раздавали бедным своё жалованье и при этом учили их истинному богопочитанию и исцеляли от болезней уверовавших во Христа. Таким образом они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и языческого жреца с его сыном. После того как храм был построен, братья освятили его во имя Господа Иисуса Христа, молились в нём вместе с обращёнными ими язычниками и сокрушили всех бывших там идолов. Узнав об этом, правитель велел схватить святых братьев и всех тех, кто был с ними. Флор и Лавр были брошены в глубокий колодец и засыпаны землёю, а все новообращённые христиане — сожжены.
Преподобный Иоанн Рыльский
Преподобный Иоанн Рыльский, самый почитаемый подвижник Болгарской Православной Церкви, родился в 876 году. Святой с юных лет подвизался в пустынножительстве в диких пещерах или на неприступных скалах Рыльских гор. Впоследствии пустынник принял под своё окормление иноков, устроивших монастырь с храмом в пещере. Достигнув преклонных лет и предчувствуя приближение кончины, преподобный собрал учеников, дал им наставления, которые сохранились под названием «Завет Иоанна Рыльского», лёг на землю и скончался. Служба преподобному Иоанну Рыльскому имеет болгарское происхождение. В богослужебных текстах, до их правки в XX веке, были заметны южнославянские языковые особенности: «слезами постническими бразду (вместо “ниву”) напоил еси», «В постницех возсиявшему (вместо “возсиявшаго”) прообразование».
Икона Божией Матери «Всецарица»
Икона Божией Матери «Всецарица» находится в соборном храме Ватопедской обители на святой горе Афон. По преданию, этой иконой, написанной в XVII веке, афонский старец Иосиф Исихаст благословил своих учеников. Из рассказа старца Иосифа известно о первом чуде, произошедшем у образа «Всецарицы». Некий юноша вошёл в храм и подошёл к иконе, но внезапно лицо Божией Матери засияло дивным светом, невидимая сила отбросила юношу от иконы, и он упал. Поднявшись, юноша со слезами признался монахам, что занимался колдовством и пришёл в обитель, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Чудо от иконы Богородицы навсегда отвратило его от колдовства, заставило покаяться и стать богобоязненным человеком. Известны многочисленные случаи исцелений онкобольных и наркозависимых после молитв перед этой иконой.
Священное Писание
2 Кор., 182 зач., VI, 11-16
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,— говорю, как детям,— распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Мк., 4 зач., I, 23-28
23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
2 Кор. 6, 11-16; Мк. 1, 23-28
Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: «замолчи и выйди из него». Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: замолчи и выйди. Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Тут нам урок. Мало-мало что хорошенькое удастся кому сделать, тотчас подседает бес, и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: «замолчи и выйди»; и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окади сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие, и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие, — все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают добро хозяйское, так и те своим укоренением в душе все доброе в ней уничтожают и вон извергают, так что ничего уже не остается, за что потом похвалил бы Господь.
Начало ереси иконоборчества
Начало иконоборчества связано с деятельностью византийского императора Льва III Исавра. В 730 году Лев III собрал в Константинополе селентион (собрание) из высших церковных и светских сановников, на котором потребовал принять меры против иконопочитания. Патриарх Герман, отказавшийся одобрить иконоборчество, был низложен и сослан. Одной из первых иконоборческих мер Льва III было удаление образа Христова, который осенял Медные врата императорского дворца. Когда посланный для этого офицер поднялся по лестнице и снял образ с ворот, произошло народное возмущение, военный был убит толпой, за что император жестоко расправился со всеми, кого можно было обвинить в причастности к этому убийству. Ревнители веры Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий и Пётр были заключены в темницу и содержались там восемь месяцев; каждый день их избивали бычьими жилами. По приказу императора мученикам сожгли лица раскалённым железом и отрубили головы.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Лицемерие опасно не только тем, что разрушает внутреннюю целостность. Лицемерие порождает ответную реакцию окружающих людей, формируя недоверие к тому, кто говорит ложь. А недоверие разрушает здоровую ткань человеческих отношений. Если нет доверия, то многое сделать нельзя. Нет доверия — невозможно построить семью, нет доверия — нельзя сохранить добрые отношения между родителями и детьми, нет доверия — невозможно устроить гармоничные общественные отношения, нет доверия — невозможно сохранить мир между странами и народами. И если лицемерие разрушает доверие, то тем самым оно вызывает встречную реакцию — подозрительность, которая в любой момент может привести к агрессивным действиям, направленным на то, чтобы упредить возможные опасные действия лжеца и лицемера. Вот так ложь, отцом которой является диавол, разрушает бытие, разрушает человеческие отношения, разрушает человеческую личность.
Молитвословия
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Всецарица»
О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонскаго в Россию принесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютые скорби превознемогают, тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушных утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную Нераздельную Троицу, Отца, Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Иоанна Рыльского
глас 1
Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне,/ моли Христа Бога о душах наших.
Кондак преподобного Иоанна Рыльского
глас 2
Твердым умом и непрестанными молитвами/ борителя врага силу всегубительную до конца поборив,/ достойно от Христа прославился еси,/ Иоанне всеблаженне./ Тем твоих днесь мощей возвращения/ светлый совершающе праздник в веселии,/ согласно вопием ти:/ стаду и людем твоим ты еси с Богом, отче преподобне,/ похвала и утверждение.
Кондак преподобного Иоанна Рыльского
глас 2
В молитвах бодренно не усыпая/ и в пениих непрестанных Ангелом подобяся,/ в гроб вшел еси, тленную жизнь оставив,/ и к Небеси прешел еси/ на нетление, Иоанне отче,/ от смерти бо к животу вечному/ тя пресели Христос Бог, яко Своего угодника.
Тропарь мучеников Флора и Лавра
глас 4
Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
Кондак мучеников Флора и Лавра
глас 8
Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.