Церковный календарь

31 августа. Мучеников Флора и Лавра

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
31 августа. Мучеников Флора и Лавра

13-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 18 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Флора и Лавра (II).

Мучеников Ерма, Серапиона и Полиена (II). Священномученика Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Святителей Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Преподобного Макария, игумена Пеликитского (ок. 830). Преподобного Иоанна Рыльского (946).

Священномученика Григория Бронникова пресвитера и мученика Евгения Дмитрева и Михаила Ерегодского (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».

Мученики Флор и Лавр

Святые мученики Флор и Лавр были братьями по плоти и по духу и оба занимались строительством. Некто поручил им возвести каменный храм языческим богам. Сооружая его, святые братья раздавали бедным своё жалованье и при этом учили их истинному богопочитанию и исцеляли от болезней уверовавших во Христа. Таким образом они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и языческого жреца с его сыном. После того как храм был построен, братья освятили его во имя Господа Иисуса Христа, молились в нём вместе с обращёнными ими язычниками и сокрушили всех бывших там идолов. Узнав об этом, правитель велел схватить святых братьев и всех тех, кто был с ними. Флор и Лавр были брошены в глубокий колодец и засыпаны землёю, а все новообращённые христиане — сожжены.

Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобный Иоанн Рыльский, самый почитаемый подвижник Болгарской Православной Церкви, родился в 876 году. Святой с юных лет подвизался в пустынножительстве в диких пещерах или на неприступных скалах Рыльских гор. Впоследствии пустынник принял под своё окормление иноков, устроивших монастырь с храмом в пещере. Достигнув преклонных лет и предчувствуя приближение кончины, преподобный собрал учеников, дал им наставления, которые сохранились под названием «Завет Иоанна Рыльского», лёг на землю и скончался. Служба преподобному Иоанну Рыльскому имеет болгарское происхождение. В богослужебных текстах, до их правки в XX веке, были заметны южнославянские языковые особенности: «слезами постническими бразду (вместо “ниву”) напоил еси», «В постницех возсиявшему (вместо “возсиявшаго”) прообразование».

Икона Божией Матери «Всецарица»

Икона Божией Матери «Всецарица» находится в соборном храме Ватопедской обители на святой горе Афон. По преданию, этой иконой, написанной в XVII веке, афонский старец Иосиф Исихаст благословил своих учеников. Из рассказа старца Иосифа известно о первом чуде, произошедшем у образа «Всецарицы». Некий юноша вошёл в храм и подошёл к иконе, но внезапно лицо Божией Матери засияло дивным светом, невидимая сила отбросила юношу от иконы, и он упал. Поднявшись, юноша со слезами признался монахам, что занимался колдовством и пришёл в обитель, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Чудо от иконы Богородицы навсегда отвратило его от колдовства, заставило покаяться и стать богобоязненным человеком. Известны многочисленные случаи исцелений онкобольных и наркозависимых после молитв перед этой иконой.

Священное Писание

2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15

7 А ка́к вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,— та́к изобилуйте и сею добродетелью.

8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.

9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.

11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.

12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.

13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.

14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, 15как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.

Мк., 11 зач., III, 6-12

6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, 8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 8, 7-15; Мк. 3, 6-12

Господь людям и бесам запрещал хвалить Его, когда был на земле, но требовал, чтоб веровали в Него и исполняли заповеди Божии. Тот же закон у Господа и теперь, тот же будет и на суде: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Оттого в церкви начинают петь: «слава в вышних Богу», а к концу доходят до «исцели душу мою... научи мя творити волю Твою». Без этого никакой цены не имеет хвала Богу. Да она тогда и не бывает исходящею из души, а только возносимого языком с чужих слов, потому Господь и не обращает на нее внимания. Надо так устроить, чтобы другие видели дела наши и хвалили Господа, чтобы жизнь наша была хвалою Богу, ибо Он делающий все во всех, только не мешай; к Нему и хвала за дела восходит. Всякому надо стать благоуханием Христовым, тогда и без хвалы будет непрестанное славословие Господу. Цветок розы не издает голоса, а благоухание его далеко расходится молча; так надо жить и всем христианам.

Начало ереси иконоборчества

Начало иконоборчества связано с деятельностью византийского императора Льва III Исавра. В 730 году Лев III собрал в Константинополе селентион (собрание) из высших церковных и светских сановников, на котором потребовал принять меры против иконопочитания. Патриарх Герман, отказавшийся одобрить иконоборчество, был низложен и сослан. Одной из первых иконоборческих мер Льва III было удаление образа Христова, который осенял Медные врата императорского дворца. Когда посланный для этого офицер поднялся по лестнице и снял образ с ворот, произошло народное возмущение, военный был убит толпой, за что император жестоко расправился со всеми, кого можно было обвинить в причастности к этому убийству. Ревнители веры Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий и Пётр были заключены в темницу и содержались там восемь месяцев; каждый день их избивали бычьими жилами. По приказу императора мученикам сожгли лица раскалённым железом и отрубили головы.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь создал каждого человека неповторимым, Он создал наше многообразие как величайшую ценность. Трудно представить, что было бы, если бы все были одинаковыми. Наверное, это была бы очень тяжелая жизнь – мы были бы лишены возможностей для всестороннего развития и построения многоразличных человеческих обществ. Но вместе с разнообразием в мир приходит и разделение, и мы знаем, как разделение часто наносит глубочайший урон. Наверное, самое ужасное разделение – это разделение в семье, когда разводятся родители, когда дети остаются сиротами при живых родителях. Мы знаем, как разделения проникают и в общественные организации и союзы, которые призваны объединять людей для достижения общих целей – профессиональных, социальных и даже общенациональных. Но и там существуют разделения, часто очень болезненные, опасные, сводящие на нет весь положительный смысл таких объединений. Другими словами, человеческое многообразие несет в себе потенциал развития и одновременно потенциал разрушения, и, наверное, это очень хорошо понял апостол Павел, который, обращаясь к христианам Коринфа, где эти разделения были особенно ощутимы, написал пронзительные слова о необходимости иметь единство в духе и в мысли.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанна Рыльского

глас 1

Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне,/ моли Христа Бога о душах наших.

Кондак преподобного Иоанна Рыльского

глас 2

Твердым умом и непрестанными молитвами/ борителя врага силу всегубительную до конца поборив,/ достойно от Христа прославился еси,/ Иоанне всеблаженне./ Тем твоих днесь мощей возвращения/ светлый совершающе праздник в веселии,/ согласно вопием ти:/ стаду и людем твоим ты еси с Богом, отче преподобне,/ похвала и утверждение.

Кондак преподобного Иоанна Рыльского

глас 2

В молитвах бодренно не усыпая/ и в пениих непрестанных Ангелом подобяся,/ в гроб вшел еси, тленную жизнь оставив,/ и к Небеси прешел еси/ на нетление, Иоанне отче,/ от смерти бо к животу вечному/ тя пресели Христос Бог, яко Своего угодника.

Тропарь мучеников Флора и Лавра

глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак мучеников Флора и Лавра

глас 8

Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

Теги:
Мученики Флор и Лавр
преподобный Иоанн Рыльский
православный календарь

Все публикации