Церковный календарь

30 августа. Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 августа. Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

11-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 17 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Мирона пресвитера (250). Преподобного Пимена Угрешского (1880).

Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мучеников Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249–251). Мученика Патрокла (270–275). Мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303).

Священномученика Алексия Великосельского пресвитера (1918); священномученика Димитрия Остроумова пресвитера (1937).

Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).

Мученик Мирон пресвитер

Священномученик Мирон был пресвитером и совершал своё служение в Ахайе (Греция). Отец Мирон был известен кротостью и милосердием, в период же гонений он проявил исключительное мужество в исповедании христианской веры. Его служение пришлось на период гонений, устроенных императором Декием (249–251). В день Рождества Христова отец Мирон совершал службу, когда в место богослужебного собрания ворвались языческие воины во главе с правителем Антипатром. Отец Мирон был предан истязаниям. За отказ святого Мирона поклониться идолам палачи начали нарезать ремни из кожи святого. Один из таких ремней Мирон бросил в лицо своему мучителю. Разъярённый Антипатр отдал мученика на съедение зверям, но те его не тронули. Тогда в бессильной ярости Антипатр убил сам себя. Святого Мирона отвели в город Кизик, где ему отсекли голову.

Преподобный Алипий, иконописец Печерский

Первым русским иконописцем почитается преподобный Алипий Киево-Печерский (XI век). Это искусство он перенял у живших в Киеве византийских мастеров. Когда Алипий помогал грекам в украшении мозаиками Успенского собора Лавры, то стал свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре и из уст Пресвятой Девы вылетел голубь. Став иноком в Киево-Печерском монастыре, Алипий безвозмездно писал иконы для братии и поновлял старые образа. После он начал получать заказы и вне обители. У святого был обычай делить получаемую плату на три части — на иконы, на милостыню нищим и «на потребу тела своего». Патерик рассказывает о чудесах преподобного: однажды он исцелил прокажённого, помазав его «разноцветными вапами» (красками), а незадолго до кончины святого Ангел написал за Алипия икону Успения.

Священное Писание

2 Кор., 177 зач., IV, 13-18

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51

27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. [...]

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - 50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51

«Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!

Погребение Пресвятой Богородицы

По Успении Пресвятой Богородицы Её Пречистое тело было погребено в Гефсимании, где покоились Её святые праведные родители Иоаким и Анна. Через три дня к мес ту погребения прибыл святой апостол Фома, который слёзно просил остальных апостолов открыть вход в пещеру, чтобы поклониться Пречистой Деве. Однако пещера оказалась пуста, а погребальные пелены указывали на то, что Пресвятая Богородица была вознесена на небо. Вечером святые апостолы собрались на трапезу, и им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Ученики Христовы подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя, и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» В воспоминание этого чуда совершается чин возношения панагии – обычай возношения части хлеба в честь Матери Божией в монастырях.

О чине погребения Пресвятой Богородицы

В Иерусалиме и Гефсимании в дни праздника Успения Пресвятой Богородицы проводилась особая торжественная служба с чином погребения Божией Матери. На Руси первые упоминания о службе встречаются не ранее XV века, и совершалась она на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Отдельный чин погребения Божией Матери широко распространился в 40-е годы XIX века тщанием святителя Филарета Московского. Он изучил и внёс правки в присланное ему митрополитом Фаворским Иерофеем иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы». Сейчас чин Погребения Пресвятой Богородицы обычно служится вечером на второй день после праздника Успения Божией Матери. Служба напоминает последование утрени Великой Субботы. После чтения особых тропарей (называемых «Похвалами»), перемежающихся со стихами 17-й кафизмы, Евангелия и канона Успению Богородицы, совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей Божией Матери, сопровождаемый колокольным перезвоном, как и при выносе Плащаницы Спасителя.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для того чтобы вера была сильной, ее нужно тренировать – так же, как нужно тренировать память, разум, физическую силу. Ни один спортсмен не выиграет соревнования, если он не тренирует свои мышцы, не развивает свои спортивные навыки. Как же мы должны тренировать веру, чтобы она становилась все более сильной и совершенной? Есть только два способа – это молитва и добрые дела. В молитве мы постоянно говорим с Богом. Мы вступаем с ним в том числе в рациональный, умственный контакт. Ведь мы словами молимся, мы формулируем свои просьбы к Богу, мы благодарим Его словами, – значит, работает наш мозг. Но и наше сердце работает, и наше религиозное чувство, чувство веры, максимально работает. Без молитвы не может быть религиозной жизни, – это хорошо знают и христиане, и мусульмане. Нет молитвы – нет религиозной жизни. Но для того чтобы молитва наша не была праздной, мы должны приносить Богу небольшие жертвы. Иногда люди, особенно из числа неправославных христиан, спрашивают меня: «Почему ваши люди стоят? Гораздо же удобнее сидеть и молиться». Я отвечаю: «Это маленькая жертва». Вот мы с вами стоим час, два или три – это же тяжело! Но мы знаем, почему мы стоим, – мы предстоим Богу. Не «предсидим», не «предлежим» – мы предстоим Богу в прямом и переносном смысле. Мы приносим маленькую жертву. Мы возлагаем на себя самоограничения.

Молитвословия

Тропарь преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ нарисовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.

Кондак преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Кондак мученика Мирона

глас 4

Измлада Христа возлюбив, преславне,/ и Того соблюдая Божественныя заповеди,/ к Тому притекл еси весь цел,/ Мироне всечестне,/ и со Ангелы молишися прилежно./ Проси всем почитающим память твою// оставления грехов.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Теги:
Мученик Мирон Кизический
преподобный Алипий Печерский
православный календарь

Все публикации