Церковный календарь

30 августа. Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 августа. Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

Седмица 12-я по Пятидесятнице
Поста нет. 17 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Мирона пресвитера (250). Преподобного Пимена Угрешского (1880).

Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мучеников Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249–251). Мученика Патрокла (270–275). Мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303).

Священномученика Алексия Великосельского пресвитера (1918); священномученика Димитрия Остроумова пресвитера (1937).

Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).

Мученик Мирон пресвитер

Священномученик Мирон был пресвитером и совершал своё служение в Ахайе (Греция). Отец Мирон был известен кротостью и милосердием, в период же гонений он проявил исключительное мужество в исповедании христианской веры. Его служение пришлось на период гонений, устроенных императором Декием (249–251). В день Рождества Христова отец Мирон совершал службу, когда в место богослужебного собрания ворвались языческие воины во главе с правителем Антипатром. Отец Мирон был предан истязаниям. За отказ святого Мирона поклониться идолам палачи начали нарезать ремни из кожи святого. Один из таких ремней Мирон бросил в лицо своему мучителю. Разъярённый Антипатр отдал мученика на съедение зверям, но те его не тронули. Тогда в бессильной ярости Антипатр убил сам себя. Святого Мирона отвели в город Кизик, где ему отсекли голову.

Преподобный Алипий, иконописец Печерский

Первым русским иконописцем почитается преподобный Алипий Киево-Печерский (XI век). Это искусство он перенял у живших в Киеве византийских мастеров. Когда Алипий помогал грекам в украшении мозаиками Успенского собора Лавры, то стал свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре и из уст Пресвятой Девы вылетел голубь. Став иноком в Киево-Печерском монастыре, Алипий безвозмездно писал иконы для братии и поновлял старые образа. После он начал получать заказы и вне обители. У святого был обычай делить получаемую плату на три части — на иконы, на милостыню нищим и «на потребу тела своего». Патерик рассказывает о чудесах преподобного: однажды он исцелил прокажённого, помазав его «разноцветными вапами» (красками), а незадолго до кончины святого Ангел написал за Алипия икону Успения.

Священное Писание

2 Кор., 180 зач., V, 15-21

15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

Мк., 3 зач., I, 16-22

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 5, 15-21; Мк. 1, 16-22

Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники». Эта власть — не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь — в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.

Погребение Пресвятой Богородицы

По Успении Пресвятой Богородицы Её Пречистое тело было погребено в Гефсимании, где покоились Её святые праведные родители Иоаким и Анна. Через три дня к мес ту погребения прибыл святой апостол Фома, который слёзно просил остальных апостолов открыть вход в пещеру, чтобы поклониться Пречистой Деве. Однако пещера оказалась пуста, а погребальные пелены указывали на то, что Пресвятая Богородица была вознесена на небо. Вечером святые апостолы собрались на трапезу, и им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Ученики Христовы подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя, и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» В воспоминание этого чуда совершается чин возношения панагии — обычай возношения части хлеба в честь Матери Божией в монастырях.

О чине погребения Пресвятой Богородицы

В Иерусалиме и Гефсимании в дни праздника Успения Пресвятой Богородицы проводилась особая торжественная служба с чином погребения Божией Матери. На Руси первые упоминания о службе встречаются не ранее XV века, и совершалась она на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Отдельный чин погребения Божией Матери широко распространился в 40-е годы XIX века тщанием святителя Филарета Московского. Он изучил и внёс правки в присланное ему митрополитом Фаворским Иерофеем иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы». Сейчас чин Погребения Пресвятой Богородицы обычно служится вечером на второй день после праздника Успения Божией Матери. Служба напоминает последование утрени Великой Субботы. После чтения особых тропарей (называемых «Похвалами»), перемежающихся со стихами 17-й кафизмы, Евангелия и канона Успению Богородицы, совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей Божией Матери, сопровождаемый колокольным перезвоном, как и при выносе Плащаницы Спасителя.

Предание об исчезновении тела Богородицы

На третий день после погребения Богородицы пение Ангелов над гробом стихло, и в Гефсимании появился апостол Фома, который проповедовал в Индии и так же, как и другие апостолы, был перенесён в Иерусалим Божественной силой. По особенному устроению Божию, он, единственный из апостолов, не присутствовал на погребении Богородицы, как и во время первого явления Воскресшего Господа. Апостол Фома сильно скорбел и сокрушался, что не удостоился последнего благословения Богородицы и не попрощался с Ней. Апостолы, чтобы утешить его, решили открыть гроб, чтобы Фома мог увидеть Пречистое тело Богородицы и приложиться к нему. Когда апостолы, отвалив камень, вошли в пещеру, то не обнаружили там останков Богоматери. В пустой пещере остались только погребальные пелены, от которых исходило благоухание.

Явление Пресвятой Богородицы апостолам

Со дня Воскресения Христа у апостолов был обычай в память о Нём оставлять место за столом свободным и класть перед ним хлеб, называвшийся «частью Господа». По окончании трапезы они благодарили Бога, поднимали «часть Господню» и восклицали: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» Затем преломляли и съедали этот кусок как Божие благословение. Теперь же, на вечере в Гефсимании, апостолы думали и говорили лишь об исчезновении Её Пречистого тела. И когда, окончив трапезу, они подняли «часть Господа», то услышали ангельское пение и увидели стоящую на воздухе Богородицу, окружённую множеством Ангелов и сияющую неизреченным светом. Обратившись к ним, Она сказала: «Радуйтесь! Я с вами во вся дни!» Апостолы же так обрадовались явлению Богородицы, что вместо обычного «Господи Иисусе Христе, помогай нам!», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Они поняли, что Богородица вознесена в Царство Небесное. Позже они снова были перенесены каждый в ту страну, откуда были взяты.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Две тысячи лет, которые отделяют нас от Спасителя, являются ярким доказательством того, что врата ада не одолеют Церкви Божией. Менялись политические системы, режимы и идеологии, создавались и разрушались империи и государства, кто-то поворачивался лицом к Церкви, а кто-то обрушивался на нее гонениями, кто-то стремился обустроить жизнь народов в соответствии с Божиим законом, а кто-то, прикрываясь опасными лицемерными словами, стремился направить жизнь людей по закону плоти, закону ада... Но все трудности Церковь преодолела и будет преодолевать до конца веков.

Молитвословия

Тропарь преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ нарисовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.

Кондак преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Кондак мученика Мирона

глас 4

Измлада Христа возлюбив, преславне,/ и Того соблюдая Божественныя заповеди,/ к Тому притекл еси весь цел,/ Мироне всечестне,/ и со Ангелы молишися прилежно./ Проси всем почитающим память твою// оставления грехов.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Теги:
Мученик Мирон Кизический
преподобный Алипий Печерский
православный календарь

Все публикации