Церковный календарь

30 августа. Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 августа. Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

11-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 17 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Мирона пресвитера (250). Преподобного Пимена Угрешского (1880).

Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мучеников Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249–251). Мученика Патрокла (270–275). Мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303).

Священномученика Алексия Великосельского пресвитера (1918); священномученика Димитрия Остроумова пресвитера (1937).

Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).

Мученик Мирон пресвитер

Священномученик Мирон был пресвитером и совершал своё служение в Ахайе (Греция). Отец Мирон был известен кротостью и милосердием, в период же гонений он проявил исключительное мужество в исповедании христианской веры. Его служение пришлось на период гонений, устроенных императором Декием (249–251). В день Рождества Христова отец Мирон совершал службу, когда в место богослужебного собрания ворвались языческие воины во главе с правителем Антипатром. Отец Мирон был предан истязаниям. За отказ святого Мирона поклониться идолам палачи начали нарезать ремни из кожи святого. Один из таких ремней Мирон бросил в лицо своему мучителю. Разъярённый Антипатр отдал мученика на съедение зверям, но те его не тронули. Тогда в бессильной ярости Антипатр убил сам себя. Святого Мирона отвели в город Кизик, где ему отсекли голову.

Преподобный Алипий, иконописец Печерский

Первым русским иконописцем почитается преподобный Алипий Киево-Печерский (XI век). Это искусство он перенял у живших в Киеве византийских мастеров. Когда Алипий помогал грекам в украшении мозаиками Успенского собора Лавры, то стал свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре и из уст Пресвятой Девы вылетел голубь. Став иноком в Киево-Печерском монастыре, Алипий безвозмездно писал иконы для братии и поновлял старые образа. После он начал получать заказы и вне обители. У святого был обычай делить получаемую плату на три части — на иконы, на милостыню нищим и «на потребу тела своего». Патерик рассказывает о чудесах преподобного: однажды он исцелил прокажённого, помазав его «разноцветными вапами» (красками), а незадолго до кончины святого Ангел написал за Алипия икону Успения.

Священное Писание

2 Кор., 171 зач., II, 3-15

3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что || моя радость есть радость и для всех вас.

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

5 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью,- чтобы не сказать много,- и всех вас.

6 Для такого довольно сего наказания от многих, 7 так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.

8 И потому прошу вас оказать ему любовь.

9 Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.

10 А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, 11 чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.

12 Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, 13 я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.

14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.

15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?

17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Мф., 94 зач., XXIII, 13-22

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 2, 4-15; Мф. 23, 13-22

"Горе вам, . . . что затворяете Царство Небесное человекам". Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути и священников не заставляют делать то; сказано и священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь толковать им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет исправно; другая хоть и замечает, что у нее не так дело идет, но нейдет куда следует, потому что не знает как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе; от этого находят у него прием и раскольники, и молоканы, и хлысты, от этого удобно идет к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уж разрастается и выходит наружу. Но тогда уж ничего не поделаешь. Священник первым делом совести своей должен считать - взрослых усовершать в ведении христианской веры, а юное, народившееся поколение с первых сознательных лет подготовлять, толкуя им что нужно и можно им знать. Школ нечего дожидаться. Это надо делать словесно, собирая детей в церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее.

Погребение Пресвятой Богородицы

По Успении Пресвятой Богородицы Её Пречистое тело было погребено в Гефсимании, где покоились Её святые праведные родители Иоаким и Анна. Через три дня к мес ту погребения прибыл святой апостол Фома, который слёзно просил остальных апостолов открыть вход в пещеру, чтобы поклониться Пречистой Деве. Однако пещера оказалась пуста, а погребальные пелены указывали на то, что Пресвятая Богородица была вознесена на небо. Вечером святые апостолы собрались на трапезу, и им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Ученики Христовы подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя, и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» В воспоминание этого чуда совершается чин возношения панагии — обычай возношения части хлеба в честь Матери Божией в монастырях.

О чине погребения Пресвятой Богородицы

В Иерусалиме и Гефсимании в дни праздника Успения Пресвятой Богородицы проводилась особая торжественная служба с чином погребения Божией Матери. На Руси первые упоминания о службе встречаются не ранее XV века, и совершалась она на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Отдельный чин погребения Божией Матери широко распространился в 40-е годы XIX века тщанием святителя Филарета Московского. Он изучил и внёс правки в присланное ему митрополитом Фаворским Иерофеем иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы». Сейчас чин Погребения Пресвятой Богородицы обычно служится вечером на второй день после праздника Успения Божией Матери. Служба напоминает последование утрени Великой Субботы. После чтения особых тропарей (называемых «Похвалами»), перемежающихся со стихами 17-й кафизмы, Евангелия и канона Успению Богородицы, совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей Божией Матери, сопровождаемый колокольным перезвоном, как и при выносе Плащаницы Спасителя.

Предание об исчезновении тела Богородицы

На третий день после погребения Богородицы пение Ангелов над гробом стихло, и в Гефсимании появился апостол Фома, который проповедовал в Индии и так же, как и другие апостолы, был перенесён в Иерусалим Божественной силой. По особенному устроению Божию, он, единственный из апостолов, не присутствовал на погребении Богородицы, как и во время первого явления Воскресшего Господа. Апостол Фома сильно скорбел и сокрушался, что не удостоился последнего благословения Богородицы и не попрощался с Ней. Апостолы, чтобы утешить его, решили открыть гроб, чтобы Фома мог увидеть Пречистое тело Богородицы и приложиться к нему. Когда апостолы, отвалив камень, вошли в пещеру, то не обнаружили там останков Богоматери. В пустой пещере остались только погребальные пелены, от которых исходило благоухание.

Явление Пресвятой Богородицы апостолам

Со дня Воскресения Христа у апостолов был обычай в память о Нём оставлять место за столом свободным и класть перед ним хлеб, называвшийся «частью Господа». По окончании трапезы они благодарили Бога, поднимали «часть Господню» и восклицали: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» Затем преломляли и съедали этот кусок как Божие благословение. Теперь же, на вечере в Гефсимании, апостолы думали и говорили лишь об исчезновении Её Пречистого тела. И когда, окончив трапезу, они подняли «часть Господа», то услышали ангельское пение и увидели стоящую на воздухе Богородицу, окружённую множеством Ангелов и сияющую неизреченным светом. Обратившись к ним, Она сказала: «Радуйтесь! Я с вами во вся дни!» Апостолы же так обрадовались явлению Богородицы, что вместо обычного «Господи Иисусе Христе, помогай нам!», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Они поняли, что Богородица вознесена в Царство Небесное. Позже они снова были перенесены каждый в ту страну, откуда были взяты.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Две тысячи лет, которые отделяют нас от Спасителя, являются ярким доказательством того, что врата ада не одолеют Церкви Божией. Менялись политические системы, режимы и идеологии, создавались и разрушались империи и государства, кто-то поворачивался лицом к Церкви, а кто-то обрушивался на нее гонениями, кто-то стремился обустроить жизнь народов в соответствии с Божиим законом, а кто-то, прикрываясь опасными лицемерными словами, стремился направить жизнь людей по закону плоти, закону ада... Но все трудности Церковь преодолела и будет преодолевать до конца веков.

Молитвословия

Тропарь преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ нарисовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.

Кондак преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Кондак мученика Мирона

глас 4

Измлада Христа возлюбив, преславне,/ и Того соблюдая Божественныя заповеди,/ к Тому притекл еси весь цел,/ Мироне всечестне,/ и со Ангелы молишися прилежно./ Проси всем почитающим память твою// оставления грехов.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Теги:
Мученик Мирон Кизический
преподобный Алипий Печерский
православный календарь

Все публикации