Церковный календарь

11 августа. Память мученика Каллиника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 августа. Память мученика Каллиника

0-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 29 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Каллиника (III–IV).

Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мученика Даниила Черкасского (1776). Мученицы Серафимы девы (117–138). Мученицы Феодотии и трех чад ее (304). Святителя Лупа, епископа Труа (479). Преподобномученика Михаила (IX). Мученика Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).

Преподобномучеников Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921); преподобномученика Анатолия Смирнова (после 1930); священномученика Алексия Красновского пресвитера и преподобномученицы Пахомия Русина (1938).

Рождество святителя Николая Чудотворца

В Русской Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, празднуются дни рождения лишь двух святых — Иоанна Предтечи и святителя Николая. Первоначально праздник Рождества Николая Чудотворца торжественно отмечали только в Патаре, на родине святителя, и в Мирах Ликийских, где он был архиепископом. Точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца на Руси неизвестно. В XV и XVI веках в Новгороде и Вятке существовали храмы в честь этого праздника, а в Новгороде был основан монастырь. В царствование императрицы Екатерины II общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца было упразднено, а в 2004 году, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возобновлено.

Мученик Каллиник

Каллиник жил в пору гонений на христиан, на рубеже III–IV веков. Воспитанный в вере, он скорбел, видя поклонение идолам в родной Киликии и падение нравов. Тогда он пошел по городам и весям с проповедью и обратил многих, пока не был схвачен и представлен правителю Сакердону. Когда святой отказался принести жертву идолам, правитель подверг его пыткам железными гребнями, а затем приказал обуть в сапоги с острыми гвоздями внутри и гнать плетьми в другой город на сожжение. В трудной дороге воины конвоя изнемогли от жажды, и святой, сжалившись над мучителями, молитвой извлек из камня родник. Изумленные воины даже хотели отпустить его, но побоялись наказания. На месте казни мученик сам вошел в пламя костра. Позже его тело, оставшееся почти неповрежденным, предали погребению единоверцы.

Священное Писание

1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19

6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?

8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.

17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

Мф., 81 зач., XX, 17-28

17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: 18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; 19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 14, 6-19; Мф. 20, 17-28

Христианство вполне удовлетворяет и нашему стремлению к первенству, но как? Совсем противным тому способом, какой употребляется в мире. Хочешь быть первым? Будь всем раб, то есть будь перед всеми последний, и это столько же существенно, сколько сушественно настраивать жизнь свою и свой нрав по примеру Господа Христа. Господь говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Господь служит, даже ноги учеников умывает: нечего, стало быть, стыдиться послужить кому-либо. Как и чем можешь, служи; случаи на каждом шагу: голодного накорми, нагого одень, странного в дом введи, больного посети и даже походи за ним и требующему всякой другой помощи не откажи. И не телу только, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, утешь, подкрепи. И слово — могущественное средство помогать; в нем душа выходит и, сочетаясь с другою, силы ему придает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Порой мы даже не подозреваем о том, что сокровенную сердцевину нашей собственной жизни составляет не что иное, как все та же извечная борьба добра со злом. И случается так, что в один момент нашей жизни мы выступаем на стороне сил добра, а в другой – оказываемся в стане сил зла. Думаю, именно это и имел в виду Ф. М. Достоевский, сказавший: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». И поскольку в нашей душе и в нашей жизни одновременно жительствуют и добро, и зло, то мы недостойны возвращения в рай и жизни в непосредственном общении с нашим Богом и Творцом, потому что рай – это то место, где нет зла и кривды, но где есть только абсолютное добро и Божия правда.

Из книги «Отец Арсений»

Отец Арсений, стоя в ногах своего собственного тела, смотрел на себя и окружающих людей, как посторонний, и вдруг понял, что душа его покинула тело, и он, иерей Арсений, физически мертв… Весь живущий лагерь со всеми живущими в нем заключенными и охраной увидел отец Арсений как бы изнутри. Каждый человек нес в себе душу, которая сейчас была ощутимо видна для отца Арсения. «Господи! Господи! Я жил среди этих людей и не замечал и не видел их. Сколько прекрасного несут они в себе, сколько здесь настоящих подвижников веры, нашедших себя среди окружающего мрака духовного и невыносимых человеческих страданий, и не только нашедших себя для себя, но отдающих жизнь свою и любовь окружающим людям, помогающих всем словом своим и делом. Господи! Где же я был, ослепленный своею гордостью и малое делание мое принявший за большое!» Отец Арсений видел, что Свет веры горел не только у заключенных, но был у некоторых людей охраны и администрации, по мере сил своих и возможностей совершавших добро, а для них это было большим подвигом.

Лики святости

Практика канонизации Церковью святых связана с традицией причисления их к определенным ликам (группам святых), как то: Апостолы, Бессребренники, Благоверные, Блаженные, Великомученики, Исповедники, Мученики, Начертанные, Новомученики, Праведные Преподобноисповедники, Преподобномученики, Преподобные, Пророки, Равноапостольные, Святители, Священноисповедники, Священномученики, Столпники, Страстотерпцы, Чудотворцы и др.

С этой традицией связана церковная практика их прославления. Принадлежность святого к тому или иному лику не свидетельствует априори о большей или меньшей степени его близости к Богу, степени его почитания в Церкви. Скажем, Антоний Великий прославляется в лике преподобных, тогда как другой святой, также именуемый Великим, принадлежит к другому лику — лику святителей.

Одними из первых христиан, кого Церковь стала прославлять как святых, были мученики (заметим, святыми мучениками Церковь называет не мучеников вообще, но пострадавших за исповедание веры во Христа, свидетельствовавших о вере даже своей смертью). Одними из тех, кто были прославлены в позднее время, были святые, причисленные к лику новомучеников.

Молитвословия

Тропарь мученика Каллиника

глас 4

Мученик Твой, Господи, Каллиник/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Каллиника

глас 2

Горняя красная достойно ныне наследовал еси,/ Христовою бо зело любовию разжегся,/ на огнь, Каллиниче, тем мужественно дерзнул еси,/ Емуже и ныне предстоя,// не престай моля о всех нас.

Тропарь преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

глас 3

Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/ прехвальне Константине,/ и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/ темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/ молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/ в послушании Церкви Святей укрепите/ и вся полезная душам нашим испросите.

Тропарь мученицы Серафимы

глас 8

Невесто Христова возлюбленная, Серафиме,/ наследнице Царствия Небеснаго,/ добре за Господа пострадавшая/ и кровию твоею обагренная/ и, аки царскою багряницею, украшенная,/ поминай нас, совершающих святую память твою.

Кондак мученицы Серафимы

глас 2

Серафимскою любовию Господа возлюбила еси,/ святая дево Серафиме,/ и всю себе за Господа на мучение предаде,/ дондеже достигла еси Царствия Небеснаго.

Тропарь новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 1

Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня в подвизех благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровителие явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, Православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: Слава Давшему вам крепость, Слава Венчавшему вас, Слава Подающему вами милости и исцеления.

Кондак новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 2

Благое иго Христово на себе восприемше и легкое бремя Его любовию облобызавше, житием своим Агнца Божия проповедавше, за истину, радующеся, пострадали есте, и в покой Небесный прешедше, с лики святых Престолу Божию предстоите, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, граду Алма-Ате испросите мира и всем чтущым вас велию милость.

Теги:
Мученик Каллиник Киликийский
православный календарь

Все публикации