11 августа. Память мученика Каллиника

4702
Фото

Неделя 7-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Каллиника (III—IV).

Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мученика Даниила Черкасского (1776). Мученицы Серафимы девы (117—138). Мученицы Феодотии и трех чад ее (304). Святителя Лупа, епископа Труа (479). Преподобномученика Михаила (IX). Мученика Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).

Преподобномучеников Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921); преподобномученика Анатолия Смирнова (после 1930); священномученика Алексия Красновского пресвитера и преподобномученицы Пахомия Русина (1938).

Рождество святителя Николая Чудотворца

В Русской Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, празднуются дни рождения лишь двух святых — Иоанна Предтечи и святителя Николая. Первоначально праздник Рождества Николая Чудотворца торжественно отмечали только в Патаре, на родине святителя, и в Мирах Ликийских, где он был архиепископом. Точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца на Руси неизвестно. В XV и XVI веках в Новгороде и Вятке существовали храмы в честь этого праздника, а в Новгороде был основан монастырь. В царствование императрицы Екатерины II общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца было упразднено, а в 2004 году, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возобновлено.

Мученик Каллиник

Каллиник жил в пору гонений на христиан, на рубеже III—IV веков. Воспитанный в вере, он скорбел, видя поклонение идолам в родной Киликии и падение нравов. Тогда он пошел по городам и весям с проповедью и обратил многих, пока не был схвачен и представлен правителю Сакердону. Когда святой отказался принести жертву идолам, правитель подверг его пыткам железными гребнями, а затем приказал обуть в сапоги с острыми гвоздями внутри и гнать плетьми в другой город на сожжение. В трудной дороге воины конвоя изнемогли от жажды, и святой, сжалившись над мучителями, молитвой извлек из камня родник. Изумленные воины даже хотели отпустить его, но побоялись наказания. На месте казни мученик сам вошел в пламя костра. Позже его тело, оставшееся почти неповрежденным, предали погребению единоверцы.

Евангелие дня

Библейское высказывание — «Не бывает пророка в отечестве своём» — неоднократно использовалось писателями в качестве сюжетной основы. Тут можно вспомнить и «Гамлета» Шекспира, и «Горе от ума» Грибоедова, и, конечно же, «Идиота» Достоевского. В каждом из этих произведений главный герой, стремясь найти правду и справедливость, сталкивается с трагическим непониманием окружающих. О чём-то похожем слышим мы в девятой главе Евангелия от Матфея — отрывок из неё читается сегодня во время утреннего богослужения.

Глава 9.

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

На протяжении Своего земного служения Господь Иисус неоднократно повторял озвученную в начале программы фразу — «Не бывает пророка в отечестве своём». Смысл этих слов состоит в том, что самой тяжёлой, наверное, задачей является проповедовать людям, которые приходятся тебе родственниками или соседями. Ведь они видят в тебе не глашатая Слова Божия, а человека, с которым прожили бок о бок достаточно долгое время. Вот и Христос, когда посещал Назарет и его окрестности, неминуемо испытывал страдания, когда сталкивался с непониманием земляков. Те относились к Спасителю с ярко выраженным недоверием. Иногда такая позиция перерастала даже в откровенную агрессию. Однажды жители Назарета вовсе хотели сбросить Христа со скалы, так как посчитали Его богохульником.

Господь Иисус, надо сказать, не обижался на земляков, хотя и испытывал горечь от их отношения к Себе. Ему хотелось, чтобы дорогие Его сердцу люди тоже поверили бы в Евангелие, но принудить их к такому выбору Спаситель не мог. Вот в чём заключалась причина, почему Он в прозвучавшем эпизоде спрашивает слепых — «верите ли, что Я могу совершить чудо?» Христос явным образом чувствовал эту нехватку веры в Назарете и его окрестностях, а потому рад был увидеть в лице слепцов радостное исключение. Те действительно стремились получить помощь от Сына Божьего.

Исцеление произошло. И тут мы убеждаемся в том, что Христос, на самом деле, не нуждался в поклонении людей. Он стремился разделить с ними радость ставшего вновь доступным Царствия Божия. Земные власть и почтение Господу Иисусу не требовались — потому и просит Он теперь уже бывших слепцов никому ничего не рассказывать. Причина, однако, не сводилась исключительно к смирению. Господь прекрасно понимал, что ожесточённые сердца Его критиков очень сложно и даже невозможно перестроить на милостивый лад. И скоро мы в этом убеждаемся.

Фарисеи, увидев чудеса Спасителя, начали говорить, что они (чудеса) совершаются силой бесовской. Иудейские учители, стремясь сохранить власть и влияние, упорно ставили под сомнение поступки и проповедь Христа. Ведь в Нём они видели не обещанного Мессию, а непонятно откуда взявшегося конкурента за, как им казалось, умы, сердца и кошельки людей. Спасителю было очень горько от такого отношения. Но Он, безусловно испытывая душевную боль, не отвечает злом на зло. Христос продолжает делать то, для чего был послан в мир: «ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».

Прозвучавшее чтение учит нас терпеливому исполнению заповедей Божиих. Так бывает, что для окружающих дела, продиктованные верой, кажутся странными, непонятными и даже неприятными. Но если мы в своих стремлениях руководствуемся любовью к Богу и ближнему, не желаем выделиться или кого-то горделиво укорить, то нужно продолжать идти путём веры. И пусть нас тоже постигнет участь пророка, не принятого в отечестве своём. Не будем унывать, ведь мы повторяем путь Самого Христа!

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Порой мы даже не подозреваем о том, что сокровенную сердцевину нашей собственной жизни составляет не что иное, как все та же извечная борьба добра со злом. И случается так, что в один момент нашей жизни мы выступаем на стороне сил добра, а в другой — оказываемся в стане сил зла. Думаю, именно это и имел в виду Ф. М. Достоевский, сказавший: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». И поскольку в нашей душе и в нашей жизни одновременно жительствуют и добро, и зло, то мы недостойны возвращения в рай и жизни в непосредственном общении с нашим Богом и Творцом, потому что рай — это то место, где нет зла и кривды, но где есть только абсолютное добро и Божия правда.

Из книги «Отец Арсений»

Отец Арсений, стоя в ногах своего собственного тела, смотрел на себя и окружающих людей, как посторонний, и вдруг понял, что душа его покинула тело, и он, иерей Арсений, физически мертв… Весь живущий лагерь со всеми живущими в нем заключенными и охраной увидел отец Арсений как бы изнутри. Каждый человек нес в себе душу, которая сейчас была ощутимо видна для отца Арсения. «Господи! Господи! Я жил среди этих людей и не замечал и не видел их. Сколько прекрасного несут они в себе, сколько здесь настоящих подвижников веры, нашедших себя среди окружающего мрака духовного и невыносимых человеческих страданий, и не только нашедших себя для себя, но отдающих жизнь свою и любовь окружающим людям, помогающих всем словом своим и делом. Господи! Где же я был, ослепленный своею гордостью и малое делание мое принявший за большое!» Отец Арсений видел, что Свет веры горел не только у заключенных, но был у некоторых людей охраны и администрации, по мере сил своих и возможностей совершавших добро, а для них это было большим подвигом.

Лики святости

Практика канонизации Церковью святых связана с традицией причисления их к определенным ликам (группам святых), как то: Апостолы, Бессребренники, Благоверные, Блаженные, Великомученики, Исповедники, Мученики, Начертанные, Новомученики, Праведные Преподобноисповедники, Преподобномученики, Преподобные, Пророки, Равноапостольные, Святители, Священноисповедники, Священномученики, Столпники, Страстотерпцы, Чудотворцы и др.

С этой традицией связана церковная практика их прославления. Принадлежность святого к тому или иному лику не свидетельствует априори о большей или меньшей степени его близости к Богу, степени его почитания в Церкви. Скажем, Антоний Великий прославляется в лике преподобных, тогда как другой святой, также именуемый Великим, принадлежит к другому лику — лику святителей.

Одними из первых христиан, кого Церковь стала прославлять как святых, были мученики (заметим, святыми мучениками Церковь называет не мучеников вообще, но пострадавших за исповедание веры во Христа, свидетельствовавших о вере даже своей смертью). Одними из тех, кто были прославлены в позднее время, были святые, причисленные к лику новомучеников.

Молитвословия

Тропарь мученика Каллиника

глас 4

Мученик Твой, Господи, Каллиник/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Каллиника

глас 2

Горняя красная достойно ныне наследовал еси,/ Христовою бо зело любовию разжегся,/ на огнь, Каллиниче, тем мужественно дерзнул еси,/ Емуже и ныне предстоя,// не престай моля о всех нас.

Тропарь преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

глас 3

Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/ прехвальне Константине,/ и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/ темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/ молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/ в послушании Церкви Святей укрепите/ и вся полезная душам нашим испросите.

Тропарь мученицы Серафимы

глас 8

Невесто Христова возлюбленная, Серафиме,/ наследнице Царствия Небеснаго,/ добре за Господа пострадавшая/ и кровию твоею обагренная/ и, аки царскою багряницею, украшенная,/ поминай нас, совершающих святую память твою.

Кондак мученицы Серафимы

глас 2

Серафимскою любовию Господа возлюбила еси,/ святая дево Серафиме,/ и всю себе за Господа на мучение предаде,/ дондеже достигла еси Царствия Небеснаго.

Тропарь новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 1

Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня в подвизех благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровителие явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, Православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: Слава Давшему вам крепость, Слава Венчавшему вас, Слава Подающему вами милости и исцеления.

Кондак новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 2

Благое иго Христово на себе восприемше и легкое бремя Его любовию облобызавше, житием своим Агнца Божия проповедавше, за истину, радующеся, пострадали есте, и в покой Небесный прешедше, с лики святых Престолу Божию предстоите, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, граду Алма-Ате испросите мира и всем чтущым вас велию милость.

Новости по теме

В Неделю 7-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском кафедральном соборе Казани
В Неделю 7-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском кафедральном соборе Казани

11 августа, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, в день рождества святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском соборе Казани.

В праздник тульского образа святителя Николая митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе
В праздник тульского образа святителя Николая митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

5 июля, в день празднования в честь чудотворного образа Николы Тульского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в приделе благоверного князя Александра Невского кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери.

В Куюках прошли молитвенные торжества по случаю памяти обретения в селе чудотворного образа святителя Николая Чудотворца
В Куюках прошли молитвенные торжества по случаю памяти обретения в селе чудотворного образа святителя Николая Чудотворца

25 июня, в день памяти явления чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца в Куюках, в Никольском храме села Куюки Пестречинского района РТ прошли праздничные богослужения. Накануне настоятель храма иерей Роман Мулеков совершил всенощное бдение.

История обретения образа святителя Николая Чудотворца в Куюках
Публикации 25 июня 2024
История обретения образа святителя Николая Чудотворца в Куюках

11 июня 1897 года, часа в четыре вечера, над деревней пронеслась грозовая туча, разразившаяся страшным градом и небывалым в наших местах ливнем.