Церковный календарь

11 августа. Память мученика Каллиника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 августа. Память мученика Каллиника

Неделя 8-я по Пятидесятнице
Поста нет. 29 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Каллиника (III–IV).

Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мученика Даниила Черкасского (1776). Мученицы Серафимы девы (117–138). Мученицы Феодотии и трех чад ее (304). Святителя Лупа, епископа Труа (479). Преподобномученика Михаила (IX). Мученика Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).

Преподобномучеников Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921); преподобномученика Анатолия Смирнова (после 1930); священномученика Алексия Красновского пресвитера и преподобномученицы Пахомия Русина (1938).

Рождество святителя Николая Чудотворца

В Русской Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, празднуются дни рождения лишь двух святых — Иоанна Предтечи и святителя Николая. Первоначально праздник Рождества Николая Чудотворца торжественно отмечали только в Патаре, на родине святителя, и в Мирах Ликийских, где он был архиепископом. Точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца на Руси неизвестно. В XV и XVI веках в Новгороде и Вятке существовали храмы в честь этого праздника, а в Новгороде был основан монастырь. В царствование императрицы Екатерины II общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца было упразднено, а в 2004 году, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возобновлено.

Мученик Каллиник

Каллиник жил в пору гонений на христиан, на рубеже III–IV веков. Воспитанный в вере, он скорбел, видя поклонение идолам в родной Киликии и падение нравов. Тогда он пошел по городам и весям с проповедью и обратил многих, пока не был схвачен и представлен правителю Сакердону. Когда святой отказался принести жертву идолам, правитель подверг его пыткам железными гребнями, а затем приказал обуть в сапоги с острыми гвоздями внутри и гнать плетьми в другой город на сожжение. В трудной дороге воины конвоя изнемогли от жажды, и святой, сжалившись над мучителями, молитвой извлек из камня родник. Изумленные воины даже хотели отпустить его, но побоялись наказания. На месте казни мученик сам вошел в пламя костра. Позже его тело, оставшееся почти неповрежденным, предали погребению единоверцы.

Священное Писание

1 Кор., 124 зач., I, 10-18

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12 Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".

13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия.

Мф., 58 зач., XIV, 14-22

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 14, 14-22

Перед чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «не нужно им идти, вы дайте им есть» — и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни». Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд»!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что разделения существуют везде, в любом человеческом сообществе. Именно об этом учил сегодня апостол Павел, обращаясь к нам своими словами о том, что он молит братьев, живших в Коринфе, сохранять единство (см. 1 Кор. 1, 10–18). Но когда мы говорим о сохранении единства, мы должны понимать, о чем идет речь. Нельзя сохранять единство в вопросах второстепенных, потому что тогда человек потеряет всякую свободу, он будет вынужден делать то, чего делать не хочет. У каждого есть свой взгляд на жизнь, свои привычки, свой уровень культуры. Мы очень отличаемся друг от друга, и требовать единства во всем невозможно. <…> Вот если мы научимся из всего того, что окружает нас, выделять главное — для каждого из нас, для сохранения нашей национальной жизни, для сохранения свободы и независимости нашего Отечества, для сохранения нашей веры, — и если, вычленив это главное, мы будем едины, то во всем остальном мы обретем свободу, без которой человек превращается в раба.

Из книги «Отец Арсений»

Отец Арсений, стоя в ногах своего собственного тела, смотрел на себя и окружающих людей, как посторонний, и вдруг понял, что душа его покинула тело, и он, иерей Арсений, физически мертв… Весь живущий лагерь со всеми живущими в нем заключенными и охраной увидел отец Арсений как бы изнутри. Каждый человек нес в себе душу, которая сейчас была ощутимо видна для отца Арсения. «Господи! Господи! Я жил среди этих людей и не замечал и не видел их. Сколько прекрасного несут они в себе, сколько здесь настоящих подвижников веры, нашедших себя среди окружающего мрака духовного и невыносимых человеческих страданий, и не только нашедших себя для себя, но отдающих жизнь свою и любовь окружающим людям, помогающих всем словом своим и делом. Господи! Где же я был, ослепленный своею гордостью и малое делание мое принявший за большое!» Отец Арсений видел, что Свет веры горел не только у заключенных, но был у некоторых людей охраны и администрации, по мере сил своих и возможностей совершавших добро, а для них это было большим подвигом.

Молитвословия

Тропарь мученика Каллиника

глас 4

Мученик Твой, Господи, Каллиник/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Каллиника

глас 2

Горняя красная достойно ныне наследовал еси,/ Христовою бо зело любовию разжегся,/ на огнь, Каллиниче, тем мужественно дерзнул еси,/ Емуже и ныне предстоя,// не престай моля о всех нас.

Тропарь преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

глас 3

Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/ прехвальне Константине,/ и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/ темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/ молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/ в послушании Церкви Святей укрепите/ и вся полезная душам нашим испросите.

Тропарь мученицы Серафимы

глас 8

Невесто Христова возлюбленная, Серафиме,/ наследнице Царствия Небеснаго,/ добре за Господа пострадавшая/ и кровию твоею обагренная/ и, аки царскою багряницею, украшенная,/ поминай нас, совершающих святую память твою.

Кондак мученицы Серафимы

глас 2

Серафимскою любовию Господа возлюбила еси,/ святая дево Серафиме,/ и всю себе за Господа на мучение предаде,/ дондеже достигла еси Царствия Небеснаго.

Тропарь новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 1

Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня в подвизех благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровителие явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, Православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: Слава Давшему вам крепость, Слава Венчавшему вас, Слава Подающему вами милости и исцеления.

Кондак новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 2

Благое иго Христово на себе восприемше и легкое бремя Его любовию облобызавше, житием своим Агнца Божия проповедавше, за истину, радующеся, пострадали есте, и в покой Небесный прешедше, с лики святых Престолу Божию предстоите, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, граду Алма-Ате испросите мира и всем чтущым вас велию милость.

Теги:
Мученик Каллиник Киликийский
православный календарь

Все публикации