14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие

398
Фото

Неделя 14-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Начало индикта — церковное новолетие

Преподобного Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).

Мученика Аифала диакона (380). Мученицы 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV). Мученицы Каллисты и братий ее мучеников Евода и Ермогена (309). Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.). Преподобного Дионисия Малого (до 556) (Румын.).

Преподобномученицы Татианы Грибковой, мученицы Наталии Козловой (1937).

Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

Икона Божией Матери «Всеблаженная» («Паммакариста») в 1905 г. была прислана в Казань Константинопольским патриархом Иоакимом III в утешение православным казанцам после похищения чудотворной Казанской иконы Божией Матери (1904). В настоящее время этот святой образ пребывает в храме прп. Сергия Радонежского на ул. Япеева в Казани.

Память протоиерея Василия Беликова, ректора Казанской духовной семинарии (1907-1918). Скончался в ссылке в Колпашевском районе Новосибирской обл. в 1943 г. Поминовение совершается в день посмертной реабилитации репрессированного отца-ректора 14 сентября 1998 г.

Престольные праздники

Придел блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских Благовещенского собора Казанского кремля (К)

Церковное новолетие

В этот день Православная Церковь празднует новолетие — начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется началом индикта. В Византийской империи начало индикта было началом финансового года, связанного с уплатой налогов. По преданию, в начале сентября Господь Иисус Христос произнёс известную проповедь в синагоге города Назарета о наступлении «лета благоприятного ». 1 сентября на Руси совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой на городской площади совершался молебен с чтением Апостола и Евангелия, а затем, под пение тропаря праздника, духовенство и народ шли в храм для совершения Божественной литургии. В 1699 году Пётр I ввёл в России летоисчисление от Рождества Христова и перенёс гражданское новолетие на 1 января.

Преподобный Симеон Столпник

Первым столпником был сирийский подвижник преподобный Симеон (IV—V века). Он тайно от родителей стал иноком в 18 лет. Недолго пробыв в монастыре, святой поселился в пещере и прожил в ней три года. Желая избежать почитания, он построил 4-метровый столп и поселился на нём, оградившись забором. Отцы-пустынники, желая испытать Симеона и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги и не впал ли он в прелесть, приказали святому сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были силой стащить его на землю. Симеон проявил полное послушание, и отцы благословили его столпничество. Из 80 лет иночества 47 лет преподобный Симеон простоял на столпе. Подвиг преподобного Симеона получил апостольскую силу: многие язычники приняли Крещение, потрясённые терпением и стойкостью духа великого святого.

Икона Божией Матери «Всеблаженная» (в Казани)

Икона Божией Матери Всеблаженная — точный список с находившегося в Константинопольском патриаршем храме святого великомученика Георгия особо чтимого образа Богоматери Памакариста. Её прислал Константинопольский Патриарх Иоаким III в благословение и утешение граду Казани после святотатственного похищения в 1904 году из соборного храма Казанского Богородичного монастыря чудотворной иконы Божией Матери. Список был с благоговением встречен казанцами в декабре 1905 года и установлен на место похищенной святыни. Празднество Всеблаженной иконы совершается 14 сентября, по примеру Константинопольской Церкви, согласно переведённой службе греческой иконе Памакариста. Святыня находилась в Богородицком монастыре до его разрушения, затем её перенесли в Петропавловский собор. Долгое время считалось, что «Паммакариста» была утеряна в 30-е годы ХХ века, но несколько лет назад её обнаружили в хранилище Национального музея Республики Татарстан. Святыня была передана для хранения и поклонения верующим в храм преподобного Сергия Радонежского города Казани (ул. Япеева, 2). Еженедельно перед святыней совершается параклисис — особое богослужение с пением акафиста Царице Небесной.

Евангелие дня

Каково главное условия для того, чтобы войти в Царство Божие? Именно об этом рассказывает тот отрывок из 22-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 22.

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.

Библия говорит нам о том, что еврейская нация — нация богоизбранная. Израиль должен был хранить веру в Единого Бога для того, чтобы, когда придёт Мессия, истинное богопочитание распространилось по всей земле. Иными словами, именно иудеи были теми званными, которых царь приглашает на брачный пир в первую очередь. Однако у приглашённых находятся дела поважнее: кто-то идёт на поле, кто-то торговать, а некоторые убивают посланников царя. Именно так поступают древние евреи в ответ на призыв Бога. Они равнодушны к словам Его пророков. Их больше занимает устройство своего земного быта, нежели духовная жизнь. Поэтому из Писания мы знаем, что они или игнорируют слова Творца, или же устраивают жестокую расправу над Его посланниками. Тот, кто регулярно нарушает правила дорожного движения, неизбежно однажды попадает в аварию. Так же происходит и с теми, кто пренебрегает законами духовной реальности. Поэтому Господь и говорит, что царь послал свои войска и уничтожил дерзких убийц. Подобно этому катастрофой закончилась и древняя история еврейского народа. Их столица и главная святыня — Иерусалимский храм — были уничтожены римлянами.

Во второй части притчи говорится о том, что теперь царь приглашает на пир всех людей. Однако, несмотря на то что все они пришли на пир, не все подошли к этому осознанно. Были те, кто надел неподобающую одежду. Они были изгнаны с праздника. Здесь речь идёт о новом этапе отношений Бога и человека. Христос основал Церковь, в которую мог войти всякий вне зависимости от своей национальной принадлежности. А потому и сказанное здесь адресовано каждому из нас. Главная мысль лежит на поверхности. Не всякий, кто однажды принял крещение и вошёл в Церковь, может испытать тихую радость присутствия Бога. Ведь не всякий, несмотря на приглашение, имеет соответствующую одежду. Эта одежда, по словам святителя Феофана Затворника, истинная вера. Речь идёт не о том, что я разделяю догматические положения церковного учения. Не о том, что я ориентируюсь в богослужебном уставе, знаю, что написано в священных книгах и в целом хорошо проинформирован о тех правилах, по которым живёт христианская община. Речь в первую очередь о действенной вере. То есть о той, которая подтверждается конкретными поступками. Каждый день с утра до вечера я стремлюсь соотносить все свои мысли, слова и дела с волей Бога. Поступать не так, как того хочет моё одуревшее от самолюбия и эгоизма «Я», которое во всём ищет свою выгоду, а так, как написано в Нагорной проповеди. В результате у меня должен сформироваться навык на ежедневной основе демонстрировать свои убеждения не языком, не спорами и пропагандой, а делами милости, любви и прощения ко всем тем, кто меня окружает. К тем, кто зависит от меня. С кем я взаимодействую в быту, на работе и дома. При этом нет никакой разницы, нравятся они мне или нет. Христианство — это не идеология, не философская концепция, это не изысканный ритуал. Это практическое осуществление Евангелия. Это о том, как несмотря на свои хотелки и вопреки им, приучить себя делать то, чего хочет Господь. А Бог хочет, чтобы мы служили Ему, в первую очередь оказывая милость тем, кто нас окружает. Если этого навыка не будет, нам не помогут никакие знания о Боге, никакие убеждения. Вроде в Церкви, вроде обещали радость и душевный мир, а на душе скверно. А всё потому, что умом истинность христианской веры признаю, храм посещаю, а живу по-старому. Отношения с близкими хуже некуда. Дай же нам, Господи, не бояться менять свою жизнь, подчинять её Твоему Евангелию. Чтобы радость Царства Небесного прочно укоренилась в нашем сердце.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для человека верующего сегодняшний день и особенно то молитвословие, которое мы сегодня совершаем, исполнены большого смысла. Мы должны помолиться Господу о том, чтобы Он дал нам силы идти по тем путям, которые Он Сам нам определяет. Чтобы у нас хватило воли и разумения сопротивляться всякому злу, лжи и неправде человеческой. Чтобы Господь дал нам разумение, волю и силы иметь снисхождение к ближним своим и хранить любовь в сердце. И если молитва наша будет услышана, то мы сможем — каждый на своем месте — внести очень значительный вклад в наше общее процветание, в то, чтобы будущее было светлым и благополучным.

О великом индиктионе

Индиктион великий (в русской литературе — великий миротворный круг) — так называется полный христианский пасхальный цикл в 532 года на основе юлианского календаря. Он представляет собой комбинацию 19-летнего «лунного» и 28-летнего «солнечного» циклов. В связи с мнениями о цикличности мироздания с крайними датами индиктиона сопрягались начало и конец существования мира. Согласно одной из древних «теорий», время существования мира составляло 12 индиктионов. Благополучное начало 13-го цикла (1 сентября 876 года) перенесло (уже вне связи с границами индиктиона) возможную дату конца света на 7000 год от сотворения мира (1492 год). В связи с этим пасхалисты XV века долго не решались составлять пасхалию на 14-й индиктион, начавшийся в сентябре 1408 года. Лишь после того как в сентябре 1492 года ещё раз подтвердились слова Спасителя о суетности человеческих попыток измерить «времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1:7), составление пасхалий вновь получило распространение.

Молитвословия

Тропарь преподобного Симеона Столпника

глас 1

Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и безплотных жительству, сый в телеси,/ Симеоне отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Симеона Столпника

глас 2

Вышних ищай, нижним совокупляяйся,/ и колесницу огненную столп соделавый:/ тем собеседник ангелом был еси преподобне,/ с ними Христу Богу моляся/ непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Всеблаженная

глас 4

Торжество днесь празднуем светлое,/ се бо предлежит, о Всеблаженная, икона Твоя Всечестная,/ к ней же любовию сердца вси приходяще, Владычице,/ поклоняемся и тепло Тебе вопием:/ избави нас от бед и обстояний.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Всеблаженная

глас 4

Во праздник Твой сошедшеся, вернии,/ священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем,/ любовию же чтуще честную икону Твою,/ Тебе песнословим вси в радости:/ радуйся, Дево Честная Всеблаженная.

Тропарь Индикту (церковному новолетию)

глас 2

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак Индикту (церковному новолетию)

глас 2

В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

Новости по теме

В Неделю 14-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл возглавил Литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Казанской семинарии
В Неделю 14-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл возглавил Литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Казанской семинарии

14 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии.

В канун Недели 14-й по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Сергиевском храме Казани
В канун Недели 14-й по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Сергиевском храме Казани

Вечером 13 сентября, в канун Недели 14-й по Пятидесятнице, дня празднования в честь иконы Божией Матери «Всеблаженная», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Сергиевском храме города Казани.

В Сергиевском храме Казани состоятся молитвенные торжества в честь иконы Богородицы «Всеблаженная»
Анонсы и объявления 9 сентября 2025
В Сергиевском храме Казани состоятся молитвенные торжества в честь иконы Богородицы «Всеблаженная»

14 сентября, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Всеблаженная» (Паммакариста), в архиерейском подворье преподобного Сергия Радонежского города Казани состоится праздничное богослужение.

В Сергиевском храме Казани еженедельно совершается Параклисис перед иконой Богородицы «Всеблаженная» В Сергиевском храме Казани еженедельно совершается Параклисис перед иконой Богородицы «Всеблаженная»

Каждую пятницу в храме преподобного Сергия Радонежского города Казани (ул. Япеева, 2) совершается Параклисис Пресвятой Богородице перед Её почитаемой иконой «Всеблаженная» (Паммакариста).