15 сентября. Память преподобного Иоанна постника, патриарха Цареградского

188
Фото

Неделя 12-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Маманта (275), отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобного Иоанна постника, патриарха Цареградского (595). Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских.

Обретение мощей преподобного Феодосия Тотемского (1796). Мучеников 3628-ми в Никомидии (III—IV).

Священномучеников Варсонофия, епископа Кирилловского, и с ним Иоанна Иванова пресвитера, преподобномученицы Серафимы Сулимовой игумении и мучеников Анатолия Барашкова, Николая Бурлакова, Михаила Трубникова и Филиппа Марышева (1918); священномучеников Дамаскина, епископа Стародубского, и с ним Евфимия Горячева, Иоанна Мельниченко, Иоанна Смоличева, Владимира Моринского, Виктора Басова, Феодота Шатохина, Петра Новосельского, Стефана Ярошевича пресвитеров (1937); священномучеников Германа, епископа Вязниковского, Стефана Ермолина пресвитера и мученика Павла Елькина (1937).

Калужской иконы Божией Матери (1771).

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Совместная память преподобных Антония и Феодосия Печерских установлена по причине особого значения их подвига для устроения монашества на Руси. Преподобный Антоний, подвизаясь на Афоне, получил благословение насадить иночество в Русской земле. Он поселился близ Киева в пещере и принимал желающих подвизаться в монашеской жизни под его руководством. Одним из первых к нему пришёл за духовным руководством преподобный Феодосий, который затем стал настоятелем Киево-Печерской обители и устроил жизнь её насельников по общежительному уставу Студийского монастыря. «Духовные звёзды, просиявшие на церковном небе, монашества российского основание песнопениями, люди, почтим, радостные похвалы им воздающе», — говорится в одном из песнопений, прославляющем преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Мученик Мамант

Мамант родился в темнице, куда были заключены его родители за исповедание веры. После их казни младенца отдали на воспитание благочестивой вдове. С детства Мамант отличался богомудрием и обратил ко Христу многих сверстников. За это отрока привели на суд к императору Аврелиану. Тот убеждал Маманта лишь пообещать принести жертву идолам. Но святой отрок ответил, что ни сердцем, ни устами не отречется от Бога. Ангел Божий спас Маманта от казни и поселил на высокой горе в пустыне, где он проводил дни в посте и молитве среди диких зверей. Молва о нем дошла до правителя, который приказал схватить Маманта, но святой сам явился на суд и исповедовал Христа. После страшных пыток мученика отдали на съедение зверям, однако те не тронули его. Тогда воин-язычник ударил Маманта трезубцем, и он скончался от смертельной раны.

Преподобный Иоанн постник

Преподобный Иоанн Постник отличался особенной любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Молитвами и постом он обратил вспять нашествие иноплеменников, чем избавил свой город от погибели. Преподобный Иоанн составил Покаянный номоканон (епитимийник) — наставления духовникам, как принимать тайную исповедь. Святитель исходил из того, что добровольная исповедь уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов. Преподобный Иоанн более точно определил характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни.

Евангелие дня

Может ли спастись богач? И какие шансы войти в Царство Небесное у бедного? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 19-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 19.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Юноша, который подошёл ко Христу, был очень благочестив. Он знал Писание, ходил в храм, молился, соблюдал церковный устав и все религиозные нормы закона Моисеева. Однако ощущал, что чего-то ему не хватает. Христос указывает ему на причину этого беспокойства. Юноша был богат и слишком вовлечён в заботу о своём имуществе. Поэтому, когда Спаситель предлагает ему отказаться от своего имения и посвятить свою жизнь Богу, он отходит в печали. Привязанность к имуществу оказалась сильнее жажды Царства Божия. Больно было всё это оставлять. Поэтому и говорит Христос, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. Обыкновенно под игольным ушком понимают узкие ворота в Иерусалимской стене, через которые животные могли войти лишь в том случае, если с них снимут поклажу. Эти ворота выполняли функцию таможни. Они ограничивали собою габариты груза, который через них провозили. Так Господь намекает, что лишь тот войдёт в Царство Небесное, кто уже здесь на земле оставит своё богатство и последует за Христом. Как же это понимать?

Очевидно, что под богатством подразумеваются не конкретные материальные блага, а скорее наша чрезмерная зацикленность на самих себе и на своих потребностях. Моё богатство — это то, что даёт моей душе удовлетворение мир и покой. Какое удовольствие и радость я испытываю, когда получаю зарплату, когда покупаю новую машину, квартиру. Какой у меня фонтан эмоций, когда меня повышают по должности, я получаю похвалу от окружающих, а любимый человек признаётся мне в любви. Какой восторг бывает, когда я реализуюсь творчески, приобретаю новые знания. Всё это и есть моё богатство. Достигаю его, я окрылён. Не получаю, испытываю дискомфорт, неудовлетворённость.

Всё это не противозаконно и очень даже естественно. Однако проблема в том, что очень незаметно удовлетворение всех этих естественных потребностей оказывается во главе угла. Я не замечаю, как впадаю в своего рода зависимость от вещей, от людей и от фантазий. При этом я могу быть и очень церковным человеком. Однако Бог для меня всегда будет на втором месте. Меня не наполняет общение с Ним так, как поездка на Бали, покупка нового авто или троекратное повышение зарплаты. Исполнение Евангельских заповедей меня вдохновляет меньше, чем просмотр нового сериала. На фоне всех радостей жизни, христианская жизнь с её служением окружающим нередко мрачновата для меня. И Бог, по сути, нужен мне лишь как помощник, который подстрахует в тяжёлой ситуации. Когда всё хорошо, когда мои сокровища при мне, Он особо не нужен. Я же и так наполнен своим богатством.

Вникая в суть прозвучавшего отрывка, понимаешь, что войти в Царство Божие можно лишь сосредоточившись на Боге, на исполнении Евангелия так, как, например, влюблённый мужчина сосредотачивается на женщине. Он может обладать имуществом, быть даже миллионером, но все его мысли о любимой. Даже будучи в Церкви, мы редко готовы на такой шаг. Мы даже не знаем, с чего начинать. Мы даже не понимаем, что именно загораживает от меня Христа. Поэтому Господь и говорит, что богатому невозможно спастись самому. Но всё возможно Богу. Это не означает, что Господь закроет глаза на наш нездоровый эгоизм, который заставляет нас искать источник жизни там, где его нет. Опыт многих людей свидетельствует о том, что Бог превращает наш жизненный путь в постепенную растаможку. Посылает нам обстоятельства, через которые мы проходим, как через игольное ушко. Словно секатор, они постепенно срезают с нашей души лишнее барахло, к которому мы присосались в надежде удовлетворить ту жажду, удовлетворить которую может только Бог. Через эту боль потери наше сердце постепенно разворачивается к Творцу. И в Нём одном, наконец-то, найти те подлинные мир и покой, который мы так долго искали в и не могли найти.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что означает конец света? Что означает конец человеческой истории? Бог оставляет за Собой право и возможность пресечь эту историю, завершить ее, если снова мысли и сердца сынов и дочерей человеческих будут злом во всякое время (Быт. 6, 5), если добро будет исторгнуто из жизни людей, — тогда уже не потопом, но концом истории Бог положит предел торжеству зла. Ибо грех несовместим с жизнью, он может быть терпим, пока еще существует добро и пока оно борется со злом. Когда же господствовать будет зло — мир погибнет, ибо зло нежизнеспособно.

Силуан Афонский об обретении покоя

Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысл пришел и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божию и дерзновение в молитве. Если любишь власть или деньги, то никогда не познаешь любви Божией. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога и злой дух овладел тобою. Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечешь, то прогонишь врагов и получишь мир в душе своей. Если прощаешь брату обиды и любишь врагов, то получишь прощение грехов своих и Господь даст тебе познать любовь Святого Духа. А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.

Шестая заповедь Ветхого Завета: Не убивай

Шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу, и убивать самого себя от отчаяния и по иным греховным побуждениям. Использованный глагол «убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (как и в английском kill — любое и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда, то этот глагол не означает убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел — мотив убийства, его цель.

Может ли Бог отнимать от человека телесную жизнь? Бог дал нам жизнь, Он же может временно лишить нас тела, если мы неправильно распоряжаемся земной жизнью. Бог Творец и Законодатель, он приказывал Своему народу уничтожать язычников для того, чтобы пресечь глобальное распространения зла на земле. В то же время заметим, что Сам Бог и воскресит всех людей при Втором Пришествии Христа.

Грех ли убийство врага в освободительной войне? Это грех, но это меньший грех, чем трусость и предательство ближнего, это выбор меньшего зла. Мы не должны требовать от Бога чуда там, где чудом должны быть мы сами.

Грехи против шестой заповеди: аборты (и такие противозачаточные средства, как спираль, гормональные таблетки — обладают и абортивным действием); соучастие в убийстве советом, согласием; ненависть (1Ин.3:15).

Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери смысла жизни. Самоубийство от отчаяния — бунт против Бога — единственный грех, в котором невозможно покаяться. Почти всякое самоубийство есть одержимость, убийство демоном человека — руками самого человека. Атеизм в какой-то мере может считаться формой самоубийства, т.к. представляет собой отказ от Источника жизни — Бога.

В свою очередь добровольная смерть может иметь своей целью и исповедание веры во Христа. История знает примеры, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Разница здесь в намерении, в акте воли, который совершает человек. Если человек идет на неизбежную смерть, исходя из христианской любви к Богу, к ближнему, — он им отдает свою жизнь, а не бросает её (эвтаназия сюда не относится).

Кроме убийства телесного существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то своим поведением или словами отвращает ближнего от Бога и Его Церкви.

Молитвословия

Тропарь преподобных Антония и Феодосия

глас 4

Звезды мысленныя,/ просиявшия на тверди Церковней,/ иноков Российских основание,/ песньми, людие, почтим,/ радостныя похвалы сим воздающе,/ радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым,// присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Кондак преподобных Антония и Феодосия

глас 8

Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/ умныя зари, онебесившия Российскую Церковь,/ кто по достоянию хвалами воспоет?/ Тии бо Престолу Божию предстоят./ Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/ Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/ молитеся о молебная вам приносящих// и любовию песньми вас ублажающих.

Молитва преподобному Антонию Киево-Печерскому

О добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалени суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятующе отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имене Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно­российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благоде­тельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Маманта

глас 4

Мученик Твой Господи, Мамант,/ во страдании своем венец прият нетленный, от Тебе, Бога нашего: имели бо крепость Твою, мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости,/ того молитвами спаси душы наша.

Кондак мученика Маманта

глас 3

Жезлом, святе, от Бога тебе данным,/ люди твоя упаси, на пажитех живоносных:/ звери же невидимый и неукротимыя/ сокруши под ноги тя поющих:/ яко вси иже в бедах предстателя тя тепла, Маманте, имут.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Калужской

глас 4

Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужский земли/ и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая!/ Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней,/ с верою и любовию прибегающий к чудотворней иконе Твоей,/ и спаси души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Калужской

глас 6

Не имамы песней, ниже словес,/ како достойно восхвалити Тя,/ Мати Христа Бога нашего,/ явления ради чудотворный иконы Твоей земли Калужстей,/ токмо можем вопити Тебе:/ не отврати милости Твоей от нас/ и низпосли ю всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей.

Новости по теме

Человек может быть счастлив только в том случае, если его воля совпадает с волей Господа
Прямая речь 25 июля 2017
Человек может быть счастлив только в том случае, если его воля совпадает с волей Господа

Проповедь благочинного Покровского округа протоиерея Виталия Кузьмина в день памяти преподобного Антония Печерского

Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский (1074 г.)
Жития святых 16 мая 2017
Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский (1074 г.)

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.