9 августа. Память великомученика и целителя Пантелеимона

5842
Фото

10-я седмица по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученика и целителя Пантелеимона (305). Преподобного Германа Аляскинского (1837).

Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея России (1555). Преподобной Анфисы исповедницы, игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапостольных Климента, епископа Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.).

Священномученика Амвросия, епископа Сарапульского (1918). Священномучеников Платона Горных и Пантелеимона Богоявленского пресвитеров (1918); священномученика Иоанна Соловьева пресвитера (1941).

Великомученик и целитель Пантелеимон

Великомученик и целитель Пантелеимон (Всемилостивый) родился в городе Никомидии в семье знатного язычника. Он получил прекрасное врачебное образование и стал известен императору Максимиану (284—305). Просвещённый христианским учением пресвитером Ермолаем, мученик принял святое Крещение и стал безвозмездно лечить всех нуждающихся, исцеляя Именем Иисуса Христа. Император, узнав об этом, стал уговаривать юношу отречься от истинной веры, но святой Пантелеимон предпочёл смерть за Христа. Святые мощи великомученика разошлись по всему христианскому миру, честная глава его пребывает на Афоне: большая часть — в монастыре Святого Пантелеимона, меньшая — в монастыре Святого Павла. Мощи мученика и поныне очень сильно благоухают. Имя великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении Таинства Елеосвящения.

Собор Болгарских равноапостольных просветителей

Болгарские просветители святые равноапостольные Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были учениками святых Кирилла и Мефодия. После кончины своих наставников они подверглись гонениям от противников славянского богослужения и удалились в Болгарию, где были с любовью приняты святым князем Борисом. Новым центром просветительской деятельности подвижников стал основанный святителем Климентом близ Охрида монастырь Святого Пантелеимона. В 893 году на Переяславском Соборе было принято окончательное решение об использовании славянского языка в богослужении Болгарской Церкви. В результате деятельности болгарских просветителей не позднее середины 910-х годов в Болгарии был создан полноценный славяноязычный аналог византийского корпуса церковных книг, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия. Впоследствии корпус славяноязычной богослужебной литературы, привезённый на Русь, стал основой для литургической церковной жизни и духовного просвещения новокрещённого русского народа.

Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский и Елабужский

Епископ Сарапульский и Елабужский Амвросий (в миру Василий Гудко) родился в 1867 году в Люблинской губернии. В 1889 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял постриг, а в 1904 году состоялась его хиротония во епископа Кременецкого. За обличение администрации 18 марта 1917 года уволен с кафедры на покой в Свияжский монастырь. Весной 1918 года владыку арестовали по обвинению в «контрреволюционных действиях» и отправили в Казань. Его ожидал расстрел, но местные рабочие пригрозили забастовкой, и власти отпустили епископа. По личному приказу Троцкого 27 июля 1918 года его опять арестовали и вывезли на станцию Тюрлем, где был штаб Красной армии. Там посреди поля келейник нашел тело владыки с множеством штыковых ранений, с руками, вывернутыми в плечах, локтях и кистях.

Евангелие дня

Мы часто учим детей правилам поведения, говорим им как можно поступать и как поступать нельзя. Но какова конечная цель нашего воспитания? И какова цель Бога, когда Он воспитывает нас? Ответ на этот вопрос прикровенно содержится в отрывке из 15 и 16 глав Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 15.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Когда мы воспитываем своих детей, мы просим их соблюдать определенные правила. Мы так и говорим: не прыгай с большой высоты, можно разбиться, не трогай — это горячее — можно обжечься. Все эти слова — форма нашей заботы, которой мы стараемся окружить детей, чтобы их жизнь была счастливой и спокойной. В то же время, представления о счастье у детей и взрослых могут значительно отличаться. Ребенок, капризничая, может называть счастьем то, в чем взрослый будет видеть опасность для жизни. Именно поэтому взрослые советы иногда кажутся детям преувеличением и излишней строгостью. Именно поэтому дети с бОльшей охотой прислушиваются к сверстникам, которые поддерживают их капризы. И родителям приходится прикладывать усилия, для того чтобы доказать детям, что правильный путь не всегда совпадает с тем, чего им хочется.

Бог — наш Отец. Значит, заповеди — это советы, которые помогают жить в Его мире. На первый взгляд может показаться, что здесь не о чем спорить, настолько для верующих все это очевидно. Но как тогда совместить с этим сегодняшний отрывок? Если в нем Спаситель подробно объясняет ученикам, что они повторят Его трагическую судьбу в мире. Как Его гнали, так их будут гнать, как Его ненавидели, так их будут ненавидеть. Стоит ли становиться учеником Человека, которого гонят? Стоит ли повторять за Ним, если Его советы вызывают такую реакцию? И самое главное, если это советы Бога, который заботится о своих детях, почему же они приводят к таким последствиям?

Ответ довольно прост. Заповеди — это правила Божьего мира и мирозданью они не противоречат. Но люди извратили Божий мир и захотели жить по-своему. Христос пришел, чтобы вернуть нас к исполнению замысла Творца, но это возвращение оказывается не таким простым, как кажется. Мир живет так как ему хочется и совершенно не собирается жить по-Божьему, ведь для этого ему надо пойти против самого себя. И каждый человек в свое время выбирает: действовать ли ему так, как того требует мир или жить по совести. Причем речь идет не только о каких-то богословских положениях, но о таких простых вещах, как порядочность, жертвенность, доверие.

Например, современные исследования говорят о том, что в процессе учебы в университете молодые люди все меньше доверяют друг другу и все больше позволяют себе непорядочное поведение, обосновывая это тем, что только так они могут приспособиться к реальной жизни. При этом они совершенно не замечают, что попадают в порочный круг, требующий от них все больших уступок на пути греха и неправды. В свою очередь Бог призывает нас выйти из порочного круга, в который мы попадаем, стремясь к мнимому комфорту, и зовет нас не бояться и идти за Ним. В отличие от мира греха, Он действительно заботится о нас, как Отец о любимых детях.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Праведный Алексий Мечёв о спасительном действии благодати Божией

В церкви мы часто слышим: «Святым Духом всяка душа живится», и действительно, други, во всём необъятном Божием мире живёт и существует всемогущая сила Духа Святого. Если душа человеческая произошла от Бога, то она может найти полное довольство своё и покой только в Боге. Но греховная скверна отчуждила человеческую душу от Бога, и с тех пор человеческая душа стала вянуть, иссыхать, истощаться, а с тем вместе испытывать недовольство, скорбь, тоску, желание чего-нибудь иного, лучшего. Долго продолжалось такое мучительное состояние. Но вот пришёл на землю Христос. Совершив дело нашего искупления на земле и вознёсшись на небо, Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Он оживотворил, восстановил, возродил нас. Средства, по которым нам сообщается Дух Святой, — усердная молитва и Таинства Церкви. Вся наша жизнь, други, от начала до конца сопутствуется великими дарами Духа и вся же во всех своих действиях должна состоять и совершаться под влиянием благословляющей, освящающей и животворящей благодати.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В основе греховной страсти уныния — маловерие, бесплодная вера, ибо самый яркий плод веры — это надежда, не позволяющая человеку погрузиться в мрачное, унылое состояние. Не надейтесь на князей, на сына человеческого (Пс. 145, 3), — учит нас Слово Божие. Уповайте на Бога, но помните, что надежда на Творца не освобождает человека от личной ответственности за свою жизнь и свои поступки, иначе на надежду могут быть списаны собственные ошибки и даже преступления. Человек, живущий с верой в Бога, исполненный надежды на Господа, обладает внутренней силой, дающей возможность успешно решать возникающие перед ним задачи; он не подвержен чувству уныния в отличие от того, кто лишен веры и упования на Бога.

Чем святой человек отличается от порядочного?

Порядочность человека, в светском понимании этого слова, хотя и указывает на определенные положительные стороны его нравственного состояния (честность, ответственность и т. п.), однако не может считаться равнозначным аналогом святости. Во-первых, святость подразумевает духовно-благодатное единство с Богом, а порядочность, в светском выражении этого состояния, не подразумевает. Порядочным может быть назван и атеист. Во-вторых, святость человека связана с его добродетельностью. Добродетельность же подразумевает следование тем идеалам Добра, которые открыты Богом, тогда как светская порядочность подразумевает соответствие человека некоему светскому порядку (исполнение законов, соблюдение норм светской морали и этики, и т. п.).

Одним из символов святого человека, согласно святоотеческому богословию, может служить раскаленный в пламени железный предмет. Несмотря на то, что прежде чем быть помещенным в огонь, этот предмет был ржавым, невзрачным, после нагрева он стал сиять. Так сияют и святые — но сияют светом нетварной Божественной благодати. Опять же, раскаленный железный предмет, нагреваясь в пламени огня, становится пластичным — так и святые, по мере стяжания святости становятся всё более и более послушными воле Божьей. Но стоит вынуть этот предмет из огня, он остынет и вновь сделается невзрачным — так и святой, если отступит от Бога, то перестанет сиять благодатью. Символом порядочного человека, в этой связи, может служить не сияющий, но лишь в той или иной мере очищенный от коррозии предмет: он хотя и блестит, однако не сияет, как сияет предмет, нагретый в печи.

«С кротостью наставлять противников». Об отношении к заблуждающимся

Интернет полон раздраженных перепалок на самые разные темы. Люди спорят о политике, о воспитании детей, о том, какая марка электроники лучше. Собеседники часто приходят в сильное негодование, вылетают выражения самые бесцеремонные.

Увы, но споры о намного более важных предметах — о вере и неверии, Православии и заблуждениях — тоже могут превращаться в такие перепалки. Хуже того, люди видят в самой важности темы оправдание для раздражения и гнева.

В этом соблазне нет ничего нового — ещё святой Апостол Павел говорит о том, что рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2Тим.2:24-26). Противники, о которых говорит Апостол, люди тяжко заблуждающиеся; они находятся в «сети диавола». Однако это никак не может служить оправданием для раздражительности, гнева или язвительных насмешек. Их следует наставлять «с кротостью» или просто уклоняться от беседы.

Молитвословия

Тропарь великомученика Пантелеимона

глас 3

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак великомученика Пантелеимона

глас 5

Подражатель сый Милостиваго/ и исцелений благодать от Него прием,/ страстотерпче и мучениче Христа Бога,/ молитвами твоими душевныя наша недуги исцели,/ отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно:// спаси ны, Господи.

Величание

Величаем тя,/ страстотерпче святый, великомучениче и целебниче Пантелеимоне,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа// претерпел еси.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону

О великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне! Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и Триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмах почиваяй и данною ти свыше благодатию различные чудеса источаяй. Призри милостивым твоим оком на предстоящия люди и честнейзй иконе умильно молящиеся и просящия от тебя целебныя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплые молитвы свои и испроси душам нашим оставление согрешений наших. С верою призываем имя твое, святый праведный Пантелеимоне. Яко ты приял еси благодать от Господа Бога — недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебя убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоея помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех лютых страждущих врач. Напаствуемым — скорый покровитель. Очам недугующим — прозрения датель. В скорбях пребывающим — готовейший предстатель и исцелитель. Исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная. Яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя, Бога Единого, в Троице Святой славимого, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Германа Аляскинского

глас 7

Звездо пресветлая Церкве Христовы,/ на севере просиявшая,/ вся к Царствию Небесному путеводящая,/ учителю и апостоле истинныя веры,/ предстателю и заступниче гонимых,/ украшение изящное Святыя Церкве во Америце,/ преподобне отче Германе Аляскинский,/ молися ко Господу, Спасу нашему,/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Германа Аляскинского

глас 3

Свет вечный Христа Спаса нашего/ тя на путь евангельский во Америку настави,/ возвестити весть о мире евангельскую./ Днесь Престолу Славы предстоя,/ молися о стране твоей и людех ея,/ о мире всего мира/ и спасении душ наших.

Тропарь святителя Горазда

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы Божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Тропарь святителя Климента, архиепископа Охридского

глас 4

Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.

Кондак святителя Климента Охридского

глас 3

Храм твой, святе, врачевство духовное/ преславно показуется верно приступающим,/ всех бо различных болезней избавляет,/ страсти же душ всяческия усыпает./ Сего ради тя, всеблаженне,/ тепла предстателя именуем.

Тропарь святителя Наума Охридского

глас 4

Мир оставил еси, прилепився Христу,/ плоть распял еси, пожив Духу,/ Науме всеблаженне,/ потщался еси апостольским подвизатися течением/ и уловил еси к вере Болгарская неисчетная множества./ Темже молитвами твоими/ избави нас от искушений.

Кондак святителя Наума Охридского

глас 3

Светлых твоих подвигов пречестная память,/ яко велие солнце, всем возсиявает,/ лица воспевающих тя просвещает,/ демоны и всяку болезнь отгоняет,/ сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.

Тропарь блаженного Николая Кочанова

глас 8

Терпением своим и мужеством/ Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае,/ худость ризную имея,/ тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси./ И ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, приходящим с верою к ране мощей твоих,/ исцеление подаеши, твое успение честно славящим,/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Николая Кочанова

глас 4

Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/ того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/ и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля,/ о ихже согрешениих Христу Богу моляся./ По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/ яко неистощимое сокровище,/ подаеши бо исцеление/ с верою к раке мощей твоих приходящим/ и успение твое честно славящим.

Новости по теме

Наместник Раифского монастыря принял участие в торжествах в Сарапуле по случаю памяти священномученика Амвросия (Гудко) Наместник Раифского монастыря принял участие в торжествах в Сарапуле по случаю памяти священномученика Амвросия (Гудко)

9 августа, в день памяти священномученика Амвросия, епископа Сарапульского, Свияжского и Казанского (†1918), в Покровском кафедральном соборе города Сарапула прошли молитвенные торжества.

В день памяти великомученика Пантелеимона в одноимённом храме на территории РКБ совершена Литургия В день памяти великомученика Пантелеимона в одноимённом храме на территории РКБ совершена Литургия

9 августа, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, престольный праздник отметил одноимённый храм, расположенный на территории Республиканской клинической больницы.

Святой покровитель воинов и врачей
Публикации 9 августа 2023
Святой покровитель воинов и врачей

Ежегодно 9 августа Православная Церковь празднует день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. С древнейших времен святой Пантелеимон считается покровителем воинов и врачей.

9 августа — день памяти священномученика Амвросия, епископа Свияжского и Казанского
Публикации 9 августа 2023
9 августа — день памяти священномученика Амвросия, епископа Свияжского и Казанского

9 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Амвросия, епископа Сарапульского, Свияжского и Казанского (†1918).