Церковный календарь

2 июля. Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 июля. Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 19 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Иуды Иаковлева, брата Господня (ок. 80). Святителя Иова, Патриарха Московского и всея России (1607). Святителя Иоанна (Максимóвича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца (1966). Мученика Зосимы (ок. 89–117). Преподобного Паисия Великого (V). Преподобного Иоанна отшельника (VI). Преподобного Варлаама Пинежского, Важского, Шенкурского (1462). Преподобного Паисия Хилендарского, Болгарского (XVIII) (Болг.).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Апостол Иуда Иаковлев, брат Господень

Апостол Иуда (не Искариот), из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и был, как и Иаков, сыном праведного Иосифа, обрученного с Девой Марией, от его первой, почившей жены. Однако, в отличие от Иакова, Иуда далеко не сразу поверил в то, что его родственник — Сын Божий, Мессия. И, помня это, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим, почему и в своем Соборном послании именует себя лишь братом Иакова. По Вознесении Христа апостол Иуда распространял Его учение в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Он принял мученический венец около 80 года в Армении, где был распят на кресте и пронзен стрелами. Главный завет апостола Иуды к христианам: недостаточно одной только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, основанные на любви к ближнему.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России

Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в городе Старицы в 30-е годы XVI века. Он принял постриг в Успенском Старицком монастыре, по ходатайству Ивана Грозного возведен в сан архимандрита и настоятельствовал сначала в Симоновом, а затем Новоспасском московских монастырях. В 1581 году стал епископом Коломенским, в 1587 году — митрополитом Московским, а в 1589  году — первым в истории Русской Церкви Патриархом Московским и всея Руси. В Смутное время предал анафеме самозванца Лжедмитрия I, за это был сослан им в Старицкий монастырь. В конце жизни святитель Иов благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Почил в 1607 году, погребен сначала в Успенском Старицком монастыре, через 45 лет перезахоронен в Московском Успенском соборе. Прославлен в лике святых в 1989 году.

Деятельность Патриарха Иова по упорядочению богослужения

Святитель Иов, первый русский Патриарх, поставленный в 1589 году, с особой ревностью относился к совершению богослужения. Он ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Апостол и многие богослужебные молитвы. Немало его трудов было направлено на издание богослужебных книг. Известны 22 издания времени служения святого Иова, среди которых были книги, издаваемые впервые, например Октоих и Служебник. В патриаршество святителя оскудели запасы виноградного вина для совершения Таинства Евхаристии. Из восточных стран, где существовала Православная Церковь, доставлять вино было затруднительно, а покупать его у западных еретиков или мусульман русские люди не хотели, ибо «велико богатьство себе сим обретающе, и поношающим благочестивую християньскую веру нашу». Для решения этого вопроса, по повелению царя Феодора Иоанновича и благословению святого Патриарха Иова, был созван Собор, который принял решение о допустимости использования для литургии вина, изготовленного из вишни.

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский

Архиепископ Иоанн (в миру Михаил Максимович) родился в 1896 году в Харьковской губернии. Выходец из старого дворянского рода, прославленного Иоанном, митрополитом Тобольским, просветителем Сибири. С детства Михаил отличался глубокой религиозностью. В годы гонений был вынужден эмигрировать в Белград, где окончил богословский факультет. В 1926 году его монашеский постриг совершил митрополит Антоний (Храповицкий). В 1934 году Иоанн был возведен в сан епископа и отбыл в Шанхай. Владыка почти ежедневно посещал больных, многие по его молитвам исцелялись. В 1951 году его назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Будучи епископом, нередко появлялся на парижских улицах босым. С 1962 года до кончины был архиепископом Сан-Францисским. Святитель Иоанн сочетал в себе миссионерские подвиги, дары проповедника и молитвенника, аскетизм православного подвижника. Он почил во  время посещения Сиэтла с  чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной 2 июля 1966 года.

Священное Писание

Рим., 95 зач., VII, 14 — VIII, 2

14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.

15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

20 Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

Глава 8.

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

Мф., 35 зач., X, 9-15

9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 7, 14-8,2; Мф. 10, 9-15

Говорил еще Господь апостолам, что если какой город не примет их, и слов их слушать не станет, то «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». А что будет нам за неслушание слов Божественного Откровения? Нашей безотрадности и меры не будет. После стольких осязательных доказательств не верить истине Божией есть то же, что впадать в хулу на Духа Святого, в богохульство. И однако же, мы не робеем. Одного спириты утешают: «Какой суд! Только родиться лишний раз придется». Другому книжники натолковывают: «Кого судить? Все атомы: разлетятся и всему конец». Но придет, други, час смерти; разлетятся мечты эти, как призраки, и существенность предстанет во всей своей неумолимости. Что тогда?.. Бедное время наше! Ухитрился враг губить души наши. Знает, что страх смерти и суда самое сильное средство к отрезвлению души, — и заботится всячески разогнать его, и успевает. Но погасни этот страх, отойдет страх Божий; а без страха Божия совесть становится безгласною. И стала душа пуста, стала облаком безводным, носимым всяким ветром учений и всякими порывами страстей.

Святитель Иоанн (Максимович) об общественном богослужении

Общественная молитва, особенно молитва в Церкви, важнее частной молитвы. Члены Церкви должны собираться на общую молитву по храмам — местам, посвящённым Богу, где всё напоминает о небесном. В храмах мы легче можем освободиться от земных попечений и всё своё внимание устремить на молитву. Молясь вместе, мы выражаем этим любовь друг ко другу, и поэтому во время общественных богослужений не надо читать частные молитвы, но надобно следить за богослужением, вместе выражать знаки богопочитания (метания, поклоны и так далее). Такая молитва увеличивает благочестивое настроение и одушевление молящихся, потому что передаётся от одного к другому. Участие в общественном богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от богослужения — знак отступничества от Церкви.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Церковь всегда объединяла народ — не как политическая или идеологическая сила, но как сила духовная. Церковь объединяла народ в общины, в центре которых была духовная жизнь. И единство нашей Церкви сохранилось, несмотря на страшные гонения, которые ее постигли в веке XX. И сегодня мы все должны молиться о том, чтобы возродилась сила духа нашего народа, чтобы вера православная стала той связующей силой, которая сильнее всяких идеологий, всякой дисциплины, всяких законов. Потому что верующий человек исполняет свой долг пред Богом, а этот долг предписывает сохранять единство духа в союзе мира.

Молитвословия

Тропарь святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

глас 3

Да торжествует Церковь Христова/ и да радуется град Москва,/ яко возсия светильник земли Российския,/ во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх,/ егоже молитвами. Господи,/ вся соблазны мира сего и ереси искорени,/ люди во благочестии настави/ и утверди в Православии.

Кондак святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

глас 6

Светильник Церкве Русския/ и пастырь добрый явился еси,/ святителю отче Иове,/ молитвою твоею ко Господу/ храни землю Российскую/ и спаси души наша.

Кондак святителя Иова

глас 7

В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Тропарь апостола Иуды

глас 1

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда,/ священно восхваляем, прелесть поправша и веру соблюдша./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Теги:
Святитель Иов Московский
святитель Иоанн Шанхайский
апостол Иуда Иаковлев
православный календарь

Все публикации