2 июля. Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России

5018
Фото

Седмица 2-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Святителя Иова, патриарха Московского и всея России (1607). Святителя Иоанна Максимовича, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (1966).

Преподобного Варлаама Важского, Шенкурского (1462). Мученика Зосимы (II). Преподобного Паисия Великого (V). Преподобного Иоанна отшельника (VI). Преподобного Паисия Хилендарского (XVIII) (Болг.).

Апостол Иуда Иаковлев, брат Господень

Апостол Иуда (не Искариот), из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и был, как и Иаков, сыном праведного Иосифа, обрученного с Девой Марией, от его первой, почившей жены. Однако, в отличие от Иакова, Иуда далеко не сразу поверил в то, что его родственник — Сын Божий, Мессия. И, помня это, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим, почему и в своем Соборном послании именует себя лишь братом Иакова. По Вознесении Христа апостол Иуда распространял Его учение в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Он принял мученический венец около 80 года в Армении, где был распят на кресте и пронзен стрелами. Главный завет апостола Иуды к христианам: недостаточно одной только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, основанные на любви к ближнему.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России

Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в городе Старицы в 30-е годы XVI века. Он принял постриг в Успенском Старицком монастыре, по ходатайству Ивана Грозного возведен в сан архимандрита и настоятельствовал сначала в Симоновом, а затем Новоспасском московских монастырях. В 1581 году стал епископом Коломенским, в 1587 году — митрополитом Московским, а в 1589 году — первым в истории Русской Церкви Патриархом Московским и всея Руси. В Смутное время предал анафеме самозванца Лжедмитрия I, за это был сослан им в Старицкий монастырь. В конце жизни святитель Иов благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Почил в 1607 году, погребен сначала в Успенском Старицком монастыре, через 45 лет перезахоронен в Московском Успенском соборе. Прославлен в лике святых в 1989 году.

Деятельность Патриарха Иова по упорядочению богослужения

Святитель Иов, первый русский Патриарх, поставленный в 1589 году, с особой ревностью относился к совершению богослужения. Он ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Апостол и многие богослужебные молитвы. Немало его трудов было направлено на издание богослужебных книг. Известны 22 издания времени служения святого Иова, среди которых были книги, издаваемые впервые, например Октоих и Служебник. В патриаршество святителя оскудели запасы виноградного вина для совершения Таинства Евхаристии. Из восточных стран, где существовала Православная Церковь, доставлять вино было затруднительно, а покупать его у западных еретиков или мусульман русские люди не хотели, ибо «велико богатьство себе сим обретающе, и поношающим благочестивую християньскую веру нашу». Для решения этого вопроса, по повелению царя Феодора Иоанновича и благословению святого Патриарха Иова, был созван Собор, который принял решение о допустимости использования для литургии вина, изготовленного из вишни.

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский

Архиепископ Иоанн (в миру Михаил Максимович) родился в 1896 году в Харьковской губернии. Выходец из старого дворянского рода, прославленного Иоанном, митрополитом Тобольским, просветителем Сибири. С детства Михаил отличался глубокой религиозностью. В годы гонений был вынужден эмигрировать в Белград, где окончил богословский факультет. В 1926 году его монашеский постриг совершил митрополит Антоний (Храповицкий). В 1934 году Иоанн был возведен в сан епископа и отбыл в Шанхай. Владыка почти ежедневно посещал больных, многие по его молитвам исцелялись. В 1951 году его назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Будучи епископом, нередко появлялся на парижских улицах босым. С 1962 года до кончины был архиепископом Сан-Францисским. Святитель Иоанн сочетал в себе миссионерские подвиги, дары проповедника и молитвенника, аскетизм православного подвижника. Он почил во время посещения Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной 2 июля 1966 года.

Священное Писание

Ещё при жизни апостолов в христианской среде появилось множество различного рода проходимцев, шарлатанов, коммерчески ориентированных дельцов и прочих персонажей с сомнительной репутацией. Однако апостолы отнюдь не удивились и не устрашились появлению этих людей, апостолы знали, что так будет, ведь они помнили предостережение Христа, зафиксированное 7-й главой Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии.

Глава 7.

15Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

16По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

17Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20Итак по плодам их узнаете их.

21Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Только что прозвучавшие слова Христа предельно понятны: в христианском сообществе будут появляться лжепророки, то есть те люди, которые, имея благочестивый вид и обладая способностью убедительно говорить, станут уводить верующих от Христа. Собственно, направление движения — ко Христу или от Него — и есть самый важный критерий, по которому можно определить лжепророков, Спаситель в Своей речи назвал это «плодами»: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7:17). Впрочем, под «плодами» здесь можно понимать и непосредственные дела лжепророков: их речи могут быть абсолютно правильными, но дела будут существенным образом отличаться от слов, и, призывая, скажем, к покаянию и смирению, сами эти люди будут далеки как от покаяния, так и от смирения.

Любопытно, что зачастую лжепророки в качестве фундамента своей популярности и влияния на народ избирают те или иные аспекты недовольства верующих существующим положением дел или же тем или иным законным проповедником. Мы знаем, что именно так обстояло дело в общинах древнего Коринфа, тогдашние лжепророки указывали на слабость апостола Павла (см. 2Кор. 10:10), и через это переходили к рассуждениям о несовершенстве павловой проповеди. Вполне естественно, что любой человек, каким бы прекрасным он ни был, остаётся человеком, а потому любого человека при желании всегда можно в чем-то обвинить, к примеру, так, как обвиняли апостола Павла, которому ставили в вину скромный внешний вид и не самые выдающиеся ораторские способности. Более того, люди сумели обвинить и Самого Воплощённого Бога, Он тоже оказался недостаточно хорош. А если можно обвинить, то можно и построить свою проповедь на обличении настоящих или же мнимых минусов того или иного человека.

Происходит так и в наше время. Ни для кого не секрет, что Церковь непрестанно подвергается нападкам, много критики обрушивается на иерархов и простых священнослужителей, на монахов, да и на обычных прихожан. Конечно, эти нападки приносят свой плод: те, на кого они производят впечатление, начинают смущаться и отходить от Церкви, отходя же от Церкви, они отходят и от пути спасения, ведь какими бы ни были поставленные Богом священнослужители, без них, как без совершителей таинств, спасение невозможно. Потому нам стоит всегда помнить о Христовом предостережении, и быть в высшей степени осмотрительными тогда, когда мы слышим нечто такое, что способно нас отторгнуть от церковного единства.

епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святые отцы предлагают средство борьбы с тщеславием. Ничто не разрушает тщеславие так, как тайная добродетель и частая молитва. И если кто-то, разобравшись в сердце своем, чувствует, что те или иные поступки происходят не потому, что мы движимы доброй волей или стремлением угодить Господу и исполнить Его заповеди, а эти поступки определяются нашим тщеславием, тогда такому человеку следует начать втайне творить добрые дела, чтобы ни одна душа не знала об этом. И тогда все станет ясно. Если эти добрые дела будут делаться с легкостью, с радостью, значит человек стал на путь исправления. Если невыносимо мучительно будет скрывать эмоции, если будет горячее желание с кем-то поделиться, кому-то сказать, где-то написать, запустить что-то в информационное пространство, значит тщеславие проросло через душу человека настолько, что превратилось в опасную злокачественную опухоль.

Святитель Иоанн (Максимович) об общественном богослужении

Общественная молитва, особенно молитва в Церкви, важнее частной молитвы. Члены Церкви должны собираться на общую молитву по храмам — местам, посвящённым Богу, где всё напоминает о небесном. В храмах мы легче можем освободиться от земных попечений и всё своё внимание устремить на молитву. Молясь вместе, мы выражаем этим любовь друг ко другу, и поэтому во время общественных богослужений не надо читать частные молитвы, но надобно следить за богослужением, вместе выражать знаки богопочитания (метания, поклоны и так далее). Такая молитва увеличивает благочестивое настроение и одушевление молящихся, потому что передаётся от одного к другому. Участие в общественном богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от богослужения — знак отступничества от Церкви.

Последствия грехопадения Адама и Евы

В грехопадении совершилось порча, «генетическое» повреждение человеческой природы, что отразилось на всех потомках Адама и Евы. О том, что прародительский грех принципиально изменил жизнь человека, свидетельствуют греховные наклонности, болезни, страдания, смерть тела, а также история человечества, написанная кровью.

За прародительским грехом тянется чреда новых: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын — жертвой. Жизнь человека без Бога оказалась всего лишь жизнью высокоорганизованного животного, боящегося страданий и стремящегося к наслаждениям.

В силу центрального положения человека в мироздании, грехопадение первозданных людей оказало влияние на весь материальный мир.

Последствия грехопадения можно условно подразделить на четыре группы. Грех внёс разлад в отношения между: человеком и Богом; человеком и человеком; человеком и окружающим миром, наконец, разладу подвергся сам человек (между плотью и душой, между главными силами души).

Ересь монтанистов

Один из главных тезисов учения монтанистов сводился к тому, что Сверхъестественное Откровение Божье продолжает активно преподаваться Церкви и что, в частности, откровение преподается через Монтана (и других Божьих пророков). Своих пророков монтанисты ставили выше представителей церковной иерархии, даже выше епископов. Цель «откровений», преподаваемых через Монтана и его последователей, — переустройство Церкви на более строгих началах.

Монтанисты практиковали чрезмерно жесткий аскетизм, устранялись от браков, соблюдали особые посты, во время гонений побуждали христиан стремиться к получению мученических венцов, а отпадшим от веры отказывали вновь вступать в Церковь даже в случае покаяния. Не должны были быть возвращаемы в Церковь и те, кто отпадал от неё через совершение таких тяжких грехов, как убийство, прелюбодеяние и пр.

Имея особое мнение о себе, монтанисты называли себя духовными христианами, тогда как остальных — душевными.

Среди современных христиан подражателями монтанистов являются те, которые требуют от представителей Церкви чрезмерно жёстких норм поведения, огульно хулят церковную иерархию и прочих христиан.

Молитвословия

Тропарь святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

глас 3

Да торжествует Церковь Христова/ и да радуется град Москва,/ яко возсия светильник земли Российския,/ во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх,/ егоже молитвами. Господи,/ вся соблазны мира сего и ереси искорени,/ люди во благочестии настави/ и утверди в Православии.

Кондак святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

глас 6

Светильник Церкве Русския/ и пастырь добрый явился еси,/ святителю отче Иове,/ молитвою твоею ко Господу/ храни землю Российскую/ и спаси души наша.

Молитва святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

О преславне отче наш Иове, первенец во Патриарсех Российских и верный исповедниче Христов! Во дни святительства твоего мудро Церковь Российскую пасл еси, люди просвещая и утверждая словом Христовы веры, храмы и обители созидая, таже Церковь Российскую укрепляя от моря до моря и даже до границ Сибирских. Тверд муж и исповедник Православныя веры явился еси, отче, во времена попущения Божия, таже поругание и изгнание подъем, во обители пустынней, идеже и чин иноческий приял еси, душу твою в руце Божий светло предал еси. Не престай, святче Божий, первосвятителю Христов, люди земли твоея укрепляти веру Православную крепко держати и во смирении пребывати. Град стольный Москву сохрани и от нахождения лютых избави. О святителю претихий и премудрый! Сподоби и нас светлости ради жития твоего смиренномудрию поучатися, да тако живуще, мирный конец сподобимся прияти и Царствие Христа Сына Божия получити славными и милостивыми молитвами твоими. Аминь.

Кондак святителя Иова

глас 7

В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Тропарь апостола Иуды

глас 1

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда,/ священно восхваляем, прелесть поправша и веру соблюдша./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Новости по теме

Русский святой Иоанн босой: подвижник, которого предстоит полюбить
Публикации 2 июля 2024
Русский святой Иоанн босой: подвижник, которого предстоит полюбить

Пожалуй, Россия ещё не открыла для себя имя этого святого. Его образа не висят на стене каждой православной квартиры. Житие и чудеса знают далеко не все верующие. Не так много молитв возносится ему в отчаянных ситуациях и нежданных горестях.

В канун Недели четвертой по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе
В канун Недели четвертой по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

1 июля, в канун Недели 4-й по Пятидесятнице, дня памяти святителя Иова, патриарха Московского и всея России (1607), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Святитель Иоанн Шанхайский: русский чудотворец заграницей
Публикации 2 июля 2022
Святитель Иоанн Шанхайский: русский чудотворец заграницей

Невольно удивляешься, впервые знакомясь с житием архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. Он исцелял безнадежно больных, неожиданно появлялся там, где особенно нужна была помощь, говорил слова, смысл которых был понятен порой лишь через несколько лет.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?