11 февраля. Память священномученика Игнатия Богоносца, епископа

5092
Фото

Неделя 36-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107).

Святителя Лаврентия, затворника Печерского, епископа Туровского, в Ближних пещерах (1194). Святителей Герасима (1441—1467), Питирима (1455), Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских. Собор Коми святых. Мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мучеников Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312). Собор Екатеринбургских святых.

Священномучеников Иоанна Гранитова и Леонтия Клименко пресвитеров, Константина Зверева диакона и с ними 5-ти мучеников (1920).

Память епископа Ямпольского и Могилевского Лоллия (Юрьевского), викария Подольской епархии. Выпускник Казанской духовной академии (1901). Скончался на покое в г. Ржеве Тверской обл. 11 февраля 1935 г.

Священномученик Игнатий Богоносец

Ученик апостола Иоанна Богослова, священномученик Игнатий был, по преданию, тем ребенком, обняв которого, Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, носил Его в своем сердце. Святой стал главой Антиохийской Церкви и принял мученичество. В Риме он был брошен на съедение львам посреди цирковой арены. Перед казнью Игнатий громогласно изрек: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрубив сердце, язычники увидели на внутренних его сторонах золотую надпись: «Иисус Христос».

Святитель Лаврентий Туровский

Святитель Лаврентий подвизался в Киево-Печерском монастыре. Ища больших подвигов, он хотел уйти в затвор, однако игумен не дозволил ему, считая такой подвиг весьма трудным и небезопасным в святом Печерском монастыре, где дьявол наиболее строил козни спасающимся отцам. Тогда преподобный перешел в монастырь во имя святого великомученика Димитрия. Здесь, затворившись, он жил в безмолвии и строгом воздержании и не только сам избежал уязвления от духов злобы преисподней, но высокими подвигами молитвы и богомыслия стяжал от Господа дар исцелений и силу изгонять бесов. В 1182 году святой был возведен на Туровскую кафедру. Нетленные мощи святителя Лаврентия почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Евангелие дня

Как христианин призван относиться к представителям иных национальностей и религий? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 15.

21И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Ситуация, которая описана в только что прозвучавшем отрывке, довольно странная. У женщины серьёзная проблема. Её ребёнок жестоко страдает. Она просит Спасителя об исцелении дочери. Однако в ответ не просто молчание, но словно высокомерная насмешка. Ей будто заявляют, что чудеса и милость Бога лишь для Его любимых детей, а она человек второго сорта. Христос даже прямо сравнивает её с дворовым псом. Ведь она язычница. А именно такое представление об иноплеменниках было у иудеев того времени. Однако женщину это не останавливает. Она продолжает идти за Господом, продолжает кричать, просить, молить, она находит, что ответить Ему на обидные слова. Она исполнена такой решимости и так настойчива, что уже и окружающие вступаются за неё. Её горе никого не оставляет равнодушным. И в итоге Христос хвалит её за веру и совершает чудо. Вопрос. Неужели Господь не мог сразу выполнить её просьбу? Зачем был нужен весь этот спектакль? Ведь Спаситель прекрасно знал о её духовном состоянии и внутренней готовности получить просимое.

Это было необходимо для окружающих Спасителя учеников. Ведь они были наполнены теми предрассудками, которые жили в головах их единоплеменников. Они считали, что на полноценное общение с Богом могут рассчитывать лишь правоверные иудеи — потомки Авраама и потому любимые дети Творца. В этом смысле представители других религий и наций не могут называть Бога отцом. Они незаконнорождённые, бастарды, источники нечистоты. С ними нельзя вместе сидеть за столом. Нельзя так просто вступать в разговор. Их лучше обходить, чтобы не оскверниться. Однако одно дело рассуждать так, когда ты в окружении единомышленников и родственников, на своей территории. И чужаки для тебя абстракция. Но всё иначе, когда ты окружён язычниками. Когда ты сталкиваешься с ними лицом к лицу. Когда они становятся для тебя осязаемыми, реальными. Когда ты видишь, что в своём горе и радости они такие же, как ты сам. Из плоти и крови. Тогда в нас начинает говорить голос, который глубже всяких рациональных схем. Это голос человечности. Все мы одной крови. Все мы от Адама. Все мы Божии.

Итак, Христос знает о вере хананеянки. Он изначально милостив к ней. Хочет ей помочь. Но ещё больше Он видит, что в помощи нуждаются Его ученики. Они всё ещё делят мир на своих и чужих. Они всё ещё живут в своих абстрактных схемах, которые для них важнее живых людей. Поэтому ответ Христа женщине «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» можно понять как скрытый призыв к ней потерпеть ради апостолов. Если они просто увидят чудо исцеления, это не принесёт им пользы. Они получат лишь крохи. Господь же хочет, чтобы не только женщина получила исцеление, но и в сердцах апостолов что-то зашевелилось. Чтобы они проснулись и духовно насытились от происходящего. Чтобы они увидели, что милость, прощение и любовь должны жить в их сердце по отношению ко всякому творению Бога.

Это урок и для нас с вами. Христос призывает нас вырваться за пределы виртуального пространства и идти к живым людям. Он призывает нас совершать ради них конкретные дела Евангелия. Лишь так наши сердца наполнятся Его Духом. Лишь так мы познаем одну простую истину: нет в этом мире ни своих, ни чужих. Есть просто дети Божии, которым больно и которые страдают. И всякому я могу оказать снисхождение, милость и любовь.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что такое подвиг? Подвиг — это некое действие, которое требует сверхусилий. Но если бы все сводилось к сверхусилиям, то, наверное, люди нашли бы в своем лексиконе иные слова, которые бы описывали подвиг. Однако слово «подвиг» предполагает движение. Подвиг — не просто перенесение испытаний. Подвиг — это такое сопротивление трудным обстоятельствам жизни, результатом которого становится движение человеческой личности. Мы называем Крест Христов подвигом. Сам Богочеловек совершил подвиг. И не только потому, что Он претерпевал физические страдания, но потому что эти страдания подвигли затем миллионы и миллионы людей к обретению смысла жизни, к достижению целей, которые простираются далеко за пределы обычных человеческих потребностей.

Святитель Афанасий (Сахаров) о неразумном совершении земных поклонов

К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях. Наши богомольцы, как бы совсем забыв, что мы уже не рабы, а искуплённые Кровью Христовою от рабства сыны Божии, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью праздников, ни с содержанием молитвословий. Чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь при заключительном возгласе должно осенить себя крестным знамением и сотворить поясной поклон.

Антихрист

За 3,5 года до Второго Пришествия Христа правителем на всей нашей планете станет Антихрист, еврей из колена Данова (Иер.8:16).

Приставка анти в греческом языке имеет 2 значения — против и вместо. Поэтому А. может означать как любого, кто отвергает Христа, так и конкретного правителя последних времён. Мы читаем в Библии слова Апостола Иоанна, где наименование «антихрист» употребляется в широком значении этого слова: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1Ин.2:22).

Что нам известно об Антихристе?

Ему будет споспешествовать лжепророк, поражающий людей невиданными чудесами;

он родится от блудодеяния, будет воспитан тайно;

имя его нам неизвестно, только число его имени 666;

сатана даст ему свою силу, его власть будет всемирной, можно понимать её как религиозную в сочетании с политической;

будет богохульствовать и требовать себе божеского поклонения и служения;

разошлёт по всей земле лжеапостолов;

произведёт величайшее гонение на христиан, но Церковь устоит, ведь Христос обещал, что и врата ада не одолеют её;

будет править 3,5 года, или 42 месяца, или 1260 дней (столько же продолжалось время земного служения Иисуса Христа);

победит Антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос.

Молитвословия

Тропарь священномученика Игнатия Богоносца

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Игнатие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Игнатия Богоносца

глас 3

Светлых подвиг твоих светоносный день/ предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго:/ Сего бо жаждая от любве насладитися,/ потщался еси от зверей снеден быти,/ сего ради и Богоносец нареклся еси,// Игнатие всемудре.

Молитва священномученику Игнатию Богоносцу

О великий святителю Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны, грешныя, прибегающий к твоему заступлению! Умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша. Ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничто в жизни не возмогло отлучити тя от любве ко Господу: ни лестныя обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки, ты с радостию предстал пред зверьми на смерть лютую и, яко Ангел, возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго, и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем у Господа, испроси нам благоденственное и мирное житие, здравие, и спасение, и во всем благопоспешение, на враги же победу и одоление, да осенит Он, Милосердый, Своею благодатию и да охранит нас на всех путях святыми Своими Ангелами. Помогай нам святыми своими молитвами ко Всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней. Буди нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь святителя Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах

глас 8

Всеблаженне Лаврентие, / затворивый себе Господа ради в месте тесне / и в нем многа лета трудолюбне поживый, / молися о нас ко Господу, / яко да и мы от всякаго греха чувства затворше, / получим отверзение дверей милости Господни в День судный.

Кондак святителя Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах

глас 6

Усердие Лавре Печерстей желая от чудес прославления,/ себе же самаго смиряя,/ отреклся еси онаго,/ бедне диаволом мучима, исцелити,/ отслав его ко пещере,/ идеже он исцелившися,/ блаженне Лаврентие,/ прослави с тобою Господа,/ прославляющаго святых Своих.

Новости по теме

В день памяти святого Игнатия Богоносца митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанско-Богородицком монастыре В день памяти святого Игнатия Богоносца митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанско-Богородицком монастыре

11 февраля, в день перенесения мощей священномученика Игнатия Богоносца, праздник Собора Екатеринбургских святых, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Священномученик Игнатий Богоносец (107 г.)
Жития святых 11 февраля 2017
Священномученик Игнатий Богоносец (107 г.)

Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.