Церковный календарь

25 сентября. Память преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 сентября. Память преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца

15-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 12 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Рождества Пресвятой БогородицыСвященномученика Автонома, епископа Италийского (313). Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (1704). Преподобного Вассиана Тиксненского (1624). Мученика Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мученика Феодора Александрийского. Священномученика Корнута, епископа Никомидийского (Иконийского) (249–259).

Священномучеников Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мученика Алексия Ворошина (1937).

Священномученик Автоном, епископ Италийский

Священномученик Автоном был епископом в Италии. Во время гонений императора Диоклетиана (284–305) святитель оставил свою страну и поселился в Вифинии, в местечке Сорея, у страннолюбца Корнилия. Святой с ревностью совершал своё апостольское служение и обратил ко Христу столько язычников, что образовалась большая церковь, для которой он освятил храм во имя Архистратига Михаила и рукоположил пресвитером Корнилия. С проповедью о Христе святой также посетил Ликаонию и Исаврию. Диоклетиан повелел схватить Автонома, но тот удалился в Клавдиополь. Возвратившись в Сорею, святитель рукоположил Корнилия во епископа и после проповеди в Асии отправился искоренять язычество в местечко Лимны, близ Сореи. Однажды новообращённые им местные христиане разрушили идольское капище. Язычники решили отомстить им и, выбрав момент, когда епископ Автоном служил Божественную Литургию, напали на храм Архистратига Михаила и после истязаний убили святого, обагрив алтарь церкви его мученической кровью.

Преподобный Афанасий Высоцкий

Сын новгородского священника Афанасий поступил в обитель преподобного Сергия Радонежского и стал его любимым учеником. В 1374 году вместе с преподобным он пришел в Серпухов и основал Зачатьевский монастырь на высоком берегу реки Нары (отсюда название Высоцкий), став его первым игуменом. Помимо молитвы любимым занятием Афанасия было переписывание книг. Назначив своим преемником Афанасия (Младшего), он отправился в Константинополь и поселился в Студийском монастыре. Здесь Афанасий предался священнобезмолвию, а также переводу с греческого языка и переписыванию церковных книг, которые он затем отправлял на Русь. В частности, Афанасий переписал знаменитый Устав преподобного Саввы Освященного (известный на Руси под названием «Око Церковное»), который и сегодня используется в Православной Церкви.

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Праведный Симеон Верхотурский — дворянин, добровольно избравший смиренную жизнь бедняка в уральском селе Меркушино. В 1642 году он скончался и был похоронен на кладбище при церкви Архангела Михаила. На могиле святого совершалось множество исцелений. 12 сентября 1704 года его нетленные мощи были перенесены из Меркушина в Николаевский монастырь города Верхотурье торжественным крестным ходом, вслед за которым полз на коленях хромой юродивый Косьма. Выбиваясь из сил, он кричал святому: «Брате Симеоне, давай отдохн`м!» — и, пока Косьма отдыхал, никто не мог сдвинуть гроб святого. На местах остановок впоследствии были воздвигнуты храмы и часовни. Для того чтобы вместить огромное число паломников, в монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, в который 27 мая 1914 года перенесли мощи святого.

Священное Писание

Гал., 207 зач., III, 15-22

15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Мк., 23 зач., VI, 7-13

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12 Они пошли и проповедовали покаяние; 13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 6, 30-45

«И бежали туда пешие из всех городов… и собрались к Нему», — это в пустыню Вифсаидскую, где совершено чудное насыщение пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами. Что же влекло народ к Господу? Сочувствие к Божественному. Божество Господа, сокрытое под покровом человеческого естества, являет себя в слове, деле, взоре и во всем, что видно было в Господе. Проявления Божества пробуждали сокрытое в сердце чувство Божества и через него влекли к Господу. Удержать такое движение никто не властен, не только сторонний, но и сам чувствующий его, потому что оно глубже и сильнее всяких других движений. То же Божественное, проявляемое потом Спасителем, влекло к Нему людей всякого языка, иже под небесем. То же действовалось во всей истории Церкви и действуется до сих пор. Малый след Божественного влечет к себе. Что же следует из этого повсюдного и всевременного опыта стремлений нашего духа к Божественному? То, что Божественное, что сверхъестественное, что и Божество, источник его. Это стремление лежит в основе нашего духа и составляет его природу, как это может всякий видеть из умовых, эстетических и деятельных забот наших. Но в природе не может быть лжи и обмана; следовательно, нет их и в этом стремлении к Божеству. Отсюда выходит, что Бог и Божественное есть, и что естественники, отвергающие сверхъестественное, идут против естества духа человеческого.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Кафедральный собор не может быть на задворках, он не может быть где-то вдали от людей, — он должен быть лицом города. Но мы строим храмы не для того, чтобы они лишь украшали города и села, являя образцы высокого вкуса и стиля, создавая эстетически красивую среду. Мы строим храмы для того, чтобы они становились духовными символами, средоточием духовной силы народа. Так и происходит, потому что именно в храмах Божиих люди молятся так, как нигде больше, потому что мы здесь все как один человек, как одна община возносим молитвы Господу, и Он слышит наши общие молитвы, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Софроний (Сахаров) о промысле Божием

Участие Бога в нашей личной жизни мы именуем промыслом. Сей промысл вовсе не подобен языческому року. В некоторые решительные моменты мы действительно сами выбираем из представляющегося возможным. Когда пред нами открываются различные пути, то мы должны решительно двинуться к последнему искомому нами Благу. В таких случаях особенно ярко проявляется наша духовная свобода. Более часто, к сожалению, люди руководствуются временными побуждениями, уклоняясь от указанного Богом пути в Царство Света. Так человек впадает в круг обманчивых страстей, мешающих ему узреть желанную зарю. При всяком выборе все же неизбежны страдания и жертвы. И когда мы избираем волю Божию, то всякая жертва уподобляет нас Христу: «Отче! о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

Молитвословия

Кондак священномученика Автонома

глас 2

Божественная премудре, непорочне тайноводил еси,/ жертва приятная был еси Богоблаженне:/ Христову бо пил еси Чашу преславне,/ светильниче всемирный,/ моля непрестанно о всех нас.

Тропарь на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Кондак на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Теги:
Священномученик Автоном Италийский
преподобный Афанасий Высоцкий
праведный Симеон Верхотурский
православный календарь

Все публикации