10 февраля. Память преподобного Ефрема Сирина

6419
Фото

Седмица сплошная

В этот день совершается память:

Преподобного Ефрема Сирина (373—379). Преподобного Феодосия Тотемского (1568). Святителя Ефрема, митрополита Казанского (1613) (местночтимый).

Преподобного Ефрема Новоторжского (1053). Преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского (ок. 1098). Преподобного Палладия пустынника (IV). Преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского (VII).

Святого Феодора Богоявленского исповедника, пресвитера (1933); священномучеников Игнатия, епископа Скопинского, Владимира Пищулина пресвитера и преподобномученика Варфоломея Ратных, мученицы Ольги Евдокимовой (1938); преподобного Леонтия Стасевича исповедника (1972).

Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери.

Преподобный Ефрем Сирин

В юности преподобный Ефрем Сирин обладал раздражительным характером, часто ссорился. Но однажды он был несправедливо обвинен в краже овец и посажен в темницу. В узах Ефрем услышал во сне голос, призывавший к покаянию, и вскоре был оправдан. Тогда-то в нем и пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником, а затем — учеником святого епископа Иакова, известного аскета. Ефрем оставил немало трудов, а главное его наследие — покаянная молитва, читаемая Великим Постом: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного!»

Святитель Ефрем, митрополит Казанский

Святитель Ефрем (Хвостов) возглавлял Казанскую епархию в сане митрополита Казанского и Свияжского с июля 1606 по 26 декабря 1613 гг. Местоблюститель Московского патриаршего престола (1612-1613), венчал на царство первого государя из династии Романовых Михаила Феодоровича. Скончался 26 декабря 1613 г., был погребен в «пещерке» за алтарем Преображенского собора Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля. С 1995 г. мощи находятся в Петропавловском соборе г. Казани. Местночтимый святой в Соборе Казанских святых. Память совершается в день тезоименитства святителя.

Евангелие дня

На протяжении всех двух тысяч лет своего существования христианство регулярно переживает гонения. Инициаторы преследований могут меняться, но в корне их действий лежит одно и то же чувство — ненависть. Ко Христу и Его учению. О том и говорит нам отрывок из 13-й главы Евангелия от Марка, что читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 13.

09Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.

10И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

11Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

12Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

13И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Прозвучавшее предостережение Спасителя не может не устрашать. Христос предупреждает Своих учеников-апостолов, а вместе с ними и нас, что принадлежность к Церкви предполагает не только огромную радость, но и безусловную стойкость перед лицом испытаний. В словах Христа соединяются два временных слоя. Он говорит и о ближайшем, и о далёком будущем. В отношении недалёких от времен Спасителя событий мы уже можем сделать определённые выводы. Действительно, вскоре после смерти и воскресения Христова Его учеников начали преследовать. Сначала иудеи, затем язычники. По разным, казалось бы, причинам.

Первые — потому что считали христиан предателями веры и национальных принципов. Вторая категория гонителей преследовала Церковь из-за того, что видела в христианах государственных преступников, не желающих соблюдать культ императора. Но, повторюсь, в корне гонений с обеих сторон лежала ненависть ко Христу и Его учению, которое оказывало и оказывает на человека совершенно особое воздействие. Оно (это воздействие) состоит не только в том, о чём мы слышали в прозвучавшем чтении. Благодать Божия действительно открыто, осязаемо проявляла и проявляет себя через верных Христу. Мученики веры вдохновенно и смело свидетельствовали о своих убеждениях перед лицом гонителей. И речь не о каком-то безумном фанатизме, а о предельной преданности убеждениям, освящённым жертвенной любовью Сына Божьего к людям.

Но имелась в действии благодати и ещё одна раздражавшая врагов Церкви деталь. Благодать давала свободу христианам быть не такими, как все. Прошу понять корректно. Речь не о сектантском самопревозношении, не о тайной гордости, а о здоровой смелости считаться, так сказать, «белой» вороной. То есть — не быть, как все. Скромно, даже кротко не соглашаться на предательство совести, на лукавство и пороки. В том числе — коллективные. В корне стремлений гонителей, их мотивацией было, прежде всего, желание принудить, заставить христиан запачкаться в нравственном смысле, предать и Бога, и себя. Условно говоря — стать, как все.

Выше отмечалось, что в словах Христа соединились два временных слоя. Гонения эпохи древней Церкви были тогдашними христианами — апостолами и их ближайшими преемниками — с Божьей помощью преодолены. Но впоследствии волны испытаний неоднократно на Церковь накатывали. А самый большой шторм ожидает её впереди — в период последних времён. Но как в отношении уже прошедших испытаний, так и в отношении гонений будущих — слова Христовы не теряют своего значения: «претерпевший же до конца спасётся». И победа всё равно будет за правдой — правдой Божией.

У нас, жителей современной России, тому есть осязаемое доказательство. 70 лет православное христианство в нашей стране системно изживалось. Но где теперь те гонители? Потому перед лицом любых испытаний — личных и общественных — будем хранить надежду, будем просить Бога об укреплении и помнить ещё одни, очень важные слова Христовы: «Созижду Церковь, и врата ада не одолеют Её».

священник Антоний Борисов // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня никто не может сказать, что Отечество наше — это духовно выжженная пустыня, не имеющая никаких признаков религиозной жизни… Сегодня возвращается Святая Русь. Может быть, мы еще не можем говорить об этом в превосходной степени, как хотелось бы, но духовное возрождение нашего народа совершенно очевидно. И объяснить это только нашими с вами трудами, убедительностью наших слов невозможно. Вообще трудно убедить сегодня людей, имеющих рациональный взгляд на почти все, что их окружает. Поэтому возрождение веры есть несомненное явление силы благодати Божией по молитвам новомучеников и исповедников Церкви нашей.

О каждении в храме

Каждение — неотъемлемая часть церковного богослужения. В новозаветное богослужение практика каждений перешла из Ветхого Завета. Согласно повелению Божию, в ветхозаветной скинии каждение должно было совершаться утром и вечером (Исх. 30:7—8). Во время совершения Моисеем каждения золотого жертвенника «облако покрыло скинию и слава Божия наполнила её» (Исх. 40:27, 34). Первый смысл каждения — это знак освящающей всех благодати Божией. Второй: каждение перед иконами — это воздание особой чести святым, изображённым на них. Поскольку же каждение икон совершается одновременно с каждением народа, то этим «выражается единство Церкви небесной и земной» (праведный Иоанн Кронштадтский).

Откровение апостола Иоанна Богослова даёт нам образ небесного богослужения, во время которого Ангел каждением доносит молитвы святых до Престола Божия: «И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред Престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3—4). В свете этого видения каждение понимается как зримый образ молитвы, восходящей к Богу.

Каждение — это также символ жертвы Богу, на что указывает молитва, читаемая священником в конце проскомидии, когда диакон подходит с кадилом для благословения: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа».

Жизнь будущего века

Вспомним последний член (предложение) Символа веры: [Чаю (ожидаю)] «... жизни будущаго века».

Согласно Божественному Откровению история мира в определённый Богом момент времени закончится: (1) непродолжительным воцарением Антихриста, (2) Вторым пришествием Христа, (3) Всеобщим воскресением мертвых, (4) Страшным Судом и (5) преображением мира.

Последняя книга Библии называется — Откровение Иоанна Богослова. По-гречески откровение произносится как апокалипсис. Чьё это откровение? «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр.1:1). Здесь говорится о последних судьбах мира, но понимать эту книгу без обращения к святоотеческому толкованию крайне сложно, вся она проникнута символами и образами.

У христианина есть три дня рождения: физическое, духовное (в Крещении) и день смерти в этом мире. Неслучайно дни памяти святых — это, главным образом, дни их смерти, дни рождения в блаженную жизнь вечную.

Молитвословия

Тропарь преподобного Ефрема Сирина

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрема Сирина

глас 2

Час присно провидя Суда,/ рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобне./ Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского

глас 1

Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Ефрема Новоторжского

глас 8

Яко Богоявленная Российская звезда,/ днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме./ Тем не престай моляся о стаде своем,/ сохраняли отечество твое, град же и люди,/ иже тебе верою почитающих/ и к честным мощем твоим усердно притекающих,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Богомудре Ефреме, отче наш.

Тропарь преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского

глас 8

Духом горя путешествия к святым местом, / странствовал еси в Греческую землю, / святителю Ефреме, / отнюдуже со многою пользою возвращаяся, / устав святаго Студийскаго монастыря списав, / аки некий многочестен дар, семо принесл еси, / имже и днесь Церковь Российская управляема / славит тебе, истиннаго о ней промысленника.

Кондак преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского

глас 8

Церкви Православной Российской по желанию Бргоноснаго Феодосия устав Студийский принесшаго,/ во святйтелех же светло просиявшаго/ и стадо свое добре упасшаго,/ восхваляем тя, Ефреме,/ яко молящася Господеви о всех нас.

Тропарь преподобного Феодосия Тотемского

глас 1

От юности, преподобне Феодосие, / желание твое ко Христу Богу вперил еси, / егоже ради град и отечество оставль / и славу суетную, яко прах вменив, / последовал еси преподобному Димитрию / и обители его сожитель был еси, / преселився ко граду Тотьме / и в междоречие вселився, / постом и бдением, и власяным одеянием, / и веригами тело твое удручил еси. / Сего ради Бог, видев твоя труды, / по преставлении твоем чудесы обогати тя: / бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, / от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак преподобного Феодосия Тотемского

глас 8

Воздержанием плоть изнурил еси/ и непрестанными молитвами, яко Ангел, возвысился еси,/ струями же слезными бесовския полки погрузил еси./ И ныне во Свете невечернем ликуеши у Христа Бога/ и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши,/ верою вопиющим тебе:/ радуйся, отче Феодосие Богомудре.

Новости по теме

Святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский Святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский

На кафедре: с июля 1606 года по 26 декабря 1613 года

Святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский Святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский

На кафедре: с июля 1606 года по 26 декабря 1613 года

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском
Публикации 10 февраля 2024
Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

Свидетельство молитвенной помощи митрополита Казанского и Свияжского Ефрема
Публикации 10 февраля 2023
Свидетельство молитвенной помощи митрополита Казанского и Свияжского Ефрема

10 февраля, в день памяти преподобного Ефрема Сирина (373–379), совершается память митрополита Казанского и Свияжского Ефрема. Предлагаем вашему вниманию свидетельство жительницы города Улан-Удэ Раисы о молитвенной помощи казанского архипастыря.