Церковный календарь

10 февраля. Память преподобного Ефрема Сирина

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 февраля. Память преподобного Ефрема Сирина

36-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 28 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Ефрема Сирина (373–379). Преподобного Феодосия Тотемского (1568).

Преподобного Ефрема Новоторжского (1053). Преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского (ок. 1098). Преподобного Палладия пустынника (IV). Преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского (VII).

Святого Феодора Богоявленского исповедника, пресвитера (1933); священномучеников Игнатия, епископа Скопинского, Владимира Пищулина пресвитера и преподобномученика Варфоломея Ратных, мученицы Ольги Евдокимовой (1938); преподобного Леонтия Стасевича исповедника (1972).

Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери.

Преподобный Ефрем Сирин

В юности преподобный Ефрем Сирин обладал раздражительным характером, часто ссорился. Но однажды он был несправедливо обвинен в краже овец и посажен в темницу. В узах Ефрем услышал во сне голос, призывавший к покаянию, и вскоре был оправдан. Тогда-то в нем и пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником, а затем — учеником святого епископа Иакова, известного аскета. Ефрем оставил немало трудов, а главное его наследие — покаянная молитва, читаемая Великим Постом: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного!»

Священное Писание

Иак., 55 зач., III, 11 — IV, 6

11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Глава 4

1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не про́сите.

3 Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?

6 Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Мк., 51 зач., XI, 23-26

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,— будет ему, что ни скажет.

24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,— и будет вам.

25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня никто не может сказать, что Отечество наше — это духовно выжженная пустыня, не имеющая никаких признаков религиозной жизни… Сегодня возвращается Святая Русь. Может быть, мы еще не можем говорить об этом в превосходной степени, как хотелось бы, но духовное возрождение нашего народа совершенно очевидно. И объяснить это только нашими с вами трудами, убедительностью наших слов невозможно. Вообще трудно убедить сегодня людей, имеющих рациональный взгляд на почти все, что их окружает. Поэтому возрождение веры есть несомненное явление силы благодати Божией по молитвам новомучеников и исповедников Церкви нашей.

О каждении в храме

Каждение — неотъемлемая часть церковного богослужения. В новозаветное богослужение практика каждений перешла из Ветхого Завета. Согласно повелению Божию, в ветхозаветной скинии каждение должно было совершаться утром и вечером (Исх. 30:7–8). Во время совершения Моисеем каждения золотого жертвенника «облако покрыло скинию и слава Божия наполнила её» (Исх. 40:27, 34). Первый смысл каждения — это знак освящающей всех благодати Божией. Второй: каждение перед иконами — это воздание особой чести святым, изображённым на них. Поскольку же каждение икон совершается одновременно с каждением народа, то этим «выражается единство Церкви небесной и земной» (праведный Иоанн Кронштадтский).

Откровение апостола Иоанна Богослова даёт нам образ небесного богослужения, во время которого Ангел каждением доносит молитвы святых до Престола Божия: «И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред Престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3–4). В свете этого видения каждение понимается как зримый образ молитвы, восходящей к Богу.

Каждение — это также символ жертвы Богу, на что указывает молитва, читаемая священником в конце проскомидии, когда диакон подходит с кадилом для благословения: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа».

Жизнь будущего века

Вспомним последний член (предложение) Символа веры: [Чаю (ожидаю)] «... жизни будущаго века».

Согласно Божественному Откровению история мира в определённый Богом момент времени закончится: (1) непродолжительным воцарением Антихриста, (2) Вторым пришествием Христа, (3) Всеобщим воскресением мертвых, (4) Страшным Судом и (5) преображением мира.

Последняя книга Библии называется — Откровение Иоанна Богослова. По-гречески откровение произносится как апокалипсис. Чьё это откровение? «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр.1:1). Здесь говорится о последних судьбах мира, но понимать эту книгу без обращения к святоотеческому толкованию крайне сложно, вся она проникнута символами и образами.

У христианина есть три дня рождения: физическое, духовное (в Крещении) и день смерти в этом мире. Неслучайно дни памяти святых — это, главным образом, дни их смерти, дни рождения в блаженную жизнь вечную.

Молитвословия

Тропарь преподобного Ефрема Сирина

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрема Сирина

глас 2

Час присно провидя Суда,/ рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобне./ Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского

глас 1

Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Ефрема Новоторжского

глас 8

Яко Богоявленная Российская звезда,/ днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме./ Тем не престай моляся о стаде своем,/ сохраняли отечество твое, град же и люди,/ иже тебе верою почитающих/ и к честным мощем твоим усердно притекающих,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Богомудре Ефреме, отче наш.

Тропарь преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского

глас 8

Духом горя путешествия к святым местом, / странствовал еси в Греческую землю, / святителю Ефреме, / отнюдуже со многою пользою возвращаяся, / устав святаго Студийскаго монастыря списав, / аки некий многочестен дар, семо принесл еси, / имже и днесь Церковь Российская управляема / славит тебе, истиннаго о ней промысленника.

Кондак преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского

глас 8

Церкви Православной Российской по желанию Бргоноснаго Феодосия устав Студийский принесшаго,/ во святйтелех же светло просиявшаго/ и стадо свое добре упасшаго,/ восхваляем тя, Ефреме,/ яко молящася Господеви о всех нас.

Тропарь преподобного Феодосия Тотемского

глас 1

От юности, преподобне Феодосие, / желание твое ко Христу Богу вперил еси, / егоже ради град и отечество оставль / и славу суетную, яко прах вменив, / последовал еси преподобному Димитрию / и обители его сожитель был еси, / преселився ко граду Тотьме / и в междоречие вселився, / постом и бдением, и власяным одеянием, / и веригами тело твое удручил еси. / Сего ради Бог, видев твоя труды, / по преставлении твоем чудесы обогати тя: / бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, / от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак преподобного Феодосия Тотемского

глас 8

Воздержанием плоть изнурил еси/ и непрестанными молитвами, яко Ангел, возвысился еси,/ струями же слезными бесовския полки погрузил еси./ И ныне во Свете невечернем ликуеши у Христа Бога/ и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши,/ верою вопиющим тебе:/ радуйся, отче Феодосие Богомудре.

Теги:
преподобный Ефрем Сирин
православный календарь

Все публикации