«Храм Божий есть пристань тихая и надежная»

2301
Фото

Поучение клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы города Казани протоиерея Стефана Адоратского, произнесенное в день памяти святителя Тихона, епископа Амафунтского в 1881 году. Один из престолов Покровской церкви был освящен в честь чествуемого 29 июня (по н.ст.) святого угодника Божия.

Святая Церковь собрала нас ныне возвеличить в песнях и пениях священных святителя Тихона, епископа Амафунтского, в день его блаженной кончины, которая соделалась для него восходом от жизни временной к жизни вечно блаженной. И вы, оставив на время суеты и попечения житейские, пришли в храм, посвященный имени его, насладиться святыней Господней, напитать душу пениями и песнями духовными, насытить сердце молитвой и поучением в слове Божием, обновиться животворной благодатью Божией во всем существе своем и исполниться небесной радостью и веселием Божественным. Таково всегда пришествие в святой храм для сердец, жаждущих обновления, освящения и радования о Господе, для душ, влекущихся к Богу и неуклонно стремящихся к своему горнему назначению. Святой псалмопевец именует блаженными пребывающих в доме Господнем, которые непрестанно хвалят Господа (Пс. 83, 5), к Нему возносятся в молитвах и молениях, пред Ним изливают сердца свои (Пс. 61, 9), Ему всегда приносят благодарение за все Его неизреченные милости и щедроты, и всего от Него ожидают и надеются, в Нем полагают все свое упование. И таких человеков сила в Боге, по слову того же святого псалмопевца (Пс. 83, 67), и у них всегда в сердце шествие ко храму, и они, проходя долиною плача, превращают ее в источники благодатного утешения и радования о Господе и благодать Божественная изливается на них всеми благословениями.

Вот, братия, первый урок нам в настоящем нашем праздничном собрании — любить храм Божий, одного просить у Господа со святым псалмопевцем, — того только искать, чтобы пребывать в доме Господнем во все дни жизни нашей, созерцать красоту Господню и рано посещать святой храм Его (Пс. 26, 4).

Храм Божий для нас, обуреваемых житейскими напастями, погружаемых иногда во глубину зол и бед и ратуемых от врага спасения, который, по слову святого апостола Петра, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотит (1Пет. 5, 8), — для нас, говорю, храм Божий есть пристань тихая и надежная. Здесь мы защищены от всех житейских бурь. А какие неукротимые бури бывают на море житейском! Плавающие в молве житейских попечений часто кружатся и шатаются, как пьяные, по изречению Писания, душа их истаевает в бедствии, вся мудрость их исчезает; но вот они взывают ко Господу в скорби своей и Господь всеблагий и премилосердый выводит их из бедствия их, Он превращает бурю в тишину, и умолкают волны их, веселятся бедствовавшие, когда утихают волны и Господь приводит их в желаемую ими пристань (Пс., 106. 27—30). Так изображается состояние бедствия и избавление от оного в слове Божием! Кто из нас не испытал в жизни сам скорбей и болезней, нужд и напастей? Будем же всегда влечься в святой храм в день бедствия, когда мы бываем все смятены среди бурных тревог жизни; покров скинии Господней всегда прикроет, успокоит нас, водворит в душах тишину Божественную.

И не в день только бедствия, горя, и напасти станем прибегать в храм Божий. Храм Божий для нас есть и дом молитвы, и училище веры и благочестия. Здесь душам, исполненным веры и любви Божественной, преподаются все высочайшие и святейшие истины веры и спасения, открываются неизреченные и непостижимые тайны вечных судеб Божиих, в которые желают проникнуть и Ангелы, здесь открывается многоразличная премудрость Божия, в тайне сокровенная, с проповеданием которой Церковь, то есть мы — верующие, являемся в самых небесах, по слову святого апостола (Еф. 3. 10). Здесь Церковь представляет нам святейшую жизнь Господа, как образец для нашей жизни. В памяти святых Божиих воспеваемая их богоугодная жизнь преподает нам наставления и руководства для нашей жизни и деятельности; их благодатные дарования и причастие вечной славы влекут наши души от пристрастий земных к Божественной любви и к подражанию их добродетелям и подвигу жизни (1Тим. 1, 12), которые и нас введут в участие славы и вечной радости святых Божиих.

После этого как нам не желать частого посещения храма Господня? Один день, проведенный в храме Божием, лучше тысячи, приводимых в суетах житейских. Ученики каждого училища ежедневно посещают свое училище, и в домах своих продолжают те занятия, к которым руководствуют их наставники; так и нам необходимо посещать сколько можно чаще храм Божий, и в домах своих не оставлять молитвенного подвига и поучения слову Божию. Посмотрите на занимающихся науками и художествами, на всех ремесленников и рабочих людей, — они все изо дня в день заняты своим делом, ремеслом, художеством; так и нам надобно быть занятыми своим делом. Наше дело и занятие служить и благоугождать Богу, расти возрастом Божиим (Кол. 2, 19), восходя от силы в силу, от совершенства к совершенству, во всем поступать достойно Бога, во всем угождать Ему, принося плод во всяком благом деле и возрастая в познании Его. Слово Христово да вселяется в нас обильно со всякой премудростью, по заповеди апостола Господня (Кол. 3, 10). Нам, как избранным Божиим, святым и возлюбленным, необходимо облечься, по заповеди апостола Господня, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость долготерпение, более же всего облечься в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах наших мир Божий (Кол. 2, 12-15).

Видите, братие, как многое требуется от нас и требуется по праву, потому что нам многое дано. Господь Спаситель Сам сказал: от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). А нам, братия, много дано. О, как много дано нам! Нам дано быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). Возлюбленный ученик и апостол Господень Иоанн говорит: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1Ин. 3, 1). Нам дарованы великие и драгоценные обетования, дабы мы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Пет. 1, 4), и даровано нам от Божественной силы Господа и Спасителя нашего все потребное для жизни и благочестия, посему нам и надлежит упражнять себя в благочестии (1 Тим. 4, 7), изо дня в день пребывать в подвиге веры, совершая святыню в страхи Божием, со дня на день умудряться во спасение, полагая восхождение к Богу в сердцах наших, стремясь к цели — к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил.. 3. 14).

И неужели мы все это будем ни во что ставить, и станем пренебрегать неоцененными дарами благодати и бесконечной любви Божией, ниспосланными и ниспосылаемыми нам от престола Божия? Убоимся, братия, участи лукавого и ленивого раба, изображаемого в притче Евангельской, и постараемся ревновать рабу доброму и верному, потрудившемуся в благоугождении Богу, умножившему данные ему таланты и вошедшему в радость Господа своего. О, какая это чудная и неизреченная радость, которою Господь исполняет сердца избранных своих, любящих Его и служащих Ему, которые идут степенями добродетелей христианских к богоподобному совершенству, вспомоществуемые благодатью Божественной, и пользуясь всеми богодарованными средствами к своему обновлению и освящению, восходя от совершенства к совершенству, становясь все ближе и ближе к Господу Богу, доколе не соединятся в один дух к Ним (1Кор. 6, 17).

Вот сколько спасительных наставлений, внушений и советов духовной мудрости принес нам настоящий праздничный день. А советы и внушения духовной мудрости как окрыляют душу, будят нас из дремоты лености и нерадения о своем вечном благе, пробуждают и воспламеняют в нас святую ревность и усердие ко всему Святому и Божественному.

Обещали бы мы чаще беседовать с вами здесь пред престолом благодати о путях Божиих, которыми нам непременно следует ходить, чтобы достигнуть своего горнего назначения, обещали бы чаще беседовать с вами, — это и наша священнейшая обязанность. Но что наши человеческие обещания? Как часто они остаются неисполненными при всем желании и заботе. Разве вы помолитесь и по молитвам святителя Тихона Господь дарует нам силы и разум совершить дело (2Тим. 4. 5) благовестника ревностно, неутомимо, неослабно, во еже утвердити сердца ваши непорочны во святыни пред Богом и Отцем нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь (1Сол. 3, 13).

Источник: «Известия по Казанской епархии». — 1881 г. — №13. — с. 326-329

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»