Неделя 20-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Мучеников Карпа, епископа Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мученицы Агафоники (ок. 251).
Преподобного Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мученика Флорентия (I—II). Мученика Вениамина диакона (421—424). Преподобного Никиты исповедника (ок. 838). Святителя Мелетия, патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда великомученицы Златы (Хрисы) в Скопье (1912).
Священномучеников Иннокентия Кикина и Николая Ермолова пресвитеров (1937). Обретение мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1993).
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).
Иверская икона Божией Матери
В разгар иконоборческой ереси (IX век) к благочестивой вдове, жившей близ Никеи, пришли ревнители-иконоборцы, и один воин ударил икону мечом. Из пораженного места потекла кровь. Желая сохранить святой образ, вдова дала воинам денег и ночью опустила икону на воду, и та в скором времени приплыла к Афону, где и хранится по сей день. В XVII веке от паломников стало известно об этом чудотворном образе, и будущий Патриарх Никон обратился к афонской братии с просьбой прислать список с нее. Через год, 13/26 октября 1648 года, список иконы прибыл в Москву. Святой образ торжественно встречали москвичи. В 1669 году список с этого образа установили в часовне у Воскресенских ворот Китай-города, где икона в последующие столетия прославилась многими чудесами, особенно исцелениями больных.
Великомученица Злата
Святая Злата жила во времена мусульманского владычества в болгарском селе Слатина и происходила из бедной христианской семьи. Красота девушки привлекла внимание турка, который похитил её и склонял перейти в ислам, обещая на ней жениться. Когда Злата отказалась, турецкие женщины и близкие родственники убеждали её изменить веру. Но мольбы родителей не поколебали девушку, и тогда турки подвергли святую страшным истязаниям: три месяца ежедневно избивали палками, вырезали из её кожи ремни, развешивая их перед ней, прижигали лицо раскалённой кочергой. В селе находился духовный отец мученицы, протоигумен афонского монастыря Тимофей, которому Злата передала просьбу помолиться за неё, он и стал свидетелем её мученической смерти. После жестоких истязаний турки повесили Злату на дереве и изрубили саблями.
Преподобный Никита Исповедник
Преподобный Никита Исповедник во время царствования императрицы Ирины (797—802 гг.) и ее сына Константина находился при их дворе. Отказавшись от всех званий и почестей, он решил постричься в иноки, но по просьбе императора не удалился в пустыню, а остался в столичном монастыре. Когда императорский престол занял иконоборец Феофил, прп. Никита за обличение ереси был изгнан. Скончался он в возрасте 75 лет около 838 года. При жизни и после смерти святой совершил много чудес.
Седмиезерная икона Божией Матери
В средине семнадцатого века в Казани начался мор, уничтоживший почти все население города. Люди обратились к Божией Матери: молились перед Ее образом, который хранился в Седмиезерной пустыни. Крестным ходом икону перенесли из монастыря в город, после чего эпидемия прекратилась. Целый год почитаемая святыня находилась в Казани, затем ее вернули в пустынь. Приблизительно через сто лет эпидемия повторилась. Тогда жители Казани снова обратились к Царице Небесной, Которая отвела от города беду. Ныне Седмиезерная икона Пресвятой Богородицы является одной из главных святынь Казанской епархии и хранится в Петропавловском соборе столицы Татарстана.
Чудо от Седмиезерной иконы Божией Матери
Почитание Седмиезерной иконы Божией Матери связано с памятью преподобного Гавриила (Зырянова), старца Спасо-Елеазаровой пустыни. Когда святой был духовником братии Седмиезерной Богородичной пустыни, он участвовал в крестных ходах с главной святыней обители, Седмиезерной иконой Божией Матери, и совершал перед ней множество молебнов в окрестных сёлах. Однажды, во время крестного хода в одном из сёл Мамадышского уезда, он стал свидетелем чуда. Когда молебен подходил к концу, он взял в руки чудотворную икону, вознёс её над головой, чтобы благословить народ, и увидел, что все упали на колени и взывали: «Господи, помилуй! Богородица, спаси нас! Не оставляй нас!» Сам преподобный видел только, что воздух вокруг иконы словно порозовел. После он узнал, что во время чтения молитвы икона стала мерцать и сиять, вокруг неё образовался сияющий венец, постепенно охвативший всю икону и руки преподобного Гавриила, так что от яркого света не было ничего видно. Впоследствии на месте этого явления возвели храм.
Евангелие дня
Нередко Евангелие, говоря о проповеди Спасителя, делает особый акцент на силе Его слова. О какой же силе идёт речь и какую пользу из этого мы могли бы извлечь для самих себя? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 8.
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Отрывок, который только что прозвучал, является прекрасной иллюстрацией того, какой огромной силой может обладать слово. Оно может прожигать до самого сердца и в корне менять человеческую жизнь. Однако для того, чтобы это произошло, необходимы два важных условия.
Наша жизнь нередко проходит на фоне бесконечного потока письменной и устной речи. Это целый вал слов. И нередко они пустые и бессмысленные. Почему же? Не потому, что не содержат в себе полезной информации. Согласитесь, информация о том, как повыгодней продать недвижимость, очень даже полезная; путеводитель по местам развлечения в столице тоже может пригодиться; а уж сколько пользы можно извлечь, просто посидев на лавочке около подъезда и пообщавшись с соседями. Но какое значение всё это имеет с точки зрения преображения моей жизни? Зачастую никакого. И даже напротив. Нередко именно этот информационный шум формирует ту негативную атмосферу тревоги, беспокойства, раздражительности, страха и претензий к людям, из которой мы не можем выбраться и вязнем в ней, как в болоте, всё глубже и глубже. Слово, которое влечёт за собой коренные изменения, должно быть наполнено Духом Божиим. И это первое важное условие. Такое слово не о том, как лучше устроиться в этом мире. Не о том, как быть умнее, быстрее, компетентнее окружающих, чтобы занять своё место под солнцем и покомфортней организовать свой быт и быт своих близких. Это не о том, как получить. Это, скорее, о том, как, если потребуется, потерять всё, что у меня есть, но найти себя в этом хаосе жизненных обстоятельств и событий. Как раскрыть в своём сердце Царство Божие. Увидеть своё предназначение в замысле Творца. А потому зачастую это слово далеко не приятное. Оно открывает мне правду о себе, бьёт по моему эгоизму, который в ответ, как жёсткая и тернистая почва, отвергает его.
Поэтому, второе важное условие того, чтобы слово изменило мою жизнь — моя готовность услышать его и принять. Много полезных вещей мы читаем в духовной литературе, многое слышим от священников в храмах. И в ответ радостно с пониманием киваем: «Да, да, правду говорит батюшка, всё это обо мне». Однако срабатывает всегда один и тот же механизм: «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Эта особенность нашего искажённого восприятия, о которой говорил ещё Господь: «видя не видят и слыша не разумеют». Рады бы мы принять слово Бога, да не можем. А не можем по той простой причине, что не применяем его в своей жизни. Мы просто просим у Бога что-то в молитвах и ждём, когда Он их исполнит. Уже который год сердце точит обида на близкого. Прошу слезно Бога избавить от этой тяжести. Но почему-то совсем не приходит в голову мысль, что необходимо ещё и действие какое-то совершить. Попытаться примириться с человеком. Не делаем. Боимся. Точнее, боится наш эгоизм. Нашёптывает мне, как нелепо, смешно и глупо я буду выглядеть. А представьте, как бы пострадала наша самость, если бы мы вышли навстречу своему страху и вопреки ему совершили бы евангельский поступок. Сразу бы почва сердца размягчилась. Мы моментально ощутили бы в душе действие благодати. А что, если так поступать во всех своих делах? Что если все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием и принимать слова Христа как чёткую инструкцию к действию? Сразу же стараться исполнять её, несмотря на смущения и страхи больной самости. Ведь каждое подобное действие проходит по сердцу подобно бороне, разрушает эгоизм. Сердце становится мягким. Слово Божие приживается в нём. В нём укореняется божественная благодать. И Царство Божие проступает всё ярче и ярче.
священник Димитрий Барицкий
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
На чем же основывается вера современных людей? Чаще всего — на чуде. Большинство людей в своей жизни сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, ясно видит руку Божию. <...> У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на окружающий мир Божий, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем сильнее человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше он готов к тому, чтобы в этом чуде увидеть Бога. Но Бог не потрясает наше сознание чудесами, которые с неодолимой силой привлекали бы нас к Нему. Если бы Он использовал такие чудеса, то лишил бы нас свободы самим выбирать между верой в Него и неверием. А Господь оставляет эту свободу человеку. И потому, чтобы поверить, нужно не ждать ошеломляющего сознание чуда, а видеть Бога в окружающем мире.
Притча
Один прихожанин перестал ходить в церковь. Раньше он всегда по выходным дням делал это. Шло время, и однажды священник решил его навестить. Он отправился к нему домой. Дверь была открыта, и батюшка вошел вовнутрь. Бывший прихожанин сидел в полном одиночестве перед камином. Когда он увидел священника, кивнул ему головой в знак приветствия и жестом предложил присесть. Устроившись поудобней, священник так же стал смотреть на красиво играющее в камине пламя. Мужчины молчали. Через несколько минут батюшка вдруг поднялся, взял каминные щипцы, подхватил ими пылающую головешку и отложил в сторону, подальше от общего пламени. Затем он вновь сел. Молчание продолжалось. Вынутая головешка тем временем уже перестала полыхать, а только слегка алела, и еще через некоторое время совсем остыла и почернела. Священник снова встал, взял щипцы и положил потухшую головешку обратно в очаг. Через мгновенье она уже пылала, как ее соседи. Отложив щипцы, священник молча направился к выходу и, когда он уже был в дверях, услышал слова:
— Спасибо за визит, и за проповедь у камина. В это воскресенье я обязательно приду.
Толкование Библии
Один святой писал о Библии: «Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т.п., — вот то же и в Священном Писании: уразумеет человек один смысл, за этим смыслом есть другой глубокий, за вторым — третий и т.д.».
Священное Писание говорит на человеческом языке, но нельзя забывать и о том, что перед нами сакральный текст: наряду с историко-бытовой информацией, он содержит вероучительные сведения «не от мира сего». Эти последние лишь постепенно открываются человеку.
Глубина Библии делает возможными (по крайней мере) пять уровней её прочтения: буквальный, аллегорический, нравственный, прообразовательный и духовный.
Необходимость толкования связана с:
— изменением языка, культурной и исторической среды. Язык Библии отличается высокой образностью. Образный язык иногда имеет цель ярче и понятней передать богословскую мысль, а в других местах, напротив, используется для того, чтобы сделать истину сокровенной.
— тем, что события иногда имеют не только буквальный смысл. Например, в эпизоде исцеления Спасителем слепого, который «прозрел и пошёл за Иисусом» (Мк.10:51-52), слепота понимается не только, как физическая, но и как духовная.
Существуют следующие отрасли научного изучения Священное Писания:
— герменевтика — наука, которая разрабатывает правила, принципы и методы толкования;
— текстология — попытка уточнить редакцию оригинального текста;
— исагогика — изучение того, что вокруг текста: история, география...;
— экзегетика — извлечение точного смысла, толкователь пытается извлечь понимание из текста, а не привносит свое значение в текст.
Молитвословия
Тропарь преподобного Вениамина Печерского, в Дальних пещерах
глас 2
Добр купец бысть, Богомудре Вениамине,/ богатство бо свое тленно раздав,/ купил еси оным нетленное в Царствии небеснем,/ в немже ныне тамошних благ наслаждаяся богатне,/ проси нам мира и велия милости.
Кондак преподобного Вениамина Печерского, в Дальних пещерах
глас 8
Куплю житейскую яко тщетную оставль/ и шед, купил еси себе многоценен бисер Христа,/ Емуже во иночестем образе/ труды и подвиги, безменством же и послушанием, преподобне Вениамине, благоугождая,/ приял от Него велию и богатую милость.
Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 1
Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ слава Тебе, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде,// слава правошествию Твоему, едина Нетленная.
Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 1
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети,/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Кондак Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 8
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть хранительница Афона/ и вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Седмиезерной»
Пресвятая Владычице наша Богородице, Небесная Царице, наша преблагая Надеждо, преизящная Отроковице, ненадеющымся надеяние, грешным спасение, сирым прибежище, странным предстательнице, нагим одеяние, скорбящым утешение и радосте, обидимым покровительнице и всем сущым в бедах и напастех вспоможение и заступление! О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Зриши наша беды, скорби и напасти: помози нам немощным, печальным и унылым, скорбным же и отчаянным, и всяку печаль отыми от нас. Обиду нашу Ты веси: разреши ту, Всенепорочная, якоже волиши и можеши: не даждь нам во отчаяние власти. Не имамы бо иныя помощи, разве Сына Твоего, Христа Бога нашего, и Тебе, о Мати Божия, о Владычице наша! Темже на Твой пречистый образ со воздыханием и с сокрушением сердца взираем, и колена до земли преклоняем, взывающе: Призри благосердым оком, Всепетая Богородице, и услыши нас, Преблагая: не отрини, но благоволи помиловати: не омерзй нашего воздыхания. Никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, но просит благодати и приемлет дар на пользу прошения во веки веков. Аминь.