Церковный календарь

13 октября. Память святителя Михаила, первого митрополита Киевского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 октября. Память святителя Михаила, первого митрополита Киевского

Неделя 17-я по Пятидесятнице
Поста нет. 30 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Преподобного Григория Пельшемского, Вологодского, чудотворца (1442). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992).

Мучениц Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV).

Священномученика Прокопия Попова пресвитера (1918); священномучеников Петра Соловьева, Вячеслава Занкова, Петра Пушкинского, Симеона Лилеева, Василия Гурьева, Александра Орлова пресвитеров, Серафима Василенко диакона, преподобномучениц Александры Червяковой, мучеников Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, мученицы Аполлинарии Тупицыной (1937).

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи родом сириец, по другим — болгарин или серб. В 989 году он прибыл из Корсуни к святому князю Владимиру для просвещения новокрещённого народа. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он именуется первоначальником. Почитание святителя известно с древности, но сперва соединялось с па мятью преподобных Антония и Феодосия Печерских. Особую память первому Киевскому митрополиту установили в связи с перенесением мощей святителя Михаи ла в Великую Печерскую Церковь 1 октября 1730 года. Тогда же была написана служба святому в подражание древним киевским последованиям. Святитель Михаил поминается на литии как первый митрополит Русской Церкви.

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении

Крещение Армении произошло в 301 году благодаря проповеди святого Григория Просветителя. Он был сыном князя Арнака, который по наущению персов убил армянского царя Хосрова. Воспитанный в христианстве, желая искупить вину отца, святой Григорий поступил на службу к сыну Хосрова — Тиридату. Тиридат, узнав, что святой Григорий сын Арнака, заточил его в тесный колодец. Между тем в Армению, спасаясь от гонений императора Диоклетиана, бежало несколько дев-христианок. Одна из них, святая Рипсимия, своей красотой привлекла внимание Тиридата, но отвергла его домогательства и была замучена вместе с другими святыми жёнами. После их казни Тиридат впал в безумие, но был исцелён святым. Затем Григорий наставил своего мучителя в христианской вере и крестил вместе со множеством народа.

Преподобный Григорий Пельшемский

В 1434 году сын Юрия князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую; несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, не зная, где приклонить голову, многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались за пищей в обитель преподобного Григория Пельшемского, и он помогал им, насколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать правду Шемяке: «Князь Димитрий, — говорил пустынник, — ты творишь дела нехристианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом. Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи, и если не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься и славы, и княжения!» Шемяка, рассерженный правдой, приказал сбросить святого Григория с высокого моста на лед реки. Сильно разбившись, преподобный несколько часов лежал без чувств. Наконец он пришел в себя и, с трудом встав с места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные». Как ни жесток был Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных усилило в народе уважение к преподобному и его обители.

Священное Писание

2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 — VII, 1

16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Глава 7

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Лк., 26 зач., VI, 31-36

31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 6, 31-36

Коренная, исходная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, «как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше «я», то не жди добра.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Понять, что происходит в нашем сознании, в нашем сердце, очень трудно, ведь человек обычно строит свою жизнь так, чтобы защитить и поддержать себя. Эта жизненная позиция диктуется инстинктом, который обеспечивает выживание человека. Если человек не заботится о питании, одежде, условиях жизни, то он может ослабить свой организм, заболеть и даже умереть. Именно поэтому в соответствии с Божиим замыслом некая часть нашей природы обеспечивает нашу безопасность и нашу жизнь. Однако очень часто чрезмерная забота о себе самом порождает неправильное поведение и неправильные мысли. Проходя через трудности, конфликты, мы нередко оцениваем происходящее исключительно с точки зрения собственной пользы, будто мы всегда правы, а другая сторона нет. Если у нас сложные отношения с окружающими, мы редко пытаемся найти причину этих сложностей в себе, обычно мы перекладываем вину на других. И если мы не наблюдаем за движениями своего ума, своего сердца, то это желание найти в другом человеке причину своих неудач становится некой привычкой.

Притчи. Убедительные финики

Одна женщина пришла со своим маленьким сыном к старцу.

— На моего мальчика напала порча, — сказала она. — Он ест финики с утра до вечера. Только сладкие финики, и ничего другого. Что мне делать?

Старец посмотрел на мальчика и сказал:

— Добрая женщина, возвращайся с сынишкой домой. А завтра в это же время приходи ко мне опять, я постараюсь помочь тебе.

На следующий день старец посадил мальчика себе на колени, взял у него из руки финик и сказал:

— Сын мой, помни о том, что на свете есть и другие вкусные вещи.

После этого он благословил ребенка и отпустил к матери.

Озадаченная мать его спросила:

— Но почему ты не сказал этого вчера? Зачем нам надо было еще раз пускаться в такой далекий путь?

— Добрая женщина, — ответил старец. — Вчера я не мог убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я и сам с наслаждением ел только финики.

Молитвословия

Тропарь священномученика Григория

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Григория

глас 2

Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.

Тропарь преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца

глас 8

Любовию Христовою, богомудре, просветився, / добродетельми облистал еси: / и всякое наслаждение плотское возненавидев, / и в пустыню вселився, в нейже вельми подвизался еси в жизни сей временней / в пениих и во бдениих, и в пощениих. / Сего ради и Христос даром чудес обогати тя: / но поминай нас чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Григорие, / и моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца

глас 8

Христовою любовию уязвився преподобне,/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ всякое наслаждение плотское возненавидев,/и в пустыню вселився, в ней вельми подвизался еси:/ тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Григорие, отче наш.

Тропарь святителя Михаила, митрополита Киевского

глас 4

Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися,/ се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися./ И иже неверием обветшавшии/ божественною купелию отродишася/ и быша людие обновления, цаpское священие,/ язык свят, Христово стадо,/ емуже ты первый пастырь явился еси,/ яко первeе Крещением послуживый./ И ныне, предстоя Владыце Христу Богу,/ моли всем сыновом русским спастися,// имаши бо дерзновение, яко иерарх Божий и священнослужитель.

Кондак святителя Михаила, митрополита Киевского

глас 2

Моисей вторый России явился еси, отче,/ пренесый мысленный виноград/ от египетскаго идолослужения в землю, пророчествием предувидену:/ будет, рече, утверждение веры на земли,/ и на версех гор Киевских превознесется паче ливана/ Плод, питаяй мира всего,/ от Негоже вкусивше,// ублажаем тя, Михаиле, Божий иерарше.

Молитва святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому

о покровительстве Киеву, утешении в скорбях и печалях

Святый великий и преславный архипастырю и отче нaш Михаиле, страны Русския первопрестольниче и просветителю, всех же племен христианских благонадежный пред Богом ходатаю, тебе припадающе молимся: помози нам быти твоея к Богу любве подражателем, ею же в земнем животе твоем преисполнен был еси. Просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения. Научи нас тебе последовати верно и заповеди Господни усердно творити, да явимся чада твоя не именем токмо, но и всем житием, тако познаемся. Молися, равноапостольно иерарше, о Церкви русской, о граде твоем и обители, в ней же нетленно мощи твоя святыя почивают, и о всем Отечестве нашем, призри милостивно на вся верныя твоя чтители, помощи твоея ищущия: буди всем в болезнех целитель, в скорбех и печалех утешитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный заступник и покровитель, да твоею помощию сподобимся и мы грешнии спасение получити и Царствие Христово наследовати. Ей, святителю Христов, аще восхощеши можеши помощи нам, да на помощь твою уповаюше, прославим Дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Святитель Михаил Киевский
священномученик Григорий Армянский
преподобный Григорий Пельшемский
православный календарь

Все публикации