Седмица 18-я по Пятидесятнице
Поста нет. 30 сентября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Преподобного Григория Пельшемского, Вологодского, чудотворца (1442). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992).
Мучениц Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV).
Священномученика Прокопия Попова пресвитера (1918); священномучеников Петра Соловьева, Вячеслава Занкова, Петра Пушкинского, Симеона Лилеева, Василия Гурьева, Александра Орлова пресвитеров, Серафима Василенко диакона, преподобномучениц Александры Червяковой, мучеников Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, мученицы Аполлинарии Тупицыной (1937).
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи родом сириец, по другим — болгарин или серб. В 989 году он прибыл из Корсуни к святому князю Владимиру для просвещения новокрещённого народа. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он именуется первоначальником. Почитание святителя известно с древности, но сперва соединялось с па мятью преподобных Антония и Феодосия Печерских. Особую память первому Киевскому митрополиту установили в связи с перенесением мощей святителя Михаи ла в Великую Печерскую Церковь 1 октября 1730 года. Тогда же была написана служба святому в подражание древним киевским последованиям. Святитель Михаил поминается на литии как первый митрополит Русской Церкви.
Крещение Армении произошло в 301 году благодаря проповеди святого Григория Просветителя. Он был сыном князя Арнака, который по наущению персов убил армянского царя Хосрова. Воспитанный в христианстве, желая искупить вину отца, святой Григорий поступил на службу к сыну Хосрова — Тиридату. Тиридат, узнав, что святой Григорий сын Арнака, заточил его в тесный колодец. Между тем в Армению, спасаясь от гонений императора Диоклетиана, бежало несколько дев-христианок. Одна из них, святая Рипсимия, своей красотой привлекла внимание Тиридата, но отвергла его домогательства и была замучена вместе с другими святыми жёнами. После их казни Тиридат впал в безумие, но был исцелён святым. Затем Григорий наставил своего мучителя в христианской вере и крестил вместе со множеством народа.
В 1434 году сын Юрия князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую; несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, не зная, где приклонить голову, многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались за пищей в обитель преподобного Григория Пельшемского, и он помогал им, насколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать правду Шемяке: «Князь Димитрий, — говорил пустынник, — ты творишь дела нехристианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом. Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи, и если не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься и славы, и княжения!» Шемяка, рассерженный правдой, приказал сбросить святого Григория с высокого моста на лед реки. Сильно разбившись, преподобный несколько часов лежал без чувств. Наконец он пришел в себя и, с трудом встав с места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные». Как ни жесток был Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных усилило в народе уважение к преподобному и его обители.
Еф., 232 зач., V, 33 — VI, 9
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Глава 6
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: 3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, 6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам, 8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Лк., 23 зач., VI, 12-19
12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Лк. 6, 12-19
"И пробыл всю ночь в молитве к Богу". Тут основание и начало христианских всенощных бдений. Жар молитвенный гонит сон, и восхищения духа не дают заметить течения времени. Настоящие молитвенники и не замечают того; им кажется, будто они только что стали на молитву, а между тем уж и день показался. Но пока дойдет кто до такого совершенства, надо поднимать труд бдения. Несли его и несут уединенники; несли его и несут общежительные; несли его и несут благоговейные и богобоязненные миряне. Но хоть с трудом приходится бдение, плод его остается в душе прямой, всегдашний —; умиротворение души и умиление, при расслаблении и изнеможении тела. Состояние очень ценное в ревнующих о преуспеянии в духе! Оттого где заведены бдения (на Афоне), от них отстать не хотят. Все сознают, как это трудно; но отменить этот чин никому нет желания, ради той пользы, какую принимает душа от бдений. Сон больше всего успокаивает и питает плоть; бдение же больше всего смиряет ее. Выспавшийся вдоволь тяжел бывает на дела духовные и хладен к ним; бдящий —; быстродвижен, как серна и горит духом. Если должно обучать добру плоть, как рабу, то ничем нельзя так успеть в этом, как частым бдением. Тут она испытывает вполне власть духа над собою и приучается покорствовать ему, а дух приобретает навык властвовать над нею.
Святость для большинства наших соотечественников являлась идеалом жизни, и этот идеал осуществляли многие. Великий сонм русских святых: иерархов, князей, полководцев, духовных писателей, художников, простых людей, воинов, монахов — есть свидетельство осуществления идеала святости в нашем народе. Эти люди жили в разное время, принадлежали к разным слоям русского общества, но имели одно общее — горячую веру, превращавшую их жизнь в жертвенное служение людям. Усвоенное нашим народом христианство с его высочайшим идеалом любви к ближнему оказало глубокое влияние на становление общественных и семейных отношений, на воспитание подлинного патриотизма.
Одна женщина пришла со своим маленьким сыном к старцу.
— На моего мальчика напала порча, — сказала она. — Он ест финики с утра до вечера. Только сладкие финики, и ничего другого. Что мне делать?
Старец посмотрел на мальчика и сказал:
— Добрая женщина, возвращайся с сынишкой домой. А завтра в это же время приходи ко мне опять, я постараюсь помочь тебе.
На следующий день старец посадил мальчика себе на колени, взял у него из руки финик и сказал:
— Сын мой, помни о том, что на свете есть и другие вкусные вещи.
После этого он благословил ребенка и отпустил к матери.
Озадаченная мать его спросила:
— Но почему ты не сказал этого вчера? Зачем нам надо было еще раз пускаться в такой далекий путь?
— Добрая женщина, — ответил старец. — Вчера я не мог убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я и сам с наслаждением ел только финики.
Священное Писание — важнейшая часть Священного Предания, основной источник истин христианского вероучения. Библия состоит из 2-х основных частей: Ветхого Завета (составлен в дохристианские времена) и Нового Завета. Книги, входящие в состав Св. Писания, писались в продолжении ≈1500 лет (≈ с 13 в. до Р.Х. по начало 2 века).
Библия — книга религиозная, главное в ней — отношения человека с Богом. Поэтому там не рассказывается, например, про динозавров. Исторический, геологический, географический, биологический, социальный контекст в Библии служебны по отношению к основному — религиозному.
Ранняя Церковь не была ущербной, но жила без написанного Евангелия. Она жила по устному Преданию. Евангелия появляются в то время, когда начинают распространяться ложные сведения о Спасителе, когда появляются первые секты.
Святитель Иоанн Златоуст: По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем.
Иногда доводится слышать, как некоторые люди противопоставляют святых отцов Библии, упрекая православных в том, что они вытесняют слово Божье, то есть Священное Писание, словами людей.
Такое мнение происходит от незнакомства с творениями самих отцов, которые жили и дышали Священным Писанием, всё мышление которых было глубоко библейским. Поучаясь в Писании день и ночь, они призывали к тому же и всех христиан. Как говорит святой Иоанн Златоуст, «Великое благо, возлюбленные, чтение Божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на небо, оно располагает человека к благодарности (пред Богом), оно не допускает его пристраститься к чему-либо настоящему, оно заставляет ум наш постоянно обитать на небесах, побуждает нас делать всё в надежде на воздаяние Владыки и стремиться с величайшею ревностью к подвигам добродетели». В значительной мере традиция толкования Библии в христианском мире основана на методах, развитых именно святыми отцами.
Игнорировать их наследие — значило бы, в лучшем случае, изобретать велосипед, в худшем — впадать в давно уже опровергнутые ими ошибки. Библия есть книга Церкви, которая Церкви была дана, и только в Церкви может быть правильно понята, а выразителями своего учения Церковь видит святых отцов.
Тропарь святителя Михаила, митрополита Киевского
глас 4
Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися,/ се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися./ И иже неверием обветшавшии/ божественною купелию отродишася/ и быша людие обновления, цаpское священие,/ язык свят, Христово стадо,/ емуже ты первый пастырь явился еси,/ яко первeе Крещением послуживый./ И ныне, предстоя Владыце Христу Богу,/ моли всем сыновом русским спастися,// имаши бо дерзновение, яко иерарх Божий и священнослужитель.
Кондак святителя Михаила, митрополита Киевского
глас 2
Моисей вторый России явился еси, отче,/ пренесый мысленный виноград/ от египетскаго идолослужения в землю, пророчествием предувидену:/ будет, рече, утверждение веры на земли,/ и на версех гор Киевских превознесется паче ливана/ Плод, питаяй мира всего,/ от Негоже вкусивше,// ублажаем тя, Михаиле, Божий иерарше.
Молитва святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому
Святый великий и преславный архипастырю и отче нaш Михаиле, страны Русския первопрестольниче и просветителю, всех же племен христианских благонадежный пред Богом ходатаю, тебе припадающе молимся: помози нам быти твоея к Богу любве подражателем, ею же в земнем животе твоем преисполнен был еси. Просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения. Научи нас тебе последовати верно и заповеди Господни усердно творити, да явимся чада твоя не именем токмо, но и всем житием, тако познаемся. Молися, равноапостольно иерарше, о Церкви русской, о граде твоем и обители, в ней же нетленно мощи твоя святыя почивают, и о всем Отечестве нашем, призри милостивно на вся верныя твоя чтители, помощи твоея ищущия: буди всем в болезнех целитель, в скорбех и печалех утешитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный заступник и покровитель, да твоею помощию сподобимся и мы грешнии спасение получити и Царствие Христово наследовати. Ей, святителю Христов, аще восхощеши можеши помощи нам, да на помощь твою уповаюше, прославим Дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь священномученика Григория
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Григория
глас 2
Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.
Тропарь преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца
глас 8
Любовию Христовою, богомудре, просветився, / добродетельми облистал еси: / и всякое наслаждение плотское возненавидев, / и в пустыню вселився, в нейже вельми подвизался еси в жизни сей временней / в пениих и во бдениих, и в пощениих. / Сего ради и Христос даром чудес обогати тя: / но поминай нас чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Григорие, / и моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца
глас 8
Христовою любовию уязвився преподобне,/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ всякое наслаждение плотское возненавидев,/и в пустыню вселився, в ней вельми подвизался еси:/ тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Григорие, отче наш.