Церковный календарь

9 октября. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 октября. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

17-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 26 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989).

Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Праведного Гедеона, судии Израильского (XII в. до Р. Х.). Благоверного князя Нягу Басарабского (1521) (Румын.).

Священномучеников Афанасия Докукина, Александра Левитского и Димитрия Розанова пресвитеров, мучеников Иоанна Золотова и Николая Гусева (1937); священномученика Владимира Вятского пресвитера (1939).

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов — единственный из двенадцати апостолов, избежавший мученической кончины. Из эпохи гонений, перенесённых страданий и подвига исповедничества святой вышел живым. Последние годы жизни он провёл в Ефесе. Когда настало время отшествия ко Христу, апостол, помолившись, велел ученикам погрести его заживо. Недалеко от города Иоанну вырыли крестообразную могилу, и, когда он в неё лёг, ученики, по его слову, засыпали его землей до колен, потом до пояса и затем, закрыв ему лицо платом и отдав последнее целование, полностью засыпали землёй. Христиане Ефеса, узнав о погребении апостола, пришли ко гробу и, откопав, не нашли во гробе тела. В житии мученицы Ермионии, дочери диакона Филиппа, говорится, что она с сестрой Евтихией пришла в Ефес, «ища святого Иоанна Богослова, но не нашла его, ибо Господь преложил его, как некогда Еноха и Илию». По преданию, основанному на словах Самого Христа в Евангелии и обстоятельствах погребения, Господь оставил апостола живым до второго пришествия.

Святитель Тихон, патриарх Московский

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, отличался рассудительностью и благочестием и снискал добрую славу мудрого и любящего пастыря. Он был епископом в Америке, где за 8 лет его архипастырского окормления число приходов увеличилось с 15 до 75. В 1917 году он был избран Патриархом Московским и всея Руси. Служение стало для него мученичеством. Ему приходилось ежедневно решать вопросы, определяющие судьбу Русской Церкви. О себе он не думал. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил святитель. Последний год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. Святитель скончался 7 апреля 1925 года. Его мощи покоятся в Донском монастыре города Москвы.

Священное Писание

1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19

12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.

14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Ин., 61 зач., XIX, 25-27; XXI, 24-25

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. [...]

24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Давайте вдумаемся: конец рода человеческого связан с двумя причинами — с беззаконием и охлаждением любви. О каком беззаконии идет речь — о нарушении государственных законов, о нарушении неких правил общежития? Конечно, совсем не об этом! Речь идет о нарушении самого главного закона человеческой жизни ― Божиего закона. Если нарушаются человеческие законы, это плохо, от этого кто-то страдает, но глобальная катастрофа от этого не произойдет. Если же нарушается Божий закон, то наступает глобальная катастрофа, — конечно, не сразу, но по мере отступления от Божиего закона эта катастрофа приближается. Что же является силой, приводящей в движение этот страшный маховик всеобщего разрушения? Охлаждение любви.

Архимандрит Софроний (Сахаров) о смысле земной жизни

Вся наша земная жизнь от рождения до последнего вздоха в своем конечном завершении предстанет как некий единый, непротяженный акт. Его содержание и качество возможно увидеть в один миг. Представьте себе сосуд идеально чистого стекла, полный воды. С первого взгляда можно сказать, чиста ли вода или нет, и насколько. Так будет с нами по переходе в иной мир. Всякое движение, даже мимолетное, сердца или мысли оставляет некий след в общей сумме нашей жизни. Предположим, что за весь срок моего земного существования лишь раз чрез мое сердце пробежала злая мысль, например — об убийстве. И эта единственная мысль останется темным пятном на теле моей жизни, если не будет извергнута чрез покаянное самоосуждение. Мы часто успокаиваем себя, думая, что никто нас не видел или никто не знает, что мы мыслим или делаем. Но когда мы полны заботы приготовления к вечности, тогда все меняется и мы стремимся освободиться от всякой тьмы внутри нас.

Молитвословия

Тропарь преподобного Ефрема Перекомского

глас 4

От юности твоей весь Богови поработился еси, блаженне,/ и Того ради любве отечество и род оставил еси,/ в пустыню вселився,/ в нейже жестокое житие показав,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Ефреме преподобне./ Моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Ефрема Перекомского

глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждся,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний./ Тем зовем ти:/ радуйся, Ефреме, светило пресветлое.

Тропарь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

глас 2

Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны:/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси Приемый,/ Егоже моли, Богослове,/ и належащую мглу языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола и евангелиста Иоанна Богослова

глас 2

Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

Теги:
Апостол Иоанн Богослов
святитель Тихон Московский
православный календарь

Все публикации