Церковный календарь

24 августа. Память мученика архидиакона Евпла

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 августа. Память мученика архидиакона Евпла

10-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 11 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика архидиакона Евпла (304).

Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098). Преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483). Преподобного Иоанна Святогорского, затворника (1867). Мученицы Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295–296).

Мученик архидиакон Евпл

Архидиакон Евпл пострадал в 304 году при императорах Диоклетиане и Максимиане в городе Катания на острове Сицилия. Он всегда носил при себе Евангелие и проповедовал язычникам о Христе. Однажды, когда Евпл объяснял народу Евангелие, его схватили, судили и предали мучениям. Израненного святого бросили в темницу, где он пробыл в молитве неделю. Господь извел в темнице мученику источник воды. Представ вторично судье, укрепленный и радостный, он вновь исповедал веру во Христа и обличил мучителя за пролитие крови христиан. Судья велел оторвать святому уши и отрубить голову. Когда Евпла повели на казнь, то на шею ему повесили Евангелие. Испросив время на молитву, архидиакон стал опять читать и разъяснять народу весть о Спасителе. Многие из язычников уверовали во Христа. Воины усекли мученика мечом.

Преподобномученики Феодор и Василий Печерские

Преподобномученики Феодор и Василий Печерские подвизались в ХI веке в варяжской пещере. Однажды, когда преподобный Василий был на послушании, бес, приняв его облик, явился к преподобному Феодору и указал сокровища, сокрытые в пещере разбойниками. Инок хотел уже уйти из монастыря, но, когда вернулся преподобный Василий, обман раскрылся. Тогда бес прельстил князя Мстислава Святополковича, который, желая узнать, где спрятано варяжское сокровище, подверг иноков жестоким мучениям. Преподобный Феодор отвечал князю, что он вместе с иноком Василием зарыл сокровища, а Бог отнял у него память, где оно сокрыто. Не поверив преподобным, князь приказал замучить их до смерти. Общецерковное почитание святых было установлено указом Святейшего Синода в 1762 году, а на следующий год была издана служба преподобномученикам Василию и Феодору со славословием.

Священное Писание

Рим., 119 зач., XV, 30-33

30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.

33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.

Мф., 73 зач., XVII, 24 — XVIII, 4

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм* и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; 27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир**; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Глава 18

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них 3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.

* Две драхмы — определенная дань на храм.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 15, 30-33; Мф. 17, 24-18, 4

Господь платит требуемую подать церковную и все другие порядки, и церковные и гражданские, Он исполнял и апостолов так научил, и апостолы потом предали тот же закон и всем христианам. Только дух жизни принимался новый; внешнее же все оставалось как было, исключая того, что явно противно было воле Божией, как, например, участие в идольских жертвах и т. п. Потом христианство взяло верх, вытеснило все порядки прежние и водворило свои. Следовало бы ожидать, что таким образом духу христианскому удобнее будет развиваться и крепнуть. Так оно и было, но не у всех. Большая часть, освоившись с внешними христианскими порядками на них и останавливалась, не заботясь о духе жизни. Так это и доселе ведется. Из всей суммы христиан кто-то окажется христианином и в духе. Что же прочие? «Имя носят, как живые, но вот — мертвые». Когда апостолы проповедовали Евангелие, то слово их избирало часть Божию из среды всего языческого мира: ныне Господь, через то же слово, выбирает часть свою из среды христианского мира. «Читающий да разумеет», и да восприимет заботу узнать наверно, состоит ли он на части Господней, и если не найдет удостоверения в том, да попечется присвоиться Господу, ибо в этом одном спасение.

О ектениях

Ектения (от греч. «усердно», «протягиваю») — пространное молитвенное прошение к Богу, произносимое диаконом или священником. Ектении бывают нескольких основных видов: Великая, Сугубая, Просительная и Малая. Великая («Мирная») ектения начинается словами «Миром Господу помолимся» и состоит из 14-ти прошений, после каждого из которых хор поёт «Господи, помилуй». Сугубая, то есть усиленная, ектения начинается словами «Рцем вси». После каждого её прошения певчие трижды поют «Господи помилуй». Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «…у Господа просим», после которых хор поёт: «Подай, Господи». Малая ектения состоит только из трёх прошений и начинается словами «Паки и паки (то есть снова и снова) Господу помолимся». Кроме того, существует ектения об оглашенных, произносимая только во время Божественной литургии, а также Заупокойная ектения с прошениями об упокоении душ православных христиан, произносимая на отпеваниях, панихидах и других заупокойных службах и молениях.

Паисий Святогорец о ропоте

Ропот имеет причиной чувство собственного злополучия, а прогнать его можно славословием [Бога]. Если человек, встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол идет к другому — к тому, кто ропщет. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает. То есть человек ропщущий все равно что проклинает себя, и потом к нему приходит гнев Божий. В Эпире я был знаком с двумя крестьянами. У одного была семья, два небольших участка земли, и он с доверием вверял все Богу. Он трудился сколько мог, не мучая себя тревогой. Иногда он не успевал убрать сено, и оно гнило под дождем, иногда стога разбрасывал ветер, однако он говорил: «Слава Тебе, Боже!», и все у него шло хорошо. У другого было много земли, коров и тому подобного. Детей у него не было. Если ты спрашивал этого человека: «Как у тебя дела?» — то он отвечал: «Какие там дела, лучше не спрашивай». Он никогда не говорил: «Слава Тебе, Боже!», но все брюзжал и роптал. У этого человека было все, но он не преуспевал.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Совершение Евхаристии — в центре всей нашей жизни, в центре жизни Церкви. Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь — по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой. Тогда у нас открываются очи сердца нашего, и в радостном его биении мы чувствуем Божественное присутствие, чего не могут дать даже самые убедительные слова.

Молитвословия

Тропарь преподобномучеников Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Союзом любве связавшеся, преподобнии,/ всяк союз козней вражиих попрасте,/ страдание же и смерть неповинне/ от сребролюбиваго князя претерпесте добле,/ тем молим вас, вкупе поживших/ и венцы мучения приемших,/ молитеся Господеви о нас,/ яко да во мнозей любви, вере и надежди добре поживше,/ всегда ублажаем вас,/ Феодоре и Василие добропобеднии.

Кондак преподобномучеников Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Добр советник явлься блаженному Феодору,/ Богомудре Василие,/ избавил еси того советом своим от прелести диаволи/ и ко свету богоразумия наставль./ С темже послежде блаженную приял еси кончину,/ устрелен неправедно быв во утробу от сребролюбиваго князя./ И ныне, предстоя Господеви,/ молися непрестанно о всех нас.

Тропарь мученика архидиакона Евпла

глас 4

Мученик Твой, Господи, Евпл/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика архидиакона Евпла

глас 1

Законы Христовы в руку обнося,/ предстал еси, вопия врагом, в подвизе:/ самозван есмь страдальчествовати твердейши./ Темже, приклонив радостно выю твою,/ подъял еси усечение мечем,// скончавый течение твое.

Тропарь преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского, в Дальних пещерах

глас 7

Преобразил еси земнаго княжения славу / во иночества образ смиренный, / и вместо врагов видимых / на невидимыя ополчился еси, / и, обою победитель красен являяся, / един от чудотворец Печерских показался еси; / темже и нам ревности Божия дар испроси, / братолюбием сердца наша просвети / и ко спасению вечному стези наша, Феодоре блаженне, направи.

Кондак преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

глас 4

Красоты ризныя возгнушавшагося/ и богатства тленнаго со благодарением отвершагося,/ в ризу же безстрастия облекшагося/ и богатому в щедротах Христу возследовавшаго,/ приидите, вернии, восхвалим Феодора достославна,/ яко молящася непрестанно/ о душах наших.

Теги:
Священномученик Евпл Катанский
Преподобномученики Василий и Феодор Печерские
православный календарь

Все публикации