
Седмица 27-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348).
Преподобного Ферапонта Монзенского (1597). Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (251). Мученика Разумника (Синезия) (270—275).
Неделя святых праотец
За два воскресенья до Рождества Церковь празднует Неделю святых праотец, а за одно воскресенье до Рождества — Неделю святых отец. Эти недели принадлежат системе неподвижных праздников, но зависят от дня седмицы, на который попадает Рождество. Минеи дают указания, когда празднуются Неделя праотец и Неделя отец: «Аще убо случится Рождество в среду…» и так далее. В Неделю святых праотец читаются определённые Апостол и Евангелие, связанные с темой дня: призыв апостола Павла совлечься ветхого человека с его делами (грехами и страстями) и облечься в нового, обновляющегося познанием Христа (Кол. 3:4—11), и притча о великой вечери (Лк. 14:16—24), говорящая, что «много званных, но мало избранных». Человечество готовилось к приходу Христа, но верных Богу оказалось мало.
В Неделю святых праотец и в Неделю святых отец вспоминаются все ветхозаветные праведники, ждавшие Мессию и послужившие приходу Христа, — выделяются пророки, предки Христа по плоти и особенно Божия Матерь как прекрасный плод ветхозаветного этапа домостроительства, «из Нея же цвет пройде Христос» (стихиры на «Господи, воззвах»). Смысловое единство этих недель подчёркивает история: в Типиконе Великой Церкви перед Рождеством Христовым было лишь одно воскресенье, посвящённое подвигу ветхозаветных святых. В службе Недели святых праотец особое внимание уделено истории трёх отроков, не сгоревших в печи Вавилонской (история из Книги пророка Даниила, очень популярной в раннехристианской среде). Из трёх канонов, положенных для чтения в этот день, один — это канон святым отрокам. Чудо в пещи — это прообраз Рождества, которое не опалило «утробу Девичу». Служба дает также тропологическое (нравственное) понимание чуда — Церковь благодарит за избавление от греха и смерти: «яко от горящия пещи избавлься».
Святитель Спиридон Тримифунтский
Святитель Спиридон родился на острове Кипр. Овдовев, он был избран епископом города Тримифунта и совмещал пастырское служение с делами милосердия. В 325 году святитель принимал участие в I Вселенском Соборе, где обличил греческого философа, защищавшего Ариеву ересь. Простая речь святителя показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. На том же Соборе святитель явил наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон. — Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Чудо святителя Спиридона Тримифунтского
Священномученик Александр Иерусалимский
Священномученик Александр, епископ Иерусалимский, был учеником Климента Александрийского († ок. 217 г.). При Септимии Севере (193—211 гг.) он был на три года заключен в темницу. После освобождения св. Александр отправился в Иерусалим для поклонения святым местам и там был избран соправителем преклонного годами Патриарха Наркисса в 212 году. Это чрезвычайно редкий случай в практике древней Церкви. В этом сане он управлял Иерусалимскою Церковью 38 лет. Скончался в темнице во время гонений императора Декия.
Преподобный Ферапонт Монзенский
Преподобный Ферапонт Монзенский был иноком обители преподобного Адриана на р. Монзе, где он подвизался до конца жизни. Каждый день он удалялся в лес молиться, а ночами читал и переписывал душеполезные книги. Преставился в 1597 г. В летописи описаны исцеления, происходившие у гроба святого. Однажды он спас суда от гибели при прохождении через пороги на р. Костроме, причем некоторые видели старца, садившегося на корму каждого струга и правившего в опасном месте. Также, явившись во сне игумену монастыря, он предсказал голод 1601 г. и повелел запасти больше хлеба.
Евангелие дня
Человек есть мера всех вещей, говорили древние греки и смысл этого изречения можно свести к тому, что человек всё определяет по себе, всё меряет своей человеческой мерой. Да и как иначе, ведь на то он и человек! Разве может быть по-другому? Христос отвечает на этот вопрос в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 8.
30И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
31И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
В центре сегодняшнего чтения разговор Иисуса Христа с апостолом Петром. Причём начинается он очень необычно, потому что Пётр отзывает Учителя в сторону и пытается с ним спорить.
Из Евангелий мы знаем, что со Христом постоянно спорили фарисеи и книжники. Его периодически искушали саддукеи и иродиане. И те, и другие задавали Спасителю, как им казалось, каверзные вопросы, на которые Он с лёгкостью отвечал. Они были настроены враждебно и суть их нападок сводилась к тому, чтобы показать несостоятельность учения этого проповедника из Назарета. Порой, они бывали настолько возмущены Его словами, что порывались Его убить, что в итоге и осуществили. В отличие от них, апостолы были теми, кто пошёл за Христом, будучи уверены в Его мессианстве. Для них Он не просто странствующий проповедник, но Учитель, который ведёт их к вечной жизни, к торжеству в Царствии Небесного. Они очень ценят Христа как учителя, что, собственно, заметно из спора, который пытается вести Пётр как старший из апостолов. Всё дело в том, что в отличие от остальных спорщиков, Пётр пытался спасти Христа и отговаривал Его идти на страдания и смерть.
Что же на эти уговоры отвечает Петру Христос?
Обычно, все обращают внимание на то, что Спаситель прогоняет своего ученика с глаз долой и даже называет его сатаной. Однако это вовсе не означает, что Господь ассоциирует апостола со злым духом. Слово сатана по-еврейски переводится как противник или клеветник, то есть тот, кто искажает истину и враждует против неё. Такое прочтение подтверждается и тем, что дальше Спаситель поясняет причину своего возмущения. Она в том, что Пётр думает о человеческом, а не о Божьем, то есть стремится к человеческому, а не к Божьему. Но к чему же ещё Петру стремиться, он ведь человек? Но и Христос ведь знает, что говорит. Более того, судя по Его реакции, всё это для него крайне важно. Важно, что Пётр, хотя и человек, должен думать о Божьем и стремиться к Божьему.
Почему же это так? Ответ прост. Человек — творение Божее. Он обладает разумом и свободной волей, но полноценно живёт тогда, когда исполняет волю Того, Кто его сотворил. Речь не о том, чтобы человек думал о себе как о Боге, но о том, чтобы он думал о себе как о человеке. Но думал именно по-божьему, как первоначально и было задумано. С библейской точки зрения человек без Бога — просто земля. Именно Бог как Творец берёт прах земной и создаёт из него живое существо, наделённое Его собственным, Божественным образом.
Пётр назвал Христа Мессией, но о чём он при этом думал? О том, что мессия — Царь и будучи Его учеником он сможет рассчитывать на хороший общественный статус.
О чём же думал Христос, когда с гневом отвечал Петру? О том, что лучший статус для человека — быть таким, каким задумал его Бог.
Путь этот кажется очень сложным, ведь для самого Спасителя он означает путь на Голгофу. В то же время для каждого у Бога свой замысел, и путь каждого может быть наполнен трудностями в разной мере. Однако каким бы он ни был, чтобы пройти по нему, нам надо научиться, отвергнув всё, брать свой крест и следовать за Христом.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Современный человек особенно нуждается в духе смиренномудрия. В этом понятии смирение соединяется с мудростью, точно так же как целостность сочетается с мудростью в понятии целомудрия. Это неслучайно, потому что высочайшие добродетели не могут быть обретены исключительно силой человеческой, но лишь при содействии Божественной благодати. А для того чтобы было так, каждый из нас, желая стяжать добродетели, должен обладать мудростью, пониманием того, что Бог — Всемогущий и в Его деснице вселенная и все мы, наши судьбы, наши жизненные пути, наше настоящее и наше будущее. И потому, только осознавая власть Бога над нами, мы со смирением можем устремляться на пути стяжания добродетели. Мудрый человек способен быть смиренным. Во-первых, потому, что он понимает, что вся власть у Бога. Кроме того, мудрый человек понимает цену жизни, подлинную цену того, что для многих является абсолютной ценностью — того, что связано с властью, с деньгами, с достижением неких успехов в жизни. Все это для человека смиренномудрого обретает смысл только тогда, когда связано с Богом, когда наша жизнь Богом благословлена, когда наши успехи — во славу Божию.
Церковная свеча
Церковная свеча символизирует причастность человека к Божественному свету. Свеча выражает пламень любви человека ко Господу, Богородице, Ангелу или святому, пред ликами которых верующий ставит свечу. Приобретение свечи в храме является жертвой на храм. И мы не просто ставим свечи, но обязательно и молимся. За нас свеча не молится! За умерших свечи ставят на канун (небольшой столик с Распятием и свечами). Во время богослужения ставить свечи не принято (чтобы не отвлекать других и не отвлекаться самим).
Как стать счастливым
Ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку...
Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: «Человек Божий, но мы не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?». Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: «И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:
думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;
бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;
почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;
молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;
надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;
просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;
исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;
благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;
славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!».
Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат Степан, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник.
Святитель Николай СЕРБСКИЙ
Страсть печали (5-я из восьми главных страстей)
Печаль бывает богоугодной и богопротивной (2Кор.7:10). Противоположная печали добродетель — надежда.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет о следующих причинах возникновения печали: 1) от предшествующего гнева; 2) от неисполнения желаний; 3) из-за убытков и потерь; 4) без видимых причин; 5) из-за неразумных забот; 6) из-за страха за свою участь.
Молитвословия
Тропарь святителя Спиридона Тримифунтского
глас 1
Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ богоносе Спиридоне, отче наш./ Темже мертву ты во гробе возгласив,/ и змию в злато претворил еси,/ и внегда пети тебе святыя молитвы,/ Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак святителя Спиридона Тримифунтского
глас 2
Любовию Христовою уязвився, священнейший,/ ум вперив зарею Духа,/ детельным видением твоим деяние обрел еси, богоприятне,/ жертвенник Божественный быв,// прося всем Божественнаго сияния.
Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому
О Великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче! Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы. Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сохранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего Ангелы невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим в скудости и недостаточестве живущим ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Ферапонта Монзенского
глас 8
Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми,/ сожительствовал еси Василию блаженному,/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/ в пустыню вселился еси,/ в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней,/ плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./ Темже и Христос даром чудес обогати тя,/ но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/ преподобне отче Ферапонте,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Ферапонта Монзенского
глас 8
Возложив себе Богу от юности, преподобне,/ Того паче всех возлюбив,/ и Тому от всея души любовию последовал еси,/ тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/ в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/ и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/ отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ферапонте, отче наш.