Церковный календарь

14 августа. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 августа. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

8-я седмица по Пятидесятнице. Начало Успенского поста.
1 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.).

Обретение мощей преподобной Софии Суздальской (1995). Мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).

Священномученика Димитрия Павского пресвитера (1937).

Происхождение Честных Древ Креста Господня

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста установлен в Константинополе в IX веке. Ежегодно 14 августа часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви греческих императоров, износилась в храм Святой Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу и служили литии «для отвращения болезней», особенно сильно распространяющихся в августе, когда стояла сильная жара. 28 августа Животворящее Древо Креста Господня переносили обратно в царские палаты. Этот обычай послужил основанием праздника в честь Животворящего Креста и торжественного освящения воды. В России этот праздник начали отмечать в конце XIV — начале XV веков. По принятому в Православной Церкви чину в этот день на утрене Крест торжественно выносится из алтаря для поклонения верующим, а после литургии совершается малое освящение воды. Освящается также и мёд нового сбора, поэтому праздник в народе называется «Медовый Спас».

Об Успенском посте

Согласно объяснению святого Симеона Солунского, «пост в августе учреждён в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Своё преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Её блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Её сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её и пробуждая Её тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учреждён по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост сравнительно непродолжителен: он ограничивается двумя неделями — с 14 по 27 августа. Пост имеет достаточно древнее происхождение, однако ясные свидетельства о нём относятся только к IX веку. В Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII век) говорится: «Есть у нас пост, называемый Пресвятые Богородицы, начинающийся с 1-го дня августа месяца. Но первый день августа не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от 2-го дня августа начинаем учинённый пост». Окончательно сроки Успенского поста были утверждены на Константинопольском соборе 1166 года. По своей строгости Успенский пост напоминает Великий: вкушение рыбы разрешается только на праздник Преображения Господня. Для монашествующих в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешаются вино и елей.

Семь мучеников Маккавейских

Во время сирийского владычества над Иудеей, в 175 году до Рождества Христова, царём стал Антиох IV Епифан, проводивший политику эллинизации. Он повелел, чтобы все подчинённые ему народы говорили на греческом языке, одевались по-гречески и поклонялись греческим богам. Тех, кто отказывался, предавали смерти. Среди иудеев, готовых умереть за веру, были старец Елеазар и женщина с семью сыновьями. Они известны под именем мучеников Маккавейских, так как их подвиг описан в Библии во Второй книге Маккавейской. Церковь почитает их как мучеников за Христа, хотя они погибли до Его пришествия, потому что братья умерли, веря в воскресение мертвых. Один из братьев перед смертью сказал: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (2 Мак. 7:14).

Священное Писание

1 Кор., 124 зач., I, 10-18

10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12 Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".

13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия.

Мф., 58 зач., XIV, 14-22

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 14, 14-22

Перед чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «не нужно им идти, вы дайте им есть» — и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни». Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд»!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пост является действенным средством, которое помогает человеку побеждать свои пороки и духовно возрастать. Напомню, это происходит потому, что человек – существо двусоставное, имеющее как душу, так и тело. Душа с телом находятся в тесном взаимодействии. И подобно тому как наши душевные силы, свойства разума, воли и чувств, определяя образ жизни человека, воздействуют в числе прочего и на состояние его физического здоровья, так и состояние нашей плоти отражается на душевных силах, на состоянии разума, воли и чувств. Также хорошо известно, что воздержание от пищи содействует утончению, высветлению душевных свойств личности, возрастанию ее внутренних сил. Человек становится более восприимчивым к действию Божественной благодати. Вот почему пост является древним установлением, хорошо известным еще с ветхозаветных времен.

Молитвословия

Тропарь мучеников Маккавеев

глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Кондак мучеников Маккавеев

глас 2

Премудрости Божия столпи седмочисленнии/ и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии,/ Маккавеи всемудрии,/ прежде мучеников превелии мученицы,/ с нимиже всех Богу молитеся// спастися почитающим вас.

Кондак Креста Господня

глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Молитва Всемилостивому Господу Иисусу

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый! Пред Твоим величеством рабски припадающе, смиренно молимся: призри, Благосерде, на рабы Твоя, и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тридесять осмь лет в недузе своем лежавшаго, тако и ныне, Целитель Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети. Ты убо разслабленному древле рекл еси: востани, возьми одр твой и ходи. Темже и мы, грешнии и недостойнии раби Твои, на божественная Твои словеса сия надеющеся, пред Твоим же величеством смиренно припадающе, Твое божественное милосердие и неизреченное человеколюбие умильно просим: отверзи нам двери милости Твоея и прости вся согрешения наша вольная и невольная, имиже Твою благость прогневахом и Твое человеколюбие раздражихом; уврачуй нашу болезнь греховную, недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорби во утешение премени, отими же от нас всякое уныние и забвение; ум наш укрепи и цел соблюди, во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи, во еже волю Твою благую и совершенную творити. Ты бо еси Целитель Благий, воздвижение немощным, болящим врач, недужным исцеление, здравым здравия хранитель, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Успенский пост
семь мучеников Маккавеев
православный календарь

Все публикации