14 августа. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

7710
Фото

Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Начало Успенского поста.

В этот день совершается память:

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.).

Обретение мощей преподобной Софии Суздальской (1995). Мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).

Священномученика Димитрия Павского пресвитера (1937).

Происхождение Честных Древ Креста Господня

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста установлен в Константинополе в IX веке. Ежегодно 14 августа часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви греческих императоров, износилась в храм Святой Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу и служили литии «для отвращения болезней», особенно сильно распространяющихся в августе, когда стояла сильная жара. 28 августа Животворящее Древо Креста Господня переносили обратно в царские палаты. Этот обычай послужил основанием праздника в честь Животворящего Креста и торжественного освящения воды. В России этот праздник начали отмечать в конце XIV — начале XV веков. По принятому в Православной Церкви чину в этот день на утрене Крест торжественно выносится из алтаря для поклонения верующим, а после литургии совершается малое освящение воды. Освящается также и мёд нового сбора, поэтому праздник в народе называется «Медовый Спас».

Об Успенском посте

Согласно объяснению святого Симеона Солунского, «пост в августе учреждён в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Своё преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Её блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Её сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её и пробуждая Её тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учреждён по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост сравнительно непродолжителен: он ограничивается двумя неделями — с 14 по 27 августа. Пост имеет достаточно древнее происхождение, однако ясные свидетельства о нём относятся только к IX веку. В Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII век) говорится: «Есть у нас пост, называемый Пресвятые Богородицы, начинающийся с 1-го дня августа месяца. Но первый день августа не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от 2-го дня августа начинаем учинённый пост». Окончательно сроки Успенского поста были утверждены на Константинопольском соборе 1166 года. По своей строгости Успенский пост напоминает Великий: вкушение рыбы разрешается только на праздник Преображения Господня. Для монашествующих в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешаются вино и елей.

Семь мучеников Маккавейских

Во время сирийского владычества над Иудеей, в 175 году до Рождества Христова, царём стал Антиох IV Епифан, проводивший политику эллинизации. Он повелел, чтобы все подчинённые ему народы говорили на греческом языке, одевались по-гречески и поклонялись греческим богам. Тех, кто отказывался, предавали смерти. Среди иудеев, готовых умереть за веру, были старец Елеазар и женщина с семью сыновьями. Они известны под именем мучеников Маккавейских, так как их подвиг описан в Библии во Второй книге Маккавейской. Церковь почитает их как мучеников за Христа, хотя они погибли до Его пришествия, потому что братья умерли, веря в воскресение мертвых. Один из братьев перед смертью сказал: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (2 Мак. 7:14).

Евангелие дня

В Евангелии немало тех слов Христа, которые были обращены к совершенно конкретным людям по тем поводам, о которых мы сегодня имеем лишь самое общее представление. К таким евангельским местам неизбежно возникают вопросы: а как нам их понимать? И вообще стоит ли обращать на них особое внимание, если они имели лишь частное значение? С церковной точки зрения, любое Христово слово — назидательно и никогда не утратит свой смысл, оно будет актуально для всех поколений христиан. Церковь этот принцип использует по отношению вообще к любому отрывку Священного Писания: всё Писание имеет смысл, а понимание зависит от используемого метода толкования. Сегодня за литургией в православных храмах читается отрывок из 23-й главы Евангелия от Матфея. Этот отрывок как раз из тех, которые были обращены не к человечеству вообще, а к совершенно конкретным людям.

Глава 23.

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос обличает книжников и фарисеев. Это были люди, которые очень любили закон и нередко воспринимались окружающими как пример для подражания, при этом сами они относились к обычным иудеям с большим пренебрежением, ведь те не были столь скрупулёзны в соблюдении отеческих преданий. И вот этих людей, внешне самых правильных и благочестивых, Спаситель очень строго и грозно обличает. Они говорят, что ждут Мессию, но Иисуса отвергают. Они много молятся, но бывают жестокими по отношению к беззащитным и неимущим. Христос находит слово, которое лучше всего их характеризует: «лицемеры», то есть люди, стремящиеся благочестиво выглядеть, но внутренне выбирающие путь неправды.

Для человека, невнимательного к своей нравственной жизни, в лицемерии нет ничего особенного. Конечно, это грех неприятный, потому что всем хочется искренности в отношениях с людьми. Но это же не убийство и не жестокость, это всего лишь фальшь и игра. На самом же деле, лицемерие — грех очень коварный, ведь он заключается не в одном плохом поступке, но свидетельствует о червоточине, которая проникла во всю нравственную и религиозную жизнь.

Взрослея и созревая как личность, человек внутренне расставляет приоритеты, выбирает, что для него будет важным, а что второстепенным. В чём он будет видеть правду Божию. В правильных отношениях с людьми или в соблюдении формальных требований благочестия. Эти области не противоречат друг другу, но силы человека ограничены, и бывает проще сделать акцент на чём-то одном. И фарисеи выбирали формальное соблюдение правил. Как люди думающие, они при этом прекрасно понимали, что главным в законе является любовь. Но жизнь по любви требует от человека творческого напряжения интеллектуального и нравственного.

Судя по тому, что мы знаем о фарисеях, они тратили на свою религиозную жизнь довольно много сил. Никто настолько точно не соблюдал постов, никто так много не молился, никто столько не жертвовал... Никто не тратил на религиозную жизнь столько ресурсов... И никого так жёстко Христос не обличал... Почему? Неужели жизнь по Божьему закону была Ему неугодна? Конечно, нет. Но все тоже самое можно и нужно было делать, с одним условием: в центр всего должна быть поставлена любовь к Богу, которая проявляется через любовь к ближнему. И именно этого не происходило. Они тратили колоссальные ресурсы, но тратили впустую, потому что эти усилия не содержали в себе главного. В итоге они становились заложниками формальной стройности и правильности своих решений.

Это был такой своеобразный религиозный эстетизм, в котором красота одежд соответствовала красоте и стройности формальных правил. Религиозная жизнь входит в благочестивый и стройный ритм, в котором люди забывают про сирот и вдов, про сложность человеческих отношений, про трудности веры... Но самое страшное, что, попадая в эту ловушку, люди забывают про живого Бога, Который зовёт нас к истинной красоте: красоте долготерпения и прощения, взаимопомощи и жертвенности, милости и любви. Такая красота внешне кажется неприглядной, но в испытаниях, которыми бывает полна жизнь, только такая красота оказывается поистине ценной.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пост является действенным средством, которое помогает человеку побеждать свои пороки и духовно возрастать. Напомню, это происходит потому, что человек — существо двусоставное, имеющее как душу, так и тело. Душа с телом находятся в тесном взаимодействии. И подобно тому как наши душевные силы, свойства разума, воли и чувств, определяя образ жизни человека, воздействуют в числе прочего и на состояние его физического здоровья, так и состояние нашей плоти отражается на душевных силах, на состоянии разума, воли и чувств. Также хорошо известно, что воздержание от пищи содействует утончению, высветлению душевных свойств личности, возрастанию ее внутренних сил. Человек становится более восприимчивым к действию Божественной благодати. Вот почему пост является древним установлением, хорошо известным еще с ветхозаветных времен.

Молитвословия

Тропарь мучеников Маккавеев

глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Кондак мучеников Маккавеев

глас 2

Премудрости Божия столпи седмочисленнии/ и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии,/ Маккавеи всемудрии,/ прежде мучеников превелии мученицы,/ с нимиже всех Богу молитеся// спастися почитающим вас.

Кондак Креста Господня

глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Молитва Всемилостивому Господу Иисусу

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый! Пред Твоим величеством рабски припадающе, смиренно молимся: призри, Благосерде, на рабы Твоя, и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тридесять осмь лет в недузе своем лежавшаго, тако и ныне, Целитель Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети. Ты убо разслабленному древле рекл еси: востани, возьми одр твой и ходи. Темже и мы, грешнии и недостойнии раби Твои, на божественная Твои словеса сия надеющеся, пред Твоим же величеством смиренно припадающе, Твое божественное милосердие и неизреченное человеколюбие умильно просим: отверзи нам двери милости Твоея и прости вся согрешения наша вольная и невольная, имиже Твою благость прогневахом и Твое человеколюбие раздражихом; уврачуй нашу болезнь греховную, недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорби во утешение премени, отими же от нас всякое уныние и забвение; ум наш укрепи и цел соблюди, во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи, во еже волю Твою благую и совершенную творити. Ты бо еси Целитель Благий, воздвижение немощным, болящим врач, недужным исцеление, здравым здравия хранитель, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Богородичный пост
Публикации 16 августа 2023
Богородичный пост

Успенский пост – один из четырёх многодневных постов Православной Церкви, и самый короткий из них (всего две недели!), и предваряет он самый последний праздник церковного календаря – Успение Пресвятой Богородицы.

В первый день Успенского поста митрополит Кирилл совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме Казанского монастыря В первый день Успенского поста митрополит Кирилл совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме Казанского монастыря

14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, первый день Успенского поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого мужского монастыря.

Успенский  пост — «время радости»
Публикации 14 августа 2023
Успенский пост — «время радости»

Для всех верующих людей с 14 августа начался Успенский пост. Он довольно короткий — длится всего две недели, но по своей строгости почти не уступает Великому. Пост установлен в честь важного события в христианстве — Успения Пресвятой Богородицы

 Митрополит Кирилл совершил богослужение с чином выноса Креста в Казанском соборе Митрополит Кирилл совершил богослужение с чином выноса Креста в Казанском соборе

Вечером 13 августа, в канун Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, митрополит Кирилл совершил вечерню и утреню с чином выноса креста в соборе Казанской иконы Божией Матери .