Церковный календарь

17 июля. Память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 июля. Память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии

4-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 4 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Андрея, архиепископа Критского (740). Преподобной Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Преподобного Андрея Рублева, иконописца (XV). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918).

Благоверного великого князя Андрея Боголюбского (1174). Обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского, чудотворца (1507). Мучеников Феодота и Феодотии (108). Священномученика Феодора, епископа Киринейского (310). Священномученика Саввы, епископа Горнокарловацкого (1941) (Серб.).

Священномученика Димитрия Казанского пресвитера (1942).

Галатской иконы Божией Матери.

Святые царственные страстотерпцы

Император Николай II не боролся за власть, надеясь, что его отречение умирит Россию. Он старался отстоять страну добром и любовью, и эта позиция привела его к страданию и мученической кончине. Государь и его семья были готовы пострадать за Россию, за веру, они так и понимали своё страдание. Царская семья олицетворяла православное царство, и большевики, убивая их, уничтожали саму эту идею. Перед гибелью Николай II писал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!» Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Образ смиренного царя-страстотерпца сподвигает народ к покаянию и к вере: «Да воскреснет Русь Святая молитвами царственных страстотерпец», — поётся в каноне святым мученикам.

За два дня до мученической кончины царственные страстотерпцы попросили совершить литургию. Но охрана дозволила только совершение обедницы. По чину обедницы, совершаемой в воскресный день, по уставу не полагается чтение молитвы «Со святыми упокой», которая во время обедницы вообще никогда не поётся. Однако диакон, получивший некое вдохновение свыше, неожиданно для всех служащих запел «Со святыми упокой». В этот момент император Николай, а за ним и вся царская семья опустились на колени. Они, очевидно, молились о том, чтобы Господь Иисус Христос принял их души в Своём Царствии. Подражая Спасителю, царская семья явила удивительный пример следования воли Божией. 

Судя по дневнику государыни и свидетельству женщин, приходивших в предыдущий день мыть полы, царственные узники не испытывали тревоги. Их разбудили ночью, сказали, что в городе неспокойно и что их должны временно перевезти в другое место. Всех членов семьи и четверых приближенных привели в полуподвальную комнату и  там расстреляли. Казнь отличалась крайней жестокостью, в частности, подававших признаки жизни княжон докалывали штыками. Тела убиенных отвезли к заброшенным шахтам на Ганину Яму, в  25  километрах от  Ипатьевского дома. Относительно дальнейшей судьбы останков существуют разные версии. Как заявил следователь Н.  А. Соколов (1919), тела были полностью сожжены, чем и занимались участники захоронения в течение более чем полутора суток. По официальной версии, сжечь их не смогли и захоронили в Поросенковом Логе, недалеко от Ганиной Ямы, где останки были обретены в 1991 году. Ввиду разногласия между учеными Церковь воздерживается от признания официальной версии.

Благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Активная деятельность великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, которая привела к усилению авторитета и влияния великокняжеской власти, вызвала недовольство бояр, поскольку их «самочиние» терпело ущерб. В 1174 году великий князь пал жертвой заговора, главную роль в котором сыграл боярский род Кучковичей: князь был убит ночью в своём Боголюбском дворце. Заговорщики ворвались в покои князя, ударили его мечом; уже уходя, вернулись, услышав, что князь ещё жив, и довершили своё злодейство. Рассказ современника «О убьении Андрееве» свидетельствует о ненависти бояр к князю: тело его два дня лежало брошенным на огородах, а затем — в притворе Рождественской церкви без отпевания. Хотя убийство князя Андрея было политическим, Церковь прославила его как страстотерпца. Поводом к почитанию и последующей канонизации стала невинная смерть князя и его труды по политическому и духовному возвышению Владимиро-Суздальского княжества, поддержанные Божией Матерью рядом чудесных явлений.

Преподобный Андрей Рублёв

Преподобный Андрей Рублёв, выдающийся иконописец, был учеником Феофана Грека. Он был послушником у преподобного Никона Радонежского, а затем иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.Скончался Андрей Рублёв 29 января 1430 года. Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства. На Стоглавом соборе 1551 года икона «Троица» была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы и как воплощенный символ Божественного единения. Вот как размышлял над рублевским образом Святой Троицы священник Павел Флоренский: «В иконе Троицы Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием». Икона Святой Троицы является символом погружения в таинство Божественного бытия, в его неслиянность и нераздельность. И это лишний раз подчеркивает значение символа Святой Троицы, которую всю свою жизнь созерцал Преподобный Сергий Радонежский, «дабы, как сказано в его житии, воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Следовательно, образ Святой Троицы дан России на все времена для ее преображения и духовного возрождения.

Священное Писание

Рим., 92 зач., VI, 11-17

11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.

16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Мф., 26 зач., VIII, 14-23

14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, 15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, 17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 6, 11-17; Мф. 8, 14-23

Одному из хотевших идти вслед Господа Он сказал: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», а другому, хотевшему прежде похоронить отца, сказал: оставь мертвого; его похоронят другие, а ты иди за Мною. Это значит, что кто хочет идти за Господом, тому не должно ожидать от этого следования на земле никакого утешения, а одних лишений, нужд и скорбей, и что житейские заботы, даже самые законные, не совместны с этим следованием. Надобно отрешиться от всего решительно, чтоб ничто уже не привязывало к земле; затем обречь себя на всесторонние страдания или крест, и снарядившись таким образом идти за Господом. Такова прямая воля Господня! Но кому эта заповедь - апостолам только или всем христианам? Рассуди всякий сам. Отвергнуть себя и взять крест - всем ли сказано? Потом, возлюбить Господа больше отца и матери, братьев и сестер, жены и детей - всем ли сказано? Вывод ясен. Как же быть? Однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу и Он ответил им: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Было ли легко нашим отцам и матерям в страшное безбожное лихолетие, во времена репрессий? Было ли легко в древности, во времена гонений на христиан? Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь – это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений. Легко идти по широкому пути, но такой путь – это путь страстей, путь бездумного отношения к окружающей действительности, путь, ведущий человека к духовной гибели. Господь же учит нас идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное.

В чём состояла победа Христа над дьяволом?

Победа Христа над дьяволом обнаруживается в том, что дьявол был посрамлен, попран, скован в силе и могуществе (Откр.20:2).

Если во времена Ветхого Завета человек, в силу греховности, был удобопреклонным к воздействию на него демонических сил, то с победой Христа над дьяволом люди обрели возможность приобщаться к особым благодатным спасительным средствам, с тем, чтобы противодействовать его силе, влиянию, могуществу. Этими благодатными средствами Господь наделил Свою Церковь.

Дьявол обречен, его будущая участь определена — «гореть» в озере огненном, «мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:2).

Молитвословия

Тропарь Царственным Страстотерпцам

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло почтим седмерицу честную царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю Церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим: о святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость.

Кондак первый Царственным Страстотерпцам

глас 8

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих от рода царей Российских, благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии и венцы Небесными увенчавшиися, к вам, яко покровителем нашим милостивым, с любовию благодарне вопием: радуйтеся, царственнии страстотерпцы, за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

Молитва Царственным Страстотерпцам

О, святая седмерице, царственнии страстотерпцы, Николае, Александро, Алексие, Марие, Ольго, Татиано и Анастасие! Вы, союзом любве Христовы связуеми, дом ваш, яко малую церковь, благочестно устроили есте и смирением себе посреде земнаго величия украсили есте. В годину же братоубийственныя брани и гонений безбожных во отечестве нашем, все упование на Бога возложивше, образ терпения и страдания всей земли Российстей явили есте и, молящеся о мучителех, клевету, узы и изгнание, глумление, насмеяние и оболгание, убиение и телес поругание мужественне претерпели есте. Сего ради от земнаго царствия к Небесному прешли есте и теплии ходатаи о нас явилися есте. О, святии угодницы Божии! Молитеся о нас Богу, да Церковь в единомыслии и твердей вере соблюдет, страну нашу миром и благоденствием оградит и от междоусобныя брани и разделения избавит, власть предержащую умудрит, воинство мужеством украсит, народ от разорения сохранит, супруги христианския в верности и любви укрепит, чада в благочестии и послушании возрастит, и вся ны купно с вами сподобит воспевати Пречестное и Великолепое имя Живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского

глас 8

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Кондак благоверного великого князя Андрея Боголюбского

глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского

глас 4

Христову Церковь цевницею языка твоего,/ песнословя умильно, возвеселил еси,/ богословием же Препетыя Троицы/ славу всем сказал еси ясно,/ тем тя, яко тайноглагольника, поем,/ Андрее, пастырю Критский,/ и величаем память твою,/ Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Кондак преподобного Андрея Рублева

глас 2

Вострубив ясно Божественная сладкопения,/ явился еси светильник мира светлейший,/ светом сияя Троицы, Андрее преподобне./ Темже вси вопием ти:/ не престай моляся о всех нас.

Тропарь преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева

глас 2

Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Андрея Рублева

глас 3

Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.

Молитва преподобному Андрею Рублеву

О предивный иконописче преподобне отче Андрее! Услыши моления нас, грешных, с верою, надеждою и любовию взывающих тебе, и буди предстателем нашим пред Святою Троицею. Творивый благодатно в храмех Божиих, помози и нам созидати храмы во славу Божию. Постигнув тайны красоты истинныя, озари нас познанием красоты богослужения нетленныя. Исцеляяй души взиранием на иконы твоя, даруй нам и мощей твоих цельбу. Послуживый единению верных, исходатай и нам единым сердцем и едины устны восхвалити утишающаго розни мира сего в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Теги:
Царственные страстотерпцы
благоверный князь Андрей Боголюбский
преподобный Андрей Рублев
православный календарь

Все публикации