17 июля. Память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии

6701
Фото

Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5.

В этот день совершается память:

Святителя Андрея, архиепископа Критского (740). Преподобной Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Преподобного Андрея Рублева, иконописца (XV). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918).

Благоверного великого князя Андрея Боголюбского (1174). Обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского, чудотворца (1507). Мучеников Феодота и Феодотии (108). Священномученика Феодора, епископа Киринейского (310). Священномученика Саввы, епископа Горнокарловацкого (1941) (Серб.).

Священномученика Димитрия Казанского пресвитера (1942).

Галатской иконы Божией Матери.

Святые царственные страстотерпцы

Император Николай II не боролся за власть, надеясь, что его отречение умирит Россию. Он старался отстоять страну добром и любовью, и эта позиция привела его к страданию и мученической кончине. Государь и его семья были готовы пострадать за Россию, за веру, они так и понимали своё страдание. Царская семья олицетворяла православное царство, и большевики, убивая их, уничтожали саму эту идею. Перед гибелью Николай II писал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!» Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Образ смиренного царя-страстотерпца сподвигает народ к покаянию и к вере: «Да воскреснет Русь Святая молитвами царственных страстотерпец», — поётся в каноне святым мученикам.

За два дня до мученической кончины царственные страстотерпцы попросили совершить литургию. Но охрана дозволила только совершение обедницы. По чину обедницы, совершаемой в воскресный день, по уставу не полагается чтение молитвы «Со святыми упокой», которая во время обедницы вообще никогда не поётся. Однако диакон, получивший некое вдохновение свыше, неожиданно для всех служащих запел «Со святыми упокой». В этот момент император Николай, а за ним и вся царская семья опустились на колени. Они, очевидно, молились о том, чтобы Господь Иисус Христос принял их души в Своём Царствии. Подражая Спасителю, царская семья явила удивительный пример следования воли Божией.

Судя по дневнику государыни и свидетельству женщин, приходивших в предыдущий день мыть полы, царственные узники не испытывали тревоги. Их разбудили ночью, сказали, что в городе неспокойно и что их должны временно перевезти в другое место. Всех членов семьи и четверых приближенных привели в полуподвальную комнату и там расстреляли. Казнь отличалась крайней жестокостью, в частности, подававших признаки жизни княжон докалывали штыками. Тела убиенных отвезли к заброшенным шахтам на Ганину Яму, в 25 километрах от Ипатьевского дома. Относительно дальнейшей судьбы останков существуют разные версии. Как заявил следователь Н.  А. Соколов (1919), тела были полностью сожжены, чем и занимались участники захоронения в течение более чем полутора суток. По официальной версии, сжечь их не смогли и захоронили в Поросенковом Логе, недалеко от Ганиной Ямы, где останки были обретены в 1991 году. Ввиду разногласия между учеными Церковь воздерживается от признания официальной версии.

Благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Активная деятельность великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, которая привела к усилению авторитета и влияния великокняжеской власти, вызвала недовольство бояр, поскольку их «самочиние» терпело ущерб. В 1174 году великий князь пал жертвой заговора, главную роль в котором сыграл боярский род Кучковичей: князь был убит ночью в своём Боголюбском дворце. Заговорщики ворвались в покои князя, ударили его мечом; уже уходя, вернулись, услышав, что князь ещё жив, и довершили своё злодейство. Рассказ современника «О убьении Андрееве» свидетельствует о ненависти бояр к князю: тело его два дня лежало брошенным на огородах, а затем — в притворе Рождественской церкви без отпевания. Хотя убийство князя Андрея было политическим, Церковь прославила его как страстотерпца. Поводом к почитанию и последующей канонизации стала невинная смерть князя и его труды по политическому и духовному возвышению Владимиро-Суздальского княжества, поддержанные Божией Матерью рядом чудесных явлений.

Преподобный Андрей Рублёв

Преподобный Андрей Рублёв, выдающийся иконописец, был учеником Феофана Грека. Он был послушником у преподобного Никона Радонежского, а затем иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.Скончался Андрей Рублёв 29 января 1430 года. Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства. На Стоглавом соборе 1551 года икона «Троица» была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы и как воплощенный символ Божественного единения. Вот как размышлял над рублевским образом Святой Троицы священник Павел Флоренский: «В иконе Троицы Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием». Икона Святой Троицы является символом погружения в таинство Божественного бытия, в его неслиянность и нераздельность. И это лишний раз подчеркивает значение символа Святой Троицы, которую всю свою жизнь созерцал Преподобный Сергий Радонежский, «дабы, как сказано в его житии, воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Следовательно, образ Святой Троицы дан России на все времена для ее преображения и духовного возрождения.

Священное Писание

1 Кор., 134 зач., V, 9 — VI, 11

9Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; 10впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. 11Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

ГЛАВА 6.

1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Мф., 56 зач., XIII, 54-58

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

Толкование Евангелия

Комментирует священник Стефан Домусчи // Радио «Вера»

Зачастую, становясь христианином, человек начинает смотреть на вещи по-иному, видит их под другим углом зрения, оценивает в свете новых ценностей. Более того, должны измениться не только взгляды, но и сама жизнь.

Каждый знает, что подобные изменения далеко не всегда однозначно воспринимаются окружающими людьми, особенно людьми близкими, ведь для многих из них человек остается обычным родственником или другом, который вдруг приобрёл новые знания и решил изменить свою жизнь.

Ну и что, — говорят окружающие, — на самом деле жизнь не изменилась, да и он не изменился, только строит из себя… Люди редко готовы принимать чужую точку зрения, особенно, когда для этого приходится внутренне потрудиться. Конечно, так реагируют не все. Для кого-то эти изменения могут показаться полезными и важными, кто-то может просто им удивиться… Но нередко люди слышат в ответ: кто ты такой? что ты о себе возомнил? ты обычный простой человек! Ты один из нас!

Так ли это? Конечно, так! Христианин действительно простой человек и не перестает быть таковым. И все же, он тот, кто поверил в Христа и получил возможность измениться, жить новой жизнью. Причем, видя возмущение кого-то из близких, он не должен унывать, ведь так возмущались и те, кто окружал Христа. Но в отличие от нас, он не обычный человек, но Бог, который стал человеком. И это значит, что даже если у нас самих не получается быть свободными от рабства обыденной жизни, войдя с Ним в завет мы можем это сделать. Своей жизнью и своей победой Он освобождает нас от греховного плена.

Это, конечно, тоже может вызывать разные чувства. Кто-то порадуется, кто-то почувствует зависть и раздражение. Ведь человек не находил в себе сил, падал, унывал… И вдруг в нем происходит разительная перемена. И здесь чрезвычайно важно не разозлится в ответ, не разгневаться, не начать ревниво защищать себя… Потому что эта новая жизнь, которую мы начинаем, своим итогом имеет как раз любовь к людям, любовь, которая не будет злиться в ответ, любовь которая не будет эгоистично защищать себя, любовь которая смиренно скажет: «Да я ещё не совершенен, Да я действительно такой же как и вы… И в то же время, немножко не такой. Не такой, хотя бы потому что не хочу быть таким. Не такой, потому что Бог возвращает мне меня самого! Потому что Бог помогает мне быть другим.

Сегодня мы слышали в Евангелии, как слушающие Христа удивлялись Его словам и делам. Сначала удивлялись невинно и говорили: это же обычный Иисус! Сын плотника и мать его Мария и братья его между нами и сестры, откуда у него это? Сначала было простое непонимание, а потом было сомнение, соблазн и неверие.

Неверие близких и друзей, это очень непростое испытание. И в этом испытании мы находим поддержку в Том, о Ком сегодня слышим, что Он пророк без чести в отечестве своем. Он не соблазнился, но и не совершал чудес по жестокосердию их. То есть дело было не в Нем, они сами были не готовы их видеть, не желали их принимать.

Когда мы стараемся жить христианской жизнью, вокруг нас бушет море сомнений и страстей. Люди часто не верят в наши изменения, не верят, что мы всерьёз относится к тому, что выглядит нашей прихотью и причудой… Нам бывает очень сложно показать им христианскую жизнь, но дело не только в нас. Дело еще и в том, что им бывает сложно ее увидеть, ведь во всей нашей жизни они часто видят лишь игру. Им кажется, что все это только внешнее. Переоделся человек, перешел на другой вид питания, нашел себе другую компанию, говорит что-то непривычное… И дальше что? И вот здесь важно с одной стороны честно на себя посмотреть и понять: религия действительно может быть только внешней, она действительно может превратиться в игру. Но если это не игра, не просто увлечение, стоит помнить пример Христа, Которому тоже не верили, в Котором тоже сомневались. И это значит, что на этом пути мы не одиноки, Он прошел Его прежде нас, а мы лишь идем за Ним, и чувствуем Его присутствие.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек формируется как личность в общении с другими людьми. Если его содержать в условиях полной изоляции с самого рождения, то он как человеческая личность не состоится. Общение является очень важным фактором не только умственного, но и духовного развития. Именно поэтому так важно, чтобы с самого раннего детства ребенка окружали добрые люди, в первую очередь — родители и члены семьи. Если в семье ребенок не видит примера добрых отношений, то и сам он вряд ли будет добросердечным и отзывчивым, потому что ничто так не научает и не оказывает такого сильного воздействия на формирование характера, как живой, наглядный пример. Однако и взрослые подвержены влиянию окружающих их людей. Сознательно или неосознанно, но мы впитываем их мысли, слова, манеру поведения. И в результате частого общения отображаем в себе то, что присуще другим (даже если и не соглашаемся с ними). Вот почему важно избегать всяких отношений с людьми недобрыми. Замечательно об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Злые люди более вреда причиняют, чем ядовитые змеи, потому что сии открыто яд свой наносят, а другие ежедневно и скрыто поражают». Действительно, такие люди могут систематически отравлять сознание, влияя на нашу волю и на наши чувства. Тот же святитель говорит: «Как больные глаза заражают здоровые, как прокаженный заражает чистого, так и злой человек заражает человека духовно здорового».

В чём состояла победа Христа над дьяволом?

Победа Христа над дьяволом обнаруживается в том, что дьявол был посрамлен, попран, скован в силе и могуществе (Откр.20:2).

Если во времена Ветхого Завета человек, в силу греховности, был удобопреклонным к воздействию на него демонических сил, то с победой Христа над дьяволом люди обрели возможность приобщаться к особым благодатным спасительным средствам, с тем, чтобы противодействовать его силе, влиянию, могуществу. Этими благодатными средствами Господь наделил Свою Церковь.

Дьявол обречен, его будущая участь определена — «гореть» в озере огненном, «мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:2).

Молитвословия

Тропарь Царственным Страстотерпцам

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло почтим седмерицу честную царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю Церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим: о святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость.

Кондак первый Царственным Страстотерпцам

глас 8

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих от рода царей Российских, благовернии мученицы, муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии и венцы Небесными увенчавшиися, к вам, яко покровителем нашим милостивым, с любовию благодарне вопием: радуйтеся, царственнии страстотерпцы, за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

Молитва Царственным Страстотерпцам

О, святая седмерице, царственнии страстотерпцы, Николае, Александро, Алексие, Марие, Ольго, Татиано и Анастасие! Вы, союзом любве Христовы связуеми, дом ваш, яко малую церковь, благочестно устроили есте и смирением себе посреде земнаго величия украсили есте. В годину же братоубийственныя брани и гонений безбожных во отечестве нашем, все упование на Бога возложивше, образ терпения и страдания всей земли Российстей явили есте и, молящеся о мучителех, клевету, узы и изгнание, глумление, насмеяние и оболгание, убиение и телес поругание мужественне претерпели есте. Сего ради от земнаго царствия к Небесному прешли есте и теплии ходатаи о нас явилися есте. О, святии угодницы Божии! Молитеся о нас Богу, да Церковь в единомыслии и твердей вере соблюдет, страну нашу миром и благоденствием оградит и от междоусобныя брани и разделения избавит, власть предержащую умудрит, воинство мужеством украсит, народ от разорения сохранит, супруги христианския в верности и любви укрепит, чада в благочестии и послушании возрастит, и вся ны купно с вами сподобит воспевати Пречестное и Великолепое имя Живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского

глас 8

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Кондак благоверного великого князя Андрея Боголюбского

глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского

глас 4

Христову Церковь цевницею языка твоего,/ песнословя умильно, возвеселил еси,/ богословием же Препетыя Троицы/ славу всем сказал еси ясно,/ тем тя, яко тайноглагольника, поем,/ Андрее, пастырю Критский,/ и величаем память твою,/ Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Кондак преподобного Андрея Рублева

глас 2

Вострубив ясно Божественная сладкопения,/ явился еси светильник мира светлейший,/ светом сияя Троицы, Андрее преподобне./ Темже вси вопием ти:/ не престай моляся о всех нас.

Тропарь преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева

глас 2

Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Андрея Рублева

глас 3

Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.

Молитва преподобному Андрею Рублеву

О предивный иконописче преподобне отче Андрее! Услыши моления нас, грешных, с верою, надеждою и любовию взывающих тебе, и буди предстателем нашим пред Святою Троицею. Творивый благодатно в храмех Божиих, помози и нам созидати храмы во славу Божию. Постигнув тайны красоты истинныя, озари нас познанием красоты богослужения нетленныя. Исцеляяй души взиранием на иконы твоя, даруй нам и мощей твоих цельбу. Послуживый единению верных, исходатай и нам единым сердцем и едины устны восхвалити утишающаго розни мира сего в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Храм святых Царственных страстотерпцев села Кулаево отметил первый престольный праздник Храм святых Царственных страстотерпцев села Кулаево отметил первый престольный праздник

17 июля, в день памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, одноимённый храм в селе Кулаево (Пестречинский район РТ) отметил первый престольный праздник.

О народной памяти: размышления в день святых царственных страстотерпцев
Публикации 17 июля 2023
О народной памяти: размышления в день святых царственных страстотерпцев

Сегодня, вдень памяти святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры и их детей, хочется поразмышлять о том, как важна народная память.

Митрополит Кирилл принял участие в ночной Литургии на месте расстрела Царской семьи в Екатеринбурге Митрополит Кирилл принял участие в ночной Литургии на месте расстрела Царской семьи в Екатеринбурге

В ночь с 16 на 17 июля 2023 года, в день памяти страстотерпцев Императора Николая, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918), на площади перед храмом-памятником на Крови в Екатеринбурге состоялось соборное архиерейское богослужение.

В канун дня памяти Царственных страстотерпцев архипастыри Русской Церкви совершили всенощное бдение на площади перед храмом на Крови в Екатеринбурге В канун дня памяти Царственных страстотерпцев архипастыри Русской Церкви совершили всенощное бдение на площади перед храмом на Крови в Екатеринбурге

Вечером 16 июля, в канун дня памяти страстотерпцев Императора Николая, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918), в храме-памятнике на Крови в Екатеринбурге состоялись праздничные богослужения — малая вечерня с акафистом Царственным страстотерпцам и всенощное бдение.