Церковный календарь

17 июля. Память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 июля. Память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии

5-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 4 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Андрея, архиепископа Критского (740). Преподобной Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Преподобного Андрея Рублева, иконописца (XV). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918).

Благоверного великого князя Андрея Боголюбского (1174). Обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского, чудотворца (1507). Мучеников Феодота и Феодотии (108). Священномученика Феодора, епископа Киринейского (310). Священномученика Саввы, епископа Горнокарловацкого (1941) (Серб.).

Священномученика Димитрия Казанского пресвитера (1942).

Галатской иконы Божией Матери.

Святые царственные страстотерпцы

Император Николай II не боролся за власть, надеясь, что его отречение умирит Россию. Он старался отстоять страну добром и любовью, и эта позиция привела его к страданию и мученической кончине. Государь и его семья были готовы пострадать за Россию, за веру, они так и понимали своё страдание. Царская семья олицетворяла православное царство, и большевики, убивая их, уничтожали саму эту идею. Перед гибелью Николай II писал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой – да свершится воля Божия!» Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, чтобы они не мстили за него – он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Образ смиренного царя-страстотерпца сподвигает народ к покаянию и к вере: «Да воскреснет Русь Святая молитвами царственных страстотерпец», – поётся в каноне святым мученикам.

За два дня до мученической кончины царственные страстотерпцы попросили совершить литургию. Но охрана дозволила только совершение обедницы. По чину обедницы, совершаемой в воскресный день, по уставу не полагается чтение молитвы «Со святыми упокой», которая во время обедницы вообще никогда не поётся. Однако диакон, получивший некое вдохновение свыше, неожиданно для всех служащих запел «Со святыми упокой». В этот момент император Николай, а за ним и вся царская семья опустились на колени. Они, очевидно, молились о том, чтобы Господь Иисус Христос принял их души в Своём Царствии. Подражая Спасителю, царская семья явила удивительный пример следования воли Божией. 

Судя по дневнику государыни и свидетельству женщин, приходивших в предыдущий день мыть полы, царственные узники не испытывали тревоги. Их разбудили ночью, сказали, что в городе неспокойно и что их должны временно перевезти в другое место. Всех членов семьи и четверых приближенных привели в полуподвальную комнату и  там расстреляли. Казнь отличалась крайней жестокостью, в частности, подававших признаки жизни княжон докалывали штыками. Тела убиенных отвезли к заброшенным шахтам на Ганину Яму, в  25  километрах от  Ипатьевского дома. Относительно дальнейшей судьбы останков существуют разные версии. Как заявил следователь Н.  А. Соколов (1919), тела были полностью сожжены, чем и занимались участники захоронения в течение более чем полутора суток. По официальной версии, сжечь их не смогли и захоронили в Поросенковом Логе, недалеко от Ганиной Ямы, где останки были обретены в 1991 году. Ввиду разногласия между учеными Церковь воздерживается от признания официальной версии.

Благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Активная деятельность великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, которая привела к усилению авторитета и влияния великокняжеской власти, вызвала недовольство бояр, поскольку их «самочиние» терпело ущерб. В 1174 году великий князь пал жертвой заговора, главную роль в котором сыграл боярский род Кучковичей: князь был убит ночью в своём Боголюбском дворце. Заговорщики ворвались в покои князя, ударили его мечом; уже уходя, вернулись, услышав, что князь ещё жив, и довершили своё злодейство. Рассказ современника «О убьении Андрееве» свидетельствует о ненависти бояр к князю: тело его два дня лежало брошенным на огородах, а затем — в притворе Рождественской церкви без отпевания. Хотя убийство князя Андрея было политическим, Церковь прославила его как страстотерпца. Поводом к почитанию и последующей канонизации стала невинная смерть князя и его труды по политическому и духовному возвышению Владимиро-Суздальского княжества, поддержанные Божией Матерью рядом чудесных явлений.

Преподобный Андрей Рублёв

Преподобный Андрей Рублёв, выдающийся иконописец, был учеником Феофана Грека. Он был послушником у преподобного Никона Радонежского, а затем иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.Скончался Андрей Рублёв 29 января 1430 года. Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства. На Стоглавом соборе 1551 года икона «Троица» была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы и как воплощенный символ Божественного единения. Вот как размышлял над рублевским образом Святой Троицы священник Павел Флоренский: «В иконе Троицы Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием». Икона Святой Троицы является символом погружения в таинство Божественного бытия, в его неслиянность и нераздельность. И это лишний раз подчеркивает значение символа Святой Троицы, которую всю свою жизнь созерцал Преподобный Сергий Радонежский, «дабы, как сказано в его житии, воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Следовательно, образ Святой Троицы дан России на все времена для ее преображения и духовного возрождения.

Священное Писание

Рим., 117 зач., XV, 7-16

7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, 9 а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то́ буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.

10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.

11 И еще: хвали́те Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.

12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.

13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.

14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.

Мф., 48 зач., XII, 38-45

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 15, 7-16; Мф. 12, 38-45

Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда по благодати Божией такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить, - бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нем на первых порах много ревности, которая как огонь жжет бесов и как стрела отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, вбрасывает воспоминание о прежних удовольствиях и вызывает к ним. Но поостерегись только покаянник - от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость: внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобство. Представься оно - и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчею о вторичном возвращении беса в дом очищенный, подметенный.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы вспоминали трагедию Ипатьевского дома. Мы возносили молитвы Господу, мы молились императору-страстотерпцу Николаю и тем, кто вместе с ним пострадал, чтобы они на небесах молились о земном Отечестве нашем, о народе нашем, чтобы укреплялась вера православная в каждом последующем поколении, чтобы верность Богу, любовь к Отечеству сопровождали жизнь нашей молодежи и тех, кто придет ей на смену, и чтобы никогда более подобные трагедии не происходили на нашей земле. Да хранит Господь землю нашу Русскую, русский народ, который сегодня живет в разных государствах, которые по-разному называются, да и народ наш называется по-разному, но это тот же самый народ, который вышел из Киевской купели Крещения и, пройдя через тягчайшие исторические обстоятельства, доныне сохранил веру православную.

Молитвословия

Тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского

глас 8

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Кондак благоверного великого князя Андрея Боголюбского

глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского

глас 4

Христову Церковь цевницею языка твоего,/ песнословя умильно, возвеселил еси,/ богословием же Препетыя Троицы/ славу всем сказал еси ясно,/ тем тя, яко тайноглагольника, поем,/ Андрее, пастырю Критский,/ и величаем память твою,/ Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Кондак преподобного Андрея Рублева

глас 2

Вострубив ясно Божественная сладкопения,/ явился еси светильник мира светлейший,/ светом сияя Троицы, Андрее преподобне./ Темже вси вопием ти:/ не престай моляся о всех нас.

Тропарь преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева

глас 2

Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Андрея Рублева

глас 3

Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.

Теги:
Царственные страстотерпцы
благоверный князь Андрей Боголюбский
преподобный Андрей Рублев
православный календарь

Все публикации