Церковный календарь

18 марта. Память мученика Конона Исаврийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 марта. Память мученика Конона Исаврийского

3-я седмица Великого поста
День постный. 5 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Конона Исаврийского (I).

Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских, чудотворцев (1463). Преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мученика Онисия (I). Мученика Конона градаря (огородника) (III). Мученицы Ираиды. Мученика Евлогия, иже в Палестине. Мученика Евлампия. Преподобного Марка (V). Преподобного Исихия (ок. 790).

Священномученика Николая Покровского пресвитера (1919); священномученика Иоанна Миротворцева пресвитера и преподобномучеников Мардария Исаева и Феофана Графова (1938). Обретение мощей святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского (1996).

Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».

Литургия Преждеосвященных Даров.

Мученик Конон Исаврийский

Святой Конон подвизался около города Исаврии в Малой Азии. Узнав, что горожане хотят принести жертву Аполлону, он вышел к ним навстречу и предложил убедиться в суетности языческого суеверия. По молитве святого Конона идол сошёл со своего места и, прикатившись к ногам подвижника, произнёс: «Един Истинный Бог, проповедуемый тобою Христос». После этого многие местные жители приняли святое Крещение. Оставшиеся во тьме язычества были вразумлены последующими многочисленными чудесами святого Конона, так что весь народ Исаврийский просветился светом евангельской истины. Когда началось гонение на христиан, в Исаврию прибыл воевода Магдон и повелел воинам мучить святого Конона. Но исавряне, узнав об этом, силой оружия отбили мученика, который продолжал наставлять их в вере до своей праведной кончины.

Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его 

Сегодня Православная Церковь вспоминает обретение нетленных мощей Феодора Смоленского и его детей – Давида и Константина, благоверных князей Ярославских. Это событие датируется 1463-м годом. Прошло более двух веков со дня смерти князей. Через год после обретения мощей их положили в каменную раку в соборной церкви Спасо-Преображенского монастыря. Еще тогда мощи святых угодников Божиих прославились многими чудесами. Ныне они почивают в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля. Князь Феодор и его сыновья прославились мудрым правлением в непростое время, когда Русь была под властью монголо-татарских завоевателей.

Преподобномученик Адриан Пошехонский

Преподобномученик Адриан родился в Ростове Великом. Приняв монашеский постриг, он подвизался в обители преподобного Корнилия Комельского. После смерти учителя преподобный Андриан вместе со своим послушником Леонидом удалился в пошехонские леса и на реке Вотхе основал обитель в честь Успения Божией Матери. В монастыре был введен строгий устав, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, чтению Священного Писания. Преподобный Адриан был искусным иконописцем и кроме настоятельских трудов занимался писанием икон. Однажды, когда были собраны большие пожертвования на строительство каменного храма, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.

Из жития святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского

Летом 1921 года святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в качестве эксперта-хирурга выступал в Ташкентском суде по делу врачей, обвиняемых во вредительстве. Жестокий и беспринципный руководитель ЧК Я. Петерс решил устроить из этого сфабрикованного дела показательный процесс, но святитель, защищая осуждённых на расстрел коллег, опроверг все его доводы. Выведенный из себя чекист спросил: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днём людей режете?» Святитель ответил: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?» Зал зааплодировал, а Петерс снова спросил: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?» Святитель спокойно ответил: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Зал захохотал, и дело врачей с треском провалилось.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. X, 12-20

12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

13 Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; 14 и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».

15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!

16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

17 Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; 18 и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.

На веч.: Быт. VII, 6-9

6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

8 И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле 9по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.

Притч. IX, 12-18

12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.] 13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16 «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она: 17 «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».

18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда» (Прит. 9, 4). Стало быть умникам нет входа в дом Премудрости или в св. Церковь. Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне сего дома, вне св. Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту! Но это сокрыто от него. Не разумея премудрости Божией, он вопиет на нее, и безумных разумников продолжает держать в ослеплении своем.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Древние слова молитвы святого Ефрема Сирина… не теряют своей актуальности, да и не могут потерять, потому что их источником является Божественное откровение, слова Самого Господа. Для нас не может быть более убедительных, более важных слов. Задача заключается лишь в том, чтобы эти слова и Божественные заповеди претворять в жизнь. И да поможет нам Господь в течение дней святой Четыредесятницы приблизиться к пониманию того, насколько важно хранение и исполнение Божественных заповедей, всего того, чему Господь научил нас ради нашего спасения.

Святитель Тихон Задонский о духовном посте

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от того польза? Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза?

Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи пост также и злям приходям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения, — отврати очи твои, еже не видети суеты. Уклонися от зла и сотвори благо.

Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 4

Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/ многия труды подъял еси в жизни временней,/ обитель иноческую созидая в пустыни,/ идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/ и мученическую смерть от них приял еси,/ Адриане славне,/ чудес благодатию обогатився,/ предстоиши всех Царю, Христу Богу,/ Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 6

Житейския молвы избежав, преподобне,/ в пустыню вселился еси,/ и, тамо обитель иноков возградив,/ последи от разбойник мученически пострадал еси,/ и ныне сияеши нетлением и чудесы,/ Адриане многострадальна,/ молитвенниче о душах наших.

Молитва преподобномученику Адриану Пошехонскому

О священная и многострадальная главо, земный ангеле и небесный человече, преподобномучениче и чудотворче Адриане! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно, яви нам смиренным и грешным святое твое заступление: се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе молитвенника благоприятнаго к нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам у благости его благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпиние, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончину, и добрый ответ на страшнем суде Христове. Не забуди, святче Божий, и обитель твою святую, тобою созданную и присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающих в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякого зла. Ей, преподобномучениче святый! не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения, и наследники яви нас быти всесветлаго царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты человеколюбца Бога Отца и Сына и Святого Духа, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

глас 4

Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша.

Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

глас 8

Богомудренно преселистеся, святии,/ во град, присно добродетельми цветущий,/ в жизни сей приносяще Богови плоды благи,/ преподобне Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ и явистеся, яко многоцветущая райская древеса жизни/ и яко многосветлыя звезды, в мире сияюще благодатию,/ в добродетели исправивше жизнь свою,/ и сего ради получисте живот вечный на Небесех./ Темже благодарственно вам зовем:/ радуйтеся, всемирнии светильницы и граду нашему Ярославлю великое утверждение.

Тропарь мученика Конона Исаврийского

глас 4

Яко девственника предивна/ и мученика непоколебима,/ блаженнаго страдальца,/ на бесы власть приемшаго,/ Конона песньми восхвалим и к нему возопиим:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак мученика Конона Исаврийского

глас 3

Чистотою яко Ангел на земли пожив,/ отонудуже собеседник Ангелом быти сподобился еси,/ и родители ко Христову познанию привел еси,/ и, единаго Бога в Троице исповедав,/ пострадал еси до крове,/ мучениче Кононе,/ моли Его непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Воспитание

глас 4

Воспитавшейся во храме во святая святых,/ одеянней верою и премудростию и безмерным девством,/ Архистратиг Гавриил принесе с небесе целование/ и еже радуйся, радуйся Благословенная,/ радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою.

Теги:
Мученик Конон Исаврийский
преподобномученик Адриан Пошехонский
святитель Лука Крымский
православный календарь

Все публикации