Церковный календарь

11 января. Память мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 января. Память мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

32-я седмица по Пятидесятнице. Святки.
Поста нет. 29 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Преподобного Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Преподобного Василиска Сибирского (1824).

Преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI–XII). Преподобного Феофила Омучского (XV). Преподобного Лаврентия Черниговского (1950). Преподобного Фаддея исповедника (818).

Священномученика Феодосия Беленького пресвитера (1938); мучениц Наталии Васильевой, Наталии Силуяновой, Евдокии Гусевой, Анны Боровской, Матроны Наволокиной, Варвары Деревягиной, Анны Поповой, Евдокии Назиной, Евфросинии Денисовой, Агриппины Киселевой и Наталии Сундуковой (1942).

Вифлеемские младенцы

В период попразднства Рождества совершается память 14 000 Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода Великого (Мф. 2:16–18). Дети, злой волей царя «восхищенные из объятий матерних» (стихира на «Господи, воззвах»), буквально стали мучениками за Христа, так как именно жизнь этого Младенца хотел забрать «пребеззаконный» и «лютый детоубийца». Канон говорит о них как об участниках Рождества: «Сверстницы дети страдальцы Христова воплощения» (песнь 6), «пречистому Твоему Рождеству, Христе Боже, первая жертвы бысть младенцы» (песнь 9). Гимнографы, обличая злобу Ирода, в то же время утешают плачущую Рахиль (как собирательный образ всех матерей, у которых забрали младенцев) тем, что невинно убитые дети упокоены в Царстве Божием: «не плачи, Рахиль, чад, поминающе недра Авраамовы» (стихиры на хвалитех).

Преподобный Марк гробокопатель

Преподобный Марк был гробокопателем в Киево-Печерском монастыре в начале ХII в. Святой носил вериги и пил воды лишь столько, сколько вмещал его медный крест. Преподобный прославился чудесами. По его просьбе почивший брат, которому он не успел выкопать могилу, ожил и умер на следующий день, когда могила была готова. Когда другого умершего брата положили в недокопанную Марком узкую могилу и из-за недостатка места нельзя было возлить на него елей, мёртвый, по повелению святого, приподнявшись, сам крестообразно возлил себе на грудь и лицо елей и, отдав сосуд, лёг и снова почил. По требованию преподобного Феофила святой заставил его умершего младшего брата, преподобного Иоанна, подвинуться в гробу, освобождая место старшему. Это чудо заставило Феофила остаток жизни провести в покаянии и слезах.

Преподобный Василиск Сибирский

Преподобный Василиск с детских лет отличался стремлением к уединенной молитве. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой они сохранили целомудрие. В 1777 году Василиск оставил семью и принял монашеский постриг. Вскоре преподобный познакомился со своим будущим учеником и духовным братом преподобным Зосимой. Более 30 лет они подвизались в монашеских подвигах и особенно преуспели в делании Иисусовой молитвы. Об этом преподобный Зосима составил особую рукопись — «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска». Под духовным руководством старцев был возрожден Свято-Николаевский женский монастырь в Туринске. Скончался старец Василиск 29 декабря 1824 года.

Священное Писание

Иак., 53 зач., II, 14-26

14 Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Мк., 48 зач., X, 46-52

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. 47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Эпоха, в которую мы живем, — очень сложная. Самое опасное, что сегодня происходит, — это размывание границ между добром и злом. Диаволу удалось внушить людям, что его не существует, а теперь ему удается внушить, что добро и зло — понятия относительные. Мол, у каждого есть свое добро, своя правда, и все зависит от обстоятельств — одно и то же может быть и добром, и злом. Эта круговерть, это жонглирование самыми священными понятиями, имеющими прямое отношение к спасению человеческой души, и есть величайшее искушение нашей эпохи. Но Церковь поставлена стражем, Церковь призвана провозглашать Божию правду. Очень часто то, что говорит Церковь, не в полной мере понимается окружающим миром, а иногда и отторгается, — именно потому, что послание, которое Церковь несет миру, исходит от Самого Бога. И если диавол с Богом борется, то вполне естественно, что слова Церкви, обращенные к миру, часто искажаются, не понимаются, а то и подвергаются насмешкам.

О земных поклонах в воскресные дни

Согласно канонам Церкви, в воскресные дни и великие Господские праздники христиане не должны преклонять колен, так как «коленопреклонение знаменует рабское состояние » (святитель Афанасий Ковровский). Это относится и к общественному богослужению, и к келейным молитвам. В эти дни Церковь особенно благодарит Бога за устроенное дело спасения, и христиане в эти дни должны помнить, что предстоят Богу как сыны: «Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал. 4:7). Постановления об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходят к периоду раннего христианства. Этому посвящены 20-е правило I Вселенского Собора («угодно святому собору да стояще приносят молитвы Богу»), 90-е правило VI Вселенского Собора: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова»; 91-е правило святителя Василия Великого: «церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы».

Молитвословия

Тропарь мучеников 14 000 младенцев

глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Кондак мучеников 14 000 младенцев

глас 6

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.

Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

глас 1

Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.

Тропарь преподобного Маркелла

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо Крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Маркелле, дух твой.

Кондак преподобного Маркелла

глас 8

Яко звезда, красно сияя,/ от Ефеса провозсиял еси нам, всеблаженне, постижно,/ и добродетельми возгремел еси,/ наставник иноком многим быв, преподобие,/ того ради и царствующий град просветил еси,/ и сего ради вопием ти:/ радуйся, отче всеблаженне Маркелле.

Теги:
Вифлеемские младенцы
преподобный Марк гробокопатель
преподобный Василиск Сибирский
православный календарь
январь

Все публикации