Церковный календарь

11 января. Память мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 января. Память мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

30-я седмица по Пятидесятнице. Святки.
Поста нет. 29 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Преподобного Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Преподобного Василиска Сибирского (1824).

Преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI–XII). Преподобного Феофила Омучского (XV). Преподобного Лаврентия Черниговского (1950). Преподобного Фаддея исповедника (818).

Священномученика Феодосия Беленького пресвитера (1938); мучениц Наталии Васильевой, Наталии Силуяновой, Евдокии Гусевой, Анны Боровской, Матроны Наволокиной, Варвары Деревягиной, Анны Поповой, Евдокии Назиной, Евфросинии Денисовой, Агриппины Киселевой и Наталии Сундуковой (1942).

Вифлеемские младенцы

В период попразднства Рождества совершается память 14 000 Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода Великого (Мф. 2:16–18). Дети, злой волей царя «восхищенные из объятий матерних» (стихира на «Господи, воззвах»), буквально стали мучениками за Христа, так как именно жизнь этого Младенца хотел забрать «пребеззаконный» и «лютый детоубийца». Канон говорит о них как об участниках Рождества: «Сверстницы дети страдальцы Христова воплощения» (песнь 6), «пречистому Твоему Рождеству, Христе Боже, первая жертвы бысть младенцы» (песнь 9). Гимнографы, обличая злобу Ирода, в то же время утешают плачущую Рахиль (как собирательный образ всех матерей, у которых забрали младенцев) тем, что невинно убитые дети упокоены в Царстве Божием: «не плачи, Рахиль, чад, поминающе недра Авраамовы» (стихиры на хвалитех).

Преподобный Марк гробокопатель

Преподобный Марк был гробокопателем в Киево-Печерском монастыре в начале ХII в. Святой носил вериги и пил воды лишь столько, сколько вмещал его медный крест. Преподобный прославился чудесами. По его просьбе почивший брат, которому он не успел выкопать могилу, ожил и умер на следующий день, когда могила была готова. Когда другого умершего брата положили в недокопанную Марком узкую могилу и из-за недостатка места нельзя было возлить на него елей, мёртвый, по повелению святого, приподнявшись, сам крестообразно возлил себе на грудь и лицо елей и, отдав сосуд, лёг и снова почил. По требованию преподобного Феофила святой заставил его умершего младшего брата, преподобного Иоанна, подвинуться в гробу, освобождая место старшему. Это чудо заставило Феофила остаток жизни провести в покаянии и слезах.

Преподобный Василиск Сибирский

Преподобный Василиск с детских лет отличался стремлением к уединенной молитве. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой они сохранили целомудрие. В 1777 году Василиск оставил семью и принял монашеский постриг. Вскоре преподобный познакомился со своим будущим учеником и духовным братом преподобным Зосимой. Более 30 лет они подвизались в монашеских подвигах и особенно преуспели в делании Иисусовой молитвы. Об этом преподобный Зосима составил особую рукопись — «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска». Под духовным руководством старцев был возрожден Свято-Николаевский женский монастырь в Туринске. Скончался старец Василиск 29 декабря 1824 года.

Священное Писание

Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23

8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Мк., 50 зач., XI, 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собираниясмокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им: 23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,— будет ему, что ни скажет.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Эпоха, в которую мы живем, — очень сложная. Самое опасное, что сегодня происходит, — это размывание границ между добром и злом. Диаволу удалось внушить людям, что его не существует, а теперь ему удается внушить, что добро и зло — понятия относительные. Мол, у каждого есть свое добро, своя правда, и все зависит от обстоятельств — одно и то же может быть и добром, и злом. Эта круговерть, это жонглирование самыми священными понятиями, имеющими прямое отношение к спасению человеческой души, и есть величайшее искушение нашей эпохи. Но Церковь поставлена стражем, Церковь призвана провозглашать Божию правду. Очень часто то, что говорит Церковь, не в полной мере понимается окружающим миром, а иногда и отторгается, — именно потому, что послание, которое Церковь несет миру, исходит от Самого Бога. И если диавол с Богом борется, то вполне естественно, что слова Церкви, обращенные к миру, часто искажаются, не понимаются, а то и подвергаются насмешкам.

О земных поклонах в воскресные дни

Согласно канонам Церкви, в воскресные дни и великие Господские праздники христиане не должны преклонять колен, так как «коленопреклонение знаменует рабское состояние » (святитель Афанасий Ковровский). Это относится и к общественному богослужению, и к келейным молитвам. В эти дни Церковь особенно благодарит Бога за устроенное дело спасения, и христиане в эти дни должны помнить, что предстоят Богу как сыны: «Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал. 4:7). Постановления об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходят к периоду раннего христианства. Этому посвящены 20-е правило I Вселенского Собора («угодно святому собору да стояще приносят молитвы Богу»), 90-е правило VI Вселенского Собора: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова»; 91-е правило святителя Василия Великого: «церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы».

Молитвословия

Тропарь мучеников 14 000 младенцев

глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Кондак мучеников 14 000 младенцев

глас 6

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.

Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

глас 1

Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.

Тропарь преподобного Маркелла

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо Крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Маркелле, дух твой.

Кондак преподобного Маркелла

глас 8

Яко звезда, красно сияя,/ от Ефеса провозсиял еси нам, всеблаженне, постижно,/ и добродетельми возгремел еси,/ наставник иноком многим быв, преподобие,/ того ради и царствующий град просветил еси,/ и сего ради вопием ти:/ радуйся, отче всеблаженне Маркелле.

Теги:
Вифлеемские младенцы
преподобный Марк гробокопатель
преподобный Василиск Сибирский
православный календарь
январь

Все публикации