Седмица 29-я по Пятидесятнице. Святки
В этот день совершается память:
Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Преподобного Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Преподобного Василиска Сибирского (1824).
Преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI—XII). Преподобного Феофила Омучского (XV). Преподобного Лаврентия Черниговского (1950). Преподобного Фаддея исповедника (818).
Священномученика Феодосия Беленького пресвитера (1938); мучениц Наталии Васильевой, Наталии Силуяновой, Евдокии Гусевой, Анны Боровской, Матроны Наволокиной, Варвары Деревягиной, Анны Поповой, Евдокии Назиной, Евфросинии Денисовой, Агриппины Киселевой и Наталии Сундуковой (1942).
Память епископа Нижегородского и Арзамасского Владимира (Никольского). Инспектор и профессор Казанских духовных семинарии (1864-1867) и академии (1867-1869). Скончался в Нижнем Новгороде 29 декабря 1900 г.
Вифлеемские младенцы
В период попразднства Рождества совершается память 14 000 Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода Великого (Мф. 2:16—18). Дети, злой волей царя «восхищенные из объятий матерних» (стихира на «Господи, воззвах»), буквально стали мучениками за Христа, так как именно жизнь этого Младенца хотел забрать «пребеззаконный» и «лютый детоубийца». Канон говорит о них как об участниках Рождества: «Сверстницы дети страдальцы Христова воплощения» (песнь 6), «пречистому Твоему Рождеству, Христе Боже, первая жертвы бысть младенцы» (песнь 9). Гимнографы, обличая злобу Ирода, в то же время утешают плачущую Рахиль (как собирательный образ всех матерей, у которых забрали младенцев) тем, что невинно убитые дети упокоены в Царстве Божием: «не плачи, Рахиль, чад, поминающе недра Авраамовы» (стихиры на хвалитех).
Преподобный Марк гробокопатель
Преподобный Марк был гробокопателем в Киево-Печерском монастыре в начале ХII в. Святой носил вериги и пил воды лишь столько, сколько вмещал его медный крест. Преподобный прославился чудесами. По его просьбе почивший брат, которому он не успел выкопать могилу, ожил и умер на следующий день, когда могила была готова. Когда другого умершего брата положили в недокопанную Марком узкую могилу и из-за недостатка места нельзя было возлить на него елей, мёртвый, по повелению святого, приподнявшись, сам крестообразно возлил себе на грудь и лицо елей и, отдав сосуд, лёг и снова почил. По требованию преподобного Феофила святой заставил его умершего младшего брата, преподобного Иоанна, подвинуться в гробу, освобождая место старшему. Это чудо заставило Феофила остаток жизни провести в покаянии и слезах.
Преподобный Василиск Сибирский
Преподобный Василиск с детских лет отличался стремлением к уединенной молитве. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой они сохранили целомудрие. В 1777 году Василиск оставил семью и принял монашеский постриг. Вскоре преподобный познакомился со своим будущим учеником и духовным братом преподобным Зосимой. Более 30 лет они подвизались в монашеских подвигах и особенно преуспели в делании Иисусовой молитвы. Об этом преподобный Зосима составил особую рукопись — «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска». Под духовным руководством старцев был возрожден Свято-Николаевский женский монастырь в Туринске. Скончался старец Василиск 29 декабря 1824 года.
Евангелие дня
Как вести себя с теми людьми, которые доставили мне всяческие неприятности или даже обидели меня? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 17.
03Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
04и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.
05И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
06Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
07Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
08Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
09Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Человек, который учится водить автомобиль, тратит много времени на то, чтобы выполнить один элементарный манёвр. Если ему нужно тронуться или остановиться, он поэтапно прокручивает в своём уме всю последовательность действий: пристегнуться, повернуть ключ зажигания, включить поворотник, выжать сцепление, переключить скорость, отпуская педаль сцепления, поддать газу. Однако постепенно он приобретает опыт и начинает выполнять многие действия на автоматизме, машинально. Водитель со стажем или же профессионал не задумывается, как именно он должен совершить стандартные операции. Он выполняет их рефлекторно. Механика вождения стала рабочей частью его ума. Более того, у него не возникает мысли нахваливать себя за то, что он совершает эту работу. Он не обижается, когда кто-то не одарил его комплиментом за то, что он плавно трогается, останавливается или совершает обгон.
Вот до такого же автоматизма Господь предлагает нам довести свою способность общения с людьми. Особенно в кризисных ситуациях. Если у тебя есть какая-то претензия к человеку, не надо держать это в себе. Ведь так я буду себя подогревать. А кипящий котел, у которого нет клапана спуска давления, однажды взрывается. С другой стороны, нельзя подавлять своё возмущение и делать вид, что ничего не произошло. Да, из своего сознания я могу вытеснить обиду. Я могу даже видимым образом о ней забыть. Но вся эта энергия возмущения уйдёт в моё сердце и будет разъедать меня изнутри. Пока в один прекрасный момент этот токсичный бульон не начнёт выливаться на головы окружающим. Причём, казалось бы, на ровном месте. Поэтому Господь и говорит: лучше сразу расставить все точки над i. Проговорить с ближним свои претензии.
Точно так Христос призывает вести себя в том случае, если человек просит прощения за свой проступок. Моя задача отпустить ему. Даже если это происходит не в первый раз. Такое прощение нужно не человеку. Оно нужно мне. Ведь в противном случае я буду носить эту занозу в своём сердце. Обиду нанесли в юности, а обидчики всё ещё живут во мне, как скелеты в шкафу. А моя задача иметь сердце чистым и свободным. Чтобы при виде супостата оно оставалось спокойным и невозмутимым.
Итак, Христос призывает нас не обременять себя обидами и претензиями. Не таскать в своей душе лишний груз. А для этого необходимо сформировать навык наблюдения за своим внутренним миром. Я должен постоянно отслеживать, что происходит у меня на сердце. Я должен научиться распознавать свои мысли и чувства. Видеть мотивацию своих слов и поступков. Поэтому и говорит Спаситель в начале отрывка: «наблюдайте за собой». Замечайте, где тянет.
Важно понимать ещё одну вещь. У меня нет сил, чтобы спокойно говорить с человеком о той боли, которую он мне причинил. У меня нет сил, чтобы раз за разом отпускать ему прегрешения и начинать всё с чистого листа. А потому в этой работе, которую мы себя приучаем вести каждый день, необходима поддержка свыше. Потому Господь и говорит о вере. Нам необходима поддержка Церкви с её таинствами. Именно в них мы получаем силу, которая позволяет нам спокойно говорить о своих претензиях с обидчиками и от сердца отпускать им прегрешения. Это и есть сила веры.
Наконец, последнее и не менее важное. Не стоит думать, что этот навык общения с людьми — что-то сверхъестественное и доступное лишь святым. Не случайно Господь говорит: «когда исполните всё повеленное говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Речь идёт об элементарной гигиене общения, о технических моментах, о самых первых подступах к духовной жизни. Если у нас будет желание и готовность, мы, с помощью Бога, можем развить в себе такой навык. И тогда эту заповедь Христа будем исполнять так же естественно и непринуждённо, как опытный водитель водит свой автомобиль.
священник Дмитрий Барицкий
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Эпоха, в которую мы живем, — очень сложная. Самое опасное, что сегодня происходит, — это размывание границ между добром и злом. Диаволу удалось внушить людям, что его не существует, а теперь ему удается внушить, что добро и зло — понятия относительные. Мол, у каждого есть свое добро, своя правда, и все зависит от обстоятельств — одно и то же может быть и добром, и злом. Эта круговерть, это жонглирование самыми священными понятиями, имеющими прямое отношение к спасению человеческой души, и есть величайшее искушение нашей эпохи. Но Церковь поставлена стражем, Церковь призвана провозглашать Божию правду. Очень часто то, что говорит Церковь, не в полной мере понимается окружающим миром, а иногда и отторгается, — именно потому, что послание, которое Церковь несет миру, исходит от Самого Бога. И если диавол с Богом борется, то вполне естественно, что слова Церкви, обращенные к миру, часто искажаются, не понимаются, а то и подвергаются насмешкам.
О земных поклонах в воскресные дни
Согласно канонам Церкви, в воскресные дни и великие Господские праздники христиане не должны преклонять колен, так как «коленопреклонение знаменует рабское состояние » (святитель Афанасий Ковровский). Это относится и к общественному богослужению, и к келейным молитвам. В эти дни Церковь особенно благодарит Бога за устроенное дело спасения, и христиане в эти дни должны помнить, что предстоят Богу как сыны: «Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал. 4:7). Постановления об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходят к периоду раннего христианства. Этому посвящены 20-е правило I Вселенского Собора («угодно святому собору да стояще приносят молитвы Богу»), 90-е правило VI Вселенского Собора: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова»; 91-е правило святителя Василия Великого: «церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы».
Молитвословия
Тропарь мучеников 14 000 младенцев
глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.
Кондак мучеников 14 000 младенцев
глас 6
В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.
Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах
глас 1
Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.
Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах
глас 8
Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.
Тропарь преподобного Маркелла
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо Крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Маркелле, дух твой.
Кондак преподобного Маркелла
глас 8
Яко звезда, красно сияя,/ от Ефеса провозсиял еси нам, всеблаженне, постижно,/ и добродетельми возгремел еси,/ наставник иноком многим быв, преподобие,/ того ради и царствующий град просветил еси,/ и сего ради вопием ти:/ радуйся, отче всеблаженне Маркелле.