11 января. Память мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

3384
Фото

Седмица 31-я по Пятидесятнице. Святки
Поста нет. 29 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Преподобного Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Преподобного Василиска Сибирского (1824).

Преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI—XII). Преподобного Феофила Омучского (XV). Преподобного Лаврентия Черниговского (1950). Преподобного Фаддея исповедника (818).

Священномученика Феодосия Беленького пресвитера (1938); мучениц Наталии Васильевой, Наталии Силуяновой, Евдокии Гусевой, Анны Боровской, Матроны Наволокиной, Варвары Деревягиной, Анны Поповой, Евдокии Назиной, Евфросинии Денисовой, Агриппины Киселевой и Наталии Сундуковой (1942).

Вифлеемские младенцы

В период попразднства Рождества совершается память 14 000 Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода Великого (Мф. 2:16—18). Дети, злой волей царя «восхищенные из объятий матерних» (стихира на «Господи, воззвах»), буквально стали мучениками за Христа, так как именно жизнь этого Младенца хотел забрать «пребеззаконный» и «лютый детоубийца». Канон говорит о них как об участниках Рождества: «Сверстницы дети страдальцы Христова воплощения» (песнь 6), «пречистому Твоему Рождеству, Христе Боже, первая жертвы бысть младенцы» (песнь 9). Гимнографы, обличая злобу Ирода, в то же время утешают плачущую Рахиль (как собирательный образ всех матерей, у которых забрали младенцев) тем, что невинно убитые дети упокоены в Царстве Божием: «не плачи, Рахиль, чад, поминающе недра Авраамовы» (стихиры на хвалитех).

Преподобный Марк гробокопатель

Преподобный Марк был гробокопателем в Киево-Печерском монастыре в начале ХII в. Святой носил вериги и пил воды лишь столько, сколько вмещал его медный крест. Преподобный прославился чудесами. По его просьбе почивший брат, которому он не успел выкопать могилу, ожил и умер на следующий день, когда могила была готова. Когда другого умершего брата положили в недокопанную Марком узкую могилу и из-за недостатка места нельзя было возлить на него елей, мёртвый, по повелению святого, приподнявшись, сам крестообразно возлил себе на грудь и лицо елей и, отдав сосуд, лёг и снова почил. По требованию преподобного Феофила святой заставил его умершего младшего брата, преподобного Иоанна, подвинуться в гробу, освобождая место старшему. Это чудо заставило Феофила остаток жизни провести в покаянии и слезах.

Преподобный Василиск Сибирский

Преподобный Василиск с детских лет отличался стремлением к уединенной молитве. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой они сохранили целомудрие. В 1777 году Василиск оставил семью и принял монашеский постриг. Вскоре преподобный познакомился со своим будущим учеником и духовным братом преподобным Зосимой. Более 30 лет они подвизались в монашеских подвигах и особенно преуспели в делании Иисусовой молитвы. Об этом преподобный Зосима составил особую рукопись — «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска». Под духовным руководством старцев был возрожден Свято-Николаевский женский монастырь в Туринске. Скончался старец Василиск 29 декабря 1824 года.

Священное Писание

Иногда в адрес Церкви можно услышать возмущённые вопросы, суть которых сводится к тому, что она на каком-то основании вмешивается в жизнь людей, указывает им, как жить, хотя некоторые из них её об этом ни разу не просили. Действительно ли Церковь ведёт себя именно так и есть ли у неё для этого какие-то основания? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

27Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины

28и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Чтобы понять вопрос первосвященников, книжников и старейшин, надо вспомнить контекст, в котором этот вопрос задаётся. Христос совершал много чудес, изгонял бесов, исцелял больных, и можно было бы решить, что вопрос о природе Его власти был посвящён именно этому, но это явно было не так. Фарисеи в своё время решили, что Христос действует силой князя бесовского и пытались опорочить Его репутацию, в то время как первосвященникам до всех его исцелений и чудес практически не было дела. Ходит себе в Галилее какой-то проповедник, что-то там совершает... И совсем другое дело, когда Он въезжает в Иерусалим как Мессия, при общем ликовании народа, и, придя в храм, выгоняет из него торговцев и всех тех, кто мешал в нём молиться не только иудеям, но и язычникам. Этими действиями были затронуты личные и финансовые интересы возмутившихся. Именно после этого они и подошли ко Христу, спрашивая Его о том, какой властью Он это сделал и кто дал Ему эту власть.

Прежде, чем обратиться к ответу Спасителя, стоит заметить, что наводить порядок Он пришёл не в языческое капище, но в Иерусалимский храм. Выгоняя животных и произнося гневные речи, Он обращался не к египетским или римским жрецам. Нет. Он пришёл к тем, кто заявлял о себе как о верующем в единого истинного Бога. Это важно понимать, потому что обычно претензии предъявляются к человеку тогда, когда ты ожидал от него одного поведения, а он повёл себя по-другому. Жрецы любой религии могли вести себя по-своему, могли создавать себе свои правила, но первосвященники Бога истинного должны были жить по заповедям.

Итак, Христос отвечает на их вопрос Своим вопросом и спрашивает об Иоанне Крестителе, какой силой действовал он? И что же мы видим? Первосвященники, обычно такие авторитетные и знающие, не понимают, как быть и что отвечать. Почему? Разве они не знают? Да, они именно не знают. Варианты ответов могли быть разными, но все они были неудобными и невыгодными для них. И они не стали их продумывать до конца, ведь если ты нечто продумываешь до конца, тебе придётся жить в соответствии с этим ответом и как-то нести за него ответственность. Делать они этого не хотели, почему и ответили честно — не знаем. Но что было толку в этой честности, если она не приводила к нравственным изменениям? Она была бесплодна. Внешне они выглядели авторитетно, но в их душах была разруха и неопределённость. Сами наводить порядок они не хотели, но и от статуса своего не отказывались, чем развращали остальных верующих. Ответ Христа на самом деле не уход от ответа, как может показаться на первый взгляд. Отказываясь отвечать на вопрос о том, кто дал Ему власть обличать, Он как будто бы говорит: начните наводить порядок в своей душе и для вас всё станет очевидным.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Эпоха, в которую мы живем, — очень сложная. Самое опасное, что сегодня происходит, — это размывание границ между добром и злом. Диаволу удалось внушить людям, что его не существует, а теперь ему удается внушить, что добро и зло — понятия относительные. Мол, у каждого есть свое добро, своя правда, и все зависит от обстоятельств — одно и то же может быть и добром, и злом. Эта круговерть, это жонглирование самыми священными понятиями, имеющими прямое отношение к спасению человеческой души, и есть величайшее искушение нашей эпохи. Но Церковь поставлена стражем, Церковь призвана провозглашать Божию правду. Очень часто то, что говорит Церковь, не в полной мере понимается окружающим миром, а иногда и отторгается, — именно потому, что послание, которое Церковь несет миру, исходит от Самого Бога. И если диавол с Богом борется, то вполне естественно, что слова Церкви, обращенные к миру, часто искажаются, не понимаются, а то и подвергаются насмешкам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 11, 23-26

Если не отпустите другим согрешений против вас, то и Отец ваш небесный не отпустит вам согрешений ваших, сказал Господь. Кто не отпускает другим? Праведник или тот, кто сознает себя праведным. Такому ничего не остается, как судить и произносить только приговоры и требовать казни виновным. Кто же чувствует себя грешным, тому до других ли? Не повернется у него язык осудить другого и потребовать от него удовлетворения, когда совесть самого непрестанно обличает и непрестанно грозит праведным судом Божиим. Итак, не грешить ли лучше, чем праведничать? Нет, всячески ревнуй о праведности; но при всей твоей праведности, сознавай, что ты раб неключимый , и сознавай помыслом нераздвоенным, т. е. не так, что впереди стоит мысль о своей неключимости, а позади прячется чувство праведности, но полным сознанием и чувством имей себя неключимым. Когда дойдешь до этого (а до этого надо доходить, ибо оно не вдруг приобретается) — тогда, как бы ни согрешил против тебя брат твой, взыскивать не станешь, потому что совесть будет твердить: "и не того еще стоишь, мало тебе этого", — и простишь; а простивши, сам удостоишься прощения. Так всю жизнь: прощение за прощение, а на суде за это будет тебе всепрощение.

О земных поклонах в воскресные дни

Согласно канонам Церкви, в воскресные дни и великие Господские праздники христиане не должны преклонять колен, так как «коленопреклонение знаменует рабское состояние » (святитель Афанасий Ковровский). Это относится и к общественному богослужению, и к келейным молитвам. В эти дни Церковь особенно благодарит Бога за устроенное дело спасения, и христиане в эти дни должны помнить, что предстоят Богу как сыны: «Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал. 4:7). Постановления об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходят к периоду раннего христианства. Этому посвящены 20-е правило I Вселенского Собора («угодно святому собору да стояще приносят молитвы Богу»), 90-е правило VI Вселенского Собора: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова»; 91-е правило святителя Василия Великого: «церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы».

Молитвословия

Тропарь мучеников 14 000 младенцев

глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Кондак мучеников 14 000 младенцев

глас 6

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.

Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

глас 1

Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.

Тропарь преподобного Маркелла

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо Крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Маркелле, дух твой.

Кондак преподобного Маркелла

глас 8

Яко звезда, красно сияя,/ от Ефеса провозсиял еси нам, всеблаженне, постижно,/ и добродетельми возгремел еси,/ наставник иноком многим быв, преподобие,/ того ради и царствующий град просветил еси,/ и сего ради вопием ти:/ радуйся, отче всеблаженне Маркелле.

Новости по теме

В день памяти Вифлеемских младенцев в Казанской епархии презентованы проекты в защиту жизни малышей в утробе матери В день памяти Вифлеемских младенцев в Казанской епархии презентованы проекты в защиту жизни малышей в утробе матери

В воскресных школах проходят просветительские беседы о ценности жизни с момента зачатия и презентации социальных проектов в защиту жизни, в поддержку материнства и детства.

В день памяти Вифлеемских младенцев в храмах Казанской епархии будут вознесены покаянные молитвы о прощении детоубийств
Анонсы и объявления 10 января 2024
В день памяти Вифлеемских младенцев в храмах Казанской епархии будут вознесены покаянные молитвы о прощении детоубийств

В архиерейском подворье священномученика Кирилла Казанского (ул. Чистопольская, 30) соборная молитва будет подкреплена проведением просветительских мероприятий, рассказывающих о ценности жизни с момента зачатия.

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.