2 января. Память праведного Иоанна Кронштадтского

5274
Фото

Седмица 31-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост.

В этот день совершается память:

Предпразднство Рождества Христова. Священномученика Игнатия Богоносца (107). Святителя Антония, архиепископа Воронежского (1846). Праведного Иоанна Кронштадтского (1908).

Преподобного Игнатия, архимандрита Печерского, в Дальних пещерах (1435). Святителя Филогония, епископа Антиохийского (ок. 323). Святителя Даниила, архиепископа Сербского (1338).

Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой «Спасительница утопающих», икон Божией Матери.

Священномученик Игнатий Богоносец

Священномученик Игнатий Богоносец — ученик святого апостола Иоанна Богослова, третий епископ Антиохийский после апостолов Петра и Евода. В 107 году, отказавшись прекратить проповедь о Христе, святой был осуждён императором Траяном на растерзание зверями в Риме. По пути на казнь священномученик Игнатий убеждал верующих держаться апостольского предания и написал послания христианским общинам Рима, Ефеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии, Смирны и к священномученику Поликарпу Смирнскому. Эти послания — завещание мученика, исповедание его веры и пастырские наставления. В своём вдохновенном послании к римским христианам он просил не пытаться спасти его от смерти: «Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Священномученик Игнатий был растерзан львами в римском Колизее.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн родился в селе Суре Архангельской губернии в бедной семье. После окончания Духовной академии святой хотел стать миссионером среди народов Сибири. Но однажды во сне он увидел себя священником, служащим в кронштадтском соборе Андрея Первозванного, в котором он никогда до этого не был. Скоро сон сбылся с поразительной точностью. Кронштадт был местом высылки из столицы различного рода порочных людей, попрошаек и пьяниц. Вот на этих презираемых всеми людей и обратил свою любовь и заботу Кронштадский пастырь. Каждый день посещал их лачуги, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал материально. За великие молитвенные труды, самоотверженность и любовь батюшке в награду был дан дар прозорливости чудотворений.

Предпразднство Рождества Христова

У Рождества Христова самое продолжительное предпразднство — 5 дней. В особенностях службы устав сближает его со Страстной Седмицей: для каждого дня на повечерии положены особые каноны — трипеснцы (жанр, характерный для Триоди), припев к тропарям которых, как и на Страстной — «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Для первого дня предпразднства (2 января) на повечерии положены трипеснцы, составленные по образу трипеснцев Великого Понедельника и Великого Вторника, 3 января — по образу канона Великого Четверга «Сечёное сечётся», 4 января — по подобию трипеснца Великой Пятницы «К Тебе утреннюю», 5 января — по образу канона утрени Великой Субботы «Волною морскою ». Рождество в службах предпразднства понимается в духе Страстной: «ныне приближися спасение», так как Христос «вольно » пришёл, чтобы обогатить человечество («обнищавшего Адама») Своим Божеством. Как и на Страстной, гимнографы удивляются, как «Одеваяй небо облаки» висит на древе и лежит в пеленах обвитый в «вертепе малейшем и зело худом».

Евангелие дня

Есть те вопросы, которые, судя по всему, никогда не утратят своей актуальности. Одним из таких вопросов является вопрос о допустимости расторжения брака. С этим вопросом сегодня с печальной регулярностью сталкиваемся мы — священнослужители, сталкивался с ним и Христос. Именно об этом сегодня повествует отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который мы можем услышать во время Литургии в православных храмах.

Глава 10.

02 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07 Посему оставит человек отца своего и мать

08 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Как мы понимаем, слова Христа не оставляют пространства для манёвра: разводиться нельзя, и любой, кто решится на этот шаг, согрешит перед Богом. Конечно, понятие греха — это не то понятие, которое оказывает какое-либо воздействие на современное нам общество, но для верующих людей слов Христа и данных Им ссылок на Священное Писание вроде бы должно быть достаточно. Однако практика показывает, что далеко не все христиане готовы прислушиваться к Евангелию, для некоторых из нас слова Христа звучат не вполне убедительно, и кажется, что к Его словам должны быть какие-то сноски, которые позволили бы в ряде случаев расторгнуть брак. К таким случаям современные христиане склонны относить причины, которые им кажутся вполне убедительными и весомыми, к примеру, угасшую страсть, ошибки молодости, новых возлюбленных и тому подобное, однако в этих причинах нет ничего нового и ничего уважительного, собственно, те же самые причины для разводов мы можем наблюдать и в эпоху Ветхого Завета, те же самые причины подразумевали и пришедшие к Спасителю с вопросом люди.

Если мы верим Христу, то мы должны верить и Богу в том, что Он нас направляет и оберегает даже тогда, когда это кажется незаметным. Именно по этой причине центральное христианское церковное таинство называется евхаристией, то есть «благодарением». Мы благодарим Бога за все Его благодеяния, как за те, о которых мы знаем, так и за те, которые прошли мимо нашего внимания и остаются пока сокрытыми, за те благодеяния, которые мы осознаём таковыми, и за те, которые сложно идентифицировать как благо. Последнее, конечно же, связано как с ограниченностью наших познавательных способностей, так и с тем, что под благом мы склонны понимать лишь то, что в той или иной форме является исполнением наших желаний. Но всё Священное Писание буквально кричит о том, что истинное благо человека состоит не в исполнении собственной воли, а в следовании воли Божией. Вместе с этим Писание, как и вся традиция Церкви, свидетельствуют, что Бог промышляет о каждом человеке, а потому те люди, которые нас окружают, — это наиболее подходящая лично каждому из нас компания для достижения благой вечности со Христом. И, конечно, в первую очередь здесь речь идёт о ближайших родственниках, в том числе о мужьях и жёнах. Если брак воспринимать не как место наслаждения, а как один из возможных путей спасения души, то все вопросы о допустимости разводов отпадут сами собой. Да, у кого-то путь спасения легче, у кого-то сложнее, но мы все разные, и каждому из нас Бог подаёт то, что в большей степени содействует достижению конечной цели жизни христианина — Христова Царства.

Дай Бог всем нам об этом помнить и не впадать в отчаяние тогда, когда жизнь начинается казаться невыносимой, а сделанный в юности выбор — ошибочным, дай Бог, чтобы эти ощущения приводили нас не к стремлению всё изменить самым радикальным образом, а к усиленной молитве с просьбой о том, чтобы Господь утвердил нас в следовании Его всеблагой и всесовершенной воле!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Богу было угодно в ответ на человеческие грехи не покарать людей новым Вселенским потопом, или огнем, или мечом, не истребить человеческий род, но открыть новую страницу бытия, которая по значимости может быть сравнима с творением мира. Бог словно восполняет Свой замысел о мире и человеке, нарушенный диаволом и человеческим грехом, и, движимый любовью, входит в человеческую историю, соединяется с человеческим родом. Он становится одним из нас и, пройдя горестным, тяжелым путем человеческой жизни, ни от чего не отворачиваясь, не избегая никаких трудностей, но принимая все то, что надлежало Ему принять, Господь Иисус Христос страданием и смертью Своею искупает род человеческий.

Грозное предостережение праведного Иоанна Кронштадтского

Кронштадтский пастырь уже при жизни почитался православными как «святой батюшка». На рубеже веков отец Иоанн видел умножение числа духовно погибающих людей и сурово обличал их за неверие, богоборчество, сектантство, увлечение толстовством. Люди, «дряблые душой и беспочвенные мыслию», считали, что служители Церкви не должны участвовать в политической жизни страны. Отец Иоанн опроверг это мнение, выступив против революции 1905—1907 годов. В проповедях он напоминал властям их долг подавлять смуту: «Начальник… не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (Рим. 13:4). Предвидя скорбные испытания, отец Иоанн пророчествовал: «Держись же, Россия, твердо веры твоей… А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже… Русью святой, а сбродом всяких иноверцев… И если не будет покаяния у русского народа, Бог отнимет у него Царя и пошлет бич в лице жестоких самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

Молитвословия

Тропарь предпразднства Рождества Христова

глас 4

Готовися, Вифлееме,/ отверзися всем, Едеме,/ красуйся, Евфрафо,/ яко древо живота в вертепе процвете от Девы:/ рай бо Оноя чрево явися мысленный,/ в немже Божественный сад,/ от негоже ядше, живи будем,/ не якоже Адам умрем./ Христос раждается прежде падший возставити образ.

Кондак предпразднства Рождества Христова

глас 3

Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского

глас 1

Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского

глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.

Молитва праведному Иоанну Кронштадтскому

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Презри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорчно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Нем же живем и движемся, и есмы, и прибудем во веки. Аминь.

Тропарь священномученика Игнатия Богоносца

глас 4

Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси,/ священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Молитва священномученику Игнатию Богоносцу

О великий святителю Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя, призри на ны грешныя, прибегающия к твоему заступлению! Умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша: ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничто в жизни не возмогло отлучити тя от любве ко Господу, ни лестныя обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки: ты с радостию предстал пред зверьми на смерть лютую и, яко ангел, возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго; и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем у Господа: за ны, недостойнии рабы твоя; помогай и всем православным христианом святыми твоими молитвами ко всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней, и да дарует нам здравие и спасение. Буди же нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Кондак священномученика Игнатия Богоносца

глас 3

Светлых подвиг твоих светоносный день/ предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго:/ Сего бо жаждая от любве насладитися,/ потщался еси от зверей снеден быти,/ сего ради и Богоносец нареклся еси,// Игнатие всемудре.

Тропарь святителя Даниила, архиепископа Сербского

глас 3

Чудо явися извещения,/ делами добродетелей Божиих возсиял еси,/ монашествующих лики упасл еси,/ архиерейская седалища утвердил еси,/ еретическаго нападения не усумневся,/ Церковию Христовою управляя,/ преподобне отче, Данииле премудре,/ умер, яко спя,/ тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/ и подает цельбы болящим от различных недугов,/ и демоны прогоняет./ Сего ради молим тя: моли спастися душам нашим.

Кондак святителя Даниила, архиепископа Сербского

глас 8

Возбранному и дивному нашел земли светильнику днесь любовию притекаем/ и песнь тебе, Богоносе, плетем,/ яко имущему дерзновение ко Господу:/ избави нас от многообразных обстояний, да зовем ти:/ радуйся, утверждение отечеству нашему и великий покровителю обители своея.

Тропарь преподобного Игнатия, архимандрита Печерского

глас 4

Чистаго ради и непорочнаго твоего жития,/ Богоносе отче Игнатие,/ приемый от Господа чудотворныя дары исцеляти немощныя,/ исцели, молим тя, и немощи наша,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Игнатия, архимандрита Печерского

глас 1

Проходя, всеблаженне, добродетельми от силы в силу,/ и всех, с тобою сущих, оными превозвышая,/ всем служил еси, Игнатие, и угождал,/ тем избран был еси всем, в дому Божия Матере сущим, в старейшину и вождя,/ в несом; паче Господеви благоугождь и стадо Его добре; упасши,/ молися о нас, чадех твоих.

Новости по теме

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии

2 января, в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии

14 июня, в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанно-Кронштадтском храме при Казанской духовной семинарии.

Есть только одна печаль — не быть святым
Публикации 11 июня 2023
Есть только одна печаль — не быть святым

Мы можем услышать одну такую интересную фразу в произведении удивительного французского писателя Леона Блуа. Устами своей героини автор говорит: «Есть только одна печаль — не быть святым».

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.