Церковный календарь

20 декабря. Память святителя Амвросия, епископа Медиоланского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 декабря. Память святителя Амвросия, епископа Медиоланского

27-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 7 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397). Преподобного Нила Столобенского (1554). Преподобного Антония Сийского (1556).

Преподобного Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мученика Афинодора (ок. 304). Преподобного Павла Послушливого. Мученицы Филофеи (1060) (Румын.).

Преподобномучеников Сергия Гальковского, Андроника Барсукова (1917); священномученика Антония Попова пресвитера (1918); священномучеников Сергия Голощапова, Михаила Успенского, Сергия Успенского пресвитеров, Никифора Литвинова диакона, преподобномучеников Галактиона Урбановича-Новикова и Гурия Самойлова, мученика Иоанна Демидова (1937); священномучеников Петра Крестова и Василия Мирожина пресвитеров (1941).

Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери.

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году. Получил блестящее по тем временам юридическое образование. 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и получил особую известность как замечательный церковный писатель. Известная работа святителя «Об обязанностях священнослужителей» свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней не только содержатся указания по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви.

Преподобный Нил Столобенский

Преподобный Нил принял иноческий постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого. Через 10 лет, желая вести уединенную жизнь, святой ушел из обители в глухие леса. Вскоре люди стали приходить к нему за благословением и советами. Святой усердно молил Пресвятую Богородицу указать ему иное место для пустынных подвигов и однажды услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись». Преподобный нашел это место, выкопал себе пещеру, а затем срубил келию, в которой подвизался 27 лет. К подвигам воздержания и безмолвия преподобный Нил добавил еще один, особенный подвиг – он никогда не ложился спать, а лишь слегка дремал, опираясь на крюки, вбитые в стену келии.

Преподобный Антоний Сийский

Преподобный Антоний Сийский из любви к уединению поселился на Михайловом острове, с одной стороны омываемом Сией, а с другой – окруженном озерами. С той поры Сийская обитель стала знаменитой, ее часто посещали жители окрестных селений. Ища уединения, Антоний на три года удалился в глухое место на озере Палунь. Но братия упросила святого вернуться к ним, и он, склонившись к их просьбе, благочестно управлял монастырем до своего преставления в 1556 г., когда ему было 79 лет.

Священное Писание

1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10

1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.

3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.

4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6 а сластолюбивая заживо умерла.

7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

Лк., 102 зач., XX, 27-44

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: 28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; 30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным; 31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; 32 после всех умерла и жена; 33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; 35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, 36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: 41 ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 20, 27-44

Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40). Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования — карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, — и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими — теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Благодарение является существенной характеристикой религиозной жизни человека. Исходя из этого, каждый из нас может замерить уровень своей религиозности. Спросите себя, какой объем в ваших молитвах занимает благодарение Богу, и вы сразу определите уровень своей религиозности, уровень своей веры. Человек с горячей верой в первую очередь благодарит Бога, благодарит непрестанно за каждый прожитый день, за то, что он видит и слышит, за возможность трудиться, за своих родных и близких, за своих друзей, за тех, с кем он идет по жизни. Он благодарит Бога за мир на земле, благодарит за свежий воздух и чистую воду, за то, что у него есть, что вкусить, чтобы поддержать свои силы. Верующий человек в первую очередь благодарит Бога и в свете этого благодарения испрашивает у Господа благословения и помощи на свою жизнь и на свои дела. Именно так жили святые угодники. Главным элементом их внутренней, духовной жизни было благодарение Господу, в лучах которого осуществлялись и все иные прошения, потому что именно божественные лучи благодати приносят от Бога ту силу, которая преобразует нашу жизнь и через которую Бог отвечает на наши молитвы.

Капитал благодати Духа Святого

Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.

Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни

Молитвословия

Тропарь святителя Амвросия Медиоланского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Амвросие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак святителя Амвросия Медиоланского

глас 3

Божественными догматы облистая,/ помрачил еси Ариеву прелесть, священнотаинниче и пастырю Амвросие,/ чудодействуя же силою Духа,/ страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне,// Христа Бога моли, спастися душам нашим.

Молитва святителю Амвросию Медиоланскому

О преславный чудотворче, в скорбех скорый помощниче и усердный о мире к Богу молитвенниче, отче святый Амвросие! Веемы, яко велие ко Спасу имаши дерзновение, предстоя горнему престолу Его, и сего ради смиренно припадаем ти: молися Ему, угодниче Божий, да подаст народу Российскому благоденственное и мирное житие, да избавит от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язывы и от всякаго зла; нам же всем, верою празднующим святую память твою и усердно ходатайства твоего чающим, да ниспослет вся благопотребная ко временному и вечному житию нашему, паче же оставление грехов, мир помыслов, тишину сердечную, здравие душам и телесем нашим. Ей, святителю Божий, пастырю Христов милостивейший, Покровителю наш готовейший! услыши нас, еще единаг от тебе просящих: буди теплый молитвенник и предстатель ко Господу о духовных пастырех и отцех наших (имена), иже немощи наша носят и матерски о нас болезнуют, дондеже вообразится в нас Христов, да сохранит Он, всеблагий и вся могущий Владыка, дражайшия дни жития их в нерушимом мире и крепости сил духовных и телесных, да приведет нас, недостойных рабов Своих, их окормлением и молитвами, твоим же ходайтайством и заступлением ко пристанищу жизни нескончаемыя, идеже херувими и серафими, святии вси с Богородицею и с тобою, покровителем нашим, непрестанными гласы славят Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Антония Сийского

глас 1

Желанием духовным распалився/ и мятежи мирския отринув,/ ко единому же Богу любовию прилепился еси/ и, Того вседушне взыскуя,/ во внутреннюю пустыню отошел еси, при водах вселився,/ идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время,/ в терпении мнозем житие Ангельское проходил еси/ в наставлении Божественнаго разума,/ и множество монахов собрал еси, мудре,/ ихже посещая, и не остави, Антоние преподобне, отче наш,/ Пресвятей Троице моляся/ от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Кондак преподобного Антония Сийского

глас 8

От юности, преподобне, плоть твою в постех и молитвах истончил еси/ и, крест твой взем, Христу последовал еси./ Темже и к Вышним течение радостно совершил еси,/ идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши;/ и ныне, стадо твое посещая,/ поминай чтущих пресвятую память твою,/ да вси благодарив вопием ти:/ радуйся, Богомудре Антоние, наставниче пустынный.

Тропарь преподобного Нила Столобенского

глас 4

Яко светильник всесветел,/ явился еси во острове Селигера езера,/ преподобне отче Ниле,/ ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем,/ усердно Тому последовал еси,/ чистотою Богови приближився,/ отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./ Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/ отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Нила Столобенского

глас 8

Отечества, преподобне, удалився,/ в пустыню вселился еси,/ и, на остров Селигера езера возшед,/ жестоко житие показал еси,/ и, многих добродетельми удивив,/ дарования чудес от Христа приял еси./ Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Ниле, отче наш.

Молитва преподобному Нилу Селигерскому, Столбенскому чудотворцу

О великий угодниче, преславный чудотворче, собранного зде о тебе стада Христова бодрый пастырю и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на небеси Престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божественном храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди и просящия сильныя твоея помощи. Се бо мы в безмерных согрешениях осквернившиися и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом и всякия милости недостойны сотворихомся; темже и не смеюще возвести очес наших к высоте небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика побеждаяй, и простер к Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву, испроси Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех, верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея усердне требующим, вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на небеси нескончаемый покой и прославим купно с тобою всех благих Дателя, единаго в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Теги:
Святитель Амвросий Медиоланский
преподобный Нил Столобенский
преподобный Антоний Сийский
православный календарь

Все публикации