Седмица 18-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мучеников Прова, Тараха и Андроника (304). Преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов (ок. 787).
Преподобного Амфилохия, игумена Глушицкого (1452). Мученицы Домники (286). Святителя Мартина Милостивого, епископа Турского (ок. 400). Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799).
Святого Иоанна Летникова исповедника (1930); преподобномученика Лаврентия Левченко (1937); священномученика Александра Поздеевского пресвитера (1940); святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (1955).
Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1812) икон Божией Матери.
Преподобный Косма Маиумский
Преподобный Косма Маиумский — один из самых прославленных гимнографов Вселенской Церкви. В младенчестве лишившись родителей, он был совоспитанником преподобного Иоанна Дамаскина. Святой разделял труды преподобного Иоанна как в защите иконопочитания, так и в написании сладкозвучных, исполненных высочайшего богословия песнопений. После того как преподобный Иоанн стал священником, святой Косма был поставлен Иерусалимским Патриархом во епископа Маиумского (Маиума — портовый город Палестины). В сане епископа святой Косма много и богоугодно потрудился и мирно почил о Господе, достигнув глубокой старости, около 752 года. Церковь прославляет святого Косму как «начальника песнописцев, правый образ духовных песней гармонических, трубу доброгласную, лиру священную, прекрасный исток песней мелодических».
Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня
Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя — праздник, существующий в Русской Православной Церкви с 1799 года. До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собрания священных реликвий рыцарского Мальтийского ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда Мальта была взята Наполеоном, русский император Павел I дал мальтийским рыцарям убежище в России, и благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в дар русскому царю все три великих сокровища. 12 октября 1799 года святыни ордена были перевезены в Гатчину. В честь этого события, все подробности которого были впоследствии внесены в церковную службу, был установлен особый праздник. После убийства императора Павла I святыни хранились в храме Зимнего дворца в Петербурге, а после революции 1917 года были вывезены за границу. Ныне они находятся в городе Цетине в Черногории.
Святитель Мартин Милостивый
Живший в IV веке Мартин, епископ Турский, — один из самых почитаемых на Западе святых. Православная Церковь также чтит его — за распространение традиции восточного монашества, за просвещение язычников, за неустанное попечение о бедных. Еще служа успешным военачальником, Мартин во время похода на варваров поделился своей одеждой со встреченным по дороге нищим, чем очень удивил подчиненных. Когда появилась возможность оставить армию, он сразу удалился в пустынные места и основал обитель, ставшую оплотом христианского просвещения Галлии. Сам Мартин старался во всем следовать Антонию Великому. Сочетание доброты и мужественности бывшего военного располагало к нему людей. Авторитет Мартина подтверждает то, что на его похороны собралось до 2000 монахов — число огромное для дальней римской провинции тех времен.
Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий
Преподобный Амфилохий подвизался в одном из монастырей Великого Устюга. Услышав о подвигах преподобного Дионисия Глушицкого, захотел стать монахом Глушицкой обители. Он пришел с этой просьбой к настоятелю монастыря преподобному Дионисию. Тот дал свое благословение, но при одном условии: «Никогда не расставаться друг с другом, пока будем жить на земле». Двадцать лет провел преподобный Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством любимого наставника. После кончины преподобного Дионисия он был поставлен игуменом обители и еще 15 лет продолжал в ней свои подвиги. Преподобный Амфилохий мирно скончался в 1452 году и был погребен рядом со своим учителем.
Иерусалимская икона Божией Матери
По преданию, Иерусалимская икона Божией Матери написана апостолом Лукой в Гефсимании, ещё при жизни Богородицы, через 15 лет после Вознесения Христова. При византийском императоре Льве Великом икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, называемом Пигий, или «Источник». При императоре Ираклии город осадили скифы, и его удалось отстоять после всенародной молитвы перед этой иконой. В память о чудесном спасении икону перенесли во Влахернскую церковь, где она оставалась почти 300 лет. В начале Х века икона попала в Херсонес, откуда святой князь Владимир взял её в Киев. После того как христианскую веру приняли новгородцы, князь послал сей образ им в благословение. Более 400 лет образ пребывал в Новгородском Софийском соборе. В середине XVI века царь Иоанн Грозный взял Иерусалимскую икону в Москву и поместил в Успенском соборе. В 1812 году французы во время нашествия похитили икону и увезли во Францию, где она и по сей день хранится в соборе Парижской Богоматери.
Евангелие дня
Человек, искренне уверовавший в Бога и разделивший Его взгляд на мир, часто задумывается о том, как этому миру помочь. Порой это кажется совершенно невозможным и превышающим все человеческие силы, но ответ есть. Он звучит в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 9.
12День же начал склоняться к вечеру. || И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15И сделали так, и рассадили всех.
16Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
18В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
Как-то недавно мы говорили с прихожанами о том, что значит забота об окружающем мире на практике. Ещё в раю Бог поручил человеку возделывать и хранить Сад Эдемский. Со временем Адам должен был распространить эту заботу на всё творение. И все мы, как потомки первого человека, оказываемся призваны реализовать эту заботу на своём уровне, в сфере своей ответственности. Как писал один древний отец Церкви, «если ты видишь, что вещь лежит не на своём месте положи её туда, где она должна быть». Однако практическая реализация этого совета иногда может привести человека к отчаянию. Скажем, когда мы идём по улице и видим, что кто-то бросил обёртку мимо урны, мы можем её подобрать и поместить туда, где она должна быть. Но в итоге, столкнувшись с отсутствием элементарной культуры и горами мусора, мы просто опустим руки. Похожий сценарий ждёт нас фактически в любой сфере. Решив помочь, мы столкнёмся с тем, что не сможем заменить всех, кто не дорабатывает, и поддержать всех, у кого не хватает ресурсов. В итоге у нас возникает вопрос: что мы можем сделать для того, чтобы хоть как-то справиться с несовершенством этого мира?
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как апостолы предложили Христу отпустить народ за едой в соседние селения. В самом этом предложении нет ничего необычного или неправильного. Ученики не были обязаны кормить всех приходящих к Учителю, и мы не знаем, были ли у них для этого хоть какие-то средства? Апостолы, конечно, спросили: «Не пойти ли нам купить для них еды»? Но, кажется, это было лишь риторический приём. В ответ Христос говорит поразительную вещь: «Вы дайте им есть». При этом Он прекрасно знает, что у Его учеников есть всего пять хлебов и две рыбки, и всё же ставит перед ними проблему, показывая, что как люди окончательно решить вопрос о поддержке страдающих в мире они не смогут. Однако дальше без всяких обличений Спаситель благословляет те ресурсы, которые у них есть и их хватает для того, чтобы все насытились.
Я думаю, что в этом действии Христа, в том, что Он сказал и сделал, есть ответ на поставленный в начале вопрос. Искреннее желая победить несовершенство и несправедливость мира, мы всякий раз будем сталкиваться с ограниченностью наших ресурсов, а значит единственное, что мы можем сделать, — принести нашу ограниченность Богу и надеяться на Его помощь. Христос благословил хлебы, а раздавали их апостолы. Так и со всем добром в мире: Бог делает его нашими немощными руками.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
В каком-то смысле отношение человека к деньгам во многом определяет образ его жизни. Отношение к деньгам не есть нечто нравственно и духовно нейтральное — это отношение как бы высвечивает саму сущность человека. Так, блудница пожертвовала всем ради Господа. А Иуда похищает то, что ему не принадлежит. Помазавшая тело Спасителя жила в особом внутреннем мире. Внешне она, конечно, была женщиной грешной, но внутри нее происходила огромная борьба. Она осознала свою греховность, свою неправедность и, желая очистить себя от тяжкого груза греха, принесла Спасителю эту жертву. А Иуда был в числе праведных. Он один из двенадцати апостолов. Он из тех, кто каждый день слышали слова Господа. Он из тех, кто был свидетелем Его чудотворений. Он жил не просто в атмосфере особой духовной жизни — он жил рядом с Богом воплотившимся... Сребролюбие порабощает человека. Страсть наживы лишает людей разума, лишает чести, лишает способности исполнять долг.
Дар жизни
Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».
Как готовиться ко Святому Причащению?
Подготовка к Евхаристии включает в себя:
Примирение с ближними (Мф.5:23-24).
Молитву (минимум: Последование ко Святому Причащению).
Литургический пост (с полуночи).
Исповедь (накануне или в тот же день перед Причастием).
Полезно накануне вечером участвовать в вечернем богослужении. Многие священники рекомендуют кроме Последования ко Св. Причащению молитвенно прочитать три канона (это можно сделать заранее, в течение 2-3-х дней).
См. подробнее: Подготовка ко Святому Причащению.
Священномученик Ипполит Римский
Святой Ипполит Римский (около 170 — около 235 года), был одним из учеников священномученика Иринея. Он был высоко образован и в духовных, и в светских предметах, много сделал для защиты христианской веры от язычников и еретиков, был известен также как ревностный защитник церковной дисциплины.
До нас дошло его обширное сочинение «обличение всех ересей», в котором он указывает на корни современных ему ересей в дохристианских философских идеях. Большую часть творений святого Ипполита составляют толкования Священного Писания.
Особенно заметным оказался его труд «О Христе и об антихристе», где он, следуя своему наставнику св. Иринею, описывает антихриста как человека, происходящего из колена Данова, который будет обманывать людей образом ложной добродетели.
Он принял мученическую кончину на острове Сардиния.
Молитвословия
Тропарь преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких
глас 8
Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас,/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.
Кондак преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких
глас 8
Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/ верным души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление,/ темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/ яко найти премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием:/ радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие.
Тропарь на перенесение десной руки Иоанна Предтечи
глас 4
От запада возсиявши Предтечева рука,/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род,/ единогласно возсылати славу Христу Богу.
Кондак на перенесение десной руки Иоанна Предтечи
глас 6
Умнаго Солнца светильник Божественный Предтеча,/ показавый в концех светоносную свою десницу,/ ныне на севере озаряет ею блаженное Отечество наше,/ просвещая и освящая верно покланяющихся, и Христу вопиющих:/ спаси нас молитвами пророка Твоего, Царю Вышний.
Тропарь преподобного Космы Маиумского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Космо премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Космы Маиумского
глас 8
Украшен добродетельми, Космо богодухновенне,/ Церкве Христовы украшение был еси:/ песньми бо украсил еси сию, блаженне./ Но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней ратника, тебе зовущим:// радуйся, отче требогате.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской
глас 4
Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской
глас 5
Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.