Церковный календарь

25 октября. Память преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 октября. Память преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов

19-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 12 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Прова, Тараха и Андроника (304). Преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов (ок. 787).

Преподобного Амфилохия, игумена Глушицкого (1452). Мученицы Домники (286). Святителя Мартина Милостивого, епископа Турского (ок. 400). Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799).

Святого Иоанна Летникова исповедника (1930); преподобномученика Лаврентия Левченко (1937); священномученика Александра Поздеевского пресвитера (1940); святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (1955).

Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1812) икон Божией Матери.

Преподобный Косма Маиумский

Преподобный Косма Маиумский — один из самых прославленных гимнографов Вселенской Церкви. В младенчестве лишившись родителей, он был совоспитанником преподобного Иоанна Дамаскина. Святой разделял труды преподобного Иоанна как в защите иконопочитания, так и в написании сладкозвучных, исполненных высочайшего богословия песнопений. После того как преподобный Иоанн стал священником, святой Косма был поставлен Иерусалимским Патриархом во епископа Маиумского (Маиума — портовый город Палестины). В сане епископа святой Косма много и богоугодно потрудился и мирно почил о Господе, достигнув глубокой старости, около 752 года. Церковь прославляет святого Косму как «начальника песнописцев, правый образ духовных песней гармонических, трубу доброгласную, лиру священную, прекрасный исток песней мелодических».

Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя — праздник, существующий в Русской Православной Церкви с 1799 года. До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собрания священных реликвий рыцарского Мальтийского ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда Мальта была взята Наполеоном, русский император Павел I дал мальтийским рыцарям убежище в России, и благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в дар русскому царю все три великих сокровища. 12 октября 1799 года святыни ордена были перевезены в Гатчину. В честь этого события, все подробности которого были впоследствии внесены в церковную службу, был установлен особый праздник. После убийства императора Павла I святыни хранились в храме Зимнего дворца в Петербурге, а после революции 1917 года были вывезены за границу. Ныне они находятся в городе Цетине в Черногории.

Святитель Мартин Милостивый

Живший в IV веке Мартин, епископ Турский, — один из самых почитаемых на Западе святых. Православная Церковь также чтит его — за распространение традиции восточного монашества, за просвещение язычников, за неустанное попечение о бедных. Еще служа успешным военачальником, Мартин во время похода на варваров поделился своей одеждой со встреченным по дороге нищим, чем очень удивил подчиненных. Когда появилась возможность оставить армию, он сразу удалился в пустынные места и основал обитель, ставшую оплотом христианского просвещения Галлии. Сам Мартин старался во всем следовать Антонию Великому. Сочетание доброты и мужественности бывшего военного располагало к нему людей. Авторитет Мартина подтверждает то, что на его похороны собралось до 2000 монахов — число огромное для дальней римской провинции тех времен.

Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий

Преподобный Амфилохий подвизался в одном из монастырей Великого Устюга. Услышав о подвигах преподобного Дионисия Глушицкого, захотел стать монахом Глушицкой обители. Он пришел с этой просьбой к настоятелю монастыря преподобному Дионисию. Тот дал свое благословение, но при одном условии: «Никогда не расставаться друг с другом, пока будем жить на земле». Двадцать лет провел преподобный Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством любимого наставника. После кончины преподобного Дионисия он был поставлен игуменом обители и еще 15 лет продолжал в ней свои подвиги. Преподобный Амфилохий мирно скончался в 1452 году и был погребен рядом со своим учителем.

Иерусалимская икона Божией Матери

По преданию, Иерусалимская икона Божией Матери написана апостолом Лукой в Гефсимании, ещё при жизни Богородицы, через 15 лет после Вознесения Христова. При византийском императоре Льве Великом икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, называемом Пигий, или «Источник». При императоре Ираклии город осадили скифы, и его удалось отстоять после всенародной молитвы перед этой иконой. В память о чудесном спасении икону перенесли во Влахернскую церковь, где она оставалась почти 300 лет. В начале Х века икона попала в Херсонес, откуда святой князь Владимир взял её в Киев. После того как христианскую веру приняли новгородцы, князь послал сей образ им в благословение. Более 400 лет образ пребывал в Новгородском Софийском соборе. В середине XVI века царь Иоанн Грозный взял Иерусалимскую икону в Москву и поместил в Успенском соборе. В 1812 году французы во время нашествия похитили икону и увезли во Францию, где она и по сей день хранится в соборе Парижской Богоматери.

Священное Писание

Флп., 239 зач., I, 27 — II, 4

27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, 2 8и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, 29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него 30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

Глава 2

1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Лк., 42 зач., IX, 12-18

12 День же начал склоняться к вечеру. || И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.

13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?

14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.

15 И сделали так, и рассадили всех.

16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 9, 12-18

Чудное насыщение народа в пустыне — образ насыщения верующих во св. причащение Пречистым Телом и Пречистой Кровью Господа. Господь сидит особо; народ рассажен рядами; апостолы посредствуют, получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы — малые частные церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздает Свое Тело и Кровь, через апостольских преемников. Как тогда апостолами, так теперь преемниками их говорит Он: «вы дайте им есть». Как тогда, так и теперь народ верующий неотступно предстоит Господу в посте, слушании слова и молитвенном взыскании исцеления от грехов, когда готовится приступить к Божественным Тайнам. Так предначатое в явлении Господа таинство продолжается доселе и будет продолжаться до скончания века. И в будущем веке будет своего рода причащение, ибо Господь обещает дать вкусить от манны сокровенные и от древа животного (Апок. 2, 7 и 17). И в земном раю, для прародителей устроено было свое таинственное причащение — вкушение от древа жизни; в ветхозаветной же церкви образ его — вкушение пасхального агнца. Таким образом, таинственное причащение началось с родом человеческим, было и будет с ним во веки вечные, в разных видах, но одном значении — приискреннего общения с Господом; ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Созданным по образу Божию и надлежит быть в таком общении с Тем, «Который есть сияние славы и образ ипостаси Отчей» (Евр. 1, 3).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня люди отдают свое сердце тому, что они больше всего любят: это деньги, это блага, это максимальное потребление благ. Человеческое счастье, как его представляют реклама, некоторые фильмы, массовая культура, и связано в первую очередь с потреблением материальных благ, с физическими наслаждениями, — этими параметрами и ограничивается сегодня предмет любви огромного количества людей. Но тот, кто привязан к материальным благам, не может верить в Бога. По словам Ефрема Сирина, вера в Бога исчезает там, где притяжение к материальным благам связывает человека. Центральным и самым важным в его изречении является слово «связывает». Когда материальные блага, стремление к тому, чтобы больше тратить и больше потреблять, больше зарабатывать, чтобы снова тратить, направляют все мысли и все дела человека, то он оказывается связан притяжением к материальным благам. Они, и ничего более, оказываются в центре жизни, а потому и становятся богом, а лучше сказать, идолом.

Дар жизни

Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».

Как готовиться ко Святому Причащению?

Подготовка к Евхаристии включает в себя:

  1. Примирение с ближними (Мф.5:23-24).
  2. Молитву (минимум: Последование ко Святому Причащению).
  3. Литургический пост (с полуночи).
  4. Исповедь (накануне или в тот же день перед Причастием).

Полезно накануне вечером участвовать в вечернем богослужении. Многие священники рекомендуют кроме Последования ко Св. Причащению молитвенно прочитать три канона (это можно сделать заранее, в течение 2-3-х дней).

См. подробнее: Подготовка ко Святому Причащению.

Молитвословия

Тропарь преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких

глас 8

Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас,/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.

Кондак преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких

глас 8

Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/ верным души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление,/ темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/ яко найти премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием:/ радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие.

Тропарь на перенесение десной руки Иоанна Предтечи

глас 4

От запада возсиявши Предтечева рука,/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род,/ единогласно возсылати славу Христу Богу.

Кондак на перенесение десной руки Иоанна Предтечи

глас 6

Умнаго Солнца светильник Божественный Предтеча,/ показавый в концех светоносную свою десницу,/ ныне на севере озаряет ею блаженное Отечество наше,/ просвещая и освящая верно покланяющихся, и Христу вопиющих:/ спаси нас молитвами пророка Твоего, Царю Вышний.

Тропарь преподобного Космы Маиумского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Космо премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Космы Маиумского

глас 8

Украшен добродетельми, Космо богодухновенне,/ Церкве Христовы украшение был еси:/ песньми бо украсил еси сию, блаженне./ Но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней ратника, тебе зовущим:// радуйся, отче требогате.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской

глас 4

Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской

глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.

Теги:
Преподобный Косма Маиумский
святитель Мартин Милостивый
преподобный Амфилохий Глушицкий
Иерусалимская икона Божией Матери

Все публикации