20 октября. Память мучеников Сергия и Вакха

3876
Фото

Седмица 20-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Сергия и Вакха (290—303). Святителя Ионы, епископа Ханькоуского (1925).

Преподобного Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преподобного Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей преподобного Мартиниана Белоезерского (1513). Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мученицы Пелагии Тарсийской (290). Мученика Полихрония пресвитера (IV).

Священномученика Николая Казанского пресвитера (1942).

Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

Мученики Сергий и Вакх

Сергию и Вакху император Максимиан дал высокие воинские звания, не зная, что они христиане. Завистники донесли, что военачальники не почитают богов. Император вызвал их к себе, и святые подтвердили, что почитают лишь Бога Единого. Тогда император лишил их званий, повелел облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее. Он думал, что люди чести, военные, не вынесут унижения и раскаются, но ошибся — святые были непреклонны. Тогда Максимиан отослал их к правителю Восточной Сирии Антиоху, который получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. «Благодетели мои! — сказал он святым, — будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Те ответили, что для них жизнь — Христос, а смерть за Него — приобретение, за что и были преданы жестокой смерти.

Святитель Иона, епископ Ханькоуский

В начале 1920-х годов Маньчжурия представляла собой один из островков русских беженцев, едва спасшихся от ужасов революции «без сил, без средств, зачастую без здоровья и даже без веры в Бога». В 1922 году для окормления русских беженцев и миссии в Китае Синод Русской Зарубежной Церкви образовал Пекинскую епархию с двумя викариатствами — Шанхайским и Тяньцзиньским (Ханькоуским). Епископом Ханькоуским был назначен святитель Иона (Покровский). Ревностный служитель Церкви и выдающийся проповедник, святитель Иона за короткий срок изменил духовно-нравственное состояние своей обездоленной паствы. Он установил уставное богослужение с прекрасным хором, неустанно проповедовал, издавал листки религиозно-нравственного содержания. Святой основал приют для малолетних сирот и среднюю школу с ремесленным уклоном, открыл для бедных бесплатную амбулаторию и столовую на 200 человек. Заботясь обо всех людях, кроме себя, 20 октября 1925 года святитель Иона внезапно скончался от ангины в возрасте 36 лет.

Преподобный Сергий Нуромский

Преподобный Сергий Нуромский начал монашескую жизнь на Афоне, откуда пришёл в обитель преподобного Сергия Радонежского. Некоторое время он жил в его обители, а затем, из любви к безмолвию, удалился в обнорские леса, на реку Нурму, и поселился здесь, стойко перенося нападения от разбойников и бесов. Когда молва об отшельнике, распространившись по окрестностям, привлекла к подвижнику иноков, преподобный Сергий основал монастырь, в котором и подвизался до своей блаженной кончины, последовавшей в 1421 году. В службе святой прославляется как пустынножитель: «яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши, доброты чудес твоих весь просветил мир, Христов бо крест взем, последова Ему, в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих, во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою».

Евангелие дня

Когда мы изучаем историю и задумываемся о людях прошлого, нам порой кажется, что они были совсем не такими, как мы, не так думали, не так чувствовали... И, может быть, даже в Бога верили как-то иначе... Но действительно ли это так? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 7.

31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Разговаривая с детьми о своём собственном детстве, мы часто чувствуем себя чуть ли ни современниками динозавров или по крайней мере древних людей. С одной стороны, перед нами обычная проблема отцов и детей. Молодое поколение всегда считает, что старшее отстало от жизни. Но, с другой стороны, наша жизнь и вправду стремительно меняется, ведь даже сто лет назад не было, ни такого уровня медицины, ни такого уровня техники... Разве это не повод считать нас другими и говорить о существенных отличиях? Конечно, повод! Вообще, говорить о человеке и его миропонимании важно и нужно. Но даже поверхностный взгляд на эту проблему свидетельствует о том, что многие изменения, которые нам кажутся значимыми, оказываются в большей степени внешними, они обустраивают нашу бытовую жизнь, но на внутреннем мире сказываются лишь отчасти. Читая литературные произведения древности, средневековья и уж тем более прошлого столетия, мы прекрасно понимаем чувства людей, которые их создавали. Если же мы откроем Библию и посмотрим на то, как люди выстраивали отношения с Богом, как прислушивались к Нему или пренебрегали Им, мы увидим, что между нами и людьми Библии много общего.

В сегодняшнем чтении Христос говорит о людях своего времени. Он сравнивает их с капризными детьми, которые переговариваются, спорят и никак не могут понять, чего хотят их собеседники, а вместе с ними и они сами. Одни говорят: «Мы играли вам на свирели, чего же вы не плясали?» А тем им в ответ: «Мы пели вам грустные песни — чего же вы не плакали?» На самом деле, они не делали ни того, ни другого по одной простой причине — каждый хотел делать что-то своё и не желал бороться со своим эгоизмом.

Но Спаситель идёт дальше и сравнивает их взаимоотношения с тем, как они относятся к Богу. Вот пришёл Предтеча, он был таким строгим аскетом, что его жизнь показалась далёкой от жизни обычных людей. Люди приходили к нему на Иордан, крестились, но не были готовы всерьёз следовать за ним. Почему? Потому что им хотелось жить, как прежде. Всегда легче завысить требования, которые к тебе предъявляются, чтобы потом от них отказаться. После Предтечи пришёл Иисус из Назарета и, посмотрев на него, люди сказали: «Куда может нас повести этот друг мытарей и грешников? Разве Он может быть моральным или духовным авторитетом?» И хотя из текста Писания мы видим, что на самом деле Предтеча не был так уж строг, а Иисус вёл жизнь чистую и праведную, находились те, кто считал, что всё это неоправданно. Впрочем, были среди современников Христа и те, кто не требовал от Него готовых и сбалансированных решений, но доверял Ему и в строгости, и в милости, обретая вместе с Ним срединный, царский путь. Как и люди того времени, мы тоже способны поступить по-разному: ждать от Спасителя чего-то своего, капризничать, предъявлять претензии или довериться Ему во всём и последовать за Ним.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Опираясь на помощь Божию, вдохновляясь Его благодатью, подобно тем самым апостолам, которые бросили вызов огромной несокрушимой мировой Римской империи, мы также способны бросить вызов этой новой империи зла, которая развращает душу человека и лишает его надежды на спасение. Как же здесь уместны слова апостола, которые мы слышали: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Та сила, которая разрушает сегодня нравственную природу людей, — это гордыня и ложь. Мы же опираемся на силу Божию, которая способна нашу немощь превратить в несокрушимую силу.

Святитель Филарет Московский о молитве в храме

Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку, но человек не всегда близок к Богу, по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по склонностям и действиям богопротивным. Итак, надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать Ему, и праздновать в Его присутствии. А вам, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предаётся дремоте праздности, вам настоятельно говорю <…> оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, приидите в одно из тех освящённых мест, где всё вам напоминает, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышет; где Голгофская жертва возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам, и человеки тайно изобразуют Херувимов.

Христос — «связь» Ветхого и Нового Заветов

Стержень, центр Библии, Ветхого и Нового Заветов — Христос, Он — взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов.

Прочтение Ветхого Завета в свете Нового является одним из важнейших условий для правильного его понимания. Сам Господь сказал: «исследуйте Писания, ибо… они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Основной принцип соотношения Заветов: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий — в Новом открывается». Около 10% Нового Завета составляют цитаты, парафразы или отсылки на Ветхий Завет. Из 39-ти канонических книг Ветхого Завета только 9 не упоминаются в Новом Завете.

Ветхий Завет содержит более 450 пророчеств о Христе, они называются мессианскими пророчествами. Из них не менее 100 содержится в Псалтири. Мессианские пророчества рассыпаны по всему корпусу Ветхого Завета; многие из них уже в Новом Завете цитируются как исполнившиеся на Иисусе Христе. «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка» — подобные выражения часто встречаются в Евангелии от Матфея.

Ветхий Завет пророчески указывает на Христа, предвозвещая даже незначительные подробности Его земной жизни, недаром пророка Исаию, у которого особенно много мессианских пророчеств, называют ветхозаветным евангелистом.

Помогают увидеть связь Нового Завета и Ветхого Завета параллельные места и комментарии. Обратим внимание, что сам тот или иной пророк мог не осознавать всей глубины и перспективы своего пророчества, оно могло охватывать не только те события, про которые вещал пророк, но и события, которые свершатся через сотни и тысячи лет.

Заметим, что у Христа нет нравственного и духовного роста, Он всегда совершенен, в отличие от Будды, Магомета...

Святоотеческая Христология

Библия не оставляет сомнений в том, что Господь наш Иисус Христос — Бог. Он прямо именуется Богом (например, Ин.1:1, 20:28), Создателем всего (например, Кол.1:16; Евр.1:10), и во множестве других стихов Писания утверждается Его Божественная природа. Вместе с тем, о Нём говорится как о человеке, который прожил человеческую жизнь и умер человеческой смертью (например, 1Тим.2:5, Гал.4:4,5).

Вопрос о том, как во Христе соотносятся Божественная и человеческая природы, глубоко волновал христиан. Ошибочные ответы на него привели к возникновению ересей — лжеучений, отрицающих полноту либо Божества, либо человечества во Христе. В этой связи Церкви было необходимо ограждать Апостольское благовестие о Христе как о Спасителе, Искупителе при помощи ясных догматических формулировок, выражать церковное учение так, чтобы защитить его от искажений.

Именно эту миссию исполнили святые отцы — святители Афанасий Великий, Кирилл Александрийский, Григорий Богослов и другие. Их труды в итоге привели к возникновению формулировки, принятой Третьим Вселенским Собором: «Посему исповедуем, что Господь Наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный, есть совершенный Бог и совершенный человек с разумной душой и телом, Рожденный по Божеству от Отца прежде всех веков, в последние же дни Он же Самый (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и ради нашего спасения. Единосущный Отцу по Божеству и Он же Самый единосущный нам по человечеству».

Молитвословия

Тропарь мучеников Сергия и Вакха

глас 5

Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии.

Кондак мучеников Сергия и Вакха

глас 2

Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.

Тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 2

Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.

Кондак преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 8

Благоизволив, преподобне,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божий и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.

Тропарь преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)

глас 8

Желанием духовным разгарашеся, пребогате,/ слез твоих течением душу свою напоил еси/ и еже из глубины воздыханьми уязвляше сердце свое,/ и бодренными молитвами, и всенощным предстоянием Владыце Христу/ многодобродетелен плод принесе сам себе./ И сего ради яко Божий угодник светло миру показася,/ сияя чудесы, Сергие отче наш,/ теплый молитвенниче к Богу, всегда о нас Того моли,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)

глас 8

Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/ доброты чудес твоих весь просветил мир,/ Христов бо крест взем, последова Ему,/ в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих,/ во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/ тем и Христос даром чудес одари тебе,/ Емуже о нас моляся, посещай чад своих, да зовем ти:/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.

Молитва преподобному Сергию Нуромскому, Вологодскому чудотворцу

О, великий чудотворче, преподобне отче наш Сергие ! Услыши нас грешных молящихся тебе и имя твое святое на помощь призывающих, не презри нас чтущих тя: моли о нас грешных Содетеля нашего Господа Бога, тебе бо дадеся благодать молитися за нас. Не мним бо тя мертва суща: аще бо телом и преставился еси от нас, и рака твоя пред очима нашима видима есть, но святая твоя душа со ангельскими лики предстоит у Престола Вседержителева. О, пастырю наш, преподобне отче Сергие! Потщися сохранити нас от пагубныя смерти и от бесовскаго искушения, умом от малодушия помраченных. Не остави нас, светильниче Христов, плененных быти, но помози нам молитвами твоими от вечныя муки избавитися и наследники Царствия Небеснаго быти со всеми святыми от века угодившими Господу Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает честь, поклонение, слава и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

20 октября — память святителя Ионы, епископа Ханькоуского, выпускника и преподавателя Казанской духовной академии
Публикации 20 октября 2020
20 октября — память святителя Ионы, епископа Ханькоуского, выпускника и преподавателя Казанской духовной академии

Иона (Покровский) (1888 — 20.10.1925) — епископ Ханькоуский, викарий Пекинской епархии, миссионер. В миру Владимир Ильич Покровский, родился в Козельском уезде Калужской губернии в крестьянской семье.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.