Церковный календарь

20 октября. Память мучеников Сергия и Вакха

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 октября. Память мучеников Сергия и Вакха

Неделя 18-я по Пятидесятнице
Поста нет. 7 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Сергия и Вакха (290–303). Святителя Ионы, епископа Ханькоуского (1925).

Преподобного Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преподобного Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей преподобного Мартиниана Белоезерского (1513). Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мученицы Пелагии Тарсийской (290). Мученика Полихрония пресвитера (IV).

Священномученика Николая Казанского пресвитера (1942).

Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

Мученики Сергий и Вакх

Сергию и Вакху император Максимиан дал высокие воинские звания, не зная, что они христиане. Завистники донесли, что военачальники не почитают богов. Император вызвал их к себе, и святые подтвердили, что почитают лишь Бога Единого. Тогда император лишил их званий, повелел облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее. Он думал, что люди чести, военные, не вынесут унижения и раскаются, но ошибся — святые были непреклонны. Тогда Максимиан отослал их к правителю Восточной Сирии Антиоху, который получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. «Благодетели мои! — сказал он святым, — будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Те ответили, что для них жизнь — Христос, а смерть за Него — приобретение, за что и были преданы жестокой смерти.

Святитель Иона, епископ Ханькоуский

В начале 1920-х годов Маньчжурия представляла собой один из островков русских беженцев, едва спасшихся от ужасов революции «без сил, без средств, зачастую без здоровья и даже без веры в Бога». В 1922 году для окормления русских беженцев и миссии в Китае Синод Русской Зарубежной Церкви образовал Пекинскую епархию с двумя викариатствами — Шанхайским и Тяньцзиньским (Ханькоуским). Епископом Ханькоуским был назначен святитель Иона (Покровский). Ревностный служитель Церкви и выдающийся проповедник, святитель Иона за короткий срок изменил духовно-нравственное состояние своей обездоленной паствы. Он установил уставное богослужение с прекрасным хором, неустанно проповедовал, издавал листки религиозно-нравственного содержания. Святой основал приют для малолетних сирот и среднюю школу с ремесленным уклоном, открыл для бедных бесплатную амбулаторию и столовую на 200 человек. Заботясь обо всех людях, кроме себя, 20 октября 1925 года святитель Иона внезапно скончался от ангины в возрасте 36 лет.

Преподобный Сергий Нуромский

Преподобный Сергий Нуромский начал монашескую жизнь на Афоне, откуда пришёл в обитель преподобного Сергия Радонежского. Некоторое время он жил в его обители, а затем, из любви к безмолвию, удалился в обнорские леса, на реку Нурму, и поселился здесь, стойко перенося нападения от разбойников и бесов. Когда молва об отшельнике, распространившись по окрестностям, привлекла к подвижнику иноков, преподобный Сергий основал монастырь, в котором и подвизался до своей блаженной кончины, последовавшей в 1421 году. В службе святой прославляется как пустынножитель: «яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши, доброты чудес твоих весь просветил мир, Христов бо крест взем, последова Ему, в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих, во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою».

Священное Писание

2 Кор., 188 зач., IX, 6-11

6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Лк., 30 зач., VII, 11-16

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 7, 11-16

Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по-христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: «кто меня поставил судьею»? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В отличие от Южной Фиваиды, от Востока, от Афона, где древние монастыри созидались в условиях теплого климата, Северная Фиваида явила миру не только силу молитвы иноков, не только силу их духа, но и силу несокрушимой воли, опиравшейся на глубокую веру и двигавшую их в эти опасные безлюдные места с суровым климатом, с отсутствием дорог, с отсутствием всего, что могло бы обеспечить более или менее сносные условия жизни. И первыми, кто приходил в эти отдаленные места, были иноки. Уже только поэтому народ наш, страна наша, вне зависимости от отношения людей к Православию, должны поклоняться подвигу русских первопроходцев, коими были иноки святых обителей, — те, кто в уединенных местах хотел спасать свою душу. И они приходили в эти места, рыли пещеры, жили в условиях тяжелейшего климата, суровой зимы, без всяких способов и средств обеспечить более или менее безопасное существование. Они встречались лицом к лицу с тем, что являла собой эта необжитая северная земля. Подвиг святых первопроходцев не может и не должен исчезнуть из благодарной памяти последующих поколений.

Святитель Филарет Московский о молитве в храме

Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку, но человек не всегда близок к Богу, по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по склонностям и действиям богопротивным. Итак, надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать Ему, и праздновать в Его присутствии. А вам, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предаётся дремоте праздности, вам настоятельно говорю <…> оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, приидите в одно из тех освящённых мест, где всё вам напоминает, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышет; где Голгофская жертва возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам, и человеки тайно изобразуют Херувимов.

Молитвословия

Тропарь мучеников Сергия и Вакха

глас 5

Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии.

Кондак мучеников Сергия и Вакха

глас 2

Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.

Тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 2

Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.

Кондак преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 8

Благоизволив, преподобне,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божий и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.

Тропарь преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)

глас 8

Желанием духовным разгарашеся, пребогате,/ слез твоих течением душу свою напоил еси/ и еже из глубины воздыханьми уязвляше сердце свое,/ и бодренными молитвами, и всенощным предстоянием Владыце Христу/ многодобродетелен плод принесе сам себе./ И сего ради яко Божий угодник светло миру показася,/ сияя чудесы, Сергие отче наш,/ теплый молитвенниче к Богу, всегда о нас Того моли,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)

глас 8

Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/ доброты чудес твоих весь просветил мир,/ Христов бо крест взем, последова Ему,/ в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих,/ во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/ тем и Христос даром чудес одари тебе,/ Емуже о нас моляся, посещай чад своих, да зовем ти:/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.

Молитва преподобному Сергию Нуромскому, Вологодскому чудотворцу

О, великий чудотворче, преподобне отче наш Сергие ! Услыши нас грешных молящихся тебе и имя твое святое на помощь призывающих, не презри нас чтущих тя: моли о нас грешных Содетеля нашего Господа Бога, тебе бо дадеся благодать молитися за нас. Не мним бо тя мертва суща: аще бо телом и преставился еси от нас, и рака твоя пред очима нашима видима есть, но святая твоя душа со ангельскими лики предстоит у Престола Вседержителева. О, пастырю наш, преподобне отче Сергие! Потщися сохранити нас от пагубныя смерти и от бесовскаго искушения, умом от малодушия помраченных. Не остави нас, светильниче Христов, плененных быти, но помози нам молитвами твоими от вечныя муки избавитися и наследники Царствия Небеснаго быти со всеми святыми от века угодившими Господу Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает честь, поклонение, слава и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Мученики Сергий и Вакх
святитель Иона Ханькоуский
преподобный Сергий Нуромский
православный календарь

Все публикации