20 октября — память святителя Ионы, епископа Ханькоуского, выпускника и преподавателя Казанской духовной академии

1421
Фото

Иона (Покровский) (1888 — 20.10.1925) — епископ Ханькоуский, викарий Пекинской епархии, миссионер.

В миру Владимир Ильич Покровский, родился в Козельском уезде Калужской губернии в крестьянской семье. Рано осиротел, терпел нужду.

Был усыновлен сельским диаконом Илией Покровским, служившим в храме села Рогачёва Дмитровского уезда Московской губернии, который дал сироте свою фамилию и отчество.

Окончил Заиконоспасское духовное училище в Москве (по другим данным, Калужское духовное училище) и Калужскую духовную семинарию.

В 1910 году поступил в Казанскую духовную академию. Со 2-го курса стал активным участником бесед со старообрядцами и сектантами, проходивших каждую неделю в старой Богоявленской церкви Казани, регулярно составлял отчеты о проведенных встречах.

Во время учебы находился под духовным руководством старцев Оптиной пустыни преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова).

Его духовником был наместник Седмиезерной Богородицкой пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов).

По благословению иеросхимонаха Анатолия (Потапова) решил принять монашеский постриг.

В августе 1912 года ректором академии епископом Чистопольским Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с именем Иона (в честь местночтимого святого преподобного Ионы Казанского). Через 3 дня рукоположен во иеродиакона.

В феврале 1913 года указом Синода приписан к Оптиной пустыни. В марте того же года архиепископом Казанским Иаковом (Пятницким) рукоположен во иеромонаха.

В июне 1914 года окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Библейско-святоотеческое учение о Святом Духе как Утешителе». В своем отзыве на диссертацию отца Ионы инспектор академии архимандрит Гурий (Степанов) подчеркнул новизну исследования, указав на отсутствие в русской и зарубежной литературе монографий по данной теме.

По окончании академии иеромонах Иона был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре догматического богословия. В сентябре 1914 году указом Синода по ходатайству и. о. ректора КазДА архимандрита Гурия (Степанова) был назначен исполняющим должность доцента 2-й кафедры Священного Писания Нового Завета.

Рекомендуя отца Иону, архимандрит Гурий отмечал его необычайное трудолюбие, кропотливость, усидчивость, способность к научным трудам, отличное знание еврейского языка, а также современных иностранных языков, «истолковательную способность в изъяснении Слова Божия», глубокую религиозность и стремление «к внутреннему опознанию христианского учения как благодатного дара Духа Святого».

Отец Иона отказался от назначения, считая преподавание столь важного предмета непосильным для себя, но после беседы с преподобным Гавриилом (Зыряновым) согласился. А за неразумную поспешность с отказом старец-духовник назначил ему в качестве епитимии 300 земных поклонов с молитвой Иисусовой.

За руководством в преподавательской деятельности отец Иона обращался к профессору Н. Н. Глубоковскому.

С мая по сентябрь 1916 года, во время летних каникул, с разрешения ректора КазДА епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) отец Иона исполнял обязанности священника в действующей армии при 83-й артиллерийской бригаде. В июне 1917 года распоряжением был назначен проповедником при штабе 2-й армии (Западный фронт).

В начале 1918 года иеромонах Иона вернулся в Казань. В мае обращался с ходатайством об освобождении на поруки арестованного настоятеля Раифского монастыря игумена Варсонофия.

Вскоре отец Иона был арестован по обвинению в критике декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в распространении листовки «Значение самодержавия в строительстве Российского государства» и в связях с атаманом А.И. Дутовым, который возглавлял борьбу оренбургского казачества против большевиков.

Отец Иона бежал из-под ареста, добрался до Перми, но там был вновь схвачен и зверски избит. Он был отправлен этапом в Тюмень, но был освобожден по пути войсками белого Временного Сибирского правительства.

После освобождения отец Иона был учителем начальной школы в Тобольской губернии.

В начале 1919 года прибыл в Омск и представил доклад Высшему временному церковному управлению Сибири. В мае 1919 года назначен благочинным в 11-й Яицкий армейский корпус Южной армейской группы войск адмирала А.В. Колчака.

Вскоре по постановлению ВВЦУ Сибири возведен в сан игумена.

Отец Иона стал одним из инициаторов создания дружин Святого Креста, получил на это в августе 1919 года согласие адмирала Колчака и благословение ВВЦУ Сибири. Отцу Ионе была передана походная церковь Омского архиерейского дома.

В октябре 1919 года игумен Иона занял пост главного священника Оренбургской армии атамана Дутова, отступавшей к Акмолинску (ныне Астана). По инициативе отца Ионы атаманом Дутовым был издан приказ о повышении роли священников в армии, утверждены штаты кадровой сотни и роты Святого Креста.

Несмотря на то что штаб армии, при котором находился отец Иона, не задерживался на одном месте более 2-х недель, он выступал с обращениями и воззваниями в местных газетах, организовывал выпуск плакатов и сбор средств в поддержку Белого движения.

В ноябре 1919 года в Акмолинске торжественно встретили главную святыню Южного Урала — Табынскую икону Божией Матери. По ходатайству отца Ионы чудотворный образ был оставлен при штабе армии Дутова. С этого времени отец Иона возил икону с собой, в разных городах устраивал торжественные богослужения, крестные ходы.

Одной из главнейших своих задач отец Иона считал созыв съезда духовенства Степного края, но постоянные передвижения помешали осуществлению этого намерения.

Отец Иона сопровождал отряд Дутова во время так называемого Голодного похода через Тургайскую степь в Семиреченскую область. В пути терпел вместе с остальными тяготы и лишения, переболел сыпным тифом. С прибытием в Семиречье при отсутствии там правящего архиерея игумен Иона был назначен в январе 1920 года главным священником Семиреченского края. В феврале приказом атамана Дутова награжден орденом святого князя Владимира 4-й степени.

Вместе с атаманом Дутовым отец Иона пребывал в Лепсинске на китайской границе. В марте 1920 года оставшийся у Дутова отряд ушел из Лепсинска в Китай. Отец Иона сопровождал отряд, взяв с собой Табынскую икону Божией Матери.

Перейдя покрытые льдом горы, дутовцы прибыли в мае 1920 года в городе Суйдин (ныне посёлок Шуйдин) в Синьцзянской провинции Китая, где были разоружены по требованию китайских властей.

В сентябре 1920 года как представитель атамана Дутова отец Иона был направлен в город Кульджа для изыскания средств на содержание отряда и для переговоров с представителями других русских групп и иностранных государств. Вошел в состав Комиссии по русским делам в Китае, организованной в Кульдже вместо упраздненного консульства России. В феврале 1921 года по поручению комиссии выехал в Пекин для информирования о бедственном положении русских беженцев в Синьцзяне.

Путь через Китай с запада на восток занял несколько месяцев. В декабре 1921 года отец Иона прибыл в Шанхай, а в январе 1922 года — в Пекин, где подал доклад в еще действовавшее там русское посольство. Тогда же он отправил доклад с отчетом о своей деятельности в 1918-1922 годов Высшему церковному управлению за границей (ВЦУЗ) в городе Сремски-Карловци (Сербия).

В апреле 1922 года указом ВЦУЗ игумен Иона был возведен в сан архимандрита с предложением «иметь его в виду на епископскую кафедру».

В сентябре 1922 года архимандрит Иона был хиротонисан во епископа Тяньцзиньского. Он стал викарием новоучрежденной Пекинской и Китайской епархии РПЦЗ. Хиротония состоялась в Русской духовной миссии в Пекине.

В октябре 1922 года епископ Иона прибыл на станцию Маньчжурия, где стал настоятелем миссионерского Иннокентиевского храма. В том же году титул владыки Ионы был изменен: он стал епископом Ханькоуским (Ханькоукским).

Трехлетнее служение епископа Ионы в Маньчжурии стало примером выдающегося подвига милосердия. При поддержке Международного комитета в Харбине, а после его закрытия самостоятельно он развил обширную просветительно-благотворительную деятельность, обращаясь при необходимости за помощью к представителям различных вероисповеданий и даже к советским чиновникам.

Его стараниями на ст. Маньчжурия были организованы начальное и высшее начальное училища, при которых действовали ремесленные мастерские. Был учреждён приют для малолетних детей. Также были организованы благотворительные столовая, амбулатория, аптека и библиотека.

Прежде малопосещаемый Иннокентиевский храм при владыке Ионе во время служб был переполнен верующими. Архипастырь проявил себя как неустанный и талантливый проповедник и организатор. Владыка ввел уставное богослужение, организовал церковный хор.

Одновременно он преподавал Закон Божий в гимназии на станции Маньчжурия, читал лекции на философско-богословских курсах в Харбине, выпускал листки духовно-нравственного содержания, выступал с публичными лекциями, устраивал благотворительные вечера.

Владыка Иона пользовался огромной любовью и авторитетом среди местных жителей, как русских беженцев, так и китайцев, а также среди представителей других вероисповеданий (мусульман, евреев и др.). Он обладал глубокими познаниями, острым и быстрым умом, веселым, общительным характером, был чрезвычайно скромен в быту.

Внезапная кончина епископа Ионы была вызвана тяжелой формой ангины и последующим заражением крови. Обращаясь к пастве в своём духовном завещании, владыка призывал любить друг друга и не оставлять без помощи детей-сирот, которых он опекал.

На его похоронах присутствовало 8 тыс. человек из 10-тысячного населения города. Владыка просил похоронить его не по архиерейскому, а по монашескому обряду и поставить на могиле простой дубовый крест. Погребен у северной стены алтаря Иннокентиевской церкви.

Тропарь святителю Ионе, глас 4:

Па́стырь до́брый бы́л еси́ ру́сским лю́дем,/ приста́нище обре́тшим в чужде́й стране́,/ вся́ко наставля́я и́х,/ наипа́че же любви́ Христо́вой,/ о́браз любве́ нелицеме́рныя во все́м показу́я,/ те́мже, святи́телю о́тче Ио́но,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3:

Де́тем не возбрани́л еси́ приходи́ти к тебе́, богоблаже́нне,/ пеки́йся о насу́щных и́х,/ и хра́мину и́м созда́л еси́,/ по кончи́не же твое́й и́х не оста́вил еси́,/ о́трока бо рассла́блена в со́нном виде́нии исцели́в./ Сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ ра́дуйся, чудоде́йственниче,// Ио́но пресла́вный.

Величание:

Велича́ем тя́,/ святи́телю о́тче наш Ио́но,/ и чти́м святу́ю па́мять твою́,/ ты́ бо мо́лиши о на́с// Христа́ Бо́га на́шего.

Новости по теме

Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2023—2024 учебном году
Публикации 21 ноября 2024
Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2023—2024 учебном году

21 ноября 2024 года в Казанской духовной семинарии состоялся Актовый день. На торжественном мероприятии ректор КазПДС иерей Никита Кузнецов представил отчёт о деятельности семинарии за 2023—2024 учебный год.

В Казанской духовной семинарии прошёл Актовый день
В Казанской духовной семинарии прошёл Актовый день

21 ноября в Казанской духовной семинарии состоялся Актовый день, приуроченный к престольному празднику домового Михаило-Архангельского храма Казанской духовной академии, действовавшей в 1797–1818 и 1842–1921 годах.

В праздник Архангела Михаила архипастыри Татарстанской митрополии совершили Литургию в храме Казанской семинарии
В праздник Архангела Михаила архипастыри Татарстанской митрополии совершили Литургию в храме Казанской семинарии

21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии состоялось соборное архиерейское богослужение.

В Казани открылась XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» В Казани открылась XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»

20 ноября 2024 года в Казанской православной духовной семинарии стартовала XXII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».