Неделя 17-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 4 октября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Священномученика Иерофея, епископа Афинского (I). Обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (1595). Собор Казанских святых.
Благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Преподобных Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII—XIII). Преподобного Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Священномученика Петра Капетолийского (III—IV). Мучениц Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305—306). Преподобного Аммона (ок. 350). Преподобного Павла Препростого (IV). Мучеников Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Святого Стефана Щиляновича (1515) (Серб.).
Священномученика Димитрия Вознесенского пресвитера (1918); священномучеников Николая Верещагина, Михаила Твердовского, Иакова Бобырева и Тихона Архангельского пресвитеров, преподобномученика Василия Цветкова (1937); святой Хионии Архангельской исповедницы (1945).
В конце своего евангелия апостол Матфей привёл повеление Господа Иисуса Христа ученикам — нести Его учение всем народам. Уже почти две тысячи лет последователи Христа старательно выполняют это повеление. Среди них были и православные пастыри, пришедшие в средине 16-го века в Казанский край. Первым архиепископом вновь созданной Казанской епархии стал святитель Гурий. А его ближайшим помощником — святитель Варсонофий. Сегодня, в день обретения святых мощей этих праведников, Церковь прославляет всех Казанских угодников Божиих как просветителей, молитвенников и защитников нашего края.
Гурий (в миру Григорий Руготин) родился в городе преподобного Сергия, Радонеже, в небогатой дворянской семье. В юности служил у местного князя управляющим имением. Однажды он был ложно обвинен перед князем в преступной связи с его женой, за что был брошен в подземелье. Заключение подорвало его здоровье, но укрепило дух. В темнице узник писал книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он потом раздавал нищим. Выйдя из темницы, Григорий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом. За свое благочестие он позже был избран игуменом обители, управлял ею почти девять лет, а потом, оставив игуменство, два года был простым монахом. В 1555 году Гурий был избран первым архиепископом Казанской епархии и отдал силы уже духовной грамоте, просвещая местные народы.
Святой благоверный князь Владимир Ярославич был старшим сыном Ярослава Мудрого. Отец, видя в нем задатки великого лидера и справедливого князя, отдал ему во владение один из древнейших и крупнейших городов — Новгород, когда Владимиру было всего 14 лет. Для защиты города он соорудил в Новгороде каменную крепость. Юный князь прославился как строитель великого Софийского собора. Этот храм стал главной святыней вольного города, новгородцы говорили: «Где Святая София, там Новгород; умрем, прольем кровь за Святую Софию». Храм был достроен и освящен святителем Лукой 14 сентября 1052 года, а через 20 дней скончался князь, которому было всего 32 года. Похоронили Владимира в созданном им храме.
Преподобный Павел жил в Египте. До принятия монашества он занимался земледелием и был известен простотой и незлобивостью. Его жена была красивой женщиной и долго скрывала от него свои измены. Однажды Павел застал её в грехе, но без тени возмущения сказал любовнику: «Хорошо, мне до этого нет никакого дела. Клянусь Иисусом, я эту женщину больше не приму. Иди возьми её и детей её, а я ухожу, чтобы стать монахом». Он пришёл в пустыню к преподобному Антонию Великому и просил принять его в послушание. Святой, видя пожилого мужчину (Павлу было уже 60 лет), сказал, что ему поздно становиться монахом и стоит вернуться в мир, работать там и благодарить за всё Бога. Но Павел настаивал и обещал исполнять всё, что скажет Антоний. Тот запер дверь и три дня не выходил, Павел же не двинулся с места и просидел всё это время у келлии без еды и воды. Когда святой вышел, Павел сказал: «Невозможно мне умереть где-нибудь, кроме как здесь». Испытав смирение и решительность старца, Антоний взял его в ученики.
2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 — VII, 1
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Лк., 26 зач., VI, 31-36
31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.
34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
«Ка’к хотите, чтобы с вами поступали люди, та’к и вы поступайте с ними». В этих двух фразах — все Евангелие, весь смысл христианского нравоучения. Не хочешь иметь врага — не делай людям зла. Появился враг как бы на ровном месте, вопреки твоей воле, помимо твоих действий, — не называй его врагом. Воспитывай свой разум в том, что он не твой враг, и тогда душа твоя откликнется на этот посыл и примирится с этим человеком. Можно себе представить, каким был бы наш мир, если бы мы жили по этой Божественной заповеди, так расходящейся с повседневным греховным опытом нашей жизни!
После завоевания в 1552 году Иоанном IV Казанского ханства началось христианское просвещение края. Были крещены хан Утемеш-Гирей и последний казанский хан Едигер-Магмет (в крещении Симеон). Это создало благоприятные условия для миссии, так как прежние властители ханства перестали быть лидерами религиозной и политической борьбы. В начале 1555 года соборным определением учредили новую епархию; в её состав вошли Казань и Свияжск с улусами, Васильград и Вятская земля. Учреждение Казанской епархии ускорило введение в Москве книгопечатания; именно в Свияжск были отправлены первые русские печатные книги. Первым Казанским архиепископом стал святой Гурий (Руготин). Ближайшими сотрудниками святителя-миссионера стали архимандриты Герман и Варсонофий, знавший татарский язык и обычаи.
Святитель Ермоген, Патриарх Московский, в бытность митрополитом Казанским, «по повелению царя Феодора Иоанновича и благословению Патриарха Иова» составил жития святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, и его сподвижника Варсонофия, епископа Тверского, а также сказание об обретении их мощей в 1595 году. Позже, уже при царе Борисе Годунове, святитель составил им службу с каноном. В тексте встречаются моления об умирении и прекращении междоусобной брани. Служба написана в Казани, в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, — месте обретения мощей Казанских святых. Святитель Ермоген сам открыл мощи святых и писал об их обретении как очевидец: «Видехом и почудихомся целы и неразрушимы обретошася честныя мощи». Служба самостоятельна и имеет весьма мало заимствований.
Тропарь святителей Гурия и Варсонофия
глас 3
Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак святителя Варсонофия
глас 6
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.
Кондак святителя Гурия
глас 4
Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.
Молитва Собору Казанских святых
К вам, святии сродницы и заступницы наши, святии вси, в земли Казанстей просиявшии, усердно ныне прибегаем и припа́дающе молимся: предстательством вашим теплым и милостивым не оставите нас, чад ваших, во гресе́х и искуше́ниих дни своя на земли иждива́ющих. О, Небеснаго отечества граждане! Не забу́дите нас, граждан земнаго отечества вашего, и яко приснии наши хода́таицы и молитвенницы, испроси́те нам от Великодарови́таго Бога грехов прощения, в житии христиа́нстем наставления и укрепления, в проповеди Евангелия Христова помощи и поспеше́ния, да и мы трудо́м и подвиго́м вашим подражаем, о святителие наши равноапостольнии, отцы наши преподобнии и богоноснии, мученицы наши крепцыи и непобедимии. Испросите граду нашему Казани, отечеству нашему и всей вселенней мир и благословение, нам же, память вашу с любовию почитающим, благочестие в житии и в вере укрепление, в де́лех же благих преуспеяние, да и мы вкупе с вами и со всеми святыми, изрядно же со Усердною Заступницею рода христианскаго Пречистою Девою Богородицею, непрестанно славим и величаем пречестное и великолепое имя Живоначальныя и Божественныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
***
Тропарь преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерах
глас 2
Егда изшел еси от мира, / тогда мирская вся яко тщетна отвергл, / егда же образ иноческий на ся прият, / тогда вражия коварства подвиги своими и труды, Аммоне блаженне, попрал еси, вопия: / Христе Боже, слава Тебе.
Кондак преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерах
глас 4
Да своему Воеводе и Господу, преподобне Аммоне, благоугодиши,/ всех отшаявся мирских пристрастий,/ странствовал еси Его ради вся дни экивота своего многотрудне,/ тем обрет вечный покой,/ моли и нам в той вселитися.
Тропарь благоверного князя Владимира Ярославича
глас 4
Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость.
Кондак благоверного князя Владимира Ярославича
Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение.
Тропарь священномученика Иерофея
глас 4
Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Иерофея
глас 8
Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре.
Кондак священномученика Иерофея
глас 4
Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли.
Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского
глас 4
На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам.
Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского
глас 2
Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас.