Неделя 4-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Память святых отцов I Вселенского Собора. Преподобного Пахомия Великого (ок. 348). Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090). Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591).
Преподобного Исаии Печерского (1115). Преподобного Пахомия Нерехтского (1384). Преподобных Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских. Обретение мощей преподобного Арсения Коневского (1991). Преподобного Ахиллия, епископа Ларисийского (ок. 330). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).
I Вселенский Собор (325)
I Вселенский Собор. В 325 году имп. Константином Великим был созван Собор для осуждения ереси александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению. 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. На Соборе был утвержден православный Символ веры (первые семь членов). После решения главного догматического вопроса Собор установил также 20 канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия. А также были зафиксированы преимущества епископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалим.
Преподобный Пахомий Великий
Пахомий Великий является основателем общежительного монашества. Для основанного им Тавеннисийского монастыря в Верхней Фиваиде он, по преданию, получил устав от Ангела. Пахомий, привыкший к строгой аскезе, был удивлен легкостью монашеских правил: «Позволяй каждому есть и пить по потребности; назначай им труды, соразмерные с силами каждого; не возбраняй ни поститься, ни есть». Ангел положил совершать монахам 12 молитв днем, 12 — вечером, 12 — ночью и 3 — девятом часу. Когда Пахомий возразил, что этих молитв мало, Ангел ответил: «Я положил столько для того, чтобы и слабые удобно, без отягощения, могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе, ибо, пребывая наедине в келлии, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога». Всего в основанных Пахомием монастырях подвизалось 7 тысяч иноков.
Благоверный царевич Димитрий Угличский
Царевич Димитрий был сыном царя Иоанна Грозного. При царе Феодоре Иоанновиче фактическим правителем Руси стал его шурин, боярин Борис Годунов, и юного Димитрия вместе с матерью удалили в город Углич. Борис, обольщаемый мечтами о царской власти, решил погубить законного наследника русского трона, не ведая того, что «Бог власть кому хочет, тому дает». О царевиче пошли лживые слухи, его пытались отравить, а в 1591 году зверски зарезали. Даже после смерти многострадального наследника оклеветали: Годунов убедил царя в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож. Князь Шуйский, проводивший расследование 15 лет спустя, став царем, перед всем народом свидетельствовал, что «за грехи всего христианства православного… царевич Димитрий, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». Нетленные мощи царевича почивают в Архангельском соборе Кремля. Чудеса у гробницы святого отрока стали совершаться еще в Угличе, особенно часто исцелялись больные глазами.
Священное Писание
Зачастую нам свойственно ждать от Бога ярких и очевидных действий. Более того, многие полагают, что именно такие действия Бога и свидетельствуют о реальности Его бытия. Однако вот что любопытно: ожидание такого проявления Бога — это не что иное, как неверие, но не просто неверие, а неверие нарочитое и циничное. О том, что это так, мы можем прочитать в 7-й главе Евангелия от Иоанна, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 7.
01После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
02Приближался праздник Иудейский — поставление кущей.
03Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
04Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
05Ибо и братья Его не веровали в Него.
06На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.
07Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.
08Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
09Сие сказав им, остался в Галилее.
10Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.
11Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
12И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.
Те люди, которых Евангелие от Иоанна называет братьями Иисуса, были, судя по всему, сыновьями праведного Иосифа от его первого брака или же двоюродными братьями Спасителя. Они знали Его с младенчества, а потому им было сложно поверить в то, что Иисус — не просто человек из Назарета, а что Он — Сын Божий. Да, позднее, уже после Смерти и Воскресения Христовых Его братья обрели веру, один из них — Иаков — стал апостолом и первым Иерусалимским епископом, свою жизнь он закончил мученически. Но изначально никто из братьев не верил. Это неверие понятно и предсказуемо, и Господь никогда за него не осуждал Своих братьев.
Интересно то, как именно проявляло себя это неверие. С одной стороны, братья Иисуса прекрасно знали о тех невероятных знамениях, которые творил Господь. С другой — им, в силу естественных причин, было сложно признать, что эти знамения — не какое-то совпадение и не хитрый трюк, а что это чрезвычайные проявление силы Божией. Вряд ли можно предположить, что кто-то из братьев мог желать смерти Спасителя, а потому их совет пойти в Иудею показывает их непонимание серьёзности ситуации и нависшей над Христом угрозы физической расправы, особенно же ярко на непонимание ситуации указывает их совет «явить Себя миру».
Апостол и евангелист Иоанн, подводя черту под этими рассуждениями братьев Иисуса, пишет, что все эти слова были следствием неверия. Возможно, кому-то мысль апостола Иоанна покажется спорной: о каком таком неверии может идти речь, если братья упоминают те дела, которые совершал Спаситель, то есть они не отрицали чудеса, они говорили, что чудеса должны быть явлены как можно большей аудитории. Здесь нам стоит вспомнить, что братья Иисуса далеко не единственные из тех, кто подталкивал Спасителя к чудотворению, первым это сделал сатана во время искушения Господа в пустыне, слова сатаны удивительным образом перекликаются со словами неверующих братьев. Диавол, согласно Евангелию от Матфея, сказал так: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз» (Мф. 4:6), призыв братьев по своему наполнению звучал очень похоже: «Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру» (Ин. 7:4). Требовали от Спасителя чудес и Его мучители тогда, когда избивали Его, и тогда, когда предлагали явить Свою силу и сойти со Креста.
Эти евангельские эпизоды ясно свидетельствуют, что требовать от Бога чуда ради самого чуда или же ради того, чтобы получить для себя дополнительное удостоверение в бытии Божием могут только люди неверующие, и, конечно же, чуда они не получат, ведь залог чуда — это вера. Однако верующий никогда не станет требовать чудес, он будет смиренно молиться, чтобы воля Божия проявляла себя на земле так, как она проявляет себя на Небе, и чтобы хватило сил, крепости и веры волю Божию принять и ей последовать.
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Существование не означает жизни, существование и жизнь — это не синонимы. И мы знаем, как иногда, наблюдая скорби человеческой жизни, болезни, конфликты, смерть, насилие, несправедливость, мы говорим: ну какая это жизнь, ведь это не жизнь!.. Этот человеческий возглас наполнен огромным богословским содержанием. Жизнь только там, где Бог, — только Он дает полноту жизни. И разве самоубийство людей не является отказом от той жизни, которая была для них просто страшным существованием? Так, не найдя дороги к Богу, люди совершают непрощаемый грех самоубийства, обрекая себя на такое же страшное существование в вечности. Сия же есть жизнь вечная, — говорится в 17-й главе Евангелия от Иоанна, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Вера и опытное знание Спасителя, исповедание Его как Христа и Сына Божия, стремление жить в соответствии с этим исповеданием и открывают перед нами врата вечной жизни.
Смирение Христа. Что такое христианское смирение?
Смирение — одна из важнейших христианских добродетелей, выражаемая в правильном отношении христианина к Богу, к ближним, к себе самому. Но в чем состоит особенность такого отношения? Особенность состоит в том, что христианин осознает Бога Своим Отцом и Владыкой, относится к Нему с сыновнею покорностью, стремится исполнять Его святую волю, благодарит Бога за Его благодеяния, милости, долготерпение, осознает себя, грешного, недостойным, стремится, как может, помогать своим ближним, стяжать (приумножать) любовь к Богу и ближним.
От христианского смирения следует отличать псевдосмирение. Последнее отличается от первого напускным характером, театральностью, внешне выраженной покорностью. При этом внутренне человек может оставаться гордецом, славолюбцем, может ненавидеть того, перед кем выказывается смиренным. Такая форма смирения бывает, например, связана с насильственным подчинением одного человека другим, с желанием явить себя добродетельным, мол, вот какой я смиренный, вот какой замечательный христианин.
Молитвословия
Тропарь преподобнаго Арсения Коневского
глас 1
Божественною любовию возгоревся,/ мирская пристрастия от души отвергше,/ тесным путем постничества во след Христа/ невозвратным умом шествовал еси, Арсение всеблаженне,/ от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/ поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобнаго Арсения Коневского
глас 8
Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобне,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш.
Тропарь благоверного царевича Димитрия
глас 4
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.
Кондак благоверного царевича Димитрия
глас 8
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.