13 октября. Память святителя Михаила, первого митрополита Киевского

4836
Фото

Неделя 16-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Преподобного Григория Пельшемского, Вологодского, чудотворца (1442). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992).

Мучениц Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV).

Священномученика Прокопия Попова пресвитера (1918); священномучеников Петра Соловьева, Вячеслава Занкова, Петра Пушкинского, Симеона Лилеева, Василия Гурьева, Александра Орлова пресвитеров, Серафима Василенко диакона, преподобномучениц Александры Червяковой, мучеников Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, мученицы Аполлинарии Тупицыной (1937).

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи родом сириец, по другим — болгарин или серб. В 989 году он прибыл из Корсуни к святому князю Владимиру для просвещения новокрещённого народа. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он именуется первоначальником. Почитание святителя известно с древности, но сперва соединялось с па мятью преподобных Антония и Феодосия Печерских. Особую память первому Киевскому митрополиту установили в связи с перенесением мощей святителя Михаи ла в Великую Печерскую Церковь 1 октября 1730 года. Тогда же была написана служба святому в подражание древним киевским последованиям. Святитель Михаил поминается на литии как первый митрополит Русской Церкви.

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении

Крещение Армении произошло в 301 году благодаря проповеди святого Григория Просветителя. Он был сыном князя Арнака, который по наущению персов убил армянского царя Хосрова. Воспитанный в христианстве, желая искупить вину отца, святой Григорий поступил на службу к сыну Хосрова — Тиридату. Тиридат, узнав, что святой Григорий сын Арнака, заточил его в тесный колодец. Между тем в Армению, спасаясь от гонений императора Диоклетиана, бежало несколько дев-христианок. Одна из них, святая Рипсимия, своей красотой привлекла внимание Тиридата, но отвергла его домогательства и была замучена вместе с другими святыми жёнами. После их казни Тиридат впал в безумие, но был исцелён святым. Затем Григорий наставил своего мучителя в христианской вере и крестил вместе со множеством народа.

Преподобный Григорий Пельшемский

В 1434 году сын Юрия князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую; несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, не зная, где приклонить голову, многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались за пищей в обитель преподобного Григория Пельшемского, и он помогал им, насколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать правду Шемяке: «Князь Димитрий, — говорил пустынник, — ты творишь дела нехристианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом. Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи, и если не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься и славы, и княжения!» Шемяка, рассерженный правдой, приказал сбросить святого Григория с высокого моста на лед реки. Сильно разбившись, преподобный несколько часов лежал без чувств. Наконец он пришел в себя и, с трудом встав с места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные». Как ни жесток был Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных усилило в народе уважение к преподобному и его обители.

Евангелие дня

Основная сложность христианства заключается в том, что христианское совершенство требует от человека выхода за наши естественные пределы. Евангелие утверждает, что мало быть просто хорошим человеком, недостаточно соблюдать все нормы религиозного закона, уголовного и гражданского кодексов, а также налогового законодательства, необходимо, исполняя всё это, делать и то, что и вовсе не свойственно человеку. Как раз об этом мы можем услышать в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 6.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Первая строка только что прозвучавшего евангельского отрывка является своего рода эпиграфом ко всем дальнейшим словам Спасителя из услышанного нами фрагмента Евангелия от Луки: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Прежде, чем двигаться дальше, нам стоит остановиться на этих слова и подумать: а как мы хотим, чтобы поступали с нами люди? Конечно, наши ожидания сильно зависят от всего предшествующего жизненного опыта, от социального статуса, от возраста, пола, образования и так далее. Но если не вдаваться в частности, то можно с уверенностью сказать, что нет на свете того человека, который хотел бы несправедливости по отношении к себе. Более того, мы хотим не просто справедливости в рамках закона, мы хотим понимания и снисхождения, того, что определяется замечательным выражением «войти в положение». Иногда такое вхождение означает должностное преступление для входящего, иногда оно требует от другого человека ущемления собственных прав и попрание собственных интересов.

Спаситель нигде не говорил, что такие ожидания — это плохо. Нет. Он сказал, что мы и сами должны уметь быть теми, кто понимает, кто расходует себя ради другого, кто не ведёт себя как раб инструкций и фанат правил.

Дальнейшие слова прозвучавшего сегодня отрывка раскрывают те ожидания от других, которые есть, пожалуй, у каждого человека, но делают они это, конечно же, тем языком, который характерен для Евангелия.

Так, мы услышали, что нет никакого смысла относиться с любовью только к тем, кто готов ответить нам взаимностью, ведь в таком отношении нет ничего особенного, так поступают вообще все люди, это естественно. Естественно, скажем, желать смягчения закона для своего друга и при этом требовать от закона строгости тогда, когда речь идёт о человеке незнакомом или же о враге.

Спаситель требует от нас, чтобы мы в качестве примера избирали не людей, а Самого Бога-Отца. Возможно ли уподобиться Богу в Его милосердии? Мы знаем, что нет. Нужно ли стремиться к такому уподоблению? Да, ведь именно через милосердие проявляет себя любовь, а она — единственный доступный нам критерий определения направления движения души: движется ли она к Богу или же от Него.

Дай Бог, чтобы плодом наших размышлений о собственном благе стало стремление оказать это благо другому!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святость для большинства наших соотечественников являлась идеалом жизни, и этот идеал осуществляли многие. Великий сонм русских святых: иерархов, князей, полководцев, духовных писателей, художников, простых людей, воинов, монахов — есть свидетельство осуществления идеала святости в нашем народе. Эти люди жили в разное время, принадлежали к разным слоям русского общества, но имели одно общее — горячую веру, превращавшую их жизнь в жертвенное служение людям. Усвоенное нашим народом христианство с его высочайшим идеалом любви к ближнему оказало глубокое влияние на становление общественных и семейных отношений, на воспитание подлинного патриотизма.

Притчи. Убедительные финики

Одна женщина пришла со своим маленьким сыном к старцу.

— На моего мальчика напала порча, — сказала она. — Он ест финики с утра до вечера. Только сладкие финики, и ничего другого. Что мне делать?

Старец посмотрел на мальчика и сказал:

— Добрая женщина, возвращайся с сынишкой домой. А завтра в это же время приходи ко мне опять, я постараюсь помочь тебе.

На следующий день старец посадил мальчика себе на колени, взял у него из руки финик и сказал:

— Сын мой, помни о том, что на свете есть и другие вкусные вещи.

После этого он благословил ребенка и отпустил к матери.

Озадаченная мать его спросила:

— Но почему ты не сказал этого вчера? Зачем нам надо было еще раз пускаться в такой далекий путь?

— Добрая женщина, — ответил старец. — Вчера я не мог убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я и сам с наслаждением ел только финики.

О Священном Писании Церкви (Библии)

Священное Писание — важнейшая часть Священного Предания, основной источник истин христианского вероучения. Библия состоит из 2-х основных частей: Ветхого Завета (составлен в дохристианские времена) и Нового Завета. Книги, входящие в состав Св. Писания, писались в продолжении ≈1500 лет (≈ с 13 в. до Р.Х. по начало 2 века).

Библия — книга религиозная, главное в ней — отношения человека с Богом. Поэтому там не рассказывается, например, про динозавров. Исторический, геологический, географический, биологический, социальный контекст в Библии служебны по отношению к основному — религиозному.

Ранняя Церковь не была ущербной, но жила без написанного Евангелия. Она жила по устному Преданию. Евангелия появляются в то время, когда начинают распространяться ложные сведения о Спасителе, когда появляются первые секты.

Святитель Иоанн Златоуст: По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем.

Святые отцы и Библия

Иногда доводится слышать, как некоторые люди противопоставляют святых отцов Библии, упрекая православных в том, что они вытесняют слово Божье, то есть Священное Писание, словами людей.

Такое мнение происходит от незнакомства с творениями самих отцов, которые жили и дышали Священным Писанием, всё мышление которых было глубоко библейским. Поучаясь в Писании день и ночь, они призывали к тому же и всех христиан. Как говорит святой Иоанн Златоуст, «Великое благо, возлюбленные, чтение Божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на небо, оно располагает человека к благодарности (пред Богом), оно не допускает его пристраститься к чему-либо настоящему, оно заставляет ум наш постоянно обитать на небесах, побуждает нас делать всё в надежде на воздаяние Владыки и стремиться с величайшею ревностью к подвигам добродетели». В значительной мере традиция толкования Библии в христианском мире основана на методах, развитых именно святыми отцами.

Игнорировать их наследие — значило бы, в лучшем случае, изобретать велосипед, в худшем — впадать в давно уже опровергнутые ими ошибки. Библия есть книга Церкви, которая Церкви была дана, и только в Церкви может быть правильно понята, а выразителями своего учения Церковь видит святых отцов.

Молитвословия

Тропарь святителя Михаила, митрополита Киевского

глас 4

Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися,/ се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися./ И иже неверием обветшавшии/ божественною купелию отродишася/ и быша людие обновления, цаpское священие,/ язык свят, Христово стадо,/ емуже ты первый пастырь явился еси,/ яко первeе Крещением послуживый./ И ныне, предстоя Владыце Христу Богу,/ моли всем сыновом русским спастися,// имаши бо дерзновение, яко иерарх Божий и священнослужитель.

Кондак святителя Михаила, митрополита Киевского

глас 2

Моисей вторый России явился еси, отче,/ пренесый мысленный виноград/ от египетскаго идолослужения в землю, пророчествием предувидену:/ будет, рече, утверждение веры на земли,/ и на версех гор Киевских превознесется паче ливана/ Плод, питаяй мира всего,/ от Негоже вкусивше,// ублажаем тя, Михаиле, Божий иерарше.

Молитва святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому

Святый великий и преславный архипастырю и отче нaш Михаиле, страны Русския первопрестольниче и просветителю, всех же племен христианских благонадежный пред Богом ходатаю, тебе припадающе молимся: помози нам быти твоея к Богу любве подражателем, ею же в земнем животе твоем преисполнен был еси. Просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения. Научи нас тебе последовати верно и заповеди Господни усердно творити, да явимся чада твоя не именем токмо, но и всем житием, тако познаемся. Молися, равноапостольно иерарше, о Церкви русской, о граде твоем и обители, в ней же нетленно мощи твоя святыя почивают, и о всем Отечестве нашем, призри милостивно на вся верныя твоя чтители, помощи твоея ищущия: буди всем в болезнех целитель, в скорбех и печалех утешитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный заступник и покровитель, да твоею помощию сподобимся и мы грешнии спасение получити и Царствие Христово наследовати. Ей, святителю Христов, аще восхощеши можеши помощи нам, да на помощь твою уповаюше, прославим Дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь священномученика Григория

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Григория

глас 2

Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.

Тропарь преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца

глас 8

Любовию Христовою, богомудре, просветився, / добродетельми облистал еси: / и всякое наслаждение плотское возненавидев, / и в пустыню вселився, в нейже вельми подвизался еси в жизни сей временней / в пениих и во бдениих, и в пощениих. / Сего ради и Христос даром чудес обогати тя: / но поминай нас чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Григорие, / и моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца

глас 8

Христовою любовию уязвився преподобне,/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ всякое наслаждение плотское возненавидев,/и в пустыню вселився, в ней вельми подвизался еси:/ тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Григорие, отче наш.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец (1442 г.)
Жития святых 13 октября 2016
Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец (1442 г.)

Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский (ок. 1442 г.) был прославлен на Соборе 1549 г. Он родился в г. Галиче и происходил из рода дворян Лопотовых.